«Побеждает тот, у кого есть характер»: ориентиры и ценности программы IB

редакция Forbes Russia Education
В 2022 году школа «Летово» заняла первое место в мировом списке лучших частных школ мира, аккредитованных на обучение по программам Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB), опубликованном Education Advisors Ltd. «Летово» также оказалось единственным российским учебным заведением, которое на протяжении последних двух лет попадает в топ-100.

Forbes Education побеседовал с экспертом в области российского и международного образования и профессионального развития для учителей, тренером и членом экспертной комиссии программ Международного бакалавриата в Европе и Азии, заместителем директора по развитию и инновациям школы «Летово» Мадленой Шагинян и узнал, на каких ценностях основывается IB, сложно ли учиться по этой программе и почему выпускники IB DP востребованы во всем мире.
    Есть ли принципиальные различия между российской школьной программой и Дипломной программой Международного бакалавриата?
    Мадлена Шагинян,
    Заместитель директора по развитию и инновациям школы «Летово»
    Программы дополняют друг друга. Российская в основном ориентирована на знания, а в IB делается еще и большой упор на развитие личностных качеств и навыков: разнообразных способов мышления, способностей к самоорганизации, коммуникации, умения проводить исследования, — причем все это на достаточно высоком уровне. Более того, IB способствует развитию навыка взаимодействия. Ученики, выполняя разные активности, понимают, что должны эффективно контактировать с людьми, этому надо учиться. Способность взаимодействовать очень важна для будущего. Инновации — всегда командный спорт.

    На мой взгляд, IB очень хорошо готовит ребят к жизни, поскольку программа по-настоящему практико-ориентированная. Большая часть заданий, которые выполняют школьники, так или иначе связана с реальной жизнью. Это является стимулом приобретать глубокие знания по предмету и расширять кругозор. Ученик обязан быть информированным в области науки, которой он занимается. Недостаточно просто знать физику из учебника — необходимо понимать, что происходит в современной науке. Это касается не только физики. Выпускники IB точно знают, что серьезно заниматься математикой намного легче, если разбираться в философии и бизнес-менеджменте. Таким образом, ребята изучают смежные науки и выходят из школы более образованными. Междисциплинарность — один из ключевых инструментов приобретения глубоких знаний.
    Видимо, IB дополняет российскую программу еще и на морально-ценностном уровне?
    Конечно. Причем эти ценности не привязаны к государственным, они общечеловеческие, они были, есть и будут всегда. Я глубоко убеждена, что IB хорошо помогает сформировать человека — ребенок становится зрелым, он меняется на глазах. А университеты хотят именно зрелых студентов. Зрелость же состоит в том числе из самостоятельности. В IB ученик сам планирует абсолютно все. Эта субъектность совершенно естественным образом встроена в программу. Любая работа ученика разбита на этапы, у каждого из которых есть свои сроки. И единственное, что педагог должен делать, — обеспечивать правильную навигацию от этапа к этапу. Взрослые в этом процессе являются супервайзерами, которые никогда ничего не делают за ученика. Так в программу встраивается, на мой взгляд, очень полезный элемент коучинга, и тем самым тренируется способность правильно слышать и воспринимать обратную связь. В технологии, которая реализуется в программе IB, изначально зашито стремление не к совершенству, а к совершенствованию.

    Также программа IB хорошо развивает стремление заниматься социальной деятельностью. В этой сфере происходят какие-то удивительные преображения со школьниками: они начинают осознавать, что у людей, которые находятся рядом с ними, есть потребности, и что каждый человек должен иметь какую-то великую цель. Помимо того, чтобы стать образованным, ученик должен постараться изменить мир: пусть даже маленький, локальный мир, но сделать его немного лучше. Наверное, идейность старшей школы тоже отличает IB. И мне очень радостно осознавать это, потому что отсюда вытекает важная мысль: просто быть умным недостаточно, надо уметь взять на себя ответственность, например, за членов своей семьи, за кого-то, кто слабее, кто оказался в уязвимой ситуации.

    Мне кажется, что в России мы все еще выбираем специализацию в вузе не всегда осознанно. Баллы ЕГЭ позволяют школьникам одновременно подать заявки в различные университеты. В IB такой подход не всегда работает, поскольку если ученик выбирает биохимическое направление, то на протяжении двух лет он будет изучать биологию и химию на углубленном уровне, проводить массу экспериментов. И если он окончательно убедится в верности выбранного направления, то, выпускаясь из школы, уже будет обладать определенным багажом знаний, а главное, это будет его осознанный выбор.

    И здесь нельзя не упомянуть об идее целостного образования. IB ценится тем, что эта программа выпускает цельную личность, — например, на какую бы техническую специальность ни шел ученик, он обязан научиться мыслить креативно, критически, должен анализировать тексты, уметь понимать их смыслы, любить свой родной язык, знать его в совершенстве. И эти навыки становятся базой для дальнейшего развития.
      Наверное, ученикам это дается довольно тяжело?
      Да, безусловно. IB от российской программы отличает адский труд. Известно, что после IB очень легко учиться в любом университете мира, потому что ребята уже в школе работают над большими проектами, выполняют свою первую дипломную работу. И это не отписка, а серьезная научная работа объемом 4000 слов, при подготовке которой используется огромное количество ресурсов, источников, проводятся эксперименты и исследования.
        Но что, если на протяжении этих двух лет активной работы ученик решает поменять направление? Это возможно?
        Первые полгода трек поменять можно, чем дети и пользуются, — это правильно, если решение осознанное. В «Летово» был опыт, когда ребята переходили, например, с физмата на экономический профиль. Здесь хотелось бы отметить человеческий фактор. Наши дети могут просто пойти за педагогом, который им очень нравится. Вообще дети устроены так, что они всегда идут за теми, кто их вдохновляет. И это нормально. Мы всегда стараемся поддержать ребят. Главное, чтобы их решение было обосновано. После второго полугодия поменять профиль сложнее — программа IB так устроена, что каждые полгода ученик погружается все глубже и глубже в темы.
          А как быть с экзаменами? Не возникают ли образовательные противоречия между IB и российской программой?
          Не вижу никаких противоречий. В целом я считаю содержание российской программы одним из лучших. Оно очень глубокое, объемное, богатое. Да, в российской программе и Дипломной некоторые темы совпадают, а некоторые темы отсутствуют. Например, в IB не изучают стереометрию, и тогда наши математики дополняют курс еще и российской геометрией. И это все еще закрепляется компетенциями, развиваемыми в рамках IB. Мне кажется, это совершенно чудесно.

          Что касается экзаменов, то у учеников IB-программы есть какая-то удивительная стойкость: они, помимо ЕГЭ и IB, сдают еще и SAT (Scholastic Assessment Test), и AP (Advanced Placement), и BMAT (BioMedical Admissions Test) — школьники могут сдать все, они становятся универсальными. У нас есть ребята, которые учатся по Diploma Programme (DP), а потом продолжают образование в МГИМО, Высшей школе экономики, но за время учебы в IB они становятся совершенно другими людьми. И очевидно, что эти дети приобретают привычку учиться всегда. Еще они понимают, что их успех зависит от них самих, что всегда нужно ставить очень четкие цели и выстраивать стратегию их достижения. Поэтому у них формируются очень важные сегодня study skills (учебные навыки. — Прим. ред.), которые сохраняются на всю жизнь. Не зря в миссии IB написано, что учащийся получает образование и становится lifelong learner: у него вырабатывается привычка учиться чему угодно на протяжении всей жизни.
            В каком возрасте стоит начать обучение по программе IB? И как подготовиться к поступлению в школу, работающую по программе IB?
            IB делится на три программы: Primary Years Programme (PYP), Middle Years Programme (MYP) и Diploma Programme (DP). Они соотносятся с российскими начальной, средней и старшей школами, и на каждую из этих программ можно поступить. Если мы говорим про первые две, то как-то по-особенному готовиться не нужно. Сейчас на первой и второй ступени IB предписанного содержания нет, благодаря чему они свободно реализуются в любых странах мира: вместо единого контента используется национальное наполнение, но с применением образовательных технологий IB. В Дипломной программе есть предписанное содержание, которое комбинируется еще и с национальной программой, в России это ФГОС. По моему мнению, DP точно не для всех, учиться на ней, не скрою, очень тяжело.
              Выходит, DP — программа для одаренных детей?
              Говорить, что эта программа только для одаренных, неправильно. По этой программе могут учиться любые дети, все зависит от поставленных целей. Если ребенок хочет поступить в Cambridge, то учиться будет очень тяжело, если же в University of St. Andrews, где учился принц Уильям, где конкурс меньше, а требования менее жесткие, чуть проще.

              Я бы сказала, что Дипломная программа — направление для тех, у кого есть сила воли. Я все время говорю, что побеждает тот, у кого есть характер. Все-таки вставать, падать, заново вставать и идти к своей цели — очень важно в процессе учебы.
                Выбор программы обучения зависит не только от детей, но и от родителей. Каким вы видите обобщенный портрет родителя ученика IB?
                Во-первых, это прежде всего человек, который ценит образование. Во-вторых, он сам либо хорошо образован, либо хорошо информирован в какой-то области или целой науке. Третье — он думает не только о получении высшего образования. Он хочет, чтобы его ребенок все-таки был готов к жизни. И последнее — родитель доверяет своему ребенку. У нас есть такая позиция: мы не проводим родительские собрания. Да, мы можем информировать их обо всем в начале программы, но в процессе обучения говорим: «Узнавайте все у ребенка. Он вам должен рассказать». Это ведь и воспитательная история. Ученик должен нести ответственность за то, что он делает, а родители должны со своим ребенком разговаривать. Если к нам не обращаются родители, значит, все идет хорошо.
                  Как выбрать школу с программой IB? На что необходимо обращать внимание?
                  Для начала — на аккредитацию IBO. Она гарантирует, что учителя прошли соответствующее обучение и имеют право преподавать по этой программе. Второе — какие у школы были результаты в предыдущем году: какой был средний балл, в какие вузы поступили выпускники. Это очень важные показатели. Дальше очень интересно, как принимают в IB: оно для всех или нет? Какого рода тестирования предусмотрены? Школа, которая обеспечивает высокий уровень, как минимум должна поинтересоваться, как ребенок учился до этого. И самое главное — какой учебный план школа может составить. Если в учебном заведении все сотрудники компетентны, они составят правильный образовательный маршрут, по которому ребенок сможет поступить в выбранный вуз.

                  Я бы еще поинтересовалась, как обстоит ситуация с карьерным консультированием, помогает ли в этом школа, или родители должны сами нанимать специалистов. Очень хорошая школа дает такие возможности на месте, и никаких дополнительных специалистов привлекать не надо. И еще я советую пообщаться с обучающимися по этой программе ребятами. Когда кто-то приходит и интересуется, я всегда говорю: «Там ребята — поговорите еще с ними», а ребят прошу: «Скажите всю правду о DP». И они очень любят делиться впечатлениями, предупреждать о проблемах. У них это получается намного лучше, чем у взрослых.
                    Последний вопрос: есть ли разница между частной или государственной школой и зарубежной школой с программой IB?
                    Сравнивать тяжело, но зарубежные и российские школы, конечно же, отличаются. Во-первых, за рубежом меньше давления (нет ни ЕГЭ, ни требований российской программы), да и в целом другая среда. Получается, иностранцам учиться легче, чем нашим ребятам. Второе — там больше опытных преподавателей, которые мигрируют из школы в школу и обмениваются опытом. Также, как правило, в международных IB-школах есть все три ступени, а в России не все учебные заведения реализуют их. Что касается российских частных и государственных школ, то все примерно так же, как в аналогичных школах без IB. Я не буду давать оценку, но могу сказать одно: исходя из ресурсов, очень тяжело реализовывать программы IB в государственных школах. И с точки зрения экспертизы, наверное, у частной школы есть больше возможностей нанимать преподавателей со всего мира. Но, подчеркну, я считаю, что школы в России очень глубоко и качественно работают по Дипломной программе IB.
                      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ