Российские вузы в новой реальности: реакция на уход Coursera и edX

Комментарии университетов

Forbes Russia Contributor
заместитель директора Forbes Russia Education, главный редактор
4 марта платформа бесплатного дистанционного образования edX анонсировала удаление контента, предоставленного российскими вузами.

В заявлении написано: «… мы немедленно удалим с edX все курсы, предлагаемые российскими университетами – Университетом ИТМО, Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ, Национальным исследовательским технологическим университетом МИСиС, Российским университетом Дружбы народов (РУДН) и Уральским федеральным университетом.
Что это означает на практике:
  • Новые учащиеся не смогут найти или записаться на эти курсы на сайте edX.org;
  • Мы будем работать над тем, чтобы уже зачисленные студенты могли закончить обучение на выбранных курсах».

5 марта образовательная платформа Coursera в своем блоге также заявила, что прекращает сотрудничество с российскими учебными заведениями.

Генеральный директор Coursera Джефф Маджионкальда написал:
«…мы приостанавливаем весь бизнес в России.
Мы предпринимаем следующие действия в отношении бизнеса в России:
  • Мы приостанавливаем весь контент от российских университетов и отраслевых партнеров, включая курсы, специализации и степени. На платформе Coursera новым студентам будет недоступен, в том числе и для поиска, контент от российских партнеров.
  • Мы прекращаем дальнейшее сотрудничество с российскими организациями через Coursera for Business, Coursera for Government и Coursera for Campus».

На эти заявления отреагировала Национальная платформа открытого образования (НПОО): «Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» в лице ее членов – ведущих вузов России – МГУ, МФТИ, ВШЭ, МИФИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, УрФУ – объявляет о том, что совместно с вузами-партнёрами обеспечит доступ к образовательному контенту ведущих вузов».

Forbes Education узнал у представителей российских вузов, как действия Coursera и edX отразились на их деятельности и на каких альтернативных платформах они планируют размещать образовательный контент в будущем.
    С российскими вузами прекратили сотрудничество международные MOOC-платформы Coursera и edX. Наш университет был единственным российским вузом, который размещал онлайн-курсы на обеих платформах, наша аудитория там превышала 300 тысяч человек из более чем 150 стран. Зарубежные слушатели отмечали высокое качество и интересные темы наших онлайн-курсов. К сожалению, сегодня мы утратили важный информационный канал, который связывал нас с иностранными слушателями со всех континентов. Мы вошли в Ассоциацию НПОО в декабре 2018 года, спустя три года после создания платформы. Но за этот короткий период мы разместили на платформе уже более 120 курсов, и в ближайшее время их число вырастет благодаря тем информационным продуктам, которые мы переносим с Coursera и edX. Стоит отметить, что обе эти международные платформы дали возможность слушателям текущих сессий наших курсов завершить обучение, а вузам – сохранить свои материалы, и мы надеемся, что произошедшее – не навсегда. Наука и образование не имеют границ. Мы работали с зарубежными платформами с 2015 года над общей миссией – повышением доступности и качества образования в мире. В период глобальной пандемии коронавируса мы вместе реализовывали инициативы по предоставлению безвозмездного доступа к материалам онлайн-курсов лучших мировых университетов, в том числе НИЯУ МИФИ, для обучающихся и других категорий населения. Это были глобальные программы Coursera for Coronavirus и edX Pandemic Responce. Теперь мы фокусируемся на аудитории НПОО. Ожидается, что эта платформа будет развиваться, на ней уже создан англоязычный интерфейс, обсуждается создание новых сервисов для обучения и расширение целевой аудитории, выход платформы на глобальное образовательное пространство – туда, где признан бренд российского образования и где готовы работать с нашей страной, в том числе, в сфере образования. НИЯУ МИФИ с его значительным количеством онлайн-курсов на НПОО станет одним из локомотивов продвижения российского образования за рубежом.
    Геннадий Барышев, заместитель начальника центра онлайн-образования НИЯУ МИФИ
    С российскими вузами прекратили сотрудничество международные MOOC-платформы Coursera и edX. Наш университет был единственным российским вузом, который размещал онлайн-курсы на обеих платформах, наша аудитория там превышала 300 тысяч человек из более чем 150 стран. Зарубежные слушатели отмечали высокое качество и интересные темы наших онлайн-курсов. К сожалению, сегодня мы утратили важный информационный канал, который связывал нас с иностранными слушателями со всех континентов. Мы вошли в Ассоциацию НПОО в декабре 2018 года, спустя три года после создания платформы. Но за этот короткий период мы разместили на платформе уже более 120 курсов, и в ближайшее время их число вырастет благодаря тем информационным продуктам, которые мы переносим с Coursera и edX. Стоит отметить, что обе эти международные платформы дали возможность слушателям текущих сессий наших курсов завершить обучение, а вузам – сохранить свои материалы, и мы надеемся, что произошедшее – не навсегда. Наука и образование не имеют границ. Мы работали с зарубежными платформами с 2015 года над общей миссией – повышением доступности и качества образования в мире. В период глобальной пандемии коронавируса мы вместе реализовывали инициативы по предоставлению безвозмездного доступа к материалам онлайн-курсов лучших мировых университетов, в том числе НИЯУ МИФИ, для обучающихся и других категорий населения. Это были глобальные программы Coursera for Coronavirus и edX Pandemic Responce. Теперь мы фокусируемся на аудитории НПОО. Ожидается, что эта платформа будет развиваться, на ней уже создан англоязычный интерфейс, обсуждается создание новых сервисов для обучения и расширение целевой аудитории, выход платформы на глобальное образовательное пространство – туда, где признан бренд российского образования и где готовы работать с нашей страной, в том числе, в сфере образования. НИЯУ МИФИ с его значительным количеством онлайн-курсов на НПОО станет одним из локомотивов продвижения российского образования за рубежом.
    Геннадий Барышев, заместитель начальника центра онлайн-образования НИЯУ МИФИ
    Курсы Coursera, на которые подписались россияне до 5 марта 2022 года, будут доступны в течение ближайших 90 дней, но новые материалы российские вузы уже не имеют возможности разместить. Конечно, мы надеемся, что сотрудничество с Coursera будет восстановлено и продолжено, в соответствии с официальной позицией МФТИ, опубликованной ректором Дмитрием Ливановым, не было инициировано ни одного разрыва партнерских отношений. Но сейчас перед нами стоит приоритетная задача — обеспечить доступность и актуальность образовательных программ для наших подписчиков. Избежать некоторого технического перерыва, в условиях одностороннего разрыва партнерских отношений для новых подписчиков невозможно, но мы стараемся максимально его сократить. Физтех активно ищет альтернативные платформы для публикации образовательных курсов и коротких программ, и ведется согласование технических требований с несколькими платформами, которые открыты подписчикам из России. Образовательный контент Физтеха смотрят не только студенты, но и люди разных возрастов и широкой географии, которые стремятся развиваться в своей специальности или просто знакомятся с основами, например, программирования и анализа данных. В сегодняшних реалиях узкие прикладные современные навыки все более востребованы сотрудниками разных организаций для поддержания уровня профессионализма и успешной конкуренции на рынке труда.
    Алексей Малеев, директор Центра развития ИТ-образования МФТИ
    Курсы Coursera, на которые подписались россияне до 5 марта 2022 года, будут доступны в течение ближайших 90 дней, но новые материалы российские вузы уже не имеют возможности разместить. Конечно, мы надеемся, что сотрудничество с Coursera будет восстановлено и продолжено, в соответствии с официальной позицией МФТИ, опубликованной ректором Дмитрием Ливановым, не было инициировано ни одного разрыва партнерских отношений. Но сейчас перед нами стоит приоритетная задача — обеспечить доступность и актуальность образовательных программ для наших подписчиков. Избежать некоторого технического перерыва, в условиях одностороннего разрыва партнерских отношений для новых подписчиков невозможно, но мы стараемся максимально его сократить. Физтех активно ищет альтернативные платформы для публикации образовательных курсов и коротких программ, и ведется согласование технических требований с несколькими платформами, которые открыты подписчикам из России. Образовательный контент Физтеха смотрят не только студенты, но и люди разных возрастов и широкой географии, которые стремятся развиваться в своей специальности или просто знакомятся с основами, например, программирования и анализа данных. В сегодняшних реалиях узкие прикладные современные навыки все более востребованы сотрудниками разных организаций для поддержания уровня профессионализма и успешной конкуренции на рынке труда.
    Алексей Малеев, директор Центра развития ИТ-образования МФТИ
    У ТПУ был заключен договор с Coursera, по которому студенты вуза имели неограниченный доступ ко всем курсам. Но в приостановке работы платформы в России нет ничего критичного. Здесь нужно понимать, зачем студенты пользуются подобными платформами. Например, Coursera интегрировалась в наш образовательный процесс таким образом: студент мог выбрать курс на Coursera вместо дисциплины или ее части, которую он изучает в ТПУ, или преподаватель мог интегрировать курс с платформы в свои занятия. Однако, по словам Седнева, на практике российские студенты чаще всего пользовались курсами именно российских университетов. А они дублируются на собственных сайтах вузов и отечественных платформах — Лекториум, Stepik и многих других. То есть, доступ к курсам сохранится. Кроме того, существует российский проект «Современная цифровая образовательная среда», которая и создавалась как аналог Coursera. Если речь идет о курсах зарубежных университетов, они также как правило дублируются на сайтах вузов. Мы как университет также размещали свои курсы на Coursera, например, по нефтегазовому делу. Но они также дублируются как минимум на сайте нашего университета. Если мы говорим не о базовом образовательном процессе, а о желании студента получать какие-то дополнительные знания по IT, личной эффективности и так далее, то в России предостаточно онлайн-школ с платными и открытыми курсами. Рынок дополнительного образования в онлайн в нашей стране растет небывалыми темпами. Можно найти курс на любой вкус и для любой потребности.
    Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ)
    У ТПУ был заключен договор с Coursera, по которому студенты вуза имели неограниченный доступ ко всем курсам. Но в приостановке работы платформы в России нет ничего критичного. Здесь нужно понимать, зачем студенты пользуются подобными платформами. Например, Coursera интегрировалась в наш образовательный процесс таким образом: студент мог выбрать курс на Coursera вместо дисциплины или ее части, которую он изучает в ТПУ, или преподаватель мог интегрировать курс с платформы в свои занятия. Однако, по словам Седнева, на практике российские студенты чаще всего пользовались курсами именно российских университетов. А они дублируются на собственных сайтах вузов и отечественных платформах — Лекториум, Stepik и многих других. То есть, доступ к курсам сохранится. Кроме того, существует российский проект «Современная цифровая образовательная среда», которая и создавалась как аналог Coursera. Если речь идет о курсах зарубежных университетов, они также как правило дублируются на сайтах вузов. Мы как университет также размещали свои курсы на Coursera, например, по нефтегазовому делу. Но они также дублируются как минимум на сайте нашего университета. Если мы говорим не о базовом образовательном процессе, а о желании студента получать какие-то дополнительные знания по IT, личной эффективности и так далее, то в России предостаточно онлайн-школ с платными и открытыми курсами. Рынок дополнительного образования в онлайн в нашей стране растет небывалыми темпами. Можно найти курс на любой вкус и для любой потребности.
    Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ)
    Уход из России международных образовательных платформ, Coursera в частности, безусловно, отразится на нас, но вряд ли изменения будут глобальными — ведущие вузы России несколько лет назад создали и развивают национальную платформу открытого образования, куда, очевидно, мы и переместим курсы. Новый учебный год в университете мы планируем уже с учетом только своих возможностей.
    Александра Кузьмина, директор центра развития онлайн-обучения Уральского федерального университета (УрФУ)
    Уход из России международных образовательных платформ, Coursera в частности, безусловно, отразится на нас, но вряд ли изменения будут глобальными — ведущие вузы России несколько лет назад создали и развивают национальную платформу открытого образования, куда, очевидно, мы и переместим курсы. Новый учебный год в университете мы планируем уже с учетом только своих возможностей.
    Александра Кузьмина, директор центра развития онлайн-обучения Уральского федерального университета (УрФУ)
    Несомненно, подобные изменения повлияют на деятельность российских вузов. Однако, в том числе, и благодаря влиянию ограничений во время пандемии, многие университеты научились адаптироваться и оперативно реагировать на внешние обстоятельства, перестраивая свою работу.
      22 марта / 2022

      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ