«Возможности без знаний – ничто»: какой должна быть современная российская частная школа

Интервью с основателем и директором частной школы и английских детских садов W.I.D.E., президентом Ассоциации частных школ и детских садов столицы Татьяной Айрапетовой

«Как выбрать идеальную школу?» — этот вопрос задают себе миллионы родителей по всему миру. Ответ на него каждая семья должна найти самостоятельно, отталкиваясь от индивидуальных особенностей ребенка, своих ценностей, образа жизни и планов на будущее. Тем не менее существуют базовые критерии, которым должна отвечать школа, чтобы давать качественное образование. Мы поговорили с Татьяной Айрапетовой, основателем и директором частной школы и английских детских садов W.I.D.E., президентом Ассоциации частных школ и детских садов столицы, и узнали, чем отличается частное образование от государственного, какой должна быть современная школа, в каком возрасте нужно начинать учить иностранные языки, как понять, подходит ли ребенку школа, зачем частным школам объединяться и что их ждет в будущем.


Смотрите запись интервью Forbes Russia Education:
Сегодня родителям сложно разобраться в том, какой должна быть школа, потому что можно услышать много диаметрально противоположных мнений. Кто-то считает, что лучшее образование — западное, кто-то утверждает, что правильная модель обучения детей — это советская школа. На ваш взгляд, современное российское среднее образование уступает западному и советскому?

Нет, я не скажу, что уступает. Я постоянно слышу, читаю подобные сравнения, но считаю их нерелевантными. В первую очередь потому, что Советского Союза нет уже 30 лет.

Я пошла в школу, когда эта страна еще существовала, и не понаслышке знаю, что советское образование сильное. Более того, оно по праву считается одним из сильнейших в мире. Но за эти 30 лет произошло множество событий. Сменилось несколько поколений детей. И я на сто процентов уверена — и не думаю, что кто-то будет спорить, — если сейчас взять современных школьников и поместить их в образовательную систему того времени, хорошего результата не получится. Поколения меняются, и, соответственно, необходимо адаптировать и образовательную систему.

Что же касается западного образования: сложно сравнивать российское и западное во многом из-за разности наших менталитетов. Кроме того, все эти годы, что мы живем в России, а не в СССР, образование трансформировалось, пытаясь в том числе и на мировом уровне быть конкурентоспособным.

Одно я могу сказать точно: российское образование не уступает западному. Примером может служить большое количество школьников с российскими аттестатами, поступающих в лучшие вузы мира, значительное количество российских граждан, которые работают в иностранных компаниях за рубежом и ценятся как высококвалифицированные, высококлассные специалисты. Откуда это все берется? Конечно, вся база закладывается в школе. Сравнивая российское и зарубежное школьное образование, можно сказать, что подходы у нас разные, но ведь у нас и менталитет разный. Очень важно, на мой взгляд, давать детям целостную картину мира, чтобы они были людьми мира. Но при этом я также считаю необходимым знать русскую историю, русскую литературу, что научит их ценить Россию.

Вчера в нашу школу приходил космонавт, Герой России Александр Михайлович Самокутяев. Он рассказывал о своем опыте, показывал фотографии, видео, как он был в космосе. Мне кажется, что такие встречи необходимы, это супермотивация. Он сказал: «Ребята, а вы знаете, как в мире в этой среде уважают российских космонавтов?» Это так приятно слышать! Мне кажется, что в школах нужно как можно больше делать акценты на то, чем велика Россия. И вот это нас, конечно, должно отличать от международной модели.

Дети должны владеть языками, должны иметь широкие границы, должны иметь возможность применить себя в любой стране. Я слишком много, наверное, говорю «должны». Конечно, никто никому ничего не должен, это нам так хочется, чтобы наши дети могли все это. Я считаю, что задача школы — показать, насколько безграничны их возможности. Но в то же время возможности без знаний — ничто. Вот школа как раз и призвана дать релевантные знания и показать широту горизонтов.
Какой должна быть хорошая современная российская школа, чтобы реализовать все эти задачи?

Я считаю, что в России очень много хороших школ. Сейчас так получится, что, отвечая на этот вопрос, я буду описывать нашу школу W.I.D.E. Но это вовсе не значит, что я не замечаю другие. Поверьте, есть очень много школ, которые я считаю примерами, как государственных, так и частных.

Школа — это образовательная среда и пространство. Дальше это понятие каждый наполняет внутри себя своими мыслями. Я считаю, что это современное, просторное, может быть, даже светлое здание с хорошим оснащением, которое дает большие учебные возможности. Сейчас государством очень много делается для качественного образования российских школьников. Проекты «Математическая вертикаль», Курчатовские классы, робототехника… Посмотрите, какие возможности у детей в «Сириусе»!

И для нас главное, чтобы дети этими возможностями пользовались. Очень важно, чтобы педагоги могли заинтересовывать, направлять, чтобы они не были безразличными. И, конечно, чтобы педагоги были сильными. «Сильные» — слово очень емкое. Я имею в виду академически сильными, знающими, умеющими учить, хорошо разбирающимися в своем предмете, обладающими критическим мышлением, потому что все меняется, и здесь очень важно иметь внутренний стержень, но при этом допускать какое-то движение.

Необходимо, чтобы в школе уделялось внимание воспитанию. С сентября вводятся ФГОС 3.0, в соответствии с которыми воспитательная деятельность вплетена в уроки. Но, говоря об этом, я подразумеваю и то, чтобы в школе было место внеклассным мероприятиям. Конечно, когда мы говорим про частную школу, возможностей для проведения этих мероприятий больше. Это и посещение музеев, театров, лекции, семинары с какими-то интересными людьми, да все что угодно. Можно даже на урок окружающего мира сходить в близлежащий парк, и поверьте, детям он запомнится намного больше, чем занятие, проведенное за партой.

Очень важна коллаборация детей, учителей и пространства. Если это все совпадает в конкретной точке, то мы можем говорить, что школа хорошая, а дети, которые ее оканчивают, успешны.
Хорошо, что вы начали говорить о частных школах. Мой следующий вопрос: существует расхожее мнение, что частные школы и частные детские сады намного лучше государственных. Это действительно так?

Это не так. Сейчас государством очень много делается для развития образования. Мне кажется, что это один из основных векторов на ближайшие 10–20 лет. Современные школы, особенно если мы смотрим на государственные школы в Москве, — это огромные образовательные комплексы, где у детей есть все те возможности, о которых я уже сказала.

Чем может и должна отличаться частная школа? Из-за того что детей в ней меньше, чем в государственных школах, подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Естественно, двух одинаковых детей нет, и задача учителей, тьюторов, классных руководителей, администрации школы — постараться сделать так, чтобы в классе каждый ребенок был, во-первых, образован, а во-вторых, каким-то образом надо измерить его индекс счастья и понять, что ему комфортно.

Частная школа должна отличаться какой-то обязательной изюминкой. У нас, например, дети половину дня учатся на английском языке. В школу мы берем детей только из наших садов, а сады на английском. Так сделано по одной причине: с двух до семи лет выучить язык методом погружения очень легко. У меня трое детей: младшей дочке три года, она первый год ходит в детский садик; старшему сыну почти 14 лет; средней дочке почти девять. Они учили язык методом погружения. Я точно знаю, что они видят сны на английском языке, разговаривают во сне на английском. Они не переводят, как мы с вами, кто учил иностранный язык уже во взрослом возрасте.

Когда они со своим уровнем языка приходят из садика в нашу школу, где также часть предметов идет на английском языке, у них нет этого сложного процесса перевода. Плюс изучение предметов на английском дает возможность понимания всей лексики и очень хорошего словарного запаса.

Помимо российской программы и российского аттестата, который у нас является обязательным, наша школа является кандидатом DP IB (прим.: Дипломная программа Международного бакалавриата). Если ребенок поступает параллельно на дипломную программу International Baccalaureate, это наш 10–11-й классы, обучение проводится на английском языке. И здесь, конечно, нашим детям очень помогает их словарный запас. До 9-го класса школы с аккредитацией IB PYP (Primary Years Programme), MYP (Middle Years Programme), имеют право преподавать на русском языке, а два последних года нужно учиться на английском. Выпускаясь, надо сдавать шесть предметов на английском языке, для того чтобы получить диплом DP IB.
Многие опасаются, что изучение языка в раннем возрасте приведет к каким-то проблемам, например, к заиканию или дети будут плохо знать родной язык. Так ли это?

Давайте вспомним Швейцарию, в которой четыре государственных языка. Это тоже, кстати, один из основных «вопросов с восклицательным знаком». Мы начинали с английских садов, и эти опасения были одними из главных страхов родителей.

Кто-то когда-то сказал, что учить иностранный язык до пяти лет значит иметь какие-то логопедические проблемы. И мне все время хочется сказать родителям: обратите внимание, сколько в мире билингвальных семей, когда мама говорит на одном языке, а папа — на другом. Сколько государств, где несколько официальных языков, где дети с детского сада их знают, чтобы потом жить и коммуницировать. Поэтому здесь никаких опасений быть не должно. Это не какая-то вновь созданная нами методика, это мировая практика. И я думаю, что вы согласитесь с тем, что, конечно, второй и третий языки в наше время — это уже must have. Ребенку намного проще будет жить, учиться и развиваться — у него действительно не будет никаких границ.

Сейчас век быстрой информации — бери любую. Главное, чтобы вы хотели это сделать и чтобы умели грамотно ею оперировать, выделять нужную информацию. Здесь подключается очень модная сейчас модель 4К, когда критическое мышление должно быть сформировано у детей: информации много, она разная, и, конечно, уметь ее анализировать — один из основных навыков. Это в равной степени актуально и для взрослых тоже.

Есть второй миф. Якобы билингвальные дети путают языки. Ничего подобного. У меня двое старших детей школьного возраста. Я никогда не слышала, чтобы они что-то путали. В любом случае объем русского языка в первые два года у них большой, и, конечно, каждый вечер и в выходные дома мы общаемся на русском. В садике тоже есть занятия на русском. Это так называемая русская программа: развитие речи, логопед и психолог занимаются с детьми на русском языке. Все эти занятия проходят в каждой группе. И таким образом, у ребенка укладываются два языка как что-то отдельное. Он знает, с кем нужно разговаривать на английском. Отсюда, кстати, правило: один человек — один язык. И в каждой группе у нас есть и носители языка, и билингвальные педагоги — это нужно обязательно. Дети между собой коммуницируют по-русски, а носители языка плохо понимают русскую речь, даже если они здесь давно живут, и крайне важно, чтобы в группе всегда были те, кто понимает детей. Но при этом билингвальные педагоги — это наши русские учителя, которые весь день проводят тоже на английском.
С какого возраста вы рекомендуете начинать изучение английского языка? Это одна часть вопроса. И вторая часть — моей дочери четыре года, и она пока не изучает английский. Значит ли это, что ей уже поздно в ваши детские сады?

Четыре года — хороший, даже прекрасный возраст, чтобы начать учить язык. Естественно, все, что в раннем дошкольном возрасте дети начинают изучать, имеет свой отклик во взрослой жизни.

Мы берем в сады детей с двух лет. Почему мы советуем прийти в сад в интервале с двух до трех? Потому что таким детям намного проще адаптироваться. Маленький человек, когда только родился, уже неплохо умеет манипулировать, а со временем, естественно, этот навык у него только прогрессирует. Когда ребенку два — два с половиной года, он прекрасно адаптируется к английскому языку. Фактически у нас в садах нет никакого перевода на русский язык: вы приходите и сразу погружаетесь в англоязычную среду. Таким образом, у ребенка спустя первый месяц появляется навык понимания. Дальше развивается навык говорения. У всех по-разному, но в любом случае в первые полгода вы точно услышите, что ребенок говорит фразами. Опять же, мы учим именно разговорный русский, с погружением в русский мы рождаемся, мы не начинаем с алфавита.

Дети к школе знают два языка, и, естественно, в старших группах детского садика с пяти лет уже начинается грамматика согласно возрасту. Мы преподаем по международным учебникам, ничего своего не разрабатываем.

Мне хочется улыбнуться, когда я слышу про авторские методики изучения языка. Я бы хотела, пользуясь случаем, попросить родителей внимательнее относиться к этому вопросу. В любом государстве большое внимание уделяется учебникам, как в России, так и за рубежом. Все учебники, по которым мы учим, соответствуют текущему образовательному стандарту. Нужно доверять людям с большим опытом работы, методистам. Можно, конечно, немного подискутировать, если вам хочется, обсудить с другими мамами, как учить, как писать учебники. Но сколько мам, столько и мнений. Я выступаю за то, чтобы учебники в школе были именно те, которые утверждены для обучения детей конкретного возраста и для конкретной страны.

В целом в четыре года начинать изучать иностранный язык не поздно. Приходите на пробный день в наш детский сад и дальше уже будете принимать решение.
Как понять — подходит школа ребенку или нет? Есть ли какие-то практические вещи, на которые можно посмотреть, выбирая школу?

Образовательные учреждения — дошкольное и в дальнейшем школа — должны полноценно развивать ребенка, чтобы вы смогли, если вдруг захотите, в 5–7-м классе перевести ребенка из этого учреждения в школу углубленным изучением.

Если вы рассматриваете частную школу, я прошу обратить вас внимание на то, чтобы школа была именно школой — имела образовательную лицензию. Не на дополнительное образование, а образовательную школьную лицензию. Точно так же, как и частный детский сад должен иметь лицензию на дошкольное образование. В 43-й статье Конституции Российской Федерации прописано право детей получить общее образование и обязанность родителей дать его. Общее образование — это начальное общее с 1-го по 4-й класс, основное общее — с 5-го по 9-й класс и среднее образование — с 10-го по 11-й класс. Образование в нашей стране можно давать, только имея лицензию.

Я очень прошу родителей задуматься об ответственности за выбор учебного заведения. Вы ведь отдаете ребенка на целый день, в школе, по сути, определяется его будущее. Там работают люди, дающие детям образование, благодаря которому они потом состоятся как профессионалы. Это очень важный момент. Я знаю, что многие не углубляются в вопрос лицензирования, думая, что частная школа — это такой отдельный институт, выведенный из-под взгляда государства. Это не так. Естественно, частная школа, которая дает вам свой аттестат, абсолютно так же подчиняется Департаменту образования, как и любая государственная школа.

Что еще важно для выбора частных и государственных школ? Мне кажется, очень многое зависит от вашего внутреннего ощущения. Естественно, есть школы, которые нравятся мне, но я думаю, что, совсем не зная вас, рекомендовать что-то конкретное будет неправильным. Обязательно нужно сходить на дни открытых дверей, посмотреть отзывы в интернете. Понять, насколько вашему ребенку подходит то или иное учебное заведение.

Есть школы с разными концепциями обучения. Где-то огромная роль отводится творчеству, где-то есть физмат-профили, где-то биологический, где-то все сразу, но понятно, сколько времени займут потом домашние задания. Готовы вы к этому? Я хочу сказать, что невозможно получить образование, не потрудившись. Волшебной таблетки не существует ни в частной, ни в государственной школе. У нас работают фактически одни и те же педагоги, мы будем условно считать, что все они очень хорошие. У нас учатся эти же дети. Просто в частной школе детей учится меньше, а возможностей больше. У нас педагоги — носители языка, как я уже сказала. Мы можем в качестве дополнительного образования давать международную программу. Поэтому здесь весь вопрос — к чему больше лежит ваше сердце.

Есть школы, которые с первого класса бросают учеников в океан знаний, и ребенку надо выплывать. Есть школы, где более мягкий подход, где считается, что начальная школа создана для того, чтобы в принципе адаптировать ребенка к учебе, дать ему привыкнуть. Это все разные концепции, но общим должно быть одно: образовательному учреждению, которое называет себя школой, следует иметь лицензию на те годы обучения, которые заявляет.
Как вы пережили пандемию? Ведь, кажется, детским садам и начальным школам было сложнее всех.

Когда была пандемия, с середины марта 2020 года мы были вынуждены уйти в онлайн. Вдумайтесь, английский сад онлайн! Нас спасло только то, что набор детей на новый учебный год у нас происходит до сентября, и в марте все дети уже хорошо знали учителей и хорошо понимали язык. Мы перешли фактически на индивидуальный формат обучения. У нас учителя работали по 20 часов в день, и мы вместе с ними.

Постоянно прописывали занятия. Максимальная группа была четыре ребенка. Но за счет того, что дети привыкли заниматься, привыкли коммуницировать с этими людьми, они понимали язык коммуникации, нам удалось три месяца отработать без потери качества и в сентябре даже сдать экзамены на Кембриджские сертификаты. Мы ежегодно сдаем их, это для нас один из независимых критериев — дети после окончания садика сдают Starters One, это первый уровень Cambridge Exams. W.I.D.E. является аккредитованным центром по подготовке и приему экзаменов (центры устанавливает только Кембриджский университет, поэтому здесь тоже все не так просто). Детей проверяют по трем направлениям: говорение, чтение, письмо. Каждое направление оценивается пятью баллами. Ребенок, который набирает больше 10–11 баллов, сдает на уровень А1. Соответственно, у нас все дети независимо от уровня сдают очень хорошо. В садике это уровень Starters One, а экзамены на следующие уровни знания языка мы продолжаем в школе, 1–2-й класс.
Зачем нужны международные экзамены в школе? Это ведь дополнительный стресс для детей.

Это важно для нас, для родителей. Мне как директору школы, естественно, нужен независимый критерий. А что еще по английскому языку может быть более независимым? Родители видят результат своего ребенка. Это очень важно.

Более того, детям все эти сертификаты могут понадобиться даже для языкового лагеря. Если ребенок куда-то поедет, у вас будут запрашивать документы, в том числе подтверждающие уровень владения языком. Во взрослом возрасте тоже зачастую необходимо обучение на английском языке, и для того чтобы взрослому человеку с высшим образованием поступить на какие-то профессиональные иностранные курсы, требуется подтвердить уровень владения языком. Может быть, вы не понимаете язык, как же вы будете там учиться? Поэтому все это хорошо делать в свое время. И я считаю абсолютно правильным, что у нас этим занимается школа.

Все школы Москвы проходят тестирование МЦКО (Московского центра качества образования). На прошлой неделе дети писали математику, а в начале этого учебного года 7-му классу по жеребьевке (выбирается класс в департаменте и предмет) выпал английский язык. 3882 школы писали. Каждая школа видит только свой результат. У нас 75%. Считайте, что все дети написали на пятерки. Мы знаем средний результат по городу, но при этом не видим, как написала каждая конкретная школа. В целом это правильно. Все московские школы протестированы специально разработанным заданием, которое ориентируется на образовательный стандарт. И для родителей, и для нас есть понимание и подтверждение того, что мы идем в правильном направлении. Будем надеяться, что так будет и дальше. Математику написали тоже очень хорошо, намного выше города, примерно в этих же цифрах.
Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у детей мотивации учиться. Что можно сделать, чтобы их мотивировать? И, может быть, можно как-то избежать этой ситуации?

Это тоже сложный вопрос, который не имеет однозначного ответа. Да, естественно, мотивация играет важную роль в учебном процессе и вообще в любом процессе. Но нельзя говорить, что только мотивация будет причиной «успешного успеха». И на протяжении всего школьного периода длиною в 11 лет невозможно быть одинаково мотивированным в каждой точке. Поэтому мы учим детей интересоваться.

Опять же возвращаемся к тому, почему мы берем детей только после наших садов. В саду у них очень много всего нового, много проектов, разных праздников, тематических дней и прочего, они открыты ко всему новому, у них горят глаза — они готовы учиться. В дошкольном возрасте основная деятельность ребенка — игровая. Кстати, мы учим детей и играть. В последнее время наши психологи все чаще обращают внимание на то, что дети не умеют играть. Конечно, родители, не являясь профессиональными педагогами и имея свои заботы, порой просто не могут научить детей играть. А это очень важно. В дошкольном возрасте мы даем знания через игру. Естественно, игра — это что? Это интерес. И вот они приходят в школу ­— там уже парты, но в любом случае мы стараемся делать проекты, те же тематические дни в начальной школе. Плюс идет большая внеклассная работа. У нас много творчества, много драмы и, конечно, игры. Английская программа содержит очень много интерактивов, проектов.

Огромная задача школы и родителей, в первую очередь родителей, — дать верные ориентиры ребенку о том, что такое обязанности. Вот школа — это обязанность, в ней надо учиться. Так положено по закону. У родителей есть ответственность, если ребенок не учится. Поэтому здесь вы будете с ребенком честны. А я за то, чтобы всегда говорить детям правду. Это ключ к успеху. Где можно — увлечь, а где нельзя — объяснить, что трудиться необходимо.
Я слышала от некоторых директоров частных школ о проблеме, когда родители, которые приходят в частную школу, считают, что они покупают услугу и могут диктовать свои условия. Вы с такой проблемой сталкиваетесь? И считаете ли вы, что образование — это услуга?

Вы знаете, мне эта проблема знакома. 31 марта 2022 года вышли методические рекомендации для образовательных учреждений, в которых исключено понятие «образовательная услуга» на уровне департамента. Я считаю, это правильно. В последние годы все больше говорят о том, что школа — это не какая-то организация сервиса, если мы говорим именно про услугу.

Школа должна быть авторитетом для детей и для родителей.Только в том случае, если учительимеет авторитет, он может научить детей.

У нас, к счастью, в школу приходят дети только из садов. За четыре года, пока ребенок ходит туда, мы очень хорошо узнаем каждую семью. Поэтому в школе учатся наши единомышленники. То есть это люди, которые пришли, увидели, мы им понравились, и они нам поверили. В образовательном процессе есть три стороны: ученик, школа, родители. Надо не забывать, что их именно три. Это прописано даже в Законе «Об образовании». Школа, естественно, никогда не должна бросить тень на авторитет родителей, а родители, в свою очередь, должны понимать свою ответственность и не подрывать авторитет школы и учителей.
Вы являетесь президентом Ассоциации частных школ, детских садов и образовательных центров столицы. Как у вас возникла идея создать эту Ассоциацию, какие цели перед собой ставите?

Когда была пандемия и мы все сидели дома, фраза «один в поле не воин» постоянно звучала в моей голове. И я целенаправленно искала, есть ли какой-то институт, который объединяет частные школы и сады в Москве, и не нашла такого. Приняла решение создать площадку, которая объединит частное образование. Конечно, у частной школы есть своя специфика. И намного грамотнее было бы объединиться. Поэтому я учредила Ассоциацию.

Мне бы хотелось привести пример, с которым мы столкнулись, и тоже, к сожалению, связанный с пандемией. В прошлом году у нас умер педагог. Это был педагог-организатор, учитель музыки Наталья Витальевна Павлова, заслуженная артистка России и потрясающий педагог и мой учитель. С начала мая она болела ковидом, сначала дома, потом в больнице. Конечно, все ждали ее выздоровления. В конце мая пришла печальная новость. Это была моя личная потеря. Но нам нужно было сделать выпускной концерт в садике. Я обратилась к частным школам, и многие откликнулись. Одна очень известная частная хорошая школа дала своего педагога, руководителя отделения внеклассной работы, которая помогла нам в короткие сроки провести отличный концерт.

Другая школа, думаю, что не будет проблем, если назову ее, — это Новая школа — была готова помочь с педагогической точки зрения. Но когда они поняли, что у нас с этим все в порядке, к нам на концерт приехала их рок-панк-группа, ученики 11-го класса, и выступила отлично! Мы так им благодарны! Договаривались на два номера, но песен в итоге было намного больше. Ребята, которые выступали, вошли в кураж, и все, кто их слушал, тоже.

В целом очень важно чувствовать плечо друг друга. Необходимы взаимовыручка, обсуждение каких-то моментов. У нас очень много общих проблем. Как говорится, «каждая счастливая семья счастлива одинаково». Мы можем делиться радостью, рассказывать, у кого что получается лучше, где возникли вопросы. Мы стараемся делиться честно и откровенно. От этого выигрывает, на мой взгляд, все образование. Если у нас что-то получилось, я хочу, чтобы получилось у всех. А если у меня есть какая-то проблема, я не успокоюсь, пока не добьюсь и не узнаю, кто как с ней работает.
Сейчас в России не так много частных школ, если сравнивать с другими странами, где частное образование такое же сильное, как и государственное, если не сильнее. Как вы думаете, будет ли у нас появляться больше частных школ и вообще как будет развиваться частное образование в России?

Обязательно будет. Да, у нас пока не развит институт частных школ настолько, насколько он развит на Западе. Но я думаю, что в целом это связано во многом и с тем, что у нас государственное образование очень хорошее.

Нам уже есть чем похвалиться в сфере частного образования. Это, естественно, успех школы «Летово»: они вышли на второе место по версии IB Organization. В прошлом году у них был первый выпуск. Максимальный балл по дипломной программе — 45. Их дети сдали на средний балл 43, и школа сразу вышла на второе место среди всех школ мира, которые работают по программе IB. А ведь их несколько десятков тысяч!

Мне кажется, мы идем в верном направлении. Мы видим поддержку государства и благодарны за нее. Чем больше будет хороших частных школ, тем больше выиграют все — и те, кто по каким-то причинам не отдает детей в частную школу — ведь разгрузятся государственные школы, и те, кто имеет возможность и желание отдать детей в частную школу — их ребенок приобретет что-то, что не смог бы приобрести в других образовательных учреждениях.
ЧАСТНАЯ ШКОЛА И АНГЛИЙСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ WIDE

Сайт: https://wideschool.ru/
Телефон: +7(495) 999-0680
Youtube | Телеграм | Вконтакте
26 апреля / 2022
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Будьте в курсе!
Получайте актуальную информацию о мероприятиях и новых материалах об образовании от Forbes Education.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее