Суверенный рынок: чем бизнес-образование в России отличается от мирового

Автор Forbes Russia Education
Сооснователь Coursalytics.com
Российский рынок бизнес-образования отделен от мирового барьерами виз, языков, цен, страхов и недоинформированности. Очень мало россиян получает бизнес-образование за рубежом. Еще меньшим кажется количество иностранцев, получающих бизнес-образование в России: всего в России учатся около 1500 представителей развитых зарубежных стран, можно предположить, что бизнес-образование получают не больше 5-10% из них. Таким образом, существует фактически суверенный рынок бизнес-образования на русском языке, живущий по своим довольно специфичным правилам и особым путем следующий за мировыми трендами в этой сфере. В серии колонок мы раскроем его особенности.


На карте мира

Относительно проверяемые, да и то косвенные, цифры о россиянах, получающих бизнес-образование за рубежом, можно найти лишь по одному из многих сегментов этого рынка — программам МВА / Еxecutive МВА.

Ежегодно международный стандартный экзамен GMAT, необходимый для поступления на большинство достойных мировых МВА программ, сдают около 1 500 россиян (пять лет назад было больше — почти 2 000 человек). Если смотреть не на паспорта, а на географию проживания, то число участвующих в сдаче экзамена россиян станет еще меньше: менее 1 200 в 2019 году. Даже если некоторое количество поступающих на программы Executive MBA получают от зарубежных школ освобождение от сдачи GMAT, опираясь на свои профессиональные успехи, вряд ли это количество превышает 10-20% от общего числа поступающих. Теоретически можно предположить, что некоторое число россиян получает МВА в западных университетах онлайн, где GMAT реже требуется, но достоверных свидетельств в пользу такой гипотезы практически не встречается. Таким образом, общее количество составляет от 1 300 до 1 800 студентов в год.

Схожая динамика на рынках других постсоветских государств: в Азербайджане снижение вдвое с почти двухсот человек до сотни, в Казахстане последние годы стабильность в районе 300 человек в год, в Украине снижение с 400 до 300. Снижение заметно и в мире: в Германии с 4 200 в 2015 году до 3 700 в 2019 году, во Франции — с 3 200 до 2 600 человек. В Великобритании ежегодно этот экзамен сдают около 1 500 человек.

Внутри страны рынок на бумаге мало чем отличается от лучших мировых практик. В России, как и во всем остальном мире, становится все больше бизнес-школ, часть из которых даже имеют международную аккредитацию. Есть школы, возникшие на базе традиционных университетов, в том числе государственных, есть частные школы. Есть программы МВА, Executive MBA, есть и короткие открытые программы от бизнес-школ, тренинговых и консалтинговых компаний. Тренды тоже кажутся похожими: среди россиян снижается интерес к фултайм-программам, требующим экзамена при поступлении и отказа от работы на время учебы, увеличивается доля программ, частично или полностью проходящих онлайн, в целом повышается популярность «обучения в течение всей жизни» или «непрерывного обучения» (life-long learning).

По оценкам РБК, текущий рынок очных программ МВА/ЕМВА в России составляет чуть больше 7000 человек, и еще свыше 3000 россиян обучаются онлайн, в деньгах суммарно это почти 4 млрд рублей в 2018 году.

Большинство школ в том или ином виде отмечают рост интереса к онлайн-компонентам, причем смешанные (blended) форматы кажутся более востребованными, чем чистый онлайн. Похоже на мировые тренды. Но в реальности отличия российского рынка от мирового носят совершенно радикальный характер. Хотя русскоязычная аудитория, как и мировая в целом, снижает интерес к дорогим фултайм-программам, подходы к выбору альтернативы выглядят по-разному.


Программа программе рознь

Если в мире снижается популярность существующих фултайм-программ МВА, в том числе среди обладателей российских паспортов, то в России такие программы фактически никогда и не существовали. У нас в стране распространилось ошибочное представление об МВА как о программах частичной занятости, что является колоссальным отличием от всего мирового рынка. Важно понимать, что даже при некотором общем снижении конкурса на поступление (сохраняющийся многолетний тренд для двухлетних американских фултайм-программ МВА, например) многие тысячи людей продолжают выбирать для себя этот путь.

Более того, если смотреть не на все многообразие школ, а лишь на самые престижные, то количество получаемых ими заявок меняется не очень значительно. В 2015 году в ведущих десяти бизнес-школах было 52 384 заявки на 8 177 принятых (15,6%), а в 2019 году — 50 235 заявок на 8 783 принятых (17,5%). Таким образом, снижение популярности фултайм-программ МВА не стоит преувеличивать: да, тренд существует, но при текущих темпах в ближайшие десятилетия программам в лучших школах точно ничего не грозит. И это очень важная часть уравнения, потому что именно такие программы остаются своеобразным эталоном качества для всех МВА программ, и на них же в значительной степени основывается репутация соответствующих бизнес-школ.

Известный, но часто забываемый факт: ведущие бизнес-школы настолько противятся девальвации своих программ МВА, что в Гарварде и Стэнфорде даже нет Executive MBA, не говоря уже о вариантах part-time или онлайн. Зато в бизнес-школах обоих университетов есть множество программ обучения в течение всей жизни, которые явно отделены от флагманских программ. И в Гарвардской бизнес-школе программы executive education дают в полтора раза больший доход, чем программы МВА, а самый быстро растущий источник доходов — это онлайн-программы, которые тем не менее в финансовом 2018 году оставались операционно убыточными.

В России же, выходит, аналогичного стандарта качества просто не существует. Наоборот, ведущие игроки российского бизнес-образования как будто специально пытаются нас запутать. Например, единственная российская бизнес-школа, представленная в международном рейтинге Financial Times (Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербургском университете), длительное время вообще не предлагала программу МВА. А самый амбициозный проект за всю историю российского бизнес-образования — бизнес-школа Сколково — до недавнего времени сознательно оставался в стороне от международных аккредитаций.

Если даже лидеры рынка длительное время утверждали, что традиционные подходы (бизнес-школа — программа МВА — международная аккредитация — участие в рейтингах) более не актуальны, то что ждать от остальных игроков?


Компания Coursalytics.com сервис поиска и бронирования образования для менеджеров и предпринимателей. Платформа позволяет находить, сравнивать и покупать тысячи коротких программ уровня executive во всех ведущих центрах мирового образования, а также привлекать к сотрудничеству десятки тысяч ведущих преподавателей со всего мира.

14 апреля / 2020

Понравилась статья? Продолжение здесь.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ