Как изменилось дополнительное образование в последние годы?
Мы сейчас рассуждаем о дополнительном профессиональном образовании как о явлении природы, то есть как будто оно само становится популярнее или само как-то развивается куда-то. В реальности это, конечно, не так.
Зачем и кому нужно допобразование? Ответов может быть много. Но зачем вообще кому-то повышать квалификацию или проходить профессиональную переподготовку? На мой взгляд, это нужно для того, чтобы решить довольно остро стоящую у нас в стране проблему. У всех стран свои особенности, у нас в том числе. Дело в том, что, с одной стороны, у нас очень маленькое население — особенно для такой территории, а с другой стороны, низкая производительность труда. Есть статистика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — метрика ВВП на душу населения в час работы. У России, согласно этим данным, показатель около 26. Есть Ирландия и Люксембург, у которых показатель под 100. Можно объяснить, почему какие-нибудь скандинавские или европейские страны нас обгоняют. Но почему нас обгоняют, например, Турция или Чили — я не знаю, для меня это неочевидно. В целом, у нас невысокий показатель. Средний — 54, а у нас практически в два раз меньше. У тебя мало людей и низкая производительность труда — кажется, для того чтобы что-то вообще работало, нужно повышать производительность труда. Она складывается как раз из самодисциплины, некоторых норм профессиональной этики, привычки к тому, как работать. С другой стороны, можно работать над тем, чтобы люди лучше знали, как устроены инструменты, современная техника — тогда они придут в компанию, не потратят полгода на то, чтобы разобрать, что происходит, а быстро начнут приносить пользу. Это то, что сейчас принято называть нулевым онбордингом: пришел и сразу начал приносить пользу всем. Эта сфера потому и становится более популярной, что растет сложность общества, технологий, наукоемких отраслей — и увеличивается их значимость, чтобы иметь конкурентоспособную экономику. Она давит и говорит: «Хорошо, что есть много людей с фундаментальным крутым образованием, но поскольку мир меняется, нам нужно придумать систему, которая будет людям докидывать, доращивать навыки с учетом изменяющегося ландшафта».
Но если мы посмотрим данные о типах ДПО и темах, которые сейчас востребованы, то это в основном переподготовка, вход в новую профессию. То есть люди связывают получение ДПО с тем, что у них появятся новые возможности в карьере вплоть до выхода в новую профессию.
По статистике 2015-2016 годов, во-первых, большая доля приходилась на повышение квалификации, чем на профессиональную переподготовку. Во-вторых, это нужно было в первую очередь для того, чтобы соответствовать требованиям, связанным с той или иной должностью. Второй по популярности ответ людей в этом исследовании касался того, что они хотели лучше делать свою работу, подняться по социальному карьерному лифту внутри своей профессии или организации. Кроме того, существует профессиональный стандарт, который выдвигает некоторые требования к сотруднику: ты должен повышать квалификацию. Например, учителя обязаны это делать каждые три года. У врачей есть система специальных баллов, связанных с повышением квалификации. То есть раньше все это нужно было для того, чтобы не отставать в рамках своей профессии. Буквально за 6 лет мы видим скачок: с одной стороны, потому, что появилось хорошее предложение и людям это нравится, а с другой, потому, что это некоторый ответ на запрос о получении более востребованной и перспективной карьерной траектории за относительно нормальные временные и денежные инвестиции.