В своей Миссии Новая школа говорит о развитии ребенка как личности, а академические результаты отходят на второй план. Как именно вы учите детей самостоятельности и осознанности?
Всё не совсем так. Мы стараемся как гарантировать своим ученикам достижение определённых академических целей (например, успешную сдачу государственных экзаменов), так и сохранить гуманистический вектор на самоопределение, развитие личности, внимание к каждому ребёнку, его персональное движение. Это одна из основных методических задач сейчас.
Для этого мы объединяем сильных предметников, важная задача которых — достижение детьми академических успехов, а также тьюторов и кураторов, которые держат в фокусе развитие метакомпетенций и межпредметных навыков, включая самостоятельность и осознанность.
Конечно, развитие самостоятельности и осознанности — это история не про один год. Мы учим ребят этим навыкам с 1 класса и на каждой ступени даём всё больше самостоятельности и постепенно передаём ответственность за образовательный процесс.
Наша образовательная среда сформирована таким образом, чтобы у ребёнка была возможность проявить себя в более сложных для него вещах, чтобы он на деле мог испытать свою самостоятельность. В этом плане ребята здорово проявляют себя во внеакадемических событиях, где у них есть возможность организовать, например, свою валютную систему на ежегодной школьной ярмарке, выступить на сцене, поставить спектакль, стать директором школы на один день и многое другое. Это тренировочные площадки, которые мы создаём в первую очередь для того, чтобы ребята в безопасной среде могли пробовать новое.
Также для развития осознанности очень важно уметь рефлексировать. Этот навык мы развиваем через разные практики, в зависимости от возраста. В начальной школе кураторы каждую неделю проводят рефлексивные круги с классом. В 5-6 классах ребёнок вместе с тьютором с помощью простых методик описывает своё состояние, уровень освоения какого-либо материала или навыков. Дальше с каждым годом инструменты рефлексии усложняются, и в старших классах ребята описывают свой опыт уже через рефлексивное эссе.
Таким образом, осознанному выбору мы «учим» через пробу и рефлексию. Сначала создаем условия для выбора, проб и ошибок, а после обсуждаем результат.
Кстати, дистант показал, насколько дети готовы к самостоятельной работе в действительности. Мы получили массу положительной обратной связи от родителей, которые увидели, что дети сами со всем справляются без помощи взрослого. Особенно были приятно удивлены родители ребят из начальной школы.