Интервью Forbes Education c Ольгой Дергуновой, заместителем президента-председателя правления Банка ВТБ, директором Высшей школы менеджмента СПбГУ
Какие навыки ищут работодатели в выпускниках факультетов менеджмента и бизнес-школ?
Бизнес заинтересован в кадрах, владеющих современными методами управления в индустрии 4.0 - владеющих отраслевой спецификой и менеджерскими компетенциями разного уровня.
Работодатели ждут от бизнес-школ расширения взаимодействия с бизнесом: внедрения индустриального компонента в образовательные программы, роста числа преподавателей-практиков, увеличения доли курсов по актуальным компетенциям, написания прикладных работ в партнерстве с корпорациями.
Среди актуальных компетенций бизнес называет soft skills, цифровые навыки, принятие решений на основе анализа данных, управление кросс-функциональными командами, а также умение прогнозировать будущее и действовать в условиях неопределенности.
Работодатели ждут от бизнес-школ расширения взаимодействия с бизнесом: внедрения индустриального компонента в образовательные программы, роста числа преподавателей-практиков, увеличения доли курсов по актуальным компетенциям, написания прикладных работ в партнерстве с корпорациями.
Среди актуальных компетенций бизнес называет soft skills, цифровые навыки, принятие решений на основе анализа данных, управление кросс-функциональными командами, а также умение прогнозировать будущее и действовать в условиях неопределенности.
Каким должно быть бизнес-образование, чтобы соответствовать этим потребностям рынка?
В бизнес-среде мы видим тенденцию перехода иерархических вертикальных структур к более плоским и гибким форматам. Этот тренд сохранится и усилится. И совсем скоро в бизнес-школы придут представители поколения Альфа – люди совсем другой ментальности, выросшие на голосовых технологиях, возможностях искусственного интеллекта и других инновациях сегодняшнего дня. Для них жесткие структуры и слово «невозможно» станут пережитком прошлого, а в центре внимания могут оказаться совсем другие вопросы – например, глобальные проблемы планеты и вопросы этики в мире ИИ.
Поэтому и бизнес-образование должно перейти от модели научения базовым знаниям к модели развития навыков гибкого мышления, быстрого принятия решений, работы в междисциплинарной команде, самообразования и рескилинга.
Поэтому и бизнес-образование должно перейти от модели научения базовым знаниям к модели развития навыков гибкого мышления, быстрого принятия решений, работы в междисциплинарной команде, самообразования и рескилинга.
Какие изменения и тренды характерны для управленческого образования? Чего стоит ожидать в ближайшие годы?
ВШМ СПбГУ в настоящее время разрабатывает стратегию развития до 2025 года. В рамках этой работы совместно с международными консультантами мы проанализировали ситуацию на рынке труда и выделили 5 основных трендов, которые влияют на систему образования во всем мире. К 2030 году на рынке труда 70% будет приходиться на представителей «цифрового поколения». При этом при подборе кандидатов в 80% случаев работодатели столкнутся с нехваткой у соискателей soft skills. В результате автоматизации многих процессов и усложнения специальностей к 2035 году появится 30% новых профессий. Более 1,3 млрд человек во всем мире будут обладать неактуальными для занимаемой должности навыками или квалификациями. И роль бизнеса в обучении существенно возрастет.
Именно эти тренды станут драйверами развития управленческого образования. ВШМ СПбГУ подходит к формированию учебных программ с учетом этих факторов. На наш взгляд, в сложившихся условиях задача образования будет заключаться в том, чтобы дать такой набор междисциплинарных навыков, который поможет управленцам принимать нестандартные решения на основе данных и в условиях неопределенности. Мы также ставим своей целью развивать в студентах лидерские качества: умение обосновывать свою точку зрения, анализировать и структурировать свой и чужой опыт, вести за собой команду, особенно – кросс-дисциплинарную, управленческую.
Именно эти тренды станут драйверами развития управленческого образования. ВШМ СПбГУ подходит к формированию учебных программ с учетом этих факторов. На наш взгляд, в сложившихся условиях задача образования будет заключаться в том, чтобы дать такой набор междисциплинарных навыков, который поможет управленцам принимать нестандартные решения на основе данных и в условиях неопределенности. Мы также ставим своей целью развивать в студентах лидерские качества: умение обосновывать свою точку зрения, анализировать и структурировать свой и чужой опыт, вести за собой команду, особенно – кросс-дисциплинарную, управленческую.
Непрерывное обучение (lifelong learning) – тренд последних десятилетий. Какие программы дополнительного образования предлагает ВШМ СПбГУ?
Концепция непрерывного обучения – одна из основ обновленной стратегии ВШМ СПбГУ до 2025 года. Мы строим в ВШМ необходимую инфраструктуру, процессы и команду для того, чтобы предоставлять образовательный контент в максимально удобном современном формате и существенно пересматриваем портфель программ дополнительного профессионального образования. Ряд узкоспециализированных курсов мы разрабатываем совместно с корпоративными партнерами. Многие новые программы будут реализованы в онлайне, с использованием иммерсивных технологий – 3D/VR-симуляторов и 360-видео. При этом МВА и Executive MBA, скорее всего, сохранят традиционный офлайн-формат - для слушателей этих программ особенно важен личный нетворкинг; перенести его в дистант, конечно, тоже можно, но не все к этому готовы. Широкая линейка гибких образовательных продуктов, современная открытая цифровая среда, высокотехнологичный кампус и лучший состав исследователей и преподавателей-практиков позволят бизнес-школе быть для управленцев академическим партнером первого выбора на любом этапе их карьерного пути.
Какие задачи Вы ставите перед ВШМ на ближайшие 5 лет?
Наша стратегическая цель – войти в топ-30 рейтинга европейских бизнес-школ по версии Financial Times, увеличить количество выпускников по всем программам до 30 тыс. человек ежегодно и стать ведущей бизнес-школой по мнению ключевых работодателей. ВШМ СПбГУ в 2025 году – это бизнес-школа, обладающая глобальным видением и компетенциями в управлении, адаптированными для российских реалий, в которой лидеры изменений на любом этапе управленческой карьеры смогут в уникальной образовательной среде получить все необходимое для развития. Для этого ВШМ будет постоянно усиливать кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава и совершенствовать операционную модель управления школой.
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета – ведущая российская бизнес-школа, созданная на базе СПбГУ, одного из старейших классических университетов, крупнейшего центра науки, образования и культуры в России.
ВШМ устойчиво входит в число 50 лучших бизнес-школ Европы, является признанным центром научных исследований и обучения в области менеджмента. В Попечительский совет ВШМ входят лидеры бизнеса, органов власти и международного академического сообщества.
Стоимость обучения: от 345 400 рублей.
ВШМ устойчиво входит в число 50 лучших бизнес-школ Европы, является признанным центром научных исследований и обучения в области менеджмента. В Попечительский совет ВШМ входят лидеры бизнеса, органов власти и международного академического сообщества.
Стоимость обучения: от 345 400 рублей.