ИнтервьюForbesEducationcВладимиром Филипповым, Президентом Российского университета дружбы народов (РУДН), доктором физико-математических наук, профессором, академиком Российской академии образования, Ректором РУДН (1993 - 21.05.2020 г.)
Зачем современному человеку учиться? Сейчас вообще модно утверждать, что высшее образование никому не нужно – какова Ваша позиция?
Такой же вопрос можно было поставить 90 лет назад по поводу школьного образования, когда в начале была обязательная четырехлетка, потом – восьмилетка, а позже – одиннадцатилетка. Зачем учиться 11 лет – пусть заканчивают 8 классов и идут куда-то.
С развитием общества, с развитием экономики, основанной на знаниях, все большая доля молодежи должна иметь полное высшее образование. При массовом производстве ничего в обществе – ни космические корабли, ни галстуки, ни машины – не могут быть одинаково высшего качества. Кто-то поступает в ведущие университеты, кто-то – в средние. А кто-то получает уже откровенно слабое высшее образование в неизвестном вузе – и делает ставку на то, что диплом ему нужен для других целей. Высшее образование стало массовым и разным, и быть одинаково высокого качества никогда не сможет. Но выбор – за человеком: ведь он может потерять самый главный свой капитал – невозвратно потерянные годы на плохое образование. А ведь, как сказал Николай Островский: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Если рассуждать про высшее образование в сферическом вакууме, каким оно должно быть?
Если говорить системно, то высшее образование должно давать базовые знания по определенной группе дисциплин, второе – компетенции и знания именно в данной профессии и отрасли, третье – конечно, надо научить студентов учиться, привить им любовь учиться. И если мы в рамках воспитания научим их этому, то не надо будет думать о некоторых деталях, которые сейчас мы излишне даем. В-четвертых, мы должны учить их быть креативными, предлагать нестандартные, но эффективные решения в сложных профессиональных вопросах. В-пятых, в современном глобализирующемся мире мы должны давать компетенции человеку жить в очень диверсифицированном обществе, с представителями разных сообществ по культурным традициям и религиозным убеждениям.
Вы считаете современное российское высшее образование конкурентоспособным?
Если мы говорим про высшее образование как про образовательную услугу, то любая услуга в мире оценивается по соотношению цена-качество. По этому соотношению российское образование очень конкурентоспособно. С одной стороны, относительно недорогое по цене, с другой – есть определенные гарантии качества. Мы отличаемся от большинства стран тем, что у нас есть так называемый общероссийский федеральный государственный образовательный стандарт. Чтобы получить диплом определенного уровня, вы должны обязательно освоить такие-то дисциплины в таком-то объеме, получив такие-то компетенции. Например, мы в РУДН изучали опыт 19 американских университетов, в которых изучают журналистику, и обнаружили, что у них только 2 общие дисциплины - «История США» и «Английский язык». А остальные дисциплины – совершенно разные. Получается, каждый вуз самостоятельно разрабатывает свои стандарты, и нет никаких гарантий, что все необходимые компетенции будут охвачены.
Почему тогда российские университеты почти не представлены в международных рейтингах?
Ответ очевиден: потому что основу мировых рейтингов составляют научные показатели - количество публикаций, цитирование, академическое признание ученых. По сути, качество образования по различным параметрам рейтинги не оценивают. В развитых странах мира наука, в основном, сконцентрирована в университетах. В России наука в значительной мере отделена от вузов в институты Российской академии наук (теперь – Минобрнауки), по отраслевым НИИ при различных министерствах и ведомствах. Как итог, наука в университетах финансируется по остаточному принципу – после институтов академий наук и отраслевых институтов, в которые, между прочим, входит очень большая часть институтов оборонного назначения.
Не можем не задать этот вопрос: как на РУДН повлияли пандемия коронавируса и вынужденный переход в онлайн?
В последние годы мы реализовывали стратегию перехода от слова «учить» к слову «учиться» - from Teaching to Learning. Но процесс шел очень медленно. Переход в онлайн дал очень сильный толчок. Кроме того, данная ситуация стимулировала необходимость создания цифрового контента по дисциплинам, а значит самостоятельная работа перейдет на новый уровень. Мы все вышли из зоны комфорта, стали осваивать новые технологии взаимодействия и организации времени. На административном уровне отработан механизм дистанционного проведения совещаний и рабочих групп, что сокращает временные затраты. На уровне учебного процесса преподаватели осваивают визуальную коммуникацию, больше используют наглядных материалов. Если говорить об образовательных услугах, то очевидно, что довузовскую подготовку иностранных абитуриентов мы можем начинать до того, как они приедут в Россию. В этом году мы запустили проект подготовительного факультета в цифровом формате, когда ребята в разных странах начинают изучать русский язык и в параллели специализированные предметы в рамках направления подготовки. Данный механизм может быть интегрирован в реализацию совместных программ с ведущими зарубежными вузами. Переход в онлайн однозначно создал новые возможности для международных коллабораций.
Российский университет дружбы народов - самый многопрофильный и многонациональ-ный университет России. Основан в 1960г. В Университете учится более 33 000 студентов из 158 стран. В сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами здесь реализуются 172 международные образовательные программы.
РУДН занимает 369 место среди университетов мира по версии рейтинга RUR 2020 и 392 место – в международном рейтинге QS World University Rankings.
Стоимость очного обучения для студентов из России: Бакалавриат - от 236 400 руб. Магистратура - от 221 000 руб.