5 вопросов Ректору

Интервью Forbes Education c Николаем Кудрявцевым, доктором физико-математических наук, член-корреспондентом РАН, ректором Московского физико-технического института (национального исследовательского университета), МФТИ

Редакция
Forbes Education
Сейчас очень много говорится о качестве преподавания в вузах, особенно системообразующих. Как формируется преподавательский состав Физтеха, каких преподавателей здесь ценят?

Когда Физтех создавался, здесь с самого начала был сформирован очень сильный преподавательский состав: 2/3 совместителей и 1/3 штатных. Совместители из разных организаций — лучшие учёные и инженеры.

В 1990-е годы, или даже уже в конце 1980-х, начался дисбаланс. Потому что раньше была прямая материальная заинтересованность, а в 1990-х она исчезла. На Физтехе должны преподавать учёные. И задача, которая стояла перед нами, — ликвидировать наши отклонения от истоков. Как это можно было сделать? Только развивая науку на Физтехе.

Сейчас у нас работает более 80 лабораторий — науку в них необходимо было совместить с образовательным процессом. Нам удалось это сделать, благодаря молодым сотрудникам — нашим выпускникам, которые не только занимаются наукой, но и преподают!

Преподаватели, которые работают у нас — «зажигают» ребят. У всех свои методики, и это хорошо! Они стремятся приобщить студентов к учебному процессу и сделать так, чтобы им это было интересно.


Что, по Вашему мнению, нужно современному студенту кроме мотивации? Чему его надо учить?

На самом деле, студент должен понимать: все знания, которые ему понадобятся в жизни, он должен будет добывать сам. Студенту невозможно запомнить всё — ему нужно основное, что даёт ему представление о предмете.

Что еще? Студенту необходимо взять в привычку в своей творческой жизни искать то, что ему нужно. Потому что иначе невозможно. Сейчас меняется всё. Когда человек точно не знает, чем будет заниматься после окончания вуза, то гораздо лучше, когда он видит горизонт шире, видит свои перспективы.

Важно понимать: сейчас наука и технологии становятся проективными. Поэтому студент также должен уметь строить работу в команде, уметь коммуницировать. Модель ученого-отшельника осталась в прошлом.


Помогают ли в расширении горизонтов стажировки в зарубежных вузах? С какими вузами вы сотрудничаете?

Конечно! Мы как раз считаем, что студенты и аспиранты должны перемещаться между ведущими научными центрами и университетами, чтобы видеть и другой опыт, и свой приобретать, нарабатывать связи в научном мире. В нашем списке дружественных университетов, и Massachusetts Institute of Technology (MIT), и École Polytechnique, и Georgia Institute of Technology (Georgia Tech), — всех даже не перечислить!

Мы стремимся, чтобы это взаимодействие было по минимуму административно регулированным. Прекрасно помню, как мы начинали наше международное сотрудничество с президентом MIT. Он постоянно подчеркивает, что нужно настраивать взаимодействие от профессора к профессору. А наша задача как администраторов — создавать благоприятные условия для таких контактов. Поэтому вопросы двойных дипломов, стажировок уже традиционно решают заведующие лабораториями. В этом смысле, Физтех — на уровне лучших международных практик.


Если говорить про зарубежные вузы, то нельзя не вспомнить про рейтинги. Как вы к ним относитесь?

Я считаю, что международные рейтинги вузов выполняют важную функцию, но они не всё отражают и не стоит их фетишировать.

Международные рейтинги оценивают вузы по многим критериям, в т.ч. учитываются объем и качество проводимых в университете научных исследований, а также академическая репутация учебного заведения. Значительную роль играет узнаваемость учебного заведения в мировом профессиональном сообществе (прим. ред).
Рейтинг — это взгляд со стороны, зеркало. Например, ученый, который занимается фундаментальными исследованиями. Какая у него задача? Провести исследования, получить результат и как можно более широко распространить их в мировом сообществе. Вот это и учитывается в рейтингах. Ученый, который занимается прикладными исследованиями, — у него какая задача? Создать технологию, получить патент, и потом внедрять эту технологию. В рейтингах это не учитывается.

Не стоит забывать и о репутации. В известных зарубежных университетах делается очень много прикладных разработок. Для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), Министерства энергетики США (Department of Energy) и так далее. Об этом не пишут. Но эксперты, которые голосуют, это прекрасно знают, и они в большинстве. Нас знают в этой части значительно меньше.

Рейтинговая система достаточно инерционная — репутация завоёвывается годами. Вклад российских университетов в движение мировых университетов именно сейчас растёт на глазах. Вместе с этим растут и наши показатели. Думаю, что мы будем всегда в данных рейтингах — чуть-чуть недооцененными. Но совершенно точно, российская система в будущем существенно поднимется в своих позициях.


Интересно узнать, как Вы относитесь к онлайн-образованию, – сейчас эта тема как никогда актуальна для всех участников образовательного процесса.

Сейчас мы на практике понимаем, что вполне реально оптимизировать онлайн-обучение синхронно с традиционным, но все-таки как дополнение, которое позволяет существенно интенсифицировать процесс и повысить качество. Многое можно почерпнуть из онлайн-источников, но личный контакт с преподавателями тоже необходим.

Также онлайн-образование позволяет организовывать индивидуальные траектории обучения для студента. Во времена моей учебы это была эксклюзивная возможность. Я занимался новой темой, мой научный руководитель договорился с профессорами из МГУ, Академии наук и ещё с несколькими институтами, чтобы они курировали меня по своим направлениям. В итоге я с ними тесно общался, брал книги и материалы — велась активная совместная работа и это были мои курсы, которых в программах не было. А сейчас любой студент может сам выбирать учебную траекторию. Это очень важно, потому что научный ландшафт меняется очень быстро. И пока студент шесть лет учится, всё может измениться, а индивидуальные траектории теснейшим образом связаны с онлайн-образованием. В итоге, текущая непростая ситуация с пандемией подталкивает нас к инновационному развитию.

Резюмируя, думаю, что через 5 лет, если вы посмотрите на образовательный процесс Физтеха, он будет совершенно другой. Значительно лучше!


Московский физико-технический институт — ведущий технический вуз России, входит в престижные рейтинги лучших университетов мира.

Отцами-основателями Физтеха считаются три нобелевских лауреата: Пётр Капица, Николай Семёнов и Лев Ландау, а также проректор МГУ по специальным вопросам и куратор предшественника МФТИ ФТФ МГУ академик Сергей Христианович.

Стоимость очного обучения для студентов из России:
Бакалавриат — 270 000-315 000 рублей
Магистратура — 270 000-330 000 рублей




5 июня / 2020

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Будьте в курсе!
Получайте актуальную информацию о мероприятиях и новых материалах об образовании от Forbes Education.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее