«Почему я, почему эта школа и почему сейчас»: как поступить в Гарвард и не разочароваться

автор Forbes Russia Education

Недавно составители Шанхайского рейтинга в очередной раз признали Гарвардский университет лучшим вузом мира. В марте 2023 года туда поступил Александр Просекин, руководитель агентства по образованию за рубежом. Чтобы собрать все необходимые документы, подтянуть уровень английского и определиться с магистерской программой, ему потребовалось пять лет тщательной подготовки. О том, как разобраться в своих амбициях, почему так важен нетворкинг и сколько денег придется отдать за год обучения в Гарварде, — в материале Forbes Education.
    Поиск университета и программы
    В моем шорт-листе были магистерские программы «Развитие человека и образование» (Human Development and Education) Гарвардского университета (Harvard University) и «Международное сравнительное образование» (International Comparative Education) Колумбийского университета (Columbia University). Изначально я рассматривал и другие учебные заведения, но они отсеялись — свою роль сыграл опыт взаимодействия с представителями вузов, их студентами и выпускниками.

    Общаясь с разными людьми, посещая кампусы, можно составить достаточное представление об университете, узнать о плюсах и минусах программ, понять, сколько времени отводится практике, а сколько — теории, выяснить, какие исследования проводятся и как выстраиваются карьерные траектории. Если возможности приехать в кампус нет, можно найти всю информацию о программе, классах, преподавателях, клубах, клиниках и лабораториях в интернете. Изучение отзывов реальных студентов, посещение вебинаров, которые проводят приемные комиссии, — все это поможет составить объективное представление о вузе и направлении подготовки.

    Например, через приемную комиссию Дартмутского университета (Dartmouth College) я познакомился с супругой студента местной Школы бизнес-администрирования (Amos Tuck School of Business Administration). У ребят на тот момент был трехлетний ребенок — ровесник моей дочери. Благодаря их опыту я понял, что Дартмут не подходит мне с точки зрения пребывания с ребенком, и вычеркнул программу из списка. А в процессе общения с приемной комиссией и учащимися Стэнфордского университета (Stanford University) я осознал, что соотношение исследовательской деятельности и практической работы в учебном плане не соответствует моим целям.

    Общение же со студентами Колумбийского университета, напротив, укрепило мое желание подавать туда документы. Я находил людей в социальных сетях, писал им запросы на проведение звонков. Каждый десятый был готов выйти на связь, что в целом — хороший отклик. В то же время я присматривался к Гарвардскому университету. Работая в Нью-Йорке, я несколько раз приезжал в Бостон, как следует изучал город, знакомился со студентами. Несмотря на то, что в моем шорт-листе к тому времени оставалось всего два вуза и, казалось бы, передо мной предстоял сложный выбор, в последние визиты в Бостон я уже понимал, что хочу учиться именно в Гарварде на программе по развитию человека.

    Почему? Гарвардский университет — лидер американских и международных рейтингов педагогических школ. Особое внимание я обращал на критерии, связанные с количеством преподавателей, отмеченных наградами, и отзывы выпускников. Еще одним преимуществом Гарварда стало его расположение, в том числе удаленность от других крупных городов: от Бостона до столицы США, Вашингтона, например, всего 600 км, между ними также находятся Нью-Йорк и Филадельфия. Только в этих четырех городах живет больше 11 млн человек — огромное поле для нетворкинга: поиска партнеров, сотрудников, клиентов, наставников как во время, так и после обучения.
        Программа Human Development and Education
        Сейчас мне кажется, что выбор программы был очевидным, но точно не простым и не быстрым. Я никак не мог «упаковать» свой предыдущий опыт в единое целое: физика и математика в школе, журналистика в университете, а также танцы, музыка и фотография, предпринимательство, технологии, обучение персонала, организация и продюсирование фестивалей, маркетинг. С одной стороны, все интересно, с другой – нет четкого фокуса.

        Решающую роль сыграла карьерный коуч Эллен Холланд. Мы познакомились несколько лет назад на гала-ужине, устроенном для предпринимателей в Вашингтоне. Тогда Эллен в соавторстве с дочерью Келли, сотрудницей Гарвардской бизнес-школы, писала книгу для топ-менеджеров о влиянии искусства на понимание своего лидерского стиля. Мы договорились, что я буду участвовать в продвижении книги, а Эллен — проводить мне коуч-сессии. С ее помощью я смог направить профессиональный вектор в сторону развития человека и психологии.

        Спустя полгода после того гала-ужина меня пригласили работать в нью-йоркскую компанию, которая помогала американским школьникам развивать социально-эмоциональные навыки, поступать в колледжи и в дальнейшем оказывала поддержку при трудоустройстве. Изначально я ехал помогать совету директоров, но впоследствии, проявив инициативу, погрузился в работу с учителями и наставниками школ Восточного Гарлема. Тогда я понял, что тема развития и образования может стать не просто хобби, а следующим этапом моей жизни. Коучинг с Эллен подкрепил эти мысли, и я начал искать вуз, в котором мог бы получить необходимые знания и навыки.

        Выбор пал на программу «Развитие человека» в Гарвардском университете, соединяющую практику с новаторскими исследованиями. Длительность курса — один календарный год (с июня по август — вводный онлайн-курс, а с августа по май — очные занятия на территории кампуса). Направление классифицируют как STEM-программу (относится к наукам, технологиям, инженерии или математике), по окончании которой можно оставаться в США до трех лет вместо стандартного года.

        Программа состоит из 42-х кредитов (один кредит — десять часов обучения). 12 из них занимают ключевые предметы программы, а оставшиеся 30 студент распределяет по другим дисциплинам на выбор. К примеру, можно отдельно сфокусироваться на раннем детском развитии или международном образовании (выбрать так называемые «концентрации»). Разрешается брать курсы любой школы Гарвардского университета, в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology) и Школе Флетчера при Университете Тафтса (Fletcher School at Tufts University).

        Меня, в свою очередь, заинтересовали курсы об изучении развития мозга в Гарвардской медицинской школе, о предпринимательстве в Гарвардской бизнес-школе и о технологиях в MIT. Там же можно участвовать в клубах, лабораториях или бизнес-инкубаторах.
          Чтобы получить магистерский диплом (Master of Education), необходимо податься на конкретные программы, которые впоследствии нельзя поменять. Среди направлений — «Развитие человека и образование» (Human Development and Education), «Лидерство, организации и предпринимательство в сфере образования» (Education Leadership, Organizations, and Entrepreneurship), «Образовательная политика и анализ» (Education Policy and Analysis), «Обучение дизайну, инновациям и технологиям» (Learning Design, Innovation, and Technology) и «Преподавание и учительское лидерство» (Teaching and Teacher Leadership). Как только начнется обучение, появляется возможность выбрать дополнительные курсы, которые в Гарвардском университете называются «концентрациями». Это набор дисциплин, формирующих экспертность студента в определенной области, например: «Искусство и обучение» (Arts and Learning), «Раннее детcкое развитие» (Early Childhood Development), «Глобальное, международное и сравнительное обучение» (Global, International, and Comparative Education), «Высшее образование, идентичность, власть и справедливость в образовании» (Higher Education, Identity, Power, and Justice in Education), «Грамотность и языки» (Literacy and Languages).
              Чтобы получить магистерский диплом (Master of Education), необходимо податься на конкретные программы, которые впоследствии нельзя поменять. Среди направлений — «Развитие человека и образование» (Human Development and Education), «Лидерство, организации и предпринимательство в сфере образования» (Education Leadership, Organizations, and Entrepreneurship), «Образовательная политика и анализ» (Education Policy and Analysis), «Обучение дизайну, инновациям и технологиям» (Learning Design, Innovation, and Technology) и «Преподавание и учительское лидерство» (Teaching and Teacher Leadership). Как только начнется обучение, появляется возможность выбрать дополнительные курсы, которые в Гарвардском университете называются «концентрациями». Это набор дисциплин, формирующих экспертность студента в определенной области, например: «Искусство и обучение» (Arts and Learning), «Раннее детcкое развитие» (Early Childhood Development), «Глобальное, международное и сравнительное обучение» (Global, International, and Comparative Education), «Высшее образование, идентичность, власть и справедливость в образовании» (Higher Education, Identity, Power, and Justice in Education), «Грамотность и языки» (Literacy and Languages).
                Нельзя не рассказать и о материальной составляющей. Обучение по моей программе стоит $57 тыс. в год. На дополнительные расходы (аренда жилья, транспорт, питание и прочее) нужно заложить не менее $36 тыс. (в расчете на тот же временной отрезок). Для получения формы I-20 и студенческой визы нужно иметь на счету не менее $93 тыс. — потребуется выписка из банка. При этом $20 тыс. можно взять под 4-5% годовых в Harvard Graduate Student Union [профсоюз, представляющий интересы выпускников, преподавателей-ассистентов и других студентов-работников Гарвардского университета – прим.ред.], $18 тыс. в моем случае университет покрывает в виде стипендии. В итоге получается распределение 60/20/20, где 60% – собственные средства, 20% – заемные средства и 20% – стипендия.
                Подготовка и поступление
                Для подачи заявки необходимо заполнить анкету, написать эссе, предоставить до трех рекомендаций, загрузить свое резюме на внутренний портал «Высшей школы образования Гарварда» (Harvard Graduate School of Education), предоставить проверенные международной организацией WES российские дипломы и сдать языковые тесты: TOEFL обязателен, GRE — опционален, но я решил сдать и его. Мне, как иностранному абитуриенту, было важно подтвердить свои академические навыки независимой экспертизой.

                Подготовка к поступлению заняла 5 лет. Вот некоторые рекомендации, которые помогли мне немного ускорить процесс:
                • найдите себе занятие на английском (работа, проекты, волонтерство);
                • учите английский, совмещая с другими занятиями (как вариант, можно слушать подкасты на английском во время пробежек или за рулем);
                • начинайте изучение лексики с маленьких списков и увеличивайте из объем;
                • пользуйтесь переводом с английского на английский (например, через vocabulary.com), чтобы лучше понимать контекст и думать на иностранном;
                • пользуйтесь технологиями на английском (например, переведите гаджеты на английский язык);
                • регулярно посещайте разговорные клубы;
                • найдите тех, кто учит язык и готовится к тестам, поддерживайте с ними связь.

                Результаты, с которыми я поступал: 115 из 120 по TOEFL (с восьмого раза) и 155/160/4.0 (английский/математика/письмо) по GRE (со второго раза). Я сдал TOEFL лучше, чем 96-99% экзаменуемых. По GRE не звездный результат, но тоже выше среднего. Для подготовки к экзаменам я использовал официальные ресурсы ETS (оператор тестов TOEFL и GRE), которые можно найти на их сайте, книги Barron's и The Princeton Review, а также интернет-ресурсы Khan Academy и Magoosh.

                В резюме я включил все рабочие и волонтерские проекты, реализованные за последние пять лет. Для каждого выделил задачи, которыми занимался именно я, описал результат, количественные метрики и уточнения, где это было возможно. Например, «создал и реализовал ежегодные планы по коммуникации и сбору средств, достигнул целей ежегодного пожертвования и поспособствовал корпоративному спонсорству». Среди полезных ресурсов, которыми я пользовался в процессе составления резюме, — блог Школы управления им. Джона Ф. Кеннеди.

                В эссе важно было раскрыть три вопроса: почему я, почему эта школа и почему сейчас. Благодаря общению с приемными комиссиями и студентами я четко знал, как на них отвечать.

                Рекомендации мне писали три человека: Эллен Холланд, кратко изложившая историю нашего с ней сотрудничества в рамках работы над книгой, Ирен Брихта, специальный представитель международной благотворительной организации Ротари Интернешнл в клубах Сибири и Дальнего Востока, и Светлана Баженова, с которой мы составляли образовательные программы для университета Санта-Клары (Santa Clara University) в Кремниевой Долине. Я заранее разослал дополнительные материалы, которые могли помочь им в составлении рекомендательного письма: резюме, информацию о программе, а также мое эссе.
                Ожидания
                Чего я жду от обучения? В первую очередь, изучения теории и прохождения практики по социально-эмоциональному развитию и развитию мозга в лабораториях. Мне бы также хотелось установить 50-60 качественных контактов со студентами и профессорами из школ Гарварда, Tufts, MIT, сотрудниками организаций Восточного побережья, в которых я планирую проходить практику параллельно с учебой, и экспертами в раннем детском развитии, изучении языков, международном образовании.

                После обучения я бы хотел воспользоваться OPT (Optional Practical Training, дополнительная практика-стажировка, которая дает официальное разрешение на работу по студенческой визе – прим. ред.) и пройти практику в аффилированных с моей программой организациях. А еще мне предстоит определиться между дальнейшим развитием текущих проектов в новых форматах и регионах, новыми проектами в сфере детского развития и, может быть, погружением в детскую и семейную психологию.
                Автор:

                Александр Просекин, эксперт по детскому развитию и международному образованию

                МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ