Как изменятся онлайн-программы в 2022 году

События последних трех месяцев сильно повлияли на многие сферы, и EdTech тоже принял на себя удар. С одной стороны, онлайн-платформы, как и другие бизнесы, попали в период экономической нестабильности, а с другой — на них легла большая нагрузка по переобучению людей. И потребность в этом по мере развития кризиса будет только расти. Попробуем разобраться, какие задачи встают перед онлайн-платформами, чему и как будут учить в 2022 году.
    Что влияет на сферу онлайн-образования
    Внешнеэкономические события не обошли онлайн-образование стороной. Некоторые из них особенно сильно повлияли на сферу: EdTech-компаниям пришлось быстро перестраиваться и готовиться к дальнейшим изменениям.

    Экономика и рынки меняются. Это уже заметно сказалось на обучении профессиям в сферах маркетинга и IT. Из-за запрета популярных соцсетей, онлайн-платформам пришлось в короткие сроки адаптировать образовательные программы: пересобирать и сокращать курсы по SMM и digital-маркетингу, в спешке дополнять и запускать обучение работе с российскими площадками, такими как Яндекс Дзен и Вконтакте, а также менять все учебные материалы с упоминанием запрещенных организаций.

    А в связи с перестройкой IT-сферы и ростом государственной поддержки, резко вырос спрос на обучение программистов. Платформы увеличили количество запусков и стали перестраивать внутренние процессы под новые объемы.

    Учащиеся испытывают стресс. В феврале и марте люди оказались в тяжелой психологической ситуации. Многие задумались, чему им учиться и стоит ли продолжать уже начатое обучение. На сотрудников платформ легла большая нагрузка — нужно было обсуждать с учащимися дальнейшие планы, переносить занятия и обеспечивать эмоциональную поддержку в группах.

    Но главное, из-за стресса людям стало сложнее концентрироваться на обучении, поэтому методистам приходится пересматривать содержание и менять подходы к составлению программ.

    Неопределенность на рынке труда сохраняется. Ландшафт российской экономики продолжает меняться. У тех, кто потерял работу в связи с уходом зарубежных компаний или сокращением, появилась потребность быстро переучиваться. Остальные задумались о том, как подстраиваться под меняющийся рынок труда. И хотя пока сложно назвать, что именно станет востребовано, понятно, что людям будет требоваться обучение профессиям и навыкам, которые позволят им заработать.

    Платежеспособность населения может упасть. В связи с изменениями экономики, количество людей, готовых платить за обучение может сократиться, и возникнет потребность в более доступных курсах. Тогда образовательным платформам придется пересматривать свои предложения: удешевлять производство образовательного контента, сокращать программы и изменять форматы обучения. EdTech-компании уже сейчас начинают частично оптимизировать процессы.
    Какие направления будут востребованы
    В сфере онлайн-обучении все более актуальной становится смена профессий, а хобби-курсы и другие направления пока уходят на второй план.

    Активно растет спрос на курсы IT-направления. В прошлом году нехватка кадров в этой сфере составляла 1 млн. специалистов, а в 2022 ситуация усугубилась. Поэтому те, кто хочет сменить профессию, сейчас идут в сферу IT. В первую очередь востребованы программы по разработке, системному администрированию и тестированию. Так, в Нетологии количество учащихся на таких курсах в марте увеличилось в 3–4 раза по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, растет спрос на специальности на стыке с разработкой: Data Science, аналитик, продакт- и проджект-менеджмент. Это те направления, которые необходимы, чтобы создавать и дорабатывать технологические продукты и управлять процессами разработки. И в связи с уходом зарубежных компаний, эта работа становится очень востребована.

    А в направлениях маркетинга, наоборот, наблюдается спад. В сфере происходят сильные изменения, и люди пока не понимают, чему учиться. При этом маркетинг постепенно стабилизируется: на первый план выходят российские сервисы и соцсети, и обучение SMM и контекстной рекламе фокусируется на них.
      Какие потребности появляются у учащихся
      Под влиянием обстоятельств у учащихся появляются новые запросы и потребности:

      1. Возникает запрос на краткосрочные и интенсивные курсы, поскольку у людей появляется необходимость быстро сменить профессию.
      2. Становится критически важно найти работу после обучения, и выпускникам требуется помощь в трудоустройстве.
      3. Работодателям становятся важны мягкие навыки, которые позволят сотрудникам адаптироваться под меняющиеся условия. Требуется автономность, обучаемость, умение задавать вопросы и работать в команде.
      4. Специалистам в IT и других быстро меняющихся сферах и всем, кто учится в онлайне, нужны навыки самостоятельного обучения.
      5. Человек — социальное существо, и ему проще переживать трудности в коллективе. Поэтому сейчас, как и в пандемию, растет потребность в коллаборации и групповом общении.
      Как меняются образовательные программы
      Чтобы соответствовать новым условиям, процесс организации программ пересматривается на всех уровнях: как с точки зрения продуктов и форматов, так и с точки зрения содержания и методик обучения.

      Интенсивные и практико-ориентированные программы

      Сегодня на программы дополнительного профессионального обучения в основном приходят новички, которым нужно быстро трудоустроиться и требуется больше прикладных знаний. Поэтому онлайн-платформы стараются найти те форматы, которые помогут студентам сразу применять знания на практике и получить представление о новой профессии.

      Так, появляется все больше буткемпов — интенсивных программ длительностью 2–3 месяца с ежедневным обучением. Они обеспечивают быстрое погружение в профессию и дают навыки, которых будет достаточно для входа в сферу. А более глубоко в ней разобраться выпускники смогут уже в процессе работы. Также, снова растет популярность хакатонов и групповых проектов, где начинающие специалисты могут выполнять реальные задачи и получить первый опыт работы.

      Будет меняться и содержание программ: объем теоретических знаний в курсах сократится, а количество практических заданий и шаблонов для выполнения рабочих задач вырастет. Но освоить профессию совсем без изучения основ невозможно, поэтому составителям программ придется постоянно объяснять ученикам взаимосвязь теории с практикой.

      Программы трудоустройства выпускников

      У большинства крупных платформ уже есть центры трудоустройства, которые учат своих выпускников правильно составлять резюме и портфолио, помогают искать вакансии и готовиться к собеседованиям. Но в текущих обстоятельствах ответственность онлайн-платформ за результат возрастает.

      Поскольку большинство учащихся, вероятно, не будут готовы покупать отдельные услуги по трудоустройству, эта помощь будет встроена в основной курс. Сейчас ее уже предлагают в виде коротких видеоуроков с заданиями. Но постепенно появляются и автоматизированные инструменты, такие как симуляторы собеседований. Они позволяют ученикам тренироваться, а платформам повышать качество подготовки при небольших расходах.

      Обучение мягким навыкам и метакомпетенциям внутри курсов

      Уровень развития мягких навыков влияет на успешность трудоустройства и эффективность работы специалистов, поэтому обучение им включают в образовательные программы. И сейчас этому будет уделяться больше внимания. Наиболее эффективно интегрировать их в основной контент в формате заданий. Это позволит развивать необходимые умения через практику и при этом не перегружать студентов дополнительными материалами. Например, онлайн-платформы внедряют в курсы групповые задания, чтобы учащиеся могли совместно отрабатывать новые профессиональные навыки и параллельно учиться командной работе.

      А поскольку сейчас придется еще быстрее осваивать новые знания, и длительность программ может сократиться, людям особенно важно владеть навыками самостоятельного обучения. Нужно учиться искать и структурировать информацию и работать с большими объемами данных. Это то, что некоторые онлайн-платформы уже добавляют в программы в виде отдельных модулей и бонусных материалов.

      Новые подходы к обучению

      Перед онлайн-платформами также встает задача помочь людям учиться в ситуации стресса. В таком состоянии человеку сложно отвлечься от негативных мыслей и фокусироваться на новых знаниях, механизмы памяти ослабевают и информация просто не усваивается. Поэтому стандартные подходы в такой ситуации не работают.

      Логичным решением этой проблемы выглядит тренд на микрообучение, который уже давно обсуждается в образовательной среде. Так, исследование среди сотрудников LinkedIn показало, что вовлеченность в онлайн-обучение повышается при наличии четких достижимых целей и установке минимального требования к обучению в течение 30 минут.

      Также, в курсах может появиться больше заданий с элементами геймификации и сторителлинга. Например, квизы и челленджи позволяют эмоционально вовлекать учащихся в процесс, а персонажи и имитация реальных ситуаций — погрузиться в контекст. При этом оценка заданий должна фокусироваться не на конкуренции среди учащихся, а на их коллаборации.

      Форматы обучения

      Перед EdTech-компаниями, как и перед другими бизнесами, стоит задача сокращать расходы. При этом учащиеся становятся все более избирательны, но тоже стремятся экономить. Поэтому сейчас онлайн-платформы будут выбирать те форматы, которые позволят поддерживать баланс между стоимостью производства и эффективностью обучения.

      В связи с этим на рынке может вырасти объем асинхронного обучения — такого формата, при котором нет фиксированного расписания и живых встреч с преподавателем, а учащиеся могут заниматься в любое время по коротким видео и готовым материалам. Это позволит одновременно обучать большое количество студентов, снизить стоимость курсов и обеспечить их гибкость.

      При этом наиболее эффективен для освоения профессиональных знаний смешанный формат. Он сочетает в себе возможность учиться по готовым материалам с практическими заданиями и вебинарами от преподавателей. Так что, он по-прежнему будет востребован.

      В текущей ситуации одним из основных показателей качества программы остается ее соответствие рынку. Этого позволяет добиться компетентностный подход, который применяется, например, в Нетологии. Для разработки программы исследуются запросы рынка труда и составляется матрица компетенций, где подробно прописан каждый навык, необходимый для работы по профессии. Каждая компетенция укладывается в отдельный модуль программы, и за счет этого она превращается в конструктор, который при необходимости можно пересобирать. С одной стороны, это помогает оптимизировать процесс производства. Например, модуль по исследованию рынка можно использовать и в обучении продакт-менеджера, и маркетолога. А с другой — позволяет давать ученикам только актуальные навыки и быстро перестраивать программу в ситуации постоянных изменений.

      В перспективе все большей популярностью будут пользоваться такие форматы, как микрокурсы — короткие программы для обучения отдельным навыкам с конкретным результатом. Они позволят учащимся экономить на обучении и осваивать только то, что им необходимо.
      В кризисные времена образование остается востребованным, поскольку позволяет людям подстраиваться под новые обстоятельства. Возможность освоить новую профессию и навыки позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне. И онлайн-образование по сравнению с другими форматами дает автономность, гибкость и скорость обучения. А сейчас для учащихся это приобретает все большую ценность.
      Авторы:
      – Мария Панкова, руководитель учебно-методического отдела в образовательной компании Нетология
      – Валентина Пахомова, руководитель команды методической инфраструктуры в учебно-методическом отделе Нетологии
      – Анна Коршунова, руководитель группы исследований и компетенций в учебно-методическом отделе Нетологии
      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ