Образовательные программы по менеджменту доступны в наибольшем количестве российских вузов – по данным RAEX, насчитывается свыше 400 учебных заведений, где готовят управленцев. Однако такое количество нельзя отождествить с качеством. Примерно половина вузов не способна обучать в течение четырех лет даже одну полноценную группу студентов – почти в 200 вузах численность обучающихся менеджменту составила менее 100 человек. В сферах экономики и управления отмечен разрыв между университетам-лидерами и остальными участниками образовательного процесса. Если в топовые университеты поступают абитуриенты с очень высокими результатами ЕГЭ, то в среднестатистические вузы – молодые люди с весьма удовлетворительным уровнем подготовки. И средний по стране проходной балл будущих экономистов и менеджеров в 2021 году оказался довольно низким – чтобы учиться по контракту, требовалось набрать всего 46,3 балла.
По педагогическим направлениям почти 70% зачисленных в прошлом году студентов были приняты на бюджетной основе, свидетельствует статистика Минобрнауки. Интерес к педагогике, судя по всему, подогревается пристальным вниманием властей к достойному уровню зарплат учителей в регионах. К слову, составленный RAEX
рейтинг вузов в сфере «Педагогика» имеет ярко выраженный региональный уклон: 17 из 20 участников списка лучших находятся за пределами Москвы – вузы из первой двадцатки расположены в разных городах от Калининграда до Владивостока, и от Мурманска до Ставрополя.
Образование в области точных наук и инженерных специальностей также преимущественно оплачивается государством. При этом уровень конкуренции при поступлении зависит от предметной области. Так, на ядерные и биотехнологические специальности и на ИТ-направления поступают молодые люди с очень высоким уровнем подготовки. Что же касается большинства инженерных специальностей, то поступление на бюджетной основе вполне реалистично: планка ЕГЭ, которую нужно преодолеть, как правило невысока. К доступным инженерным областям относятся авиационная и ракетно-космическая техника, машиностроение и робототехника, нефтегазовое дело, пищевые технологии, строительство, технологии материалов и др. Перечисленные направления не пользуются высокой популярностью у самых способных абитуриентов. Так, доля победителей олимпиад среди зачисленных составляет в среднем 0,6%, тогда как в сфере ИТ аналогичный показатель равен 3,9%, а по ядерным технологиям – 6,4%. Однако при этом налицо спрос государства на подготовку специалистов в этих социально значимых инженерных областях – здесь весьма распространен целевой прием (6,8% зачисленных «целевиков» против 1,6% по гуманитарным и общественным наукам).