А так ли уж нужно рядовым сотрудникам любить то, что они делают в век почти поклонения схеме
work-life balance [англ. – баланс жизни и работы]? Ведь многие теперь говорят: «Я ищу просто работу, не хочу думать о ней вне рабочего времени, я выключаю компьютер и не желаю ни о чем беспокоиться». Все так, но это не отменяет тепла и эмпатии в рабочие часы. Без последних, например, не получится провести переговоры. Можно ли им научиться?
За тридцать лет российский рынок привык к тренингам, где обучающимся предлагают встать на место собеседника или партнера, посмотреть на ситуацию его глазами, с его личными вводными, а затем – попробовать прожить и решить вопрос уже в новых условиях. VR-тренинги обычно идут по схожему пути, и для развития эмпатии
используют роли представителей уязвимых социальных групп или же людей с ограниченными возможностями — например, со сниженным слухом или зрением.
Для бизнеса такие VR-тренинги могут быть эффективнее очного формата, когда сотрудники собираются и разыгрывают ситуации между собой. Ведь одно дело тренинг и совсем другое, когда ты сам в виртуальном мире передвигаешься в инвалидной коляске или не можешь разглядеть цифры на клавиатуре банкомата. Эффект погружения работает: некоторые даже не могут пройти до конца такие симуляции от избытка эмоций.
В одном исследовании студенты-медики
проявляли больше сочувствия к виртуальным пациентам, чем к реальному актеру, выступающему в той же роли во время очного тренинга. От реального актера участник может чувствовать давление и ожидание ответа, чего нет при взаимодействии с виртуальным.
В Verizon давно
практикуют VR-обучение сотрудников колл-центра для развития у них эмпатии и уверенности в общении с клиентом. Раньше для этого проводили очные семинары в формате ролевых игр, где нужно было справляться с конфликтными ситуациями. Но этой механике не хватало эмоций — отрабатывались, скорее, скрипты, чем психологическая устойчивость. Теперь же вместо ролевых игр сотрудники погружаются в виртуальную реальность, где общаются с разгневанным клиентом, испытывают весь спектр эмоций и фактически должны справиться с настоящим конфликтом. К тому же обучение в VR требует обычно меньше времени. В случае с Verizon, всего 30 минут виртуального занятия против 4 часов очного семинара.
Восприятие виртуальной публики как реальной делает VR-тренинги полезными и для отработки самопрезентаций, публичных выступлений, подготовки к интервью и других ответственных коммуникаций, связанных с ожиданием оценки со стороны. Крупные компании уже пробуют использовать этот инструмент. Телеком-оператор Vodafone перед реальным выступлением сотрудников
проводил VR-тренинг в виртуальной копии реального зала. Участники оказывались перед аватарами, задающими вопросы, и получали обратную связь по качеству речи, зрительному контакту с собравшимися и поведению на сцене. Сотрудники Vodafone проводили в этом пространстве в среднем 36 минут. Более 90% участников были готовы рекомендовать такой опыт коллегам.