5 вопросов ректору | Forbes Education

Видеоинтервью c Анатолием Александровым | МГТУ им. Н.Э. Баумана

Видеоинтервью c Анатолием Александровым, ректором МГТУ им. Н.Э. Баумана


Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, в рамках рубрики "5 вопросов ректору" ответил на вопросы:

  • Какие задачи стоят перед МГТУ им. Н.Э. Баумана в ближайшие годы?
  • Какие уникальные особенности выделяют МГТУ им. Н.Э. Баумана среди мировых университетов?
  • Как вуз взаимодействует с выпускниками?
  • Как в МГТУ им. Н.Э. Баумана складывается работа с гуманитарными науками?
  • Как в вузе относятся к дистанционному обучению?

Также в конце интервью Анатолий Александров дал несколько советов сегодняшним студентам.

Смотрите премьерный выпуск рубрики "5 вопросов Ректору" в видеоформате:


Какие задачи стоят перед МГТУ им. Н.Э. Баумана в ближайшие годы?

Задачи понятны, такие задачи ставит перед собой любой университет: это развитие, развитие и еще раз развитие. Мы сегодня очень устойчиво развиваемся, у нас есть достижения. Мы только что закончили выполнение — причем очень хорошо справились — с программой развития университета как исследовательского. Наши достижения, работы, объемы этих работ — колоссальны. Мы на сегодняшний день на 5-6 млрд рублей выполняем именно НИОКРовские работы: это те работы, которые заканчиваются технологией, изделием, обязательно что-то после этого летает, защищает, смотрит, – это новые станки и технологии.

Мы сейчас очень серьезно работаем над поиском направления развития в связи с этим шестым технологическим укладом и понимаем, что на стыке наук мы можем найти эти прорывы. Сегодня мы занимаемся квантовыми вычислениями, плазменными технологиями, интеллектуальными системами, робототехникой — это все то, что будет определять завтрашний день. Мы должны мало того что найти свое место в каждом из этих направлений, у нас здесь есть и опыт, и очень серьезные ученые, и молодежь, которая может это развивать, мы должны в каждом из этих направлений занять лидирующие позиции, и мы такие задачи себе ставим.

Мы сейчас строим вторую очередь кампуса Бауманки. Это будут научные лаборатории, множество научных стендов, научных центров. Понятно, что будут и соответствующие социальные объекты. Этот путь, то, что мы получаем новые материальные возможности для исследований, для испытаний, для получения опыта и знаний, новых разработок, дает уверенность в том, что результатов, которых пытаемся добиться, мы обязательно добьемся. Здесь мы опираемся на те знания, которые уже приобрели, развиваясь — это 22 направления наших научных центров, это и очень востребованные сегодня технологические специальности. У нас в промышленности много сейчас очень хорошего оборудования, переоснастились, но не хватает опытных технологов, которые могут конструировать одновременно и создавать технологии новых материалов, новых методов форм образования, пионерских: это и аддитивные технологии, это и наноплазмоника, это все, что связано с композитами, пластиками, совершенно новыми материалами. Это связано с умными материалами, которые позволяют нам использовать их в Арктике, например, в очень трудных климатических зонах, это, конечно, все что связано и с такой земной необходимостью как электробусы. Электробусы, изготовленные группой «Газ», которые бегают по Москве — это наши электробусы, наши ученые разрабатывали математическую модель этих автомобилей, автобусов (электробусов) и систему управления для них. Продолжаем в этом направлении работать. Это целая серия транспортных средств для Арктики, грузовые машины в том числе, разной грузоподъемности, роботизированные. Это и рой новых транспортных средств, которые позволяют в условиях Арктики доставлять автоматизированные материалы. Это и новая система видения и создания очень серьезных и быстровозводимых аэродромов в той же Арктике, и возможность дистанционного управления полетами для одной, двух, десяти площадок, которые находятся в разных местах, а не в одном месте, и многое-многое другое. Вот такие задачи перед нами стоят.

Какие уникальные особенности выделяют МГТУ им. Н.Э. Баумана среди мировых университетов?

Во-первых, конечно, не очень хочется сильно отличаться от ведущих мировых университетов. Они, с одной стороны, все похожи, а с другой стороны, каждый из них имеет свое лицо. Мы всегда четко понимали, в чем мы никогда не должны отойти от своих традиций. Прежде всего, это очень серьезная фундаментальная подготовка. Она такой была у нас всегда и мы на этом настаиваем, и только это позволяет нам готовить выпускника, который легко адаптируется к любой ситуации, к любому изменению технологий, к любому изменению направлений в науке. Это очень важно. Вторая позиция — то, что мы называем русским методом обучения, обучения через практику, но практика имеется в виду не просто поехать на завод и посмотреть, как там станки работают, а участие в реализации существующих проектов, когда студент, участвуя в реальных разработках, понимает, каких знаний ему не хватает, находит эти знания, усваивает их и учится этими знаниями пользоваться. По этому пути уже много университетов сегодня идут. Очень для нас важный показатель, третий — четкая связь с предприятиями, взаимопроникновение, без этого ни один технический вуз не может. Здесь многое: работа с предприятиями, множество проектов, которые ребята выполняют на предприятиях, практики, которые ребята проходят. У нас, как ни в одном российском, во всяком случае, вузы, есть отраслевые факультеты — это факультеты, которые работают прямо на предприятии. Туда приезжает наша профессура, специалисты предприятия тоже участвуют в учебном процессе, ребята проходят постоянно действующую практику. Предприятия очень серьезные, такие как НПО «Энергия», НПО «Машиностроение», «Алмаз-Антей», Красногорский механический завод, ЦЭНКИ.

Очень важное наше достижение (этим мы здорово отличаемся от многих университетов) — это созданные нами и активно работающие инженерные центры. Они работают по самым прострелянным на сегодняшний день направлениям развития науки и техники: фотоника, инфракрасная техника, наноплазмоника, нанотехнологии, квантовые вычисления, плазменные технологии, космические системы и много другого. Это тоже наши отличия, и здесь мы воспитываем молодежь, и здесь мы занимаемся наукой, здесь мы зарабатываем своим трудом деньги.

И последнее, на чем бы я остановился: каждый университет предоставляет возможность своим ребятам участвовать в каких-то гуманитарных направлениях исследований или просто заниматься гуманитарными науками. Для нас эта часть программы является обязательной. С другой стороны, есть такие направления, которые нас отличают от других: юриспруденция, экономика. Но это особая юриспруденция – экспертиза, управление интеллектуальной собственностью, вот наш конек. Не гражданское право (это удел юридических университетов). Когда речь идет об экспертизе, причем, это же экспертиза и вычислительной техники, и технологических процессов, и многого другого, – все, что касается интеллектуальной собственности, есть понимание, что в России этим надо заниматься. Это инженерный уклон, все-таки мы выпускаем инженеров с такими знаниями, то есть инженеров-юристов. Или экономисты, которых мы готовим: это, прежде всего, инженеры, которые владеют законами экономики, знают, как управлять, готовые специалисты, которые приходят в качестве управленцев на предприятия, владеющие знаниями технологий, знаниями физических процессов и так далее.

Как вуз взаимодействует с выпускниками? Расскажите про "звездных" выпускников.

Во-первых, конечно же, есть сообщество выпускников, оно всегда было. Университет, любой, славен и гордится своими выпускниками: это единственное мерило качества подготовки, качества обучения в университете. Называть звезд прошлого для ректора Бауманки, с одной стороны, очень просто, с другой стороны, очень неправильно, потому что трудно перечислить всех. Если вы вспомните всех авиастроителей начала ХХ века — они все выпускники Бауманки. Если вы вспомните космический проект, тысячи бауманцев, включая генеральных конструкторов работали над ним. Если вы вспомните атомный проект и продолжение его — тоже наши конструкторы принимали серьезное участие наряду с физиками в реализации. И таких направлений очень много. Все технологические переделы ХХ века осуществлялись под непосредственным руководством наших выпускников либо при их очень активном участии, и это говорит о многом.

Пример я здесь приведу только один. Представьте себе связь времен. У С.П. Королева, это создатель нашей космической программы, руководителем дипломного проекта был Туполев Андрей Николаевич, известный знаменитый наш авиаконструктор, а у Туполева руководителем дипломного проекта был Николай Егорович Жуковский. Вы представляете плотность и связь времен? Вот так в Бауманке было всегда, и на этом я бы этот перечень закончил. Что касается выпускников наших, крутых и знаменитых – их очень много, и сейчас назвать одну, две, три, фамилии неправильно, потому что их много. «Вот Иванов, Петров, Сидоров» — было бы не очень красиво, они известны, их фамилии все знают. Я бы просто сказал о том, что мы счастливы тем, что у нас очень плотная человеческая связь с нашими выпускниками. Они, конечно, всем интересуются, они нам очень здорово помогают, в том числе, в выстраивании учебного процесса. Это обязательно должно быть ведение не чужих людей, а людей родных, которые нам подскажут. Не менторски закажут у нас услугу, а подскажут, как лучше сделать, чтобы наши ребята завтра были более успешными. Они помогут нам и чисто финансово. Я рассказывал, что мы за десять лет переделали практически весь университет — здесь есть огромная доля участия наших ребят. Они помогали и материально (имеются в виду какие-то строительные материалы, оборудование, техника), помогали чисто финансово, деньгами. Это тоже огромная помощь, и мы очень благодарны нашим ребятам: они считают это абсолютно естественным, не считают подвигом, а мы благодарны им за такое отношение.

Как в МГТУ им. Н.Э. Баумана складывается работа с гуманитарными науками?

Для нас это не ново, и у многих университетов есть возможность помимо технических наук заниматься гуманитарными. Но наше отличие в том, что у нас каждый студент проходит какую-то стадию гуманитарной подготовки. У нас есть социо-гуманитарный факультет, где есть кафедры философии, истории, культурологии, социологии, и все без исключения студенты проходят курс обучения на этих кафедрах. Это очень важно. И, подчеркну, как и для многих из нас, например, физическая культура — это тоже полноправный предмет, потому что здоровый дух может быть только в здоровом теле, и этому мы уделяем большое внимание, четыре курса обязательной физкультуры. У нас принцип такой: ребята должны гармонично развиваться и выходить в мир подготовленными и не потерявшими здоровье.

С другой стороны, мы умеем работать и с людьми с ограниченными возможностями. Например, мы имеем девяностолетний опыт работы с плохо слышащими людьми. Мы обучаем их включенным образованием, обучением, и они выходят в жизнь, уже не требуя материальное пособие или пенсию: они выходят в жизнь нормальными работниками. Они работают, они квалифицированы, они получают зарплату, они платят налоги. Они чувствуют себя равноправными членами общества.

Как Вы относитесь к дистанционному обучению?

Сегодня много говорят о дистанционном обучении, каким может быть его будущее. Хочу сказать два тезиса. С одной стороны, мы и наши коллеги из подавляющего большинства университетов справились с этой тяжелой ситуацией, мы научились эффективно пользоваться дистанционными технологиями, средствами, и это большое достижение. Вторая ситуация: мы совершенно уверены, что дистанционное обучение никогда не сможет заменить очное. Это уже будет обучение немножко другого класса, другого уровня. Очень правильно сочетать те и другие формы обучения — вот то, что нам предстоит сейчас для себя оптимизировать, понять, как это нужно реализовать. Эти годы, дадут нам большую почву для размышлений о существе вопроса, и мы обязательно найдем правильное сочетание. Но, еще раз повторю два тезиса: конечно, качество дистанционного обучения не может сравниться с тем, что мы можем давать при очном обучении, кто бы чего ни говорил, это абсолютная правда, и все это знают, но то, что мы освоили новые подходы, новые методы — это очень важно, и это поможет нам в будущем.

Какой совет Вы бы дали сегодняшним студентам?

С одной стороны, мне, конечно, хочется сказать, чтобы они не забыли про учебу, не дай Бог. Но я сейчас скажу, конечно, не об этом. Все равно ребята будут учиться. Многие из них учатся самоотверженно и все силы вкладывают, кто-то немножко ленится, кто-то немножко не успевает, кто-то не научился учиться — такое будет, но студенческие годы — это самые счастливые годы в жизни молодого человека. Каждый из нас вспоминает студенческие годы как самые счастливые. Я хочу пожелать ребятам, когда они к нам поступят и будут учиться, чтобы они не забыли, что это их юные годы, самые яркие, чтобы они занимались любимым делом, чтобы они занимались спортом, творчеством, чтобы они плясали, танцевали, пели, чтобы они находили друзей, чтобы они не замыкались где-то на компьютере и на чем-то одном. Ведь только в общении с очень большим количеством людей находишь настоящих друзей. Ведь только здесь, в эти молодые годы, многие из ребят найдут свою любовь. И это будет очень здорово, я им этого желаю. Очень важно прожить эти годы ярко и счастливо. Ведь известна истина: «Хочешь быть счастливым — будь им». Пусть ребята не забудут, что счастливым можно стать только тогда, когда к этому стремишься, когда к этому прилагаешь усилия, когда ты не жалеешь времени на то, чтобы что-то сделать хорошее для людей, прежде всего для товарищей, для близких, для людей вообще. Это все обязательно к тебе вернется: и хорошими эмоциями, и знаниями, и тем, что по жизни ты пойдешь успешным человеком.