«Олимпиадное движение, по сути, начиналось как способ добавить интеллектуального разнообразия, интеллектуальной красоты в жизнь детей, у которых, может, возможностей для широты интеллектуального развития помимо школы не так уж и много», — говорит Алексей Козлов.
Соревнования, результаты которых не дают льгот при поступлении, сохранили такую задачу главной. Например, Международная олимпиада по лингвистике дает медали, но не практические преимущества, поскольку предмета «лингвистика» в школе нет.
Заточенные на поступление олимпиады также довольно часто справляются с этой задачей. Учитель математики из Челябинска и «Тик-Ток»-блогер Петр Земсков знает школьников, которым разные олимпиады помогают не терять интерес к предмету на скучных темах в течение учебного года. «Вот сидит ученик на уроке алгебры в восьмом классе и решает квадратные уравнения, — рассказывает Земсков. — Ему с его темпераментом, это может быть невыносимо: все равно, что у конвейера стоять. А тут — раз! — и он попадает на олимпиаду. Решает задачу, применяет нестандартный подход и находит отдушину: «А, ладно, тогда я потерплю эти уравнения на уроке. Скоро будет олимпиада, вот на ней я оторвусь и проявлю себя»».
Выходить за рамки образовательного стандарта, за рамки учебника нужно детям в любом возрасте, уверен Андриан Влахов, преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ. Но в старших классах это свойство олимпиад становится более ценным. «Это, по сути, единственная форма интеллектуальной деятельности, которая не завязана на ЕГЭ, — рассуждает Влахов. — В образовании мы идем в сторону стандартизации и шаблонизации — я сейчас не говорю, хорошо это или плохо, много хорошего ЕГЭ тоже принес. И если альтернатива шаблонности становится доступна как можно большему количеству детей, то в целом это, скорее, благо. Сила олимпиад — в том, что можно придумать олимпиаду вообще по любому роду деятельности: копанию грядок, оказанию первой помощи или «бёрдвотчингу». И все равно это будет очень круто и будет отвлекать от шаблонов, которыми сейчас напитана школа».