Что важнее: диплом или навыкиМногие работодатели признают, что обращают внимание на полученное соискателем образование. До сих пор, это один из вариантов отсева при отборе кандидатов.
«МТС – большая компания, мы нанимаем много людей. В каком-то смысле такой ценз, нельзя сказать, что идеально правильный, но это ценз, который позволяет сразу сказать: «На этих людей точно стоит посмотреть, потому что они прошли через определенные испытания до нас, и мы этим можем воспользоваться». Поэтому с этой точки зрения образование нужно. Но мы открыты к разным вариантам сотрудничества», – рассказал Вячеслав Николаев.
В процессе дискуссии Юрий Левин озвучил такую позицию: «В мире вообще диплом о высшем образовании начинает приниматься во внимание все меньше и меньше. Важен не диплом, а то, что ты можешь. И подход именно к персонализации образования, к возможности учиться в различных форматах… Тренд к персонализации и непрерывному обучению начинает превалировать. И традиционный подход, когда ты учишься, а потом всю жизнь работаешь, остается в прошлом».
Его поддержала Елена Бунина, пояснив, что при приеме на работу диплом как таковой не очень важен. Однако она считает, что, понимание того, какой вуз закончил кандидат, дает ему определенное преимущество: становится понятно, что у него помимо знаний и навыков, которые могли устареть, есть связи (определенная социальная среда), умение учиться, способность, превозмогая трудности, делать работу. «Естественно, диплом – не главное… Но хочется, чтобы высшее образование тоже менялось и становилось более гибким», – заключила глава Яндекса.
Тем не менее, уже никто не может отрицать, что традиционный подход к образованию и жизни, когда мы 11 лет учимся в школе, потом в вузе, а по его окончании получаем место работы, устарел. Мир меняется. И у людей появилась потребность в постоянном образовании. Подход life-long learning, когда человек непрерывно учится на протяжении всей жизни, совершенствуя свои навыки и получая новые знания, – реальность, которая уже наступила. И все, кто так или иначе работает в образовании, должны адаптироваться к данному тренду.
«Софт-скиллы, коммуникационные скиллы…, возможность работать в команде, подстраиваться под других в команде, и, как это банально ни звучит, смотреть в глаза своему собеседнику, а не в экран компьютера, – все эти скиллы крайне важны, и, к сожалению, традиционные вузы этому не уделяют достаточного внимания. Поэтому мы создали совместную программу с «МТС» –
MOOVE by Skolkovo», – рассказал Юрий Левин. Также ректор Сколково считает, что образование должно быть не легким, изящным и скучным, а очень трудным и интересным.
А по мнению Андрея Волкова, обучение должно быть еще и экстремальным – в том смысле, что студент должен пройти экстремум, перейти границу между «знаемым и незнаемым». Психологически многим это дается нелегко – ведь все мы стремимся в зону комфорта. «Образовательный процесс должен … хеджировать такие риски человека. Потому что, когда ты в реальной практике проваливаешься, это имеет за собой социальные последствия – тебя выгнать просто могут с работы. А в университете можно попробовать то, что немыслимо для тебя, шагнуть туда, шагнуть за границу», – пояснил директор Института общественных стратегий Сколково.
С точки зрения практики, очень важно выстраивать связи бизнеса и образования. Именно бизнес может дать недостающее звено – практическое применение полученных студентами знаний и навыков. В России появляется все больше примеров коллабораций компаний и вузов. «У нас есть образовательная программа
MOOVE и магистратура с Физтехом, и еще некоторое количество других программ. С одной стороны, мы смотрим за трендами и помогаем молодым людям, которые учатся, почувствовать, как же это будет потом, и как это работает, интересно этим заниматься или нет. ... С другой стороны, это для нас тоже важно, потому что мы и сами себя обучаем, и сотрудников своих обучаем постоянно, потому что технологии меняются быстро», – рассказал глава МТС.