5 вопросов ректору | Forbes Education

Интервью c Екатериной Черкес-заде | университет креативных индустрий Universal University

Интервью Forbes Education c Екатериной Черкес-заде, директором университета креативных индустрий Universal University

Universal University – уникальный вуз для России, поскольку объединяет сразу несколько ведущих творческих вузов. Расскажите подробнее про особенности университета.

С момента основания первой школы университета — Британской высшей школы дизайна, прошло 17 лет, все наши школы открывались поступательно в ответ на запросы рынка. Год назад мы ушли от автономии каждой школы и объединили все процессы и субкультуры. Так, из разных школ получился университет креативных индустрий — единственное место в России, где взаимодействуют в едином поле все креативные индустрии: от архитектуры до игровой разработки и музыки. Именно в этом смешении субкультур и есть уникальное преимущество.

Изнутри Universal University скорее похож на IT-компанию, чем на университет в его классическом представлении. Все программы развиваются внутри единой экосистемы университета, которая выстроена вокруг студента. Мы даже ввели новое подразделение — дирекцию по студенческому опыту, которая отслеживает весь путь студента: от его поступления в Universal University до выпуска и трудоустройства на рынке. Это хорда нашей работы со студентами. Новая парадигма позволила нам привести все программы к единому стандарту качества, предоставить студентам доступ ко всей ресурсной базе университета, дать студентам возможность реализовывать проекты на стыке индустрий, чтобы они взаимодействовали друг с другом не только на уровне школы, но и на уровне всего университета. Аналогов такой системы в России сейчас просто нет.

Что касается самого процесса преподавания, мы постоянно совершенствуем преподавательский опыт, в том числе и благодаря открытию School of Education — школы, которая аккумулируют всю экспертизу на рынке образования. Что точно осталось неизменным за эти 17 лет — так это системная интеграция международного опыта в наши программы и опора на экспертизу преподавателей-практиков из индустрии. Правило университета: если преподаватель не работает в индустрии, он у нас не преподает.

Как руководитель частного российского вуза, расскажите, пожалуйста, в чем Вы видите разницу между частным и государственным образованием в России?

Сейчас, несмотря на громкие статьи и цифры по рынку образования в России, частное и государственное образование живет в параллельных аквариумах. И рынок не то чтобы не однороден, он, скорее, вообще не существует в парадигме рынка. Госвузы продолжают бороться за бюджетные деньги, а платное образование просто увеличивает количество студентов на тех же неконкурентоспособных программах, которые борются за бюджет. Исключением является дополнительное профессиональное образование, которое просто меньше всего регулируется и именно поэтому лучшие программы сейчас реализованы именно в этом формате.

Частники живут на рынке и за них голосуют рублем, им обычно никто не помогает. Их бизнес-модель часто построена по простому принципу "закрываем недостатки государственного образования", и тут тоже лучше всего работает ДО и ДПО. Но рынок частников тоже неоднороден. Только за последние 10 лет, вроде бы, удалось искоренить стереотип, что платное образование — это не покупка диплома (причем, именно госвузы повлияли на это мнение больше всего и именно частники его искореняют). Самое интересное в частном образовании — это его конкуренция с госвузами. Конечно, студент не думает про аренду, которую частник платит, а госвуз почти никогда не платит, и другие скучные вещи. Но парадокс в том, что несмотря на гораздо больший уровень расходов, у частника обычно лучше и преподавательский состав, и ресурсная база для обучения, и сервис, и в итоге — качество образования. У частных образовательных заведений свои герои и свои проблемы. Многие дилетанты размывают своими инфокурсами и всякой ересью само понятие образования и его качества. Прикрываясь новым классным термином "навыки", как панацеей от всего, образование в головах потребителя стало уплощаться, и в этом тоже есть огромная проблема. Но главное, что есть у частников — это рынок и понимание запросов своей целевой аудитории. И будущее, конечно же, за частным образованием и конкурентной средой. Но при этом частники вообще пока никак не объединены, хотя проблемы у нас одни и те же. Надеюсь, мы исправим это в ближайшем будущем.

Если говорить о проблемах и сложностях, помимо уже озвученных, с какими еще трудностями сталкивается университет?

Один из наиболее сложных моментов — это визовый режим. У иностранных преподавателей миграционный учет работает аналогично мигрантам из СНГ. Это усложняет найм международного академического состава. Кроме того, наш визовый режим не рассматривает получение студенческих виз кем-либо, кроме студентов бакалавриата государственных вузов. Даже на магистратуру получить студенческую визу практически невозможно, что уж говорить, об иностранных студентах, которые хотят приехать на обучение в негосударственное учебное заведение. У нас учатся студенты из порядка 30 стран. Их могло быть гораздо больше, если бы визовый режим был упрощен — обучение у нас стоит в два раза дешевле по сравнению с Великобританией, а образование и диплом — аналогичные. На этом мы теряем большую часть рынка.

Помимо упрощения визового режима, еще одно очень нужное изменение — это появление системы образовательных кредитов, которая позволила бы финансировать обучение тех, кто при отличных входных данных не может себе позволить платное образование. В России нет института кредитования студентов, это огромный барьер. Я считаю, что государство может способствовать получению студентами низкопроцентных кредитов на обучение вне зависимости от того, частное или государственное образование он себе выбрал. Доступность образования — это основа будущего страны.

Учитывая уже пройденный UU путь, чем, по Вашему мнению, российское образование отличается от зарубежного?

Не думаю, что корректно противопоставлять российское образование зарубежному. Все-таки и за рубежом университеты отличаются друг от друга по уровню преподавания и качеству программ. Российское высшее образование нужно той части специалистов, которая планирует реализовываться в специфической области на локальном рынке — например, в юриспруденции: надеясь сделать карьеру адвоката в России, целесообразно изучать российское законодательство в стране. В России достаточно хорошее техническое образование, которое на порядок дешевле, чем в Европе и, тем более, в США. Однако в России не ставится задача подготовки специалистов для глобального рынка вне зависимости от специализации, а ведь именно глокальность — главный тренд специалистов будущего. Кроме того, сейчас важны такие навыки, как готовность к изменениям, умение работать в команде и исследовать, критическое мышление, обучение на реальных проектах. Кроссдисциплинарность в высшем образовании, по большей части, отсутствует как класс. А именно она и есть задача высшего образования — поставить голову, дать удочку. Лучшая комбинация — партнерские программы и программы двойных дипломов, которые интегрируют международную экспертизу в локальный контекст. В Universal University мы идем по этому пути.

Например, совместно с University of Hertfordshire мы предлагаем обучение на программах британского бакалавриата: по дизайну, бизнесу и маркетингу — в Британской высшей школе дизайна, по музыке — в Moscow Music School, по искусству и фотографии — в Moscow School of Contemporary Art. В партнерстве с London Metropolitan University Архитектурная школа МАРШ реализует программы британского бакалавриата и магистратуры в области архитектуры и урбанистики. Студенты Британки ежегодно делают программы обмена на курсе Foundation совместно c Manchester University. Кроме того, Universal University сотрудничает со многими зарубежными вузами в части разработки образовательных программ для Московской школы кино, Школы игровой разработки Scream School, Школы индустрии еды Moscow Food Academy и реализации специализированных курсов на нашей базе. Это University of Southern California (США), UCLA (США), Gobelins School (Франция), Berlin Art Institute (Германия) и многие другие.

Как Universal University относится к онлайн-обучению? Ведь, кажется, очень сложно творческие дисциплины преподавать «через экран».

В карантин, нам удалось перевести в онлайн 87% всех университетских занятий. Но тот блок обучения, который касается работы в мастерских, цехах, арт-студиях и требует физического присутствия на съемках и тренингах по актерскому мастерству, действительно, невозможно перенести в онлайн. Часть дисциплин из этого блока мы заменили, а часть — перенесем на конец учебного года, сдвинув сроки обучения.

В нашей стратегии еще год назад был заложен переход в так называемый blended-формат, в который верит прогрессивная часть академического комьюнити. Он сочетает форматы онлайн-обучения с теми форматами занятий, которые лучше всего работают офлайн. Таким образом, студенту доступен самый эффективный образовательный опыт. Пандемия лишь ускорила на полгода наш переход в blended: усилиями команды нам довольно быстро удалось перейти в онлайн, и теперь мы "пересобираем" все образовательные программы, чтобы в новом учебном году уже выйти в обновленном формате.


Universal University — первый в России университет креативных индустрий, который объединяет девять школ: Британскую высшую школу дизайна, Школу игровой разработки Scream School, Московскую школу кино, Архитектурную школу МАРШ, Московскую школу музыки, Школу новой экономики MACS, Школу для специалистов нового образования School of Education, Московскую школу современного искусства и образовательный проект в индустрии еды — Moscow Food Academy. Ежегодно в Universal University обучается более 6000 студентов. В составе преподавателей — почти 1000 успешных российских и зарубежных практиков из индустрии. Среди партнеров университета — более 500 компаний, в том числе Disney, Mercedes-Benz, BOSCH, Cartier, Adidas, Coca-Cola, МТС и многие другие.

Стоимость очного обучения для студентов из России:
Бакалавриат — от 365 000 до 585 000 рублей в год
Магистратура — 390 000 рублей в год
Дополнительное профессиональное образование — от 230 000 до 600 000 рублей в год (School of Education — от 120 000 рублей в год)