Одним из наиболее значимых преимуществ блокчейна в образовании называют повышение качества верификации академических результатов. Он несет за собой сдвиг в понимании данных и их дистрибуции: ни одна авторитетная инстанция не сможет управлять данными — ведь они являются регистром всех событий, происходящих на платформах, подключенных к сети распределения информации.
Проверка подлинности дипломов и их соответствия международным стандартам — то, с чем многие регулярно сталкиваются: например, в процессе определения подлинности диплома и при поступлении в другие учебные заведения, в частности, зарубежные, когда необходимо доказывать свои знания в соответствии с требованиями вуза или страны. Хранение данных об образовательном процессе и его результатах на блокчейне способно упростить формальный процесс, открыв доступ к информации различным акторам: от компаний и университетов до HR-специалистов и преподавателей.
Верификацию необходимо понимать двойственно. Во-первых, как легальную процедуру определения подлинности академического документа, во-вторых – как доказательство реального наличия навыков и знаний у кандидата. Второй аспект представляется особенно интересным, поскольку затрагивает ключевую для парадигмы блокчейна проблему: кому принадлежит информация? Если мы имеем дело с классическими оценками, то университет имеет монополию на информацию о студенте с точки зрения его образовательных результатов. Только конкретная институция может оценивать и признавать эти знания и тем самым помещать студента в «коробку» своей системы оценивания. Так, фиксирование академических результатов возможно только внутри институции, что не учитывает прогресс человека за ее пределами (онлайн-курсы, стажировки, интенсивы и т.д.), а также исключает его автономность в управлении этой информацией. Иначе говоря, в классической схеме студент становится лишь наблюдателем, пока одна институция коммуницирует с другой.
«Блокчейн в онлайн-образовании расширяет возможности студентов по управлению своими данными, обещая легкий и гибкий доступ к данным, хранящимся в блоках, что обеспечивает справедливость и прозрачность в каждом аспекте обучения», –
пишет коллектив авторов научной статьи о позитивном влиянии блокчейна. То есть, обретая контроль над своим цифровым образовательным портретом, у человека появляется больше шансов доказать многогранность своих профессиональных навыков и знаний с учетом деталей, которые образовательная институция, выдающая классический диплом, не в состоянии учесть.
Отталкиваясь от принципа верификации, можно выделить несколько крупных тенденций в применении технологий блокчейна в образовании:
- создание блокчейн-инфраструктуры для хранения и верификации академических результатов студентов;
- демократизация доступа к информации;
- диверсификация методов оценки специалистов.