Индивидуальная и традиционная траектория образования: в чем разница

АВТОР:
Елена Верещагина
Forbes Russia Education Contributor
Традиционная модель обучения в вузах предполагает строгое деление на общеобразовательные и профильные предметы – и как итог "заточенность" под специальность. С индивидуальными образовательными траекториями, которые внедряют современные университеты, все по-другому. С первых дней обучения студент получает возможность, помимо базового ядра, изучать разные дисциплины, выбирать спецкурсы и модули, пробовать себя в разных сферах деятельности.

В Тюменском государственном университете (ТюмГУ) провели исследование отношения студентов выпускного курса (более 400 человек) к обеим образовательным моделям, чтобы узнать, есть ли, по их мнению, разница между двумя подходами. Выяснилось, что студенты с индивидуальной образовательной траекторией почти в два раза больше ценят self skills, понимание себя, своих стремлений и интересов, сильных и слабых сторон, а также образа будущего в целом. Рассказываем о других результатах исследования в этом материале.
Self Skills – это навыки, связанные с самоопределением и самоорганизацией человека.
Self Skills – это навыки, связанные с самоопределением и самоорганизацией человека.
Качества: планирование VS self skills
Студенты по-разному оценивают собственные профессиональные навыки и общие компетенции, полученные за время учебы, а также то, какие личные качества необходимы для достижения успеха. В тройке лидеров оказались "самостоятельность", "планирование" и "самоорганизация". При этом студенты, которые обучаются по индивидуальным траекториям, в два раза чаще отмечали такие качества как «ответственность» (56% и 23%) и «рефлексивность» (47% и 18%).

"Свобода выбора индивидуальной траектории образования, возможность уже на этапе обучения в бакалавриате неоднократно совершать осознанный выбор курсов, модулей, направления специализации приводит, как ни странно, к большей осознанности и ответственности", – комментирует результаты профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Елена Казакова.

Индивидуальные образовательные траектории благодаря обучению в смешанных группах и общению со студентами и преподавателями других специальностей влияют на развитие коммуникативных навыков – студенты с элективными курсами оценили развитие подобных навыков для себя выше, чем те, кто учился по традиционному профилю (72% и 62%).

Развитие "self skills" – отличительная черта обучения по индивидуальным траекториям. Каждый третий студент на программе ИОТ в ответ на вопрос "Что означает умение учиться?" дает ответы, связанные с самоорганизацией, мотивацией, личной эффективностью, управлением ресурсами. А вот среди студентов традиционного обучения в этих категориях выделяют умение учиться только 19%.

Что значит "уметь учиться"? Студенты с индивидуальной траекторией в два раза чаще акцентируют внимание на soft skills, желании учиться и стремлении к знаниям, умении работать с информацией, развитии самостоятельности. Эти ответы совпадают с базовой задачей модели ИОТ – ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) Виктор Кокшаров определяет ее как «мотивацию к обучению и сохранение студентов в стенах вуза до успешной защиты выпускной работы». «Такой гибкий подход к образованию дает больше возможностей студентам и значительно повышает их желание учиться и успеваемость», – обозначает он.

А вот студенты традиционного обучения уделяют больше внимания умению применять знания на практике, понимать материал в противовес "зубрежке". Также они чаще воспринимают образование как "базу", "фундамент" или "основу".
    Университет: взросление VS коммьюнити
    "Что для вас университет?" – для студентов традиционного обучения высшее образование связано, в первую очередь, с взрослением, обретением самостоятельности, получением знаний. «Самостоятельное принятие решений», «упорство», «взросление», «развитие», «возможности», «этап жизни», «фундаментальное развитие души», «место, где ты ищешь себя», «первое место, где тебя воспринимают как равного взрослого человека» – вот некоторые варианты, которые встречаются среди ответов.

    Студенты с индивидуальной образовательной траекторией отвечают более разнообразно. Университет – это и «общение, коммуникация, знакомства и опыт», «преломление собственных понятий и границ», «живой организм», «образ жизни», «испытание», «среда», «раскрытие», «страдания и свобода», «место, где человек поступает идейно, защищая свою позицию», «период развития, когда меняются заложенные с детства парадигмы, установки», «инкубатор для созревания», «фон для всей жизни». При этом стоит отметить, что студенты традиционной системы испытывают стресс во время учебы реже, чем те, кто учится с индивидуальным выбором.

    Студенты ИОТ воспринимают университет как сообщество, особое коммуникативное пространство и образ жизни. Они чаще посещают открытые лекции, мастер-классы, встречи студенческих творческих и научных объединений и ценят неформальное общение, особую атмосферу вуза. Так, университет становится не просто стенами, а местом для жизни, пространством общения и дискуссий, маркером идентичности и особой мотивирующей интеллектуальной средой.
    После диплома: корпорация VS саморазвитие
    "Я получил диплом – что дальше?": студенты индивидуальных образовательных траекторий чаще говорят о том, что их будет вести по жизни потребность в саморазвитии. Они же в большей степени ориентированы на самообразование, творчество, фриланс и самозанятость, интересную работу, приносящую достаточный доход. Студенты традиционной формы обучения ориентированы на работу в крупной фирме, корпорации и карьерный рост.

    «Сочетание широты образования с глубиной специализации дает шанс студентам стать людьми готовыми к постоянно меняющимся требованиям как рынка труда, так и общественной жизни», – отмечает Елена Казакова.
    Выводы
    Исследование ТюмГУ обозначило тенденции для вузов, внедряющих индивидуальные образовательные траектории.

    Во-первых, студенты по-разному оценивают собственные компетенции и личные качества, которые приобрели во время обучения. Самое значимое различие – в оценке коммуникативных навыков, их оценивают выше студенты с индивидуальной траекторией. При этом студенты не вполне уверенно представляют, какими профессиональными качествами должен обладать специалист в их области, и здесь образовательная траектория не играет роли.

    Во-вторых, студенты по-разному подходят к организации обучения, ставят цели, по-разному представляют себе карьеру и жизнь после вуза. Студенты с индивидуальной траекторией делают ставку на самообразование, творчество и самозанятость.

    «Университет может не трансформировать образовательный процесс, если уверен, что каждый студент, успешно освоивший образовательную программу, найдёт своё место в жизни и будет вести продуктивную деятельность, т.е. самостоятельно, инициативно, преднамеренно и предусмотрительно действовать в собственных интересах, не забывая об общем благе», – считает ректор ТюмГУ Иван Романчук. «В остальных случаях придётся работать над дизайном и содержанием образовательных программ, если вы хотите остаться на рынке и быть востребованными», – уверен он.
    Исследование было проведено ТюмГУ в 2021 году, чтобы выявить преимущества системы индивидуальных образовательных траекторией, получив обратную связь от студентов, и ранее его результаты нигде не публиковались.



    13 апреля / 2022
    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ