От нешаблонного мышления до интерактивного обучения — что могут дать разные олимпиады для школьников

АВТОР:
Дина Юсупова
Forbes Contributor
Сегодня олимпиады чаще всего рассматриваются как шанс поступить на бюджетное место в вуз. И, действительно, более 80 олимпиад дают победителям и призерам льготы при поступлении. Причем участвовать во многих «для тренировки» можно уже с 4—6 классов. Так что, олимпиады из соревнований для интересующихся предметом за последние лет десять превратились в массовые образовательные мероприятия. Это касается не только многопредметных соревнований, например, Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) или организованных вузами «Ломоносова» (МГУ им. М.В. Ломоносова) и «Высшей пробы» (НИУ ВШЭ), но и специализированных, например, «В мир права» по истории и праву. Список таких олимпиад каждый год утверждает Министерство науки и высшего образования, но большинство из них не меняются.

Будущему абитуриенту достаточно определиться с вузом и факультетом, чтобы понять, в каких олимпиадах участвовать и на что рассчитывать. Победа в одних дает возможность поступить вне конкурса. В других — на конкурсной основе, но без вступительного испытания (победа засчитывается как максимальный балл за вступительный экзамен). Победа в третьих засчитывается как 100 баллов на ЕГЭ.

Однако олимпиад гораздо больше, и они решают разные задачи. Некоторые появляются в утешение тем, кто не может участвовать в заключительном этапе ВсОШ — например, математическая олимпиада им. Леонарда Эйлера для 7—8 классов. Другие, как Кавказская математическая олимпиада, пытаются на любви к предмету подружить детей из соседних регионов. Есть соревнования с более массовыми задачами.
Заинтересовать предметом
По мнению научного руководителя столичного Центра педагогического мастерства и соорганизатора олимпиады «Я люблю математику» Ивана Ященко, довольно новый и важный формат — обучающие олимпиады, в которых соревновательный элемент не является ключевым. Цель таких олимпиад — заинтересовать предметом самых разных детей и вовлечь их в решение даже сложных заданий.

Они особенно хороши для детей начальной школы, которым процесс важнее результата. «Олимпиады, где выявляется один лучший, в начальной школе бессмысленны, — говорит Ященко. — А олимпиады, где ребенок соревнуется с задачами и где мы не сравниваем Васю с Петей, нужны и полезны. Обучающая олимпиада может проводиться в традиционном формате: на листочках в классе в течение пары уроков. Но цифровым платформам, конечно, проще увлечь задачами даже непоседливых первоклассников, ведь участники могут перетаскивать грибы в корзинку, «вырезать» и раскрашивать фигуры».

В качестве примеров подобных олимпиад можно привести «А я знаю» Яндекс.Учебника, «Кенгуру» и «Сириус». Важно, чтобы задания в таких олимпиадах могли решить дети с разным уровнем подготовки. То есть, для решения должно быть достаточно базовых школьных знаний, но также нужно использовать фантазию, абстрактное и логическое мышление. Иногда в обучающей олимпиаде задача разбивается на две: более простую, которую пройдут все, и более сложную — для продвинутых школьников. Такой подход позволяет всем почувствовать себя успешным, вовлечься и не бросить решать задания.

«Для многих педагогов это возможность не только поднять мотивацию в классе, но и попробовать использовать новые технологии в обучении, — говорит Ященко. — Надо стремиться к тому, чтобы не было деления — на уроках скучно, а на олимпиаде интересно».
Битва за льготы
Олимпиады, дающие льготы при поступлении, отчасти перестают быть социальным лифтом для одаренных детей. «Если раньше олимпиады были местом сбора детей, которые с энтузиазмом, не ожидая какой-то материальной награды, собирались что-то делать с интересом, то сейчас олимпиада все больше воспринимается как инструмент для поступления в вуз, — говорит Владимир Файер, замдекана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. — Теперь в некоторых регионах специальные тренеры готовят школьников к апелляциям на олимпиаде. Если раньше организаторы и члены жюри могли на олимпиаде просто встретиться и пообщаться с талантливыми школьниками, то теперь это общение отягощено необходимостью вырвать из горла члена жюри на апелляции дополнительный балл».

«Последние годы накопилось много негативных моментов, связанных с олимпиадами, – рассказывает директор школы НИКА Ирина Рублева. – Например, не чувствуется интеллектуального азарта среди школьников. Скорее всего, это тщеславие взрослых, высокие рейтинговые места школ. Дети переманиваются после первых побед в специальные центры по подготовке к олимпиадам. Это идет в ущерб всестороннему развитию ребенка, так как его усилия направляются, в основном, на один предмет. Более того, эти дети испытывают сильное психологическое давление, что может давать противоположный результат».

По мнению доцента Школы лингвистики НИУ ВШЭ Алексея Козлова, масла в огонь нездоровой соревновательности подливают денежные премии победителям. Так, московские участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) получают грант Мэра Москвы: от 100 000 рублей за участие до 500 000 рублей за победу. Администрации столичных школ очень заинтересованы в участии детей во ВсОШ, поскольку, в том числе, от этой цифры зависит место в московском рейтинге. «Сейчас на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников около трети участников — сборная Москвы, — говорит Козлов. — Понятно, что Москва — очень крупный город, но не до такой же степени соотношение московских и немосковских школьников является неравным? Получается этакая ярмарка привилегий и социального неравенства».

В любом случае даже в таких олимпиадах победителями обычно становятся увлеченные предметом талантливые дети, считает руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике Юлия Панченко: «Порог отбора такой высокий, что проходят только те, кто и правда этого заслуживает».
Выход за рамки
«Олимпиадное движение, по сути, начиналось как способ добавить интеллектуального разнообразия, интеллектуальной красоты в жизнь детей, у которых, может, возможностей для широты интеллектуального развития помимо школы не так уж и много», — говорит Алексей Козлов.

Соревнования, результаты которых не дают льгот при поступлении, сохранили такую задачу главной. Например, Международная олимпиада по лингвистике дает медали, но не практические преимущества, поскольку предмета «лингвистика» в школе нет.

Заточенные на поступление олимпиады также довольно часто справляются с этой задачей. Учитель математики из Челябинска и «Тик-Ток»-блогер Петр Земсков знает школьников, которым разные олимпиады помогают не терять интерес к предмету на скучных темах в течение учебного года. «Вот сидит ученик на уроке алгебры в восьмом классе и решает квадратные уравнения, — рассказывает Земсков. — Ему с его темпераментом, это может быть невыносимо: все равно, что у конвейера стоять. А тут — раз! — и он попадает на олимпиаду. Решает задачу, применяет нестандартный подход и находит отдушину: «А, ладно, тогда я потерплю эти уравнения на уроке. Скоро будет олимпиада, вот на ней я оторвусь и проявлю себя»».

Выходить за рамки образовательного стандарта, за рамки учебника нужно детям в любом возрасте, уверен Андриан Влахов, преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ. Но в старших классах это свойство олимпиад становится более ценным. «Это, по сути, единственная форма интеллектуальной деятельности, которая не завязана на ЕГЭ, — рассуждает Влахов. — В образовании мы идем в сторону стандартизации и шаблонизации — я сейчас не говорю, хорошо это или плохо, много хорошего ЕГЭ тоже принес. И если альтернатива шаблонности становится доступна как можно большему количеству детей, то в целом это, скорее, благо. Сила олимпиад — в том, что можно придумать олимпиаду вообще по любому роду деятельности: копанию грядок, оказанию первой помощи или «бёрдвотчингу». И все равно это будет очень круто и будет отвлекать от шаблонов, которыми сейчас напитана школа».
28 октября / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ