На что обычно обращают внимание учащиеся школ, будущие студенты университетов и их родители по всему миру при выборе образовательного учреждения? Как правило, на рекомендации друзей/знакомых и на рейтинги.
Если говорить про рейтинги, как вы думаете, стоит ли им доверять? Часто встречаю случаи и в отношении вузов, и школ, когда при выборе не обращают внимание ни на какие другие критерии, кроме одного – позиция в рейтинге. Есть ли в этом смысл? В ряде случаев, да, безусловно. Бывают ли ситуации, когда рейтинги сильно переоценивают? Тоже да. Как же быть? Каждому нужно исходить из своей конкретной ситуации.
Рейтинги – представляют собой сложные социально-экономические расчеты, базирующиеся на определенных критериях. Причем рейтинговые системы разных стран могут существенно отличаться исходя из логики построения и приоритетов тех или иных критериев.
Исторически сложилось, что большинство российских школьников, если речь идет о продолжении обучения в старших классах за рубежом, выбирают Великобританию, где школьная рейтинговая система стала одной из самых четко структурированных. Здесь все школы ранжируются исходя из результатов студентов по экзаменам A-level (экзамен по результатам обучения в двух последних классах школы, предшествующих обучению в университете).
В школах США же совершенно иная ситуация с рейтингами. Причин несколько. Во-первых, школ старшего звена, которые в основном представлены в рейтингах, в Штатах примерно в шесть больше, чем в Великобритании. Во-вторых, школы различаются по форме собственности (частные и государственные), размеру (от 200 до 2000 учащихся), степени религиозности (нерелигиозные, католические, христианские), материально-техническому оснащению, наличию углубленных предметов разных направлений, представленным видам спорта и т.д.
Самый популярный рейтинг школ в США формируется командой Niche, размещен на сайте
www.niche.com, состоит из двух блоков.
К первому блоку относится ранжирование всех школ, независимо от форм собственности, религиозности, специфики обучения – школы распределяются по группам А, В, С, D в соответствии с общим рейтингом.
Ко второму блоку относится выделение лучших частных школ-пансионов США на основе определенных критериев.
Также есть отдельный рейтинг государственных школ США, но исходя из специфики обучения в них для международных студентов (не более одного года), рейтинг государственных школ в данном материале не рассматривается.
Наибольший интерес у международных студентов, в том числе и российских, вызывает рейтинг частных школ-пансионов. Это очевидно, так как студенты планируют проживать на территории школы и им, и их семьям нужно глубокое понимание, насколько высок уровень обучения в данной школе. Но здесь часто забываются два важных момента:
1. Данные рейтинги и, соответственно, их параметры, изначально создавались для американских студентов, соответственно, они не учитывают важные для иностранных студентов факторы;
2. В США есть ряд школ, которые являются дневными для местных студентов и школами-пансионами для международных. Такие школы, даже при высоких академических показателях, в рейтинг лучших бординговых школ включены быть не могут.