Программа программе рознь
Если в мире снижается популярность существующих фултайм-программ МВА, в том числе среди обладателей российских паспортов, то в России такие программы фактически никогда и не существовали. У нас в стране распространилось ошибочное представление об МВА как о программах частичной занятости, что является колоссальным отличием от всего мирового рынка. Важно понимать, что даже при некотором общем снижении конкурса на поступление (сохраняющийся многолетний тренд для двухлетних американских фултайм-программ МВА, например) многие тысячи людей продолжают выбирать для себя этот путь.
Более того, если смотреть не на все многообразие школ, а лишь на самые престижные, то количество получаемых ими заявок меняется не очень значительно. В 2015 году в ведущих десяти бизнес-школах было 52 384 заявки на 8 177 принятых (15,6%), а в 2019 году — 50 235 заявок на 8 783 принятых (17,5%). Таким образом, снижение популярности фултайм-программ МВА не стоит преувеличивать: да, тренд существует, но при текущих темпах в ближайшие десятилетия программам в лучших школах точно ничего не грозит. И это очень важная часть уравнения, потому что именно такие программы остаются своеобразным эталоном качества для всех МВА программ, и на них же в значительной степени основывается репутация соответствующих бизнес-школ.
Известный, но часто забываемый факт: ведущие бизнес-школы настолько противятся девальвации своих программ МВА, что в Гарварде и Стэнфорде даже нет Executive MBA, не говоря уже о вариантах part-time или онлайн. Зато в бизнес-школах обоих университетов есть множество программ обучения в течение всей жизни, которые явно отделены от флагманских программ. И в Гарвардской бизнес-школе программы executive education дают в полтора раза больший доход, чем программы МВА, а самый быстро растущий источник доходов — это онлайн-программы, которые тем не менее в финансовом 2018 году оставались операционно убыточными.
В России же, выходит, аналогичного стандарта качества просто не существует. Наоборот, ведущие игроки российского бизнес-образования как будто специально пытаются нас запутать. Например, единственная российская бизнес-школа, представленная в международном рейтинге Financial Times (Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербургском университете), длительное время вообще не предлагала программу МВА. А самый амбициозный проект за всю историю российского бизнес-образования — бизнес-школа Сколково — до недавнего времени сознательно оставался в стороне от международных аккредитаций.
Если даже лидеры рынка длительное время утверждали, что традиционные подходы (бизнес-школа — программа МВА — международная аккредитация — участие в рейтингах) более не актуальны, то что ждать от остальных игроков?