Чтобы соответствовать новым условиям, процесс организации программ пересматривается на всех уровнях: как с точки зрения продуктов и форматов, так и с точки зрения содержания и методик обучения.
Интенсивные и практико-ориентированные программы Сегодня на программы дополнительного профессионального обучения в основном приходят новички, которым нужно быстро трудоустроиться и требуется больше прикладных знаний. Поэтому онлайн-платформы стараются найти те форматы, которые помогут студентам сразу применять знания на практике и получить представление о новой профессии.
Так, появляется все больше буткемпов — интенсивных программ длительностью 2–3 месяца с ежедневным обучением. Они обеспечивают быстрое погружение в профессию и дают навыки, которых будет достаточно для входа в сферу. А более глубоко в ней разобраться выпускники смогут уже в процессе работы. Также, снова растет популярность хакатонов и групповых проектов, где начинающие специалисты могут выполнять реальные задачи и получить первый опыт работы.
Будет меняться и содержание программ: объем теоретических знаний в курсах сократится, а количество практических заданий и шаблонов для выполнения рабочих задач вырастет. Но освоить профессию совсем без изучения основ невозможно, поэтому составителям программ придется постоянно объяснять ученикам взаимосвязь теории с практикой.
Программы трудоустройства выпускников У большинства крупных платформ уже есть центры трудоустройства, которые учат своих выпускников правильно составлять резюме и портфолио, помогают искать вакансии и готовиться к собеседованиям. Но в текущих обстоятельствах ответственность онлайн-платформ за результат возрастает.
Поскольку большинство учащихся, вероятно, не будут готовы покупать отдельные услуги по трудоустройству, эта помощь будет встроена в основной курс. Сейчас ее уже предлагают в виде коротких видеоуроков с заданиями. Но постепенно появляются и автоматизированные инструменты, такие как симуляторы собеседований. Они позволяют ученикам тренироваться, а платформам повышать качество подготовки при небольших расходах.
Обучение мягким навыкам и метакомпетенциям внутри курсов Уровень развития мягких навыков влияет на успешность трудоустройства и эффективность работы специалистов, поэтому обучение им включают в образовательные программы. И сейчас этому будет уделяться больше внимания. Наиболее эффективно интегрировать их в основной контент в формате заданий. Это позволит развивать необходимые умения через практику и при этом не перегружать студентов дополнительными материалами. Например, онлайн-платформы внедряют в курсы групповые задания, чтобы учащиеся могли совместно отрабатывать новые профессиональные навыки и параллельно учиться командной работе.
А поскольку сейчас придется еще быстрее осваивать новые знания, и длительность программ может сократиться, людям особенно важно владеть навыками самостоятельного обучения. Нужно учиться искать и структурировать информацию и работать с большими объемами данных. Это то, что некоторые онлайн-платформы уже добавляют в программы в виде отдельных модулей и бонусных материалов.
Новые подходы к обучению Перед онлайн-платформами также встает задача помочь людям учиться в ситуации стресса. В таком состоянии человеку сложно отвлечься от негативных мыслей и фокусироваться на новых знаниях, механизмы памяти ослабевают и информация просто не усваивается. Поэтому стандартные подходы в такой ситуации не работают.
Логичным решением этой проблемы выглядит тренд на микрообучение, который уже давно обсуждается в образовательной среде. Так,
исследование среди сотрудников LinkedIn показало, что вовлеченность в онлайн-обучение повышается при наличии четких достижимых целей и установке минимального требования к обучению в течение 30 минут.
Также, в курсах может появиться больше заданий с элементами геймификации и сторителлинга. Например, квизы и челленджи позволяют эмоционально вовлекать учащихся в процесс, а персонажи и имитация реальных ситуаций — погрузиться в контекст. При этом оценка заданий должна фокусироваться не на конкуренции среди учащихся, а на их коллаборации.
Форматы обучения Перед EdTech-компаниями, как и перед другими бизнесами, стоит задача сокращать расходы. При этом учащиеся становятся все более избирательны, но тоже стремятся экономить. Поэтому сейчас онлайн-платформы будут выбирать те форматы, которые позволят поддерживать баланс между стоимостью производства и эффективностью обучения.
В связи с этим на рынке может вырасти объем асинхронного обучения — такого формата, при котором нет фиксированного расписания и живых встреч с преподавателем, а учащиеся могут заниматься в любое время по коротким видео и готовым материалам. Это позволит одновременно обучать большое количество студентов, снизить стоимость курсов и обеспечить их гибкость.
При этом наиболее эффективен для освоения профессиональных знаний смешанный формат. Он сочетает в себе возможность учиться по готовым материалам с практическими заданиями и вебинарами от преподавателей. Так что, он по-прежнему будет востребован.
В текущей ситуации одним из основных показателей качества программы остается ее соответствие рынку. Этого позволяет добиться компетентностный подход, который применяется, например, в Нетологии. Для разработки программы исследуются запросы рынка труда и составляется матрица компетенций, где подробно прописан каждый навык, необходимый для работы по профессии. Каждая компетенция укладывается в отдельный модуль программы, и за счет этого она превращается в конструктор, который при необходимости можно пересобирать. С одной стороны, это помогает оптимизировать процесс производства. Например, модуль по исследованию рынка можно использовать и в обучении продакт-менеджера, и маркетолога. А с другой — позволяет давать ученикам только актуальные навыки и быстро перестраивать программу в ситуации постоянных изменений.
В перспективе все большей популярностью будут пользоваться такие форматы, как микрокурсы — короткие программы для обучения отдельным навыкам с конкретным результатом. Они позволят учащимся экономить на обучении и осваивать только то, что им необходимо.