Давайте решим, как можно понять, соответствует эта модель семье – ребенку и родителям – если этот ребенок еще не учится в школе. Допустим, ему пять-шесть лет, и родители приступают к выбору школы – на что им смотреть, с кем им общаться? И как им понять, соответствует ли модель, если ребенок уже учится в школе?
Я сейчас начала говорить скорее о ситуации первичного выбора школы, когда родители еще только примеряются. Если есть доступ на родительское собрание, на встречу с директором, то я бы порекомендовала спросить, какой портрет выпускника. У учительницы начальных классов или главы начальной школы можно спросить: «Подскажите, пожалуйста, я – мама потенциальной будущей ученицы, на момент окончания четвертого класса что, вы хотите, чтобы ребенок знал, умел и каким был?». Прямо в такой банальной форме. И дальше послушать ответ. Если они скажут: «Ну как же? Мы хотим, чтобы по истории была освоена программа от сих до сих, по математике такие-то темы, по русскому, по чтению такая-то скорость», – это один ответ. Здесь мы говорим, что данный коллектив школы находится в старой парадигме, что надо дать определенные знания от сих до сих. То есть это будет 40% от грамотности, про навыки они, кажется, вообще не упоминали, про личностные качества – не факт, может быть, упорство разовьют в ребенке. Аккуратность, внимательность и упорство – тоже неплохо.
Если учителя начинают говорить: «Мы хотим, чтобы ребенок был мыслящий, имел какую-то свою позицию, мог сравнивать источники информации», – по этим признакам мы начинаем понимать – значит, там что-то будет с критическим мышлением, значит, учителю это важно, значит, что-то будет про любознательность. Если они говорят: «Мы хотим, чтобы он интересовался, чтобы он нашел что-то свое», – и так далее, это будет качественно другой ответ.
Если совсем продвинутая школа, которая знает, что ответить про личностные качества – их надо крыть следующего уровня вопросом: «Хорошо, спасибо. Прекрасная образовательная модель, все мне нравится. Подскажите, как вы удостоверяетесь, что ребенок все это действительно получит на выходе?». То есть, мы спрашиваем про систему измерения всего и прогресса. И здесь все засыпятся, потому что круто измерять навыки и качества еще не научился никто в мире. Это очень-очень сложная современная тема для исследований, но в какой-то мере это можно сделать – через критериальное оценивание, через тегирование заданий. И дальше надо слушать ответ, до какой степени они хотя бы начали об этом думать. Потому что очень часто они постулируют: «Мы хотим, чтобы ребенок был любознательный». Вы спрашиваете: «Как вы этого добьетесь?» «Ну как? У нас свобода в классе», – окей, но от этого ребенок не будет любознательным. «Он может выбрать тему своего эссе», – окей, это тоже не приведет.
Если школа хотя бы чуть-чуть в эту сторону продвинутая, которая уже про навыки начинает говорить: «Да, мы как-то эту деятельность детскую оцениваем», – это супер, это космос, можно попробовать своего ребенка туда отдать. Но, скорее всего, это будет какой-то половинчатый ответ – возвращаясь к тем школам, которые на слайде красиво бравируют образовательными моделями – то дальше мы просто смотрим на личность учителя начальной школы, если есть возможность его выбрать. Если нет, то на коллектив, который что-то рассказывает. И если там есть какие-то слова о прекрасном, то вполне можно попробовать.
Переходим ко второй части вопроса – если ребенок уже учится в школе. Тогда у нас есть доступ к информации. Можно посмотреть, что задают на дом, поспрашивать у ребенка – что сегодня происходило? Если мы говорим о детях 11, 13 лет и старше, то вполне можно рассказывать: «Друг дорогой, не только 10 формул по физике и математике, а еще и применение, командное взаимодействие, коммуникация. Обрати, пожалуйста, на это внимание, тебе это нужно будет для жизни. Есть ли у тебя повод это потренировать где-то хотя бы в школьном пространстве?». И дальше с ребенком иметь уже содержательную беседу на позиции равных: «Окей, давай подумаем, как тебе этот опыт дать». И он вполне может оценить тот образовательный опыт, который у него есть в школе. Вернуться к родителям со словами – это у нас уже есть; а еще у нас есть прекрасный историк, кажется, он нам это и это дает; на таком-то уроке у меня чуть-чуть этого есть, но, кажется, командного взаимодействия не хватает, наверное, это я получаю на спорте или не получаю. То есть дать опыт рефлексии самому ребенку – это конечная цель, потому что в будущее мы его выпускаем с пониманием того, в чем он дальше будет совершенствоваться.