Рейтинги частных школ в США – что скрывается за критериями?

На примере рейтинга Niche

Автор Forbes Russia Education
к.э.н., эксперт по среднему образованию в США
На что обычно обращают внимание учащиеся школ, будущие студенты университетов и их родители по всему миру при выборе образовательного учреждения? Как правило, на рекомендации друзей/знакомых и на рейтинги.

Если говорить про рейтинги, как вы думаете, стоит ли им доверять? Часто встречаю случаи и в отношении вузов, и школ, когда при выборе не обращают внимание ни на какие другие критерии, кроме одного – позиция в рейтинге. Есть ли в этом смысл? В ряде случаев, да, безусловно. Бывают ли ситуации, когда рейтинги сильно переоценивают? Тоже да. Как же быть? Каждому нужно исходить из своей конкретной ситуации.

Рейтинги – представляют собой сложные социально-экономические расчеты, базирующиеся на определенных критериях. Причем рейтинговые системы разных стран могут существенно отличаться исходя из логики построения и приоритетов тех или иных критериев.

Исторически сложилось, что большинство российских школьников, если речь идет о продолжении обучения в старших классах за рубежом, выбирают Великобританию, где школьная рейтинговая система стала одной из самых четко структурированных. Здесь все школы ранжируются исходя из результатов студентов по экзаменам A-level (экзамен по результатам обучения в двух последних классах школы, предшествующих обучению в университете).

В школах США же совершенно иная ситуация с рейтингами. Причин несколько. Во-первых, школ старшего звена, которые в основном представлены в рейтингах, в Штатах примерно в шесть больше, чем в Великобритании. Во-вторых, школы различаются по форме собственности (частные и государственные), размеру (от 200 до 2000 учащихся), степени религиозности (нерелигиозные, католические, христианские), материально-техническому оснащению, наличию углубленных предметов разных направлений, представленным видам спорта и т.д.

Самый популярный рейтинг школ в США формируется командой Niche, размещен на сайте www.niche.com, состоит из двух блоков.

К первому блоку относится ранжирование всех школ, независимо от форм собственности, религиозности, специфики обучения – школы распределяются по группам А, В, С, D в соответствии с общим рейтингом.

Ко второму блоку относится выделение лучших частных школ-пансионов США на основе определенных критериев.

Также есть отдельный рейтинг государственных школ США, но исходя из специфики обучения в них для международных студентов (не более одного года), рейтинг государственных школ в данном материале не рассматривается.

Наибольший интерес у международных студентов, в том числе и российских, вызывает рейтинг частных школ-пансионов. Это очевидно, так как студенты планируют проживать на территории школы и им, и их семьям нужно глубокое понимание, насколько высок уровень обучения в данной школе. Но здесь часто забываются два важных момента:
1. Данные рейтинги и, соответственно, их параметры, изначально создавались для американских студентов, соответственно, они не учитывают важные для иностранных студентов факторы;
2. В США есть ряд школ, которые являются дневными для местных студентов и школами-пансионами для международных. Такие школы, даже при высоких академических показателях, в рейтинг лучших бординговых школ включены быть не могут.


Критерии рейтинга лучших частных школ-пансионов США*
(все критерии детально описаны в Методологии составления рейтинга, которая также размещена на сайте в открытом доступе**)

Международные студенты и их родители, в первую очередь, обращают внимание на академические критерии, к которым относятся:
- составной SAT/ ACT результат;
- балл университетов ключевого выбора;
- зачисление в университеты;
- соотношение студентов и учителей.

Первому критерию - результатам сдачи экзаменов SAT (Scholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing)***, как видно из таблицы, отводится 30% в общем объеме рейтинговых показателей. Однако в отличие от британской рейтинговой системы, где важны абсолютно все результаты выпускников, здесь учитываются только результаты учеников, предоставивших их рейтинговой системе.
Рекомендация: всегда нужно смотреть не только на средний балл по результатам экзамена, но и на основе какого количества учеников школы, сдавших данный тест, строился средний балл.

Второй важный критерий – балл университетов ключевого выбора. Все университеты в Niche также ранжируются от A до D, и, соответственно, чем к более высокой группе относится университет, тем больше баллов получит данный критерий. Важно отметить, что в данный параметр включены университеты, в которые студенты планируют подавать документы. В описании так и формулируется: «университеты, которые студенты рассматривают в качестве вариантов для поступления». Показателен ли данный критерий? Да, он демонстрирует уровень подготовки студентов в школе, их амбиции и возможности для подачи документов в, например, топовые университеты. Но данный критерий не показывает реальные результаты зачисления.
Рекомендация: реальные результаты по поступлению можно узнать, как правило, на сайтах самих школ, и лучше информацию собрать из разных источников.

Третий критерий – зачисление в университеты является официальным статистическим критерием. Он показывает, какой процент выпускников школы поступил в университеты.
Рекомендация: обратите внимание, что параметр является количественным, без оценки качества: здесь не учитывается вес университета — одинаково учитываются поступления в университеты Лиги Плюща и в не самые престижные государственные вузы.

Четвертый критерий - соотношение преподавательского состава к количеству учеников. Тут цифры могут сильно варьироваться от пяти до двадцати студентов на одного преподавателя. Указанные цифры означают соотношение всех учеников по отношению ко всем учителям, работающим полный день.
Рекомендация: важно понимать, что это не средний размер класса. Классы же могут быть и пятнадцать студентов в супер-рейтинговой школе, и восемь учеников в просто хорошей школе. Все зависит от совокупности критериев, конкретного предмета и политики школы.

Опросы родителей/студентов об общем опыте в школе – еще один интересный показатель рейтинга. Как мы уже понимаем, данный критерий может быть очень субъективным. Сильным студентам могут нравиться все аспекты академической жизни, а вот если студент не смог поступить, например, на продвинутую программу по определенному предмету (уровень AP), то он, теоретически, может написать, что его школа весьма посредственная и не дает возможностей для развития. Данный параметр может дать обзорную информацию о школе, но не может являться ключевым при принятии финального решения о выборе учебного заведения.

Отдельно хочу обратить внимание на критерий культуры, этнического и экономического разнообразия, так как он также является важным, пусть и не ключевым (10%), при составлении школьных рейтингов. Так как США – страна равных возможностей, нацеленная на развитие равных прав всех групп населения, то выполнение данного критерия зависит от наличия всех этнических групп в составе учащихся школы. Детально можно посмотреть процентное соотношение разных этнических групп в школах на странице школы в системе Niche.

Данный рейтинг, безусловно, важен и интересен для получения первичной информации о школах потенциального обучения международных студентов.

В то же время в нем не учитываются критерии, которые могли бы быть важны для международных студентов:
- уровень академической и социальной поддержки для студентов, приезжающих из-за рубежа;
- уровень сдачи SAT/ ACT иностранными студентами;
- результаты поступления в университеты международных студентов и тд.

При выборе школы для международного студента в дополнение к рейтингам следует обратить внимание на такие существенные параметры как:
- ведется ли подготовка к поступлению в университеты, включая подготовку к экзаменам SAT/ ACT*** для международных студентов;
- организуются ли дополнительные занятия по академическому английскому языку именно для студентов-иностранцев;
- проводятся ли мероприятия по интеграции и социальной адаптации иностранных студентов в жизнь школы.


Главное при выборе школы для обучения в США с помощью рейтингов – помнить, какая информация содержится в каждом его критерии, понимать, настолько ли она необходима для выбора школы конкретному международному студенту, исходя из его личностных особенностей и академических предпочтений.


*https://www.niche.com/about/methodology/best-private-high-schools/
**https://www.niche.com/k12/rankings/methodology/
***На момент написания и публикации статьи данные экзамены временно отменены из-за пандемии, вызванной COVID-19.

28 января / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ