«Это вопрос выживания»: как выбрать работу мечты и построить карьеру

Запись подкаста «Go учиться!». Эксперт – Екатерина Павленко, аналитик и младший научный сотрудник Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования в Институте образования НИУ ВШЭ

Половина россиян, согласно опросу «Работы в России», в своей жизни хотя бы раз меняли профессию. И еще чуть меньше половины – планируют это сделать. Чаще всего такое желание возникает, потому что люди хотят повысить свой доход или они столкнулись с профессиональным выгоранием.

Вероятно, к этому подтолкнул россиян и опыт пандемии и повсеместный переход в онлайн, ведь почти половина из них считают, что благодаря онлайн-образованию сменить профессию стало проще, чем 10-15 лет назад.

Самая популярная сфера, в которую хотели бы попасть большинство желающих сменить профессию, это, что неудивительно, IT. На втором месте по популярности, по данным опроса «Работа.ру», сфера транспорта и логистики, а на третьем – управление персоналом.

Почему так много россиян хотят сменить профессию? Легко ли это сделать? И что нужно для этого нужно? Об этом мы поговорили с аналитиком и младшим научным сотрудников Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования в Институте образования НИУ ВШЭ Екатериной Павленко.

Слушать аудиоверсию подкаста >>>
Профессия — одна на всю жизнь? Существует ли мистическое и романтизированное призвание?

Недавно мы делали большой обзор по профориентации — это, кстати, специфическое российское, даже советское слово. На Западе много разных терминов: карьерный консалтинг, карьерное образование, карьерная навигация. Там всегда используют слово «карьера», а не «профессия». Так что когда мы в России говорим «профориентация», мы обращаемся к некоторому историческому моменту возникновения этого слова. Так вот в процессе исследования мы выяснили интересную вещь. Существует идея о том, что человек выбирает профессию и остается в ней на всю жизнь. Для того чтобы он сделал этот выбор, были разработаны тесты, которые оценивают характеристики человека и профессий и находят способы соотнести их. Все это было придумано людьми — это не какое-то откровение, не спущенное с высоты знание. Если это было придумано людьми, значит это было придумано людьми в какой-то момент для каких-то целей. На Западе эта теория была сформулирована в 1950-е годы и стала очень популярной — мы до сих пор ее знаем. С 1960-х начали появляться другие теории.

Почему так получилось, что в двух разных странах с разными системами появилась одна и та же идея о том, что такое профориентация и как выбрать профессию? Общество было индустриальным — это означало в том числе существование определенного разделения труда. Экономика делится на сектора, и люди размещаются по этим секторам. Рынок труда меняется, экономика стала сервисной, затем информационной и так далее. Сегодня мы говорим о совершенно другой экономике и другом устройстве жизни. Мы не можем говорить о том, что одна профессия сейчас навсегда, потому что поменялся мир. Появился фриланс: ты либо не работаешь в конкретной компании, либо часто меняешь компании. Появилась культура стартапа: компании могут создаваться и распадаться. Переход из профессии в профессию, конечно, неодинаково легкий для разных сфер, но профессиональная траектория сильно изменилась, и профессии стали более проницаемы друг для друга.
Вы говорите о том, что на Западе чаще используют слово «карьера». Что оно значит и почему это важно?

На Западе уже в 1960-70-е годы слова «профессия» и «работа» были заменены термином «карьера». Что это такое? Карьера — это то, что ты выстраиваешь. Это иерархизированный путь, который может проходить через разные профессии и виды работ. Ты улучшаешь свои навыки, повышаешь свою ценность для рынка труда и таким образом строишь свою карьеру.
Получается, карьера — это целый путь. Как научиться его выстраивать?

Здесь мы как раз переходим к следующему этапу — идее о том, как сегодня думать о выборе профессии и построении своей карьерной траектории. Вместо того, чтобы человек выбрал какую-то профессию или его распределили в какую-то сферу, приходит мысль о том, что человек конструирует свою карьеру. Вместо слова «трудоустройство» и самого его факта приходит более процессуальный термин employability, то есть «трудоустраиваемость». Становятся значимыми навыки, которые необходимы для того, чтобы строить карьеру.

Профориентация, например, в школах сейчас должна быть посвящена не тому, чтобы ребенок как можно раньше определился с профессией, пошел в университет ей обучаться, окончил его и отправился работать по специальности. Сейчас профориентация должна быть посвящена тому, чтобы человек научился выбирать, принимать решения, работать с информацией, понимать, как устроены образование и рынок труда, что там происходит, а также как устроен он сам, какие у него способности, возможности, интересы, желания и цели.

Системы профориентации, на основе которых строится образование в некоторых странах, которые мы анализировали, ориентированы на то, чтобы траектория, которую выстраивает человек, в итоге помогла ему добиться успеха именно в том смысле, в котором он сам этот успех понимает. Конструирование карьеры — это о том, что карьера должна быть такой, какой ее видит сам человек, нет какого-то идеального примера, это определенный уход от нормативности, культа продуктивности и достигаторства.
Сколько сейчас существует теорий профориентации?

Нет одной, двух, даже трех основных теорий, на которых строилась бы система ориентации по всей стране. Теорий огромное множество. Мы их изучали и систематизировали — у них разные подходы. Но ключевой момент в том, что они ориентированы на то, как человек самостоятельно будет строить свою карьерную траекторию. Разные люди представляют себе успех и карьеру по-разному.

Это вопрос не только субъективного восприятия, но и культуры. В разных культурах и сообществах по-разному осмысляется хорошая карьера в целом. Сейчас появляются теории карьерной навигации, карьерного консультирования, которые называются «коренные теории». «Коренные» от слова indigence.

Мы идем все ближе к тому, что есть культурные различия в том, как люди понимают и строят свою жизнь. И карьера должна быть встроена в эти представления, она должна с ними соотноситься, а не нормативно их переформатировать. Не должно такого быть, что у нас для всех одни и те же правила успешности. Люди из разных сообществ, из разных социальных категорий должны уметь строить свои карьеры так, чтобы чувствовать себя благополучными, а не соотносить себя с какими-то идеальными образцами, понимать, что они этого не достигают, и считать себя ниже статусом, качеством и так далее.
А что насчет тестов по профориентации и типу личности: как они работают и зачем нужны сейчас?

Смотря, о каких тестах мы говорим. Они тоже могут быть разными. Если мы говорим о модели, которая подразумевает, что у каждого человек есть какие-то характеристики, то она содержит важную идею: эти характеристики не меняются на протяжении всей жизни. Это лишь теоретическая предпосылка, которая базировалась на том уровне, на котором в тот момент были развиты психология и социология. Сейчас у нас совершенно другое представление о том, что такое человек и его личностные характеристики. Исследования также направлены на то, чтобы понять, насколько человек способен менять эти характеристики. Вообще многое сегодня направлено на то, чтобы человек мог меняться — в том числе эмоциональный интеллект и его развитие. Тесты тоже могут быть разными, и один тест можно проходить не один раз в жизни. Нет такого, что ты прошел один тест и все про себя понял.

Если говорить о школьном образовании и о том, как ребенка и подростка погружать в карьерные знания, то исследование показывает: практическое знакомство с профессиями дает гораздо больше понимания, чем тестирование. Конечно, не все школы могут себе это позволить. Например, в России эта система работает не совсем полноценно потому, что просто прийти на экскурсию на предприятие — еще не значит понять, из чего состоит работа людей и что в ней интересного.

Формы «знакомства» могут быть разные: специалисты, которые приходят в школу что-то показывают или просто рассказывают про себя, экскурсии на предприятия тоже вариант — зависит от того, как они организованы. В Британии есть программа, в рамках которой выпускники школы приходят рассказать текущим ученикам о том, как у них сложились карьера и жизнь. В основном эта программа ориентирована на ребят, которые имеют не очень высокие достижения, не очень высоко себя оценивают или чувствуют себя немножко потерянными в смысле того, что им делать дальше. Они могут увидеть пример человека, который выпустился из этой школы — из примерно таких же условий — и выстроил свою карьеру. Это хороший способ повысить мотивацию.
После ваших слов складывается ощущение, что карьера — это маршрут из точки А в точку Б, который мы выстраиваем, нарабатывая какие-то навыки, и этот маршрут можно менять. Например, ты шел по юридическому пути, потом решил стать маркетологом — изучил рынок и продвижение продуктов. Затем стал парикмахером, отучился на курсах и стал стричь людей. При этом юридические навыки использовал, чтобы оформить свое предприятие, а навыки маркетинга — чтобы продвигать свои услуги. Но получается, ты должен достичь определенных успехов, стать профессионалом в том или ином деле. Есть ли какая-то грань между тем, что ты действительно обретаешь жесткие и мягкие навыки, и тем, что просто скачешь по профессиям?

Это хороший вопрос про достижение определенного уровня квалификации и статуса в профессии. Мне кажется, сейчас есть профессии, в которых сложно говорить о каком-либо достижении профессионализма в принципе. Например, мы можем говорить как об иерархическом измерении роста в профессии, так и о горизонтальном. Ты начинаешь делать много разных вещей, и это тоже может цениться. При этом нет никакой инстанции со стороны, которая будет смотреть, достиг ли ты достаточного уровня в профессии, чтобы тебя назвать профессионалом в этой сфере, чтобы ты двигался дальше.

Конечно, люди не скачут по разным профессиям, как стрекозы. Иногда скачут, но часто это помогает им приблизиться к пониманию того, что они хотят, и начать выстраивать какую-то траекторию.

Мы также говорим о навыках, и в этом смысле пример, который вы привели, очень хороший. Он как раз об использовании навыков, которые ты освоил в одной профессии, в другой сфере. Это и о том, что нет навыков, которые эксклюзивно принадлежат только одной профессиональной области. «Эксклюзивно» в том смысле, что их нельзя перенести в другие сферы. Это черта современной экономики и рынка труда: человек учится иначе понимать свои навыки и раскладывать их на другие элементы, на что-то большее, чем просто список обязанностей, связанных с определенной профессией.

Другой важный момент — это представление о том, что такое та или иная профессия. Его действительно не хватает, особенно современным подросткам в России. Это связано не только с недостаточным пониманием самих профессий, но и с недостаточным пониманием того, что такое образование и что оно дает в профессии.
Как вообще формируется наше представление о профессиях?

То, как мы видим профессии и образование, — это продукт нашего развития, того, что нам говорили разные люди в школе и родители. Это формирует у нас определенный способ разметки реальности — реальность делится на несколько типов. Идея в том, что есть вещи, которые ты видишь в этой реальности, а есть, которые не видишь, хотя они существуют. Реальность можно дробить и менять глубину детализации. Но дело не только в детализации, но и в том, что представление о реальности напоминает шоры. Так что один из вариантов расширения своих возможностей — расширение горизонтов, которые ты видишь в реальности.

Если мы говорим о подростках, то им сложно проводить такую трудозатратную деятельность по поиску информации и отслеживанию того, что ты уже видишь, что не видишь и что еще нужно увидеть. Было бы здорово, если бы существовала государственная система профориентации, которая взяла бы на себя такую задачу. Но она пока не берет. По своим исследованиям мы видим, что ребятам, которые начинают искать информацию, этот поиск позволяет лучше сориентироваться в том, чего они хотят. Информацию также нужно не только искать, но и оценивать. Согласно результатам наших исследований, ребятам, которые больше времени потратили на то, чтобы поискать информацию, посмотреть в справочнике, изучить сайты, поговорить со студентами, со знакомыми, с родителями, их выбор в будущем приносит больше удовлетворения. Они выбирают то, что хотят выбрать. Если же «тыкать пальцем в небо», высок риск промахнуться — в том числе из-за того, что не до конца понимаешь, каковы последствия твоего решения и готов ли ты работать с ними.
Почему вообще люди выбирают не те профессии, которые им нравятся?

Нет конкретного решения, какие профессии нужно выбирать. Данные показывают, что подростки выбирают те профессии, которые находятся у них «на виду» — такие как шофер. Если нет возможности увидеть другие профессии или в семье нет других профессий, то подростки ориентируются на очень общие представления о том, какую специальность надо выбрать. Или их родители ориентируются на то, какую профессию надо выбрать с определенной целью. Эмпирически пока речь идет о том, что выбирают один раз — как некий спасательный круг. Что выбрать, чтобы потом чувствовать себя в безопасности? Тут и амбиция не очень высокая — это скорее вопрос выживания. Таковы результаты нашего исследования траекторий в образовании и профессии.

Это, конечно, только один из всего богатства способов выбора профессии. На самом деле, механизмов очень много. Есть несколько путей выбора своей карьерной траектории. Что касается взрослых и их перехода из одной сферы в другую, то здесь мы приближаемся к вопросу о деньгах и счастье.
Как связаны деньги, счастье и работа?

На самом деле, это связанные вещи — не в том смысле, что деньги связаны со счастьем. А в том смысле, что то, как мы говорим о выборе профессии и построении карьеры, связано с определенными дискурсами в культуре, которые тоже меняются. В индустриальном обществе индивидуальное счастье вообще мало кого волновало. В современном обществе появляются «терапевтический нарратив», совершенно новые эмоциональные режимы и новый язык разговора об эмоциях. Вопрос о профессиях тоже начинает в это встраиваться.

Я еще в начале говорила о том, что сейчас мы совершаем важный поворот к тому, что карьера, которую выстраивает человек, начинает ориентироваться не на рынок труда, государственный заказ или что-то еще, а на то, что нужно самому человеку. Этот поворот также связан с эмоциональной жизнью и благополучием.

«Деньги или счастье» — это в каком-то смысле вопрос про разные типы общества, про прошлое и настоящее. Конечно, это не значит, что если мы хотим работать ради денег, то обязательно живем в индустриальном прошлом или что-то такое. Нет, в современном мире существует одновременно несколько дискурсов и несколько мастер-нарративов — неких историй о том, что такое хорошая, успешная жизнь. Самое важное — это понять, что нет лучшего из них. Их много и они разные. Это одно из «проклятий» современного человека: он оказывается перед выбором между этими вариантами, на что ориентировать свою жизнь. На достаток или благополучие? На духовное развитие или здоровье? Это не конкретные вещи вроде профессии, а символические и культурные конструкты.
Иногда случается так, что перед широким выбором мы впадаем в некий «экзистенциальный кризис», потому что не слышим себя, не понимаем, чего хотим и что нам надо. Как упростить выбор карьеры себе или своему ребенку и при этом объяснить, что существует множество сценариев успеха, среди которых нет правильного? Что говорят современные теории карьерной ориентации?

Теории, описывающие современное общество, описывают и то, какой должна быть карьерная ориентация этого общества. У теорий есть свои основания, но они не являются истиной в последней инстанции. В этих теориях есть много того, что можно обсуждать — например, современная индивидуализация.

Если мы посмотрим на разные движения в защиту прав людей разной этничности, в защиту прав женщин, то мы увидим там другие варианты того, ради чего человек может жить. Это будет отличаться от того, что прописывают в современных теориях карьерной ориентации. Некоторые теории, конечно, учитывают и то, что человек должен жить не только индивидуализированно, но и с ориентацией на некое сообщество — не общество в широком смысле, а на некое локальное сообщество.

При этом те же самые теории карьерной ориентации, которые про индивидуальное благополучие, ориентированы на европейское, американское общество. На те общества, которые на сегодняшний момент экономически сильнее всего развиты, у которых определенное государственное устройство. Если мы будем смотреть на другие общества, то могут появиться другие теории карьерной ориентации, в том числе менее индивидуализированные.

Детям, конечно, невозможно представить сразу все варианты. Есть некоторые ограничения реальностью и психическим здоровьем детей. Открыть им все варианты — это открыть ящик Пандоры. Огромное количество вариантов скорее заставить переживать большой стресс, чем поможет принять решение.

Многие исследования, посвященные притязаниям указывают на то, что если у человека, например, у подростка в школе есть конкретное притязание, то в дальнейшем он достигнет большего «успеха», чем те, у кого нет этих конкретных притязаний нет. То есть слоняться по миру работы, образования и профессий чуть менее эффективно с точки зрения стабильности и благополучия, чем идти к какой-то цели. Дальше мы можем говорить о том, что эта цель не обязана определять всю твою дальнейшую жизнь. Но перемещаться от цели к цели лучше, чем просто болтаться в неизвестности.
Нас слушают родители и подростки. Думаю, все поняли, что невозможно просто взять и сделать выбор — необходимо подумать, оценить, найти притязания, научиться ставить цели. Какой главный совет вы можете дать тем, кому предстоит выбрать свой карьерный путь или профессию?

Я бы посоветовала быть более внимательными к себе и к тому, что вы делаете, что у вас получается, что вам интересно. В каком-то смысле расширять свои горизонты, но не до бесконечности, а в той зоне, которую вы рассматриваете. Это мой основной совет, потому что наши представления о профессии и карьере могут исходить из каких-то других источников и мы будем пытаться соответствовать скорее этим представлениям, чем своим соображениям, а это будет усложнять построение своей собственной траектории.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Будьте в курсе!
Получайте актуальную информацию о мероприятиях и новых материалах об образовании от Forbes Education.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее