В моем шорт-листе были магистерские программы «Развитие человека и образование»
(Human Development and Education) Гарвардского университета (Harvard University) и «Международное сравнительное образование» (International Comparative Education) Колумбийского университета (Columbia University). Изначально я рассматривал и другие учебные заведения, но они отсеялись — свою роль сыграл опыт взаимодействия с представителями вузов, их студентами и выпускниками.
Общаясь с разными людьми, посещая кампусы, можно составить достаточное представление об университете, узнать о плюсах и минусах программ, понять, сколько времени отводится практике, а сколько — теории, выяснить, какие исследования проводятся и как выстраиваются карьерные траектории. Если возможности приехать в кампус нет, можно найти всю информацию о программе, классах, преподавателях, клубах, клиниках и лабораториях в интернете. Изучение отзывов реальных студентов, посещение вебинаров, которые проводят приемные комиссии, — все это поможет составить объективное представление о вузе и направлении подготовки.
Например, через приемную комиссию Дартмутского университета (Dartmouth College) я познакомился с супругой студента местной Школы бизнес-администрирования (Amos Tuck School of Business Administration). У ребят на тот момент был трехлетний ребенок — ровесник моей дочери. Благодаря их опыту я понял, что Дартмут не подходит мне с точки зрения пребывания с ребенком, и вычеркнул программу из списка. А в процессе общения с приемной комиссией и учащимися Стэнфордского университета (Stanford University) я осознал, что соотношение исследовательской деятельности и практической работы в учебном плане не соответствует моим целям.
Общение же со студентами Колумбийского университета, напротив, укрепило мое желание подавать туда документы. Я находил людей в социальных сетях, писал им запросы на проведение звонков. Каждый десятый был готов выйти на связь, что в целом — хороший отклик. В то же время я присматривался к Гарвардскому университету. Работая в Нью-Йорке, я несколько раз приезжал в Бостон, как следует изучал город, знакомился со студентами. Несмотря на то, что в моем шорт-листе к тому времени оставалось всего два вуза и, казалось бы, передо мной предстоял сложный выбор, в последние визиты в Бостон я уже понимал, что хочу учиться именно в Гарварде на программе по развитию человека.
Почему? Гарвардский университет — лидер американских и международных рейтингов педагогических школ. Особое внимание я обращал на критерии, связанные с количеством преподавателей, отмеченных наградами, и отзывы выпускников. Еще одним преимуществом Гарварда стало его расположение, в том числе удаленность от других крупных городов: от Бостона до столицы США, Вашингтона, например, всего 600 км, между ними также находятся Нью-Йорк и Филадельфия. Только в этих четырех городах живет больше 11 млн человек — огромное поле для нетворкинга: поиска партнеров, сотрудников, клиентов, наставников как во время, так и после обучения.