5 вопросов Директору

Интервью Forbes Education c Кириллом Медведевым, директором Новой школы

АВТОР:
Редакция
Каким детям подходит Новая школа?

Если говорить коротко, то Новая школа подходит тем, кто любит учиться, многим интересуются, и при этом хочет иметь возможность выбора своей образовательной траектории.

Мы стараемся прививать школьникам любовь к постоянным познанию и саморазвитию. Чтобы ученики интересовались многим, и при этом хотели и были готовы углубиться в конкретную область и достигать результатов, чтобы находили свой интерес и развивались в нём. Для этого мы создаём комфортные условия для учёбы, собрали сильную команду, даём ученикам возможность выбирать активности в младших классах и уроки в старших, проводим стажировки и много чего ещё.

Если говорить шире, то при наборе мы обращаем внимание на несколько вещей. Во-первых, уровень подготовки ребёнка по базовым дисциплинам — важно, чтобы была определённая культурно-предметная база. Исключение — набор в 1 класс, где мы проверяем лишь готовность к обучению.

Во-вторых, для нас важно, чтобы в семье ребёнка было схожее отношение к образовательному процессу. Чтобы дома и в школе ребёнку транслировались одни и те же ценности и родители чувствовали себя сопричастными. Поэтому в любом классе на вступительных испытаниях особое внимание мы уделяем знакомству с семьёй.


В своей Миссии Новая школа говорит о развитии ребенка как личности, а академические результаты отходят на второй план. Как именно вы учите детей самостоятельности и осознанности?

Всё не совсем так. Мы стараемся как гарантировать своим ученикам достижение определённых академических целей (например, успешную сдачу государственных экзаменов), так и сохранить гуманистический вектор на самоопределение, развитие личности, внимание к каждому ребёнку, его персональное движение. Это одна из основных методических задач сейчас.

Для этого мы объединяем сильных предметников, важная задача которых — достижение детьми академических успехов, а также тьюторов и кураторов, которые держат в фокусе развитие метакомпетенций и межпредметных навыков, включая самостоятельность и осознанность.

Конечно, развитие самостоятельности и осознанности — это история не про один год. Мы учим ребят этим навыкам с 1 класса и на каждой ступени даём всё больше самостоятельности и постепенно передаём ответственность за образовательный процесс.

Наша образовательная среда сформирована таким образом, чтобы у ребёнка была возможность проявить себя в более сложных для него вещах, чтобы он на деле мог испытать свою самостоятельность. В этом плане ребята здорово проявляют себя во внеакадемических событиях, где у них есть возможность организовать, например, свою валютную систему на ежегодной школьной ярмарке, выступить на сцене, поставить спектакль, стать директором школы на один день и многое другое. Это тренировочные площадки, которые мы создаём в первую очередь для того, чтобы ребята в безопасной среде могли пробовать новое.

Также для развития осознанности очень важно уметь рефлексировать. Этот навык мы развиваем через разные практики, в зависимости от возраста. В начальной школе кураторы каждую неделю проводят рефлексивные круги с классом. В 5-6 классах ребёнок вместе с тьютором с помощью простых методик описывает своё состояние, уровень освоения какого-либо материала или навыков. Дальше с каждым годом инструменты рефлексии усложняются, и в старших классах ребята описывают свой опыт уже через рефлексивное эссе.

Таким образом, осознанному выбору мы «учим» через пробу и рефлексию. Сначала создаем условия для выбора, проб и ошибок, а после обсуждаем результат.

Кстати, дистант показал, насколько дети готовы к самостоятельной работе в действительности. Мы получили массу положительной обратной связи от родителей, которые увидели, что дети сами со всем справляются без помощи взрослого. Особенно были приятно удивлены родители ребят из начальной школы.


В старших классах ученики могут полностью отказаться от некоторых предметов и выбрать, что именно они хотят изучать углубленно. Например, можно вовсе не учить физику или биологию. Насколько это правильно? Почему вы выбрали такой подход?

Для нас важно, чтобы в средней и старшей школе ребёнок понял, что от него что-то зависит, что он может выбирать или не выбирать, ошибаться и делать выводы. Чтобы ученик в конечном итоге действовал из своей авторской, субъектной позиции. Ключевым моментом является идея самоорганизации, самостоятельности и развития личной ответственности.

Поэтому в 8-9 классах у ребят есть возможность выбора профильных предметов, а в 10-11 появляются полностью индивидуальные учебные планы. С их помощью мы уходим от навязываемых профилей и даём старшекласснику создать его самостоятельно, чтобы достичь собственных образовательных целей.

Прежде чем собрать свой учебный план, ребята проходят Весеннюю и Летнюю школы в конце 9 класса, которые мы придумали вместе с девятиклассниками в 2019 году. Такой «нелинейный» переход в 10 класс.

На Весенней школе ученики создают коллажи о собственных достижениях, рассказывают о себе в формате стендовой сессии, пишут мотивационное письмо, решают ноогеновские задачи и участвуют в «эквалайзере» (групповом формате, который помогает прояснить и проявить личные образовательные приоритеты и отношение к ценностям школы).

Во время Летней школы ребята вместе с кураторами, педагогами и тьюторами обсуждают своё видение 10 класса, выстраивают индивидуальные учебные планы, оценивают их соответствие образовательным задачам, обосновывают и согласовывают с родителями, друг с другом и с сотрудниками.

После этого мы фиксируем полученные индивидуальные траектории и не меняем их в течение учебного года. Так ребята чувствуют последствия своего выбора. Если в процессе обучения в 10 классе у ученика меняются приоритеты, интересы, то есть возможность скорректировать учебный план в 11 классе.


В Новой школе существует стипендиальная программа – в чем ее суть?

Для нас важно, чтобы возможность учиться в Новой школе была у ребят из разных социальных слоёв — это зафиксировано в миссии школы. Поэтому в школе и существует стипендиальная программа фонда «ДАР». При принятии решения о выдаче стипендий фонд всегда руководствуется этим принципом. Поэтому точных планов на следующий год быть не может. Всё зависит от материального положения семей, чьи дети к нам поступили или уже учатся.

Наряду со стипендиями, фонд предоставляет дотации на образовательные поездки,
которые мы проводим несколько раз в год. Подать заявку на дотацию может любая семья, которая нуждается в финансовой поддержке, а не только участники стипендиальной программы.


Понятно, что сейчас сложно что-то с уверенностью планировать, но все же – как вы готовитесь к грядущему учебному году и ограничениям из-за эпидемии?

Мы надеемся, что в сентябре всё-таки вернёмся в школу, потому что очень скучаем друг по другу, по аудиториям, столовой, коридорам. Ребятам очень не хватает живого общения с учителями и одноклассниками.

Но если этого не случится и карантинные меры продлят, мы готовы продолжать работу дистанционно. Мы достаточно быстро перевели обучение в онлайн-режим, педагоги и ученики освоили новые формы работы, у нас появилась специальная рабочая группа, которая разрабатывала экосистему дистанта. В целом, если обстоятельства не позволят нам вернуться в школу, то мы готовы продолжать учиться онлайн.


ОАНО «Новая школа» — частная общеобразовательная школа на Мосфильмовской, которая работает как образовательно-культурный центр. Основана в 2017 году.


Стоимость обучения в Новой школе в 2020/2021 учебном году:
60 000 руб в месяц – полная стоимость обучения
13 000 руб в месяц – стоимость обучения по стипендии
Конкурс - 12 человек на место (в первом классе)



24 июля / 2020

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ