5 вопросов ректору | Forbes Education

Интервью c Андреем Яковлевым | Томский политехнический университет (ТПУ)

Интервью Forbes Education c Андреем Яковлевым, врио ректора Томского политехнического университета (ТПУ)

Какие тенденции в образовании сейчас Вы наблюдаете? Как меняется подход к преподаванию?

Профессиональная среда практически в любой области, как и мир вообще, сейчас быстро меняется. Профессии, которые нужны сегодня, завтра могут стать невостребованными. Постоянно появляются новые направления деятельности, которые требуют новых знаний, умений, навыков. Все больше процессов перемещается в цифровую среду — практически каждый из нас ежедневно пользуется смартфоном с встроенным искусственным интеллектом. Человек уже не идет решать задачу «с голыми руками», у него в распоряжении мощнейшие инструменты. В системе образования мы должны это учитывать и развивать студентов так, чтобы они были готовы дополнять свои возможности искусственно созданными в зависимости от возникающих вызовов и вновь появляющихся инструментов. Сегодняшнее требование к инженеру — видеть полный жизненный цикл технологии или разработки, от замысла до ликвидации, и понимать принципы управления этим циклом. Всё большее значение приобретают и soft skills — умение работать в команде, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект. Подходы к преподаванию меняются в соответствии с этими запросами.

Мы знаем, что ТПУ активно сотрудничает с зарубежными вузами, есть ли какие-то особенные проекты в этой сфере?

ТПУ занимает лидирующую позицию в России по объему НИОКР, выполненных за счет средств зарубежных источников, что говорит о востребованности университета и его встроенности в глобальную сеть. У нас действует более 90 договоров о реализации программ академической мобильности с зарубежными вузами. Есть уникальный пример сотрудничества с одним из ведущих мировых вузов в сфере нефтегазового дела — это Университет Heriot-Watt в Великобритании. В Томском политехническом открыт совместный с Heriot-Watt образовательный центр — единственный в России. Его выпускники крайне востребованы в российских и зарубежных нефтегазовых компаниях — как правило, они находят работу еще во время учебы. В новом предметном рейтинге QS по направлению Petroleum Engineering, который впервые опубликован в этом году, ТПУ занял 26-е место, показав лучший результат среди российских вузов. Мы получили высокие баллы по критериям «академическая репутация» и «репутация у работодателей», и это демонстрирует результат нашей работы по интернационализации в науке, образовании, партнерстве с индустрией.

Вопрос, который мы задаем практически в каждом интервью: назовите преимущества российского образования?

Первое — фундаментальное образование. В России можно получить глубокие, фундаментальные знания по всем направлениям, но больше всего страна известна своими сильными научными школами в области математики, физики, химии, геологии, других естественных наук.

Второе — большой выбор университетов, образовательных программ, оптимальное соотношение цены и качества образования. Россия — одна из немногих стран, предоставляющих иностранцам возможность бесплатного обучения.

Третье — у наших вузов мощный потенциал. Проект «5–100» здесь послужил отличным индикатором. Если сравнивать с подобными проектами во Франции и Германии, у нас самый хороший показатель соотношения вложенных денег к полученному результату.

Помимо проектов, подобных «5-100», что могло бы помочь университетам развиваться интенсивнее, какие изменения этому способствовали бы?

На мой взгляд, вузам необходимо дать возможность смещать фокус научных и прикладных исследований с работы по требованию заказчика на начало цепочки создания стоимости (при формировании стратегии развития предприятия или целой отрасли, организации новых производств) и на этап эксплуатации. Это требует разработки новых форм взаимодействия «студент – преподаватель – исследователь – представитель бизнеса – представитель власти». Понадобится решить достаточно сложные вопросы управления результатами интеллектуальной деятельности, в том числе связанные с лицензированием, участием вузов в поддержке действующих производств, регулированием отношений с существующими институтами развития. Но в итоге мы можем получить синергетический эффект не только для развития собственно университетов, но и передовых и новых индустрий, экономики и в конечном счете государства в целом.

Сформулируйте, пожалуйста, какова, по Вашему мнению, цель современного образования?

Основная цель — формирование у выпускника целостной картины профессиональной деятельности, видения возможностей и перспектив междисциплинарных связей базовой профессии, важности построения правильной коммуникации в профессиональной среде и обществе. При этом какую-то область он должен знать очень глубоко, иметь в ней высококонкурентные или даже уникальные компетенции. И, конечно, очень важно умение учиться самостоятельно.


Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) — старейшее техническое высшее учебное заведение России, учрежден в 1896 г. императором Николаем II как Томский практический технологический институт - исторически четвертый технический вуз в стране и первый в ее азиатской части.

Участник Проекта 5-100 — программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Стоимость очного обучения для студентов из России:
Бакалавриат – от 179 тысяч рублей
Магистратура – от 193,5 тысяч рублей