Конечно. Причем эти ценности не привязаны к государственным, они общечеловеческие, они были, есть и будут всегда. Я глубоко убеждена, что IB хорошо помогает сформировать человека — ребенок становится зрелым, он меняется на глазах. А университеты хотят именно зрелых студентов. Зрелость же состоит в том числе из самостоятельности. В IB ученик сам планирует абсолютно все. Эта субъектность совершенно естественным образом встроена в программу. Любая работа ученика разбита на этапы, у каждого из которых есть свои сроки. И единственное, что педагог должен делать, — обеспечивать правильную навигацию от этапа к этапу. Взрослые в этом процессе являются супервайзерами, которые никогда ничего не делают за ученика. Так в программу встраивается, на мой взгляд, очень полезный элемент коучинга, и тем самым тренируется способность правильно слышать и воспринимать обратную связь. В технологии, которая реализуется в программе IB, изначально зашито стремление не к совершенству, а к совершенствованию.
Также программа IB хорошо развивает стремление заниматься социальной деятельностью. В этой сфере происходят какие-то удивительные преображения со школьниками: они начинают осознавать, что у людей, которые находятся рядом с ними, есть потребности, и что каждый человек должен иметь какую-то великую цель. Помимо того, чтобы стать образованным, ученик должен постараться изменить мир: пусть даже маленький, локальный мир, но сделать его немного лучше. Наверное, идейность старшей школы тоже отличает IB. И мне очень радостно осознавать это, потому что отсюда вытекает важная мысль: просто быть умным недостаточно, надо уметь взять на себя ответственность, например, за членов своей семьи, за кого-то, кто слабее, кто оказался в уязвимой ситуации.
Мне кажется, что в России мы все еще выбираем специализацию в вузе не всегда осознанно. Баллы ЕГЭ позволяют школьникам одновременно подать заявки в различные университеты. В IB такой подход не всегда работает, поскольку если ученик выбирает биохимическое направление, то на протяжении двух лет он будет изучать биологию и химию на углубленном уровне, проводить массу экспериментов. И если он окончательно убедится в верности выбранного направления, то, выпускаясь из школы, уже будет обладать определенным багажом знаний, а главное, это будет его осознанный выбор.
И здесь нельзя не упомянуть об идее целостного образования. IB ценится тем, что эта программа выпускает цельную личность, — например, на какую бы техническую специальность ни шел ученик, он обязан научиться мыслить креативно, критически, должен анализировать тексты, уметь понимать их смыслы, любить свой родной язык, знать его в совершенстве. И эти навыки становятся базой для дальнейшего развития.