5 вопросов ректору | Forbes Education

Интервью c Анатолием Торкуновым | МГИМО

Интервью Forbes Education c Анатолием Васильевичем Торкуновым, ректором МГИМО, профессором, действительным членом РАН

Опишите, пожалуйста, образ студента МГИМО? Ведь исторически считается, что МГИМО - университет для "золотой молодежи", куда поступают дети элиты. Изменилось ли это сегодня? Каких студентов университет хотел бы видеть в своих стенах в первую очередь?

Стереотип о золотой молодежи существует уже не один десяток лет - еще во времена, когда я учился в институте, хотя треть моих однокурсников весь первый семестр в гимнастерках проходили. Пришли из армии, и у некоторых просто не было денег, чтобы купить себе гражданскую одежду. Хотя, может быть, это фасон у них такой был: я армейский, а вы - нет?

Так что, миф о золотой молодежи не соответствует действительности. Вообще, мне нравится это определение – «золотая молодежь». Только я хочу сказать, что она действительно золотая – потому что большая часть обучающихся в МГИМО имеют золотые медали. Все-таки сегодня золотую медаль не так-то просто получить. В этом году больше половины абитуриентов с золотыми медалями, а проходные баллы на бюджет просто беспрецедентно высокие.

Говоря про наш контингент, нельзя не рассказать о том, что треть поступающих в МГИМО – победители всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву, русскому языку, литературе, математике, экономике. Олимпиадники зачисляются сразу – они не участвуют в общем конкурсе и поступают без экзаменов.

Вот такая она, мгимошная молодежь. Конечно, среди нее есть ребята из семей государственной, политической и бизнес-элиты. Но это нормально. Они ведь тоже имеют право учиться, если проходят по конкурсу на общих для всех основаниях.

Как вы уже поняли, у нас очень высокие требования. Абитуриенты должны понимать, куда они готовятся поступать. Должны добросовестно и много заниматься. Мы активно содействуем: создали программу довузовской подготовки (в том числе, и по восточным языкам), работаем со школами, причем не только с московскими, но и с краснодарскими, тульскими, тамбовскими, ставропольскими. То есть, мы стараемся качественно готовить ребят к поступлению, чтобы они познакомились уже в школе с университетом и твердо решили, что хотят учиться именно у нас.

Поддерживает ли МГИМО нетворкинг среди своих студентов? Есть ли сообщество выпускников?

Нетворкинг - исключительно важная составляющая студенчества. Сообществ в МГИМО много - Студенческий союз, волонтерские союзы, весьма активные тематические клубы. У нас есть и небольшие молодежные сообщества, например, Балтийский клуб студентов, изучающих языки стран Балтии, интересующихся регионом, и клубы ребят, изучающих персидский, арабский, корейский и многие другие языки. Очень активны французское и испанское сообщества.

Есть и большие объединения. Студенческий союз со своей хорошо выстроенной структурой и даже департаментами, весьма активный Совет землячеств, и, наконец, Ассоциация выпускников, которая ежегодно устраивает масштабный международный форум. По приглашению наших выпускников такие форумы прошли уже в Баку, Москве, Ереване, Астане, Ташкенте. Сейчас рассматривается возможность собраться в Улан-Баторе или в Братиславе. Так что, нетворкинг – это, разумеется, МГИМО, и в ходе обучения, и после окончания.

Сегодня думаем над тем, как оборудовать новое общежитие так, чтобы предусмотреть дополнительные возможности для качественного коворкинга. Одна из задач - создание там зон для совместной работы, чтобы были все условия для прямой дискуссии лицом к лицу.

Политика и международные отношения – ключевое направление для МГИМО. Как изменились требования к профессии международника за последние 10 лет? Как это отразилось на программах обучения в МГИМО?

Откровенно говоря, здесь я придерживаюсь модернизационно-консервативных взглядов. С одной стороны, конечно, есть накопленный веками опыт подготовки международников, который предполагает глубокое знание, прежде всего, иностранных языков, истории, философии и политической науки. Не стоит забывать про обязательное владение протоколом. Вместе с тем в международных делах появляются совершенно новые инструменты. И это не только использование новой техники, но и умение правильно обращаться с этими инструментами для того, чтобы получать информацию, обрабатывать, анализировать ее. Всему этому мы учим студентов.

Появились и новые возможности изучения кейсов из сферы международных отношений, создания симуляций разного рода международных ситуаций с тем, чтобы студенты чувствовали себя вовлеченными в тот или иной процесс. Более того, по итогам такого рода симуляций мы издаем книги и материалы, связанные со студенческим анализом событий.

Даже Стив Джобс говорил: «Я бы обменял все свои технологии на вечер с Сократом». Так что, нельзя отказываться от всего того, что было наработано человечеством на протяжении тысячелетий.

Существует мнение, что китайский язык скоро заменит английский в качестве международного. Сейчас английский - основной язык, который учат все студенты МГИМО. Как вы думаете, станет ли китайский языком международного общения через какое-то время? Нужно ли сейчас всем его активно учить?

Дэн Сяопин когда-то сказал, что Китай от остального мира ограждает не великая китайская стена, а иероглиф. Китайский язык очень сложный из-за иероглифического письма. Вы, наверное, знаете, что китайцы изобрели и буквенное изображение своего языка. У нас профессор Алексей Николаевич Алексахин, известный специалист по китайскому языку, уже выпустил несколько учебников по буквенному изложению. Я сам видел, как на переговорах китайские коллеги уже часто делают заметки не иероглифами, а буквенными символами. Может быть, это облегчит изучение языка. Но китайские иероглифы — это часть цивилизационной идентичности. И Китай не откажется от них.

Я уверен, что далеко не все из нас настолько способны к иностранным языкам, чтобы китайский язык в скором времени заменил достаточно простой для изучения английский. Более того, в Китае сейчас многие говорят по-английски, особенно в бизнес-контексте диалог в основном все-таки идет на английском, как и в Индии. Так что, полагаю, что английский как язык международного общения, язык интернета, никуда не пропадет. Поэтому, разумеется, английский важно знать в любой отрасли.

Что касается изучения китайского языка, то если есть склонность и способности, я бы, конечно, рекомендовал его учить. Все-таки это вторая экономика мира, у Китая и России налажено довольно тесное сотрудничество, которое в будущем будет развиваться. Кроме того, изучение китайского – серьезная тренировка для мозга. Учите китайский вместе с английским!

И последний вопрос: какие новые программы появились в МГИМО, на которые стоит обратить внимание абитуриентам?

Наш вуз активно развивается и у нас постоянно появляются очень интересные программы. Сегодня я бы выделил программу «Искусственный интеллект», которая реализуется совместно с МФТИ и компаниями Майкрософт (Microsoft) и NVIDIA. Cетевые программы с ведущим российскими университетами, на мой взгляд, открывают огромные перспективы нашей высшей школе. Из последних междисциплинарных программ отмечу магистратуры «Стратегический менеджмент международных минерально-сырьевых компаний» совместно с МИСиС и «Мировые аграрные рынки» совместно со Ставропольским и Кубанским аграрными университетами и вовлечением Тимирязевской академии.

В МГИМО реализуется очень популярная программа «Спортивная дипломатия», на которой с удовольствием учатся многие бывшие выдающиеся спортсмены. Они заканчивают спортивную карьеру и после обучения идут работать в российские и международные федерации.

Что касается, международного сотрудничества, расскажу про новую программу «Управление умными городами», то есть сити-менеджмент. Ее мы открываем совместно с ведущим Университетом Ёнсе в Сеуле. В Южной Корее вузы очень продвинуты в области градостроительства. Поскольку у них небольшое государство, города густонаселенные, тема умных городов весьма актуальна. А у нас все больше и больше к этому растет интерес и в таких крупных центрах, как Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, и в городах небольших, которые уже заглядывают в будущее.

Что касается международных отношений, то в этой области мы открыли новую программу по многосторонней дипломатии, которую реализуем совместно с ООН. Новые программы мы создаем ежегодно.

При этом я сторонник «архаичного» подхода: на базовом уровне – на бакалавриате – мы стараемся быть достаточно консервативными. Стараемся дать прочное базовое образование, на основе которого можно уже выбирать свою траекторию, специализироваться. Без базы это невозможно. Должна сохраняться философия – без нее человек не может осмыслить мир. Должна сохраняться социология, хотя бы основы социологии, чтобы уметь анализировать процессы на основе социологических инструментов. История, естественно. Экономическая теория. Поскольку без знаний по базовым предметам сейчас невозможно представить ни одну профессию.

Когда мы учились в 1960-70-х годах у нас была статистика на факультете международных отношений, затем ее отменили. А теперь мы вновь возвращаем статистику в рамках экономического цикла образования, поскольку без статистики просто невозможно провести анализ ни одного политического или экономического процесса. Так что, сохраняя традиции в МГИМО, мы все время пытаемся приобрести что-то новое.


Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО) - один из ведущих российских университетов. В структуру университета входят три кампуса, десять факультетов и три института. В МГИМО обучается около десяти тысяч студентов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. МГИМО внесен в Книгу рекордов Гиннесса как университет с преподаванием самого большого количества иностранных языков (53 языка).

348 место в международном рейтинге QS (2021)
11 место в рейтинге лучших российских вузов по версии Forbes (2020)
6 место в рейтинге лучших вузов России по версии RAEX (2020)

Стоимость обучения в МГИМО по очной форме обучения (в год):
Бакалавриат – от 468 000 рублей
Магистратура – от 336 000 рублей