Больше, чем PowerPoint: если запомнят слайды, то запомнят и вашу работу

Почему дизайнерские навыки так же важны, как знание иностранного языка

АВТОР:
Редакция
Одним из ключевых навыков современного человека стало умение понятно и убедительно доносить информацию. Этот навык необходим в самых разных ситуациях: рассказать о результатах работы на совете директоров, представить проект потенциальному инвестору, продемонстрировать преимущества продукта партнерам.
По данным исследований, 80% людей воспринимают информацию визуально. А значит, качество подачи информации важно не только в речи, но и на слайдах презентации. Согласно опросу руководителей T&D отделов российских компаний, обучение навыкам работы в PowerPoint или Keynote неизменно входит в топ-3 наиболее востребованных программ корпоративного обучения.

Forbes Education поговорил с основателями Академии презентаций Bonnie&Slide Николаем Пере и Светланой Фирсовой о том, какими должны быть современные корпоративные презентации и почему каждый обязан стать немного дизайнером.

Одним из ключевых навыков современного человека стало умение понятно и убедительно доносить информацию. Этот навык необходим в самых разных ситуациях: рассказать о результатах работы на совете директоров, представить проект потенциальному инвестору, продемонстрировать преимущества продукта партнерам. По данным исследований, 80% людей воспринимают информацию визуально. А значит, качество подачи информации важно не только в речи, но и на слайдах презентации. Согласно опросу руководителей T&D отделов российских компаний, обучение навыкам работы в PowerPoint или Keynote неизменно входит в топ-3 наиболее востребованных программ корпоративного обучения.

Forbes Education поговорил с основателями Академии презентаций Bonnie&Slide Николаем Пере и Светланой Фирсовой о том, какими должны быть современные корпоративные презентации и почему каждый обязан стать немного дизайнером.
Сделай сам: почему для создания презентаций больше не нужны дизайнеры

Когда в 1987 году появилась программа PowerPoint, люди, не знающие ничего о графическом дизайне, получили доступный инструмент для визуализации. Прошло более 30 лет. Сегодня мы живем в мире короткой и красиво завернутой информации: телевизионные ролики, сайты компаний и упаковка продуктов - результат кропотливой работы отделов маркетинга и профессиональных дизайнеров.

Но большинство внутренних корпоративных презентаций так и остались в 90-х годах: старомодные текстовые буллиты, придуманные в PowerPoint 1.0, перегруженные информацией слайды, на понимание которых уходят часы.
Слайды из презентации, созданной в PowerPoint 1.0*
Примеры слайдов из корпоративных презентаций, 2020

На заре цифровой эры подобный формат подачи информации еще работал: зрители были рады любой визуальной поддержке и с готовностью разбирались в дебрях текста на слайде.

Сегодня ожидания изменились. Недостаточно просто разместить текст на слайде. Его нужно сократить, структурировать, расставить акценты, выделить ключевую информацию. И все это - за счет использования инструментов визуализации.

Сотни тысяч презентаций ежедневно показываются на встречах и отправляются по почте. Их делают менеджеры, аналитики, маркетологи, сотрудники HR-отделов и специалисты по продажам. Дизайн-навыки не были главной строкой в их резюме, но оказалось, что все свои знания теперь нужно доносить именно с помощью слайдов. И вот, менеджер должен стать немного дизайнером, который быстро и красиво соберет отчет по работе отдела в PowerPoint.

Умение создавать красивые и понятные презентации подобно знанию иностранного языка. Если вы знаете язык, то на собеседовании больше шансов получить желаемую должность, высокую зарплату или чаще ездить в командировки. Сегодня нужно уметь общаться на визуальном языке и знать основы дизайна, чтобы продвигаться по карьере, убеждать руководство и клиентов посредством грамотно созданной презентации.

Навык создания качественных слайдов можно получить достаточно быстро, он не требует многолетнего обучения в университете.


Правильная презентация: что такое хорошо и что такое плохо

Как известно, мы воспринимаем информацию с помощью зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного каналов, при этом доминирующей является именно визуальная сенсорная система.
Поэтому каждый, кто стремится заполнить слайд текстом размера 9pt снизу доверху, должен поставить таймер, позвать, например, маму и попросить ее разобраться в слайде. Если она не смогла понять суть за несколько секунд, то вы проиграли эту битву слайдов.

На примерах ниже видно, как грамотное визуальное оформление помогает выделить наиболее значимую информацию и придать структурности тексту.
Презентацию можно оценить по реакции зрителей. Хорошая презентация - та, после которой аудитория задает много вопросов. Эти вопросы, как правило, начинаются со слов «Расскажите подробнее…».

Это значит, вы зацепили ваших слушателей, поэтому им важно разобраться в деталях. Если вопросов нет – вероятно, люди ничего не поняли и им было скучно.


Зримое преимущество: цель определяет средства

Презентации выглядят по-разному, но все они должны достигать результата. Одна из наиболее распространенных проблем - несоответствие контента цели.

Можно красиво оформить презентацию, но если дизайн не несет смысла и не расставляет нужные акценты, он бесполезен.

Поставьте себя на место аудитории. Ответьте на главный вопрос: что человек должен сделать, посмотрев ваши слайды? Это и станет вашей целью. У вас есть преимущество перед любым профессиональным дизайнером: никто лучше вас не знает, какая информация на слайде самая важная, к чему нужно привлечь внимание в первую очередь, а что второстепенно.

Благодаря грамотному оформлению вы можете выделить главные идеи, сместить акцент на нужные цифры и «спрятать» информацию, на которой не хотите заострять внимание.

Например, клиент должен принять решение о выделении дополнительного бюджета на продвижение в поиске. Значит, именно на эту категорию он должен, в первую очередь, обратить внимание и сделать правильный вывод.
Возможно, вы хотите, чтобы руководитель оценил результаты работы и согласовал давно ожидаемое повышение? Значит, главная задача слайдов - подчеркнуть цифры роста продаж.
В поиске вдохновения: где взять идеи, если я не дизайнер

Делать работающие презентации не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Следите за тем, что происходит в визуальной культуре вокруг вас и применяйте в презентациях.

Сейчас актуален минимализм и плоский функциональный дизайн. Рассмотрите внимательно упаковку любимого продукта или кроссовки, которые вам кажутся супермодными. Какие шрифты и цвета используются? Попробуйте посмотреть на интерфейс приложений в вашем телефоне и нарисовать слайд в таком же стиле.
Как еще научиться делать красиво? Копировать красивое!

Мы знаем, что наши слайды, которые мы публикуем в Telegram-канале и в разделе Банк слайдов, часто срисовывают. Но мы не в обиде, потому что это один из способов научиться. Сначала вы пытаетесь понять, как это сделано и повторить, а потом появляется свой стиль.
Проще, чем кажется: какие программы нужно знать

Профессиональные дизайнеры часто собирают презентации в Adobe InDesign, но это может создавать проблемы: если вам срочно потребуется отредактировать пару цифр, придется обращаться к дизайнеру, потому что Adobe InDesign - это специальный дизайн-софт, которого обычно нет на компьютере менеджера или аналитика.

На самом деле, не обязательно знать сложные дизайнерские программы Photoshop, Illustrator или 3D.

PowerPoint – отличный графический редактор, если правильно им пользоваться. В нем есть максимум простых инструментов, чтобы сделать красивую презентацию. В последних версиях даже появились встроенные иконки, которые можно перекрашивать, и возможность подтягивать изображение под тему слайда из хороших бесплатных фотобанков. Просто нужно забыть про тени, выпуклости, градиенты и устаревшие цветовые схемы.
Визуальная динамика: как сделать так, чтобы презентацию досмотрели до конца

Мы привыкли, что в корпоративной культуре есть такое понятие, как "темплейт" или шаблон, который очень часто мешает создавать эффективные презентации, которые запомнятся. Мы боремся с этой устаревшей привычкой. Нам кажется, она появилась от лени и нехватки времени: поставил плашку сверху, в уголке логотип и «дизайн» готов.

Если вы хотите, чтобы вас слушали и смотрели на ваши слайды, а не в смартфон, нужно сделать каждый слайд уникальным. Мы называем это визуальной динамикой. Это не значит, что нужно красить слайды в фиолетовый, красный и зеленый или «играть шрифтами». Динамика должна соответствовать логике вашего повествования и фирменному стилю компании. Хотите уделить особое внимание какой-то информации? Сделайте слайд с заливкой фона. Важно вызвать эмоцию? Используйте фото.

Презентация – яркий элемент деловой жизни. Если запомнят слайды, то запомнят и вашу работу. Поэтому смело расставляйте акценты за счет цвета и контраста. Вместо внушительных абзацев текста используйте образы, схемы, иконки, графику.

И помните, что слово «презентация» соотноситься с английским глаголом «to present», который означает именно «представить», «показать», «преподнести», а не «прочитать».
В качестве примеров в этой статье используются слайды, созданные обычными людьми после короткого курса обучения, а не профессиональными дизайнерами.

30 сентября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ