Жесткие и гибкие навыки – какие важнее?

Forbes Russia Contributor
заместитель директора Forbes Russia Education, главный редактор
Распространено мнение, что обучение в вузе, и в принципе обучение, в первую очередь, направлено на выработку именно жестких навыков и зазубривание теоретических основ. В этом материале попробуем разобраться, каким образом связаны жесткие и гибкие навыки и должен ли их развивать университет.
Навыки
С середины прошлого века навыки принято делить на две большие категории: soft («гибкие») и hard («жесткие») навыки. Но в последнее время в некоторых крупных компаниях цифровые (относятся к hard skills) и когнитивные (относятся к soft skills) навыки выделяют в две отдельные категории. Таким образом, получается список из четырех групп:

Hard Skills — профессиональные навыки и знания, необходимые для конкретной специальности. С «хардами» должен выйти выпускник любого вуза.

Soft Skills – навыки, связанные с личными качествами человека, например, так называемые 4-K-компетенции: критическое мышление, способность кооперироваться и коммуницировать, креативность.

Цифровые навыки – совокупность умений использования и применения информационных технологий. В настоящее время ими должны в той или иной степени обладать все, независимо от рода деятельности.

К когнитивным навыкам относятся структурно-системное видение, эмоционально-образное и логическое мышление, умение задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. По востребованности они сейчас выходят на первый план. Пандемия выявила спрос именно на такой способ управления: необходимо быстро принимать решения, видеть систему, в которой вы работаете, комплексно, мыслить наперед, обладать определенным визионерским мышлением.

Рассказывая про навыки, нельзя не упомянуть эмоциональный интеллект и все то, что касается адаптации к постоянным изменениям. Эмоциональный интеллект относится к категории гибких навыков и включает распознавание эмоций, намерений и желаний, понимание мотивации как окружающих, так и самого себя, то, как вы реагируете на события и поступки других людей, каким образом ваша реакция отражается на коллективе. Также все большее значение приобретает навык саморегуляции — способность установливать личные границы, делать все, чтобы не выгорать. Чем способнее вы к саморегуляции, тем более ценным сотрудником становитесь.
Развитие навыков в вузе
В высшем образовании есть три существенных компонента: универсальное знание, с которым студент должен выпуститься; возможность самостоятельного познания; среда, в которой можно экспериментировать и ошибаться.

Жестким навыкам традиционно активно учат в бакалавриате, закладывая основу для реализации в будущей профессии. Но обучая hard skills, нужно развивать и другие категории навыков: даже линейную алгебру и умножение матрицы на вектор можно сделать увлекательными. Жесткие навыки — это то, что останется у выпускника «на кончиках пальцев», то, что он сможет, не задумываясь, применять на практике. Поверх «хардов» накладываются элементы цифровых, гибких и когнитивных навыков, которые должны сделать студента целостным человеком и профессионалом.

Вуз — это не только проводник знаний и умений, но и требовательный к студенту «собеседник», который помогает воспитывать самостоятельность: в поиске информации, преодолении трудностей, выстраивании коммуникаций и т.д.

Третий компонент высшего образования: среда, которую можно назвать safe heaven (пер.англ. «убежище»). Место, где есть все возможности для того, чтобы научиться совершать ошибки, получать конструктивный фидбек, в том числе и негативный, преодолевать страх и двигаться к поставленной цели. На самом деле, в силу сложившихся в обществе стереотипов довольно сложно учить ошибаться уже вполне взрослых и сформировавшихся личностей. Что такое правильно ошибаться? Это умение поставить эксперимент, сформулировать гипотезу, прийти к определенным результатам, часто отрицательным, ведь отрицательный результат не менее ценен, а чаще даже более значим, чем положительный.

Культура эксперимента, культура ошибки, на которой вы учитесь и быстро двигаетесь дальше — это то, что должно стать важной частью современного университетского образования.

Цель высшего образования – в первую очередь, научить работать с информацией и сформировать базовые навыки ее обработки, предоставить безопасную и комфортную среду, чтобы развить в студентах общечеловеческие ценности.
T-shape skills
Когда выпускник отправляет резюме в ответ на открытую вакансию, многие работодатели смотрят на то, какой вуз закончил кандидат. При этом независимо от оценок в дипломе и престижности вуза, специалисты по подбору персонала вместе с наличием обязательных профессиональных знаний и навыков обязательно проверят и личные качества: гибкость, способность быстро адаптироваться, беречь ресурс на нужное, не отвлекаться, справляться с неудачами, бороться с выгоранием, помогать коллегам и постоянно учиться новому, – как раз все те soft skills, которые студент набирает во время обучения в вузе.

Кто будет в будущем более востребован: многопрофильные специалисты или знатоки одной сферы? Универсального ответа нет – скорее всего, будут востребованы и те, и другие. Должен быть определенный баланс между этими двумя крайностями. Условно «сбалансированного» специалиста можно описать по Т-модели.
Концепция T-Shaped skills
Концепция T-Shaped Skills делит все знания и навыки на два направления: вертикальное и горизонтальное. Вертикаль обозначает высокий уровень компетенций в узкой профессиональной области, а горизонталь – объем знаний и навыков из смежных областей. Поэтому Т-специалисты помимо глубокой профессиональной экспертизы, могут похвастаться довольно внушительными знаниями и развитыми навыками по других направлениям. Такое сочетание профессиональных и надпрофессиональных навыков говорит о том, что Т-люди без проблем адаптируются к изменяющимся условиям деятельности, легко учатся и готовы открывать новые горизонты.

Модель компетенций T-Shaped Skills – отличный ориентир для поколения, которому не один раз в жизни придется менять род занятий и вид деятельности. Если взять данную концепцию за базовую модель развития молодого специалиста, то можно с высокой долей вероятности утверждать, что он преуспеет в своей профессиональной реализации.
Материал написан по итогам закрытого мероприятия Высшей Школы Менеджмента СПбГУ «GSOM Family Day» с участием: Ольги Дергуновой, заместителя Президента-Председателя Правления Банка ВТБ, директора ВШМ СПбГУ, Игоря Баранова, кандидата экономических наук, доцента, проректора по обучению и исследованиям СберУниверситета, Анны Морозовой, директора по организационному развитию Проктер энд Гэмбл в Восточной Европе, Евгении Герман, директора по развитию бизнеса образовательной платформы Skillbox.
2 февраля / 2022

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ