5 вопросов ректору | Forbes Education

«Успешные компании объединяют дизайн и лидерство в бизнесе»: как вузы справляются с задачей подготовки креативного класса

Интервью c Сергеем Юровым, ректором Института бизнеса и дизайна B&D

В России почти 900 государственных вузов и только 300 частных. Почему, по вашему мнению, существует такой разрыв и что ждет негосударственное высшее образование в ближайшие 5 лет?

Частные вузы начали появляться 30 лет назад, но я не знаю ни одного нового аккредитованного негосударственного вуза, который появился бы за последние 5 лет. Я объясняю это не столько усилением требований Рособрнадзора к условиям выполнения частными вузами федеральных стандартов высшего образования (хотя это тоже имеет место), сколько экономикой деятельности частных университетов. Думаю, что именно экономические причины являются основными для сохранения существующей пропорции государственных и частных вузов у нас в стране.

В отличие от государственных университетов, которые финансируются из федерального бюджета, частный университет является по существу предпринимательским. При этом университеты, не зависимо от формы собственности, должны выполнять одну и ту же миссию: производить частное благо в виде капитализируемого знания (по Адаму Смиту), производить общественное благо в виде некоторых функций, которые нужны государству (по Наполеону Бонапарту), создавать и распространять систему ценностей и поведенческих установок, которые оказывают положительное влияние на культуру, экономику, политику, торговлю и т. д. (Великая хартия университетов). В частном университете предпринимательство должно обеспечивать выполнение миссии. Основатель – физическое или юридическое лицо – создает и развивает своими усилиями и на свои средства университет, который должен выполнять миссию и обеспечивать деятельность необходимыми финансами. Созданный таким образом университет должен самостоятельно формировать свой бюджет и эффективно им управлять. Так, миссия в предпринимательском университете достигается на основе принципов самоуправления и самоокупаемости. Иногда эндаумент-фонды и спонсоры помогают финансировать деятельность учебного заведения.

Создание нового частного вуза со всей необходимой инфраструктурой требует затрат в сотни миллионов рублей, что является большой проблемой, особенно на первых этапах деятельности вуза, до его аккредитации. Наш опыт показывает, что себестоимость качественного обучения одного студента по очной форме (в B&D на ней учится 90% студентов) составляет более 300 тыс. рублей в год. В этом смысле, бюджетные места в частных вузах, которые финансируются государством в размере порядка 80 тыс. рублей в год, являются не сильным подспорьем экономики вуза.

Частные вузы, как правило, не обучают по инженерным и высоко технологичным специальностям, требующим больших затрат для современного оснащения учебных лабораторий. В сегменте частного образования преобладает очно-заочная и заочная формы обучения, с низкой себестоимостью, – на них учится 78% всех студентов частных вузов, а в государственных вузах этот показатель составляет 36%.

Не думаю, что пропорция количества частных и государственных вузов принципиально изменится в следующие 5 лет, при условии сохранения существующих пропорций в рыночной экономике России. Сильные частные вузы будут продолжать развиваться, будет усиливаться их конкуренция с государственными вузами в сфере подготовки студентов по гуманитарным и креативным специальностям за счет более гибкого и менее бюрократического подхода к реализации учебных процессов и внедрения в них инноваций, а также более эффективных связей с частным бизнесом.

Вы руководите вузом, в названии которого есть понятия бизнес и дизайн: что, все же, первично творчество или бизнес? И не являются ли они, скорее, параллельными прямыми?

Я часто слышу от студентов, что они пришли поступать к нам, потому что у вуза информативный и привлекательный сайт, и думаю: «Спасибо дизайнерам сайта, который дает нам новых абитуриентов!».

Цель любого бизнеса – получить прибыль. Бизнес применяет дизайн и дизайнерское мышление с целью привлечь внимание своих потенциальных клиентов к содержанию и ценности своих продуктов или услуг. Рекламные щиты, сайты, упаковки и т.п. не хвастаются тем, насколько красив их дизайн, они описывают содержание и ценность, которые приносит бизнес своим клиентам, т.е. визуально коммуницируют с пользователями.

Сегодня успешные компании оценивают эффективность своего дизайна с той же строгостью, с какой они отслеживают доходы и затраты. Компании включают показатели дизайна (такие как рейтинги удовлетворенности и оценки удобства использования) в спецификации продукта точно так же, как требования к сортам материалов или целевым срокам выхода на рынок.

Успешные компании объединяют дизайн и лидерство в бизнесе, благодаря видению, ориентированному на дизайн, которое четко отражается в их бизнес-решениях. Например, девиз управляющей команды ИКЕА – «мы работаем над тем, чтобы сделать повседневную жизнь многих людей лучше», недвусмысленно обязывает организацию разрабатывать дизайн в интересах заказчиков.

В контексте процесса разработки бизнесом своих продуктов или услуг дизайнер выполняет три основные функции:
  • структурирует и направляет процесс проектирования продукта или услуги через призму дизайна для эффективного решения бизнес-задачи;
  • преобразует бизнес-решения в ценность и воздействие с помощью языка визуальных коммуникаций, с которым знакомы потребители;
  • проектирует бизнес-решения, ориентированные на человека, для создания жизнеспособных услуг и продуктов.

С помощью этих функций дизайнер как бы фильтрует процесс проектирования продукта или услуги через призму законов мира творчества для создания осязаемой и понятной эстетики, привлекающей потребителя. Конечно, влияние дизайна варьируется от проекта к проекту, в зависимости от ряда факторов, масштаба и предмета проекта, контекста и ожиданий клиента, опыта бизнес-дизайнера, его вовлеченности и свободы в процессе разработки и продвижения бизнес-продукта или услуги.

Обобщая, можно сказать, что в современном мире бизнес и дизайн – понятия хоть и не слитные, но нераздельные, а заменив в высказывании Энди Уорхола, слово «искусство» на слово «дизайн», получим современный взгляд на связь бизнеса и дизайна: «Преуспевать в бизнесе – наиболее захватывающий вид дизайна».

Продолжая тему денег: какие сейчас самые популярные профессии в сфере креативных индустрий, сколько в них может зарабатывать студент или выпускник?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к статистике рекрутинговых компаний, но проще посмотреть статистику набора на образовательные профили у нас в B&D в 2022 году, что также является характеристикой популярности у абитуриентов креативных профессий.

На дизайнерские специальности поступило 60% абитуриентов. При этом лидерами набора стали профили: гейм-дизайн, графический дизайн, иллюстрация в дизайне, – далее идут дизайн костюма, дизайн интерьера и архитектурной среды, дизайн в цифровой среде и анимация.

На бизнес-специальности для креативных индустрий поступило, соответственно, 40% абитуриентов. Здесь лидерами по популярности являются: менеджмент в дизайн-бизнесе, маркетинг и реклама, цифровые коммуникации, – далее идут визуальные коммуникации, продюсирование и бренд-менеджмент.

Надо отметить, что каждый год количество поступающих на тот или иной профиль меняется, иногда существенно. Это говорит о развитии новых технологий в креативных индустриях, что отражается на популярности выбираемых профессий.

Ежегодно наш институт на основании исследований популярности креативных профессий, разрабатывает новые образовательные программы. В этом году мы открыли набор на IT-технологии: разработка и управление цифровыми продуктами, медиа-коммуникации, продюсирование мультимедийных проектов.

Если говорить про заработки студентов и выпускников, то здесь можно обозначить граничные показатели. В нашем вузе студенты начитают частично работать со второго курса – знаний и навыков уже хватает, чтобы приобретать начальный трудовой стаж по выбранной специальности. Здесь их средний доход может достигать 50 тыс. рублей в месяц, этого хватает для того, чтобы, например, окупить свое обучение. Конечно, подрабатывают только те студенты, которые хотят получать опыт.

Выпускники, которые приходят к нам на традиционную ежегодную конференцию выпускников, говорят, что границы их заработков в первые 3 года работы по специальности, составляют, как правило, от 100 до 300 тыс. рублей в месяц в зависимости от выбранной специальности, стажа работы и занимаемой должности.

В креативных индустриях сейчас наблюдается некий ренессанс: про них много говорят, решают, какие направления в них входят, какие являются сателлитами. Станут ли креативные индустрии когда-нибудь более весомой частью экономики нашей страны?

Обязательно станут. Глобально креативная экономика выросла в 2 раза за последнее десятилетие, будет расти и дальше. Лучше всего сейчас продаются идеи, а вместе с ними воображение и творчество. Креативная экономика строится силами креативного класса – людей, обладающих определенным типом мышления. Многие вузы страны и B&D, в частности, нацелены на подготовку именно таких людей. И если на индивидуальном уровне творческие вузы справляются с задачей подготовки креативного класса, то на общественном, государственном уровне есть много проблем, которые необходимо решить для быстрого роста российской креативной экономики.

Существенная проблема заключается в том, что креативные продукты и проекты, создаются, как правило, в секторе малого предпринимательства – фрилансерами, индивидуальными предпринимателями, на предприятиях малого и среднего бизнеса. Слабое развитие доли малого и среднего бизнеса в России (15-20% против 55% в Китае, 60% в США и 70% в Европе) тормозит развитие отечественной креативной экономики. Именно здесь нужны правовые, финансовые и налоговые механизмы поддержки.

Другая проблема, с которой столкнулся и наш вуз, связана с бюрократизацией защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Вот уже более года мы пытаемся получить авторские права на логотип и название института. Письменных ответов от Роспатента, даже в эпоху интернета, приходится ждать месяцами.

На примере наших студентов видно, насколько талантливы и креативны в своем большинстве молодые люди, ежегодно вступающие на поприще креативной деятельности. Уже во время учебы они создают перспективные стартапы, приложения с применением искусственного интеллекта, на основе нейронных сетей, разрабатывают популярные компьютерные игры, придумывают комиксы, делают анимационные фильмы, используют необычные материалы для создания моды будущего и т.д. Многие студенты участвуют и побеждают в международных и российских конкурсах креативных проектов.

Институт не стоит в стороне и помогает студентам реализовать свой потенциал. Ежегодно наш вуз выделяет более 20 млн. рублей на гранты для победителей конкурсов и финансирование работ с передовым IT-обеспечением. Хотелось бы, чтобы существенной была и государственная поддержка креативных вузов различной формы собственности, в виде выделения грантов на реализацию перспективных проектов, освобождения от налогов бизнес-инкубаторов, вузовских маркетплейсов, креативного сектора малого бизнеса. Это, безусловно, будет способствовать взрывному развитию креативных индустрий у нас в стране.

Не стоит упускать из виду международное сотрудничество. Контакты с зарубежными коллегами, участие в международных конкурсах и выставках, доступ к передовым IT-технологиям, возможность отечественным разработчикам капитализировать свои проекты за рубежом, – все это может в разы ускорить развитие отечественных креативных индустрий. Креативная экономика развивается в глобальном масштабе, поэтому очевидно, что быстрое развитие отечественной креативной экономики возможно только в глобальном мире и Россия должна стать его полноправным участников.

Ваш совет для тех, кто ищет себя, как правильно выбрать профессию?

Совет простой – «познай себя». Чтобы это не выглядело, как шутка, посоветую «юноше, обдумывающему житье» (прим. ред. – заголовок из поэмы «Хорошо!» В. Маяковского), понять, что ему интересно, чем он хотел бы заниматься, почувствовать, какие способности были подарены ему при рождении.

Сегодня профессии так быстро развиваются и изменяются, что за свою жизнь вы можете освоить несколько, может быть, родственных профессий. Если нет явного внутреннего предпочтения к какой-либо деятельности, то стоит попробовать все, что интересно. Важно верить в себя и не считать, что вы чего-то не можете достичь – «идущий преодолевает путь». Почитать о понравившейся профессии популярную литературу, познакомиться с героями художественных произведений, связанных с этой областью деятельности. Постараться познакомиться с людьми, связанными с интересующей вас профессией и пообщаться, подружиться с ними.

Любой профессии надо учиться, поэтому советую походить на курсы введения в профессию, подготовительные курсы. Чтобы окончательно понять, что предполагаемая профессия для вас, стоит поработать в ней волонтером или стажером. Деньги потом всегда заработаете! И не бойтесь перемен, доверяйте себе и знайте, что жизненный путь каждого человека всегда уникален.

Отдельный совет родителям и родственникам – доверять своим детям. Вы вырастили вашего ребенка, как самостоятельную личность и теперь максимум, что можете сделать –поддержать его выбор и, если он попросит, дать мудрый совет.