Интервью Forbes Education c Владимиром Миклушевским, ректором Московского политехнического университета
На сайте Университета заявлено, что Мосполитех – флагман проектного обучения в России? Расскажите, пожалуйста, подробнее про то, как построено обучение в вузе?
Да, действительно, мы очень много внимания уделяем проектному подходу. Это касается и обучения студентов, и работы административного блока нашего вуза. Поясню. Что касается учебного процесса, то на всех курсах есть дисциплина «Проектная деятельность». Там студенты выбирают проекты, в реализации которых они хотят участвовать, и начинают ими заниматься. Это могут быть проекты внешних заказчиков – кого-то из наших партнеров, например, таких, как BMW, или внутренние проекты университета. Так, в прошлом семестре мы привлекли студентов к работе над стратегическими проектами Московского Политеха – и студенты с большим желанием и готовностью принимают в них участие. Понимаете, они таким образом участвуют в происходящих переменах, видят, что их идеи, предложения находят отклик. Потому что ведь наша общая задача – сделать учебу и жизнь в вузе лучше.
Если продолжить говорить про сайт, то нельзя не отметить, что он сильно отличается от сайтов других вузов. Как вуз использует цифровые технологии в обучении?
Мы очень долго работали над нашим сайтом, и эта работа сейчас продолжается. Всегда есть что-то, что нужно менять, улучшать, добавлять, убирать. От многих людей я слышал, что такой сайт, что называется, «зашел», понравился. И конечно, цифровые технологии – это не только и не столько сайт. В первую очередь, под этими словами мы подразумеваем онлайн-курсы, которые сейчас составляют неотъемлемую часть образовательных дисциплин.
Мы начали заниматься их разработкой еще до начала пандемии, а также закупили нашим преподавателям и сотрудникам ноутбуки и планшеты, начали настраивать LMS-систему.
Как показало время, мы выбрали правильный путь – именно благодаря всем принятым мерам переход на онлайн-обучение дался нам достаточно легко. «Настройка» заняла всего несколько дней, и мы успешно завершили семестр, приняли у студентов сессию, выпускные экзамены, защиты выпускных и магистерских работ.
Новый учебный год начался без сбоев – во многом именно благодаря «цифре». Наши студенты учатся вне зависимости от того, где они физически находятся. Потоковые лекции проходят в онлайн-формате, лабораторные занятия – в малых группах. А те студенты, кто из-за эпидемиологической ситуации не смогли приехать в Москву, в первую очередь, это касается иностранных студентов, спокойно учатся в онлайн-формате.
Мы начали заниматься их разработкой еще до начала пандемии, а также закупили нашим преподавателям и сотрудникам ноутбуки и планшеты, начали настраивать LMS-систему.
Как показало время, мы выбрали правильный путь – именно благодаря всем принятым мерам переход на онлайн-обучение дался нам достаточно легко. «Настройка» заняла всего несколько дней, и мы успешно завершили семестр, приняли у студентов сессию, выпускные экзамены, защиты выпускных и магистерских работ.
Новый учебный год начался без сбоев – во многом именно благодаря «цифре». Наши студенты учатся вне зависимости от того, где они физически находятся. Потоковые лекции проходят в онлайн-формате, лабораторные занятия – в малых группах. А те студенты, кто из-за эпидемиологической ситуации не смогли приехать в Москву, в первую очередь, это касается иностранных студентов, спокойно учатся в онлайн-формате.
Какими результатами проектной деятельности студентов Вы особенно гордитесь? Есть ли в Университете карьерный центр? Помогаете ли вы с трудоустройством?
Мы гордимся тем, что приходя на работу, наши выпускники не просто показывают свои профессиональные знания и навыки, но и умеют работать в команде. Знают, что такое тайм-менеджмент и успешно выполняют поставленные задачи. Этому не научишься на лекциях и семинарах – это приходит только с опытом. И такой опыт наши студенты получают во время учебы.
Если говорить об отдельных проектах, то, конечно, не могу не отметить наши проекты по изготовлению электробайков и гоночных болидов. Два года подряд на фестивале «Байкальская миля», который проходит зимой на Байкале, наши студенты на сделанных ими байках ставили рекорды скорости. В 2019 году это было 105 км/час, в этом – 210 км/час. Понимаете, электробайк почти полностью сделан руками наших студентов, они сами готовят его к заездам и показывают такие результаты! Конечно, мы гордимся! Как и результатами в других гонках - так, в прошлом году мы победили в гонке на выносливость Russian Endurance Challenge в Казани. И дело ведь не только в победах – ребята приходят к нам со своей мечтой, а мы помогаем им ее реализовать.
У нас есть карьерный центр и мы регулярно проводим недели трудоустройства и прочие профориентационные мероприятия. Но важно то, что в Московском Политехе дуальное образование – когда студенты учатся не только в аудиториях, но и на площадках наших индустриальных партнеров (которых у вуза более 350). Таким образом, студенты сразу получают не только теоретические, но и практические навыки, и большинство ребят уже на 3-4 курсе знают, где они будут работать. Как говорят наши деканы – иногда студентов выпускного курса приходится удерживать, чтобы они не ушли совсем с головой в работу и не забросили учебу.
Если говорить об отдельных проектах, то, конечно, не могу не отметить наши проекты по изготовлению электробайков и гоночных болидов. Два года подряд на фестивале «Байкальская миля», который проходит зимой на Байкале, наши студенты на сделанных ими байках ставили рекорды скорости. В 2019 году это было 105 км/час, в этом – 210 км/час. Понимаете, электробайк почти полностью сделан руками наших студентов, они сами готовят его к заездам и показывают такие результаты! Конечно, мы гордимся! Как и результатами в других гонках - так, в прошлом году мы победили в гонке на выносливость Russian Endurance Challenge в Казани. И дело ведь не только в победах – ребята приходят к нам со своей мечтой, а мы помогаем им ее реализовать.
У нас есть карьерный центр и мы регулярно проводим недели трудоустройства и прочие профориентационные мероприятия. Но важно то, что в Московском Политехе дуальное образование – когда студенты учатся не только в аудиториях, но и на площадках наших индустриальных партнеров (которых у вуза более 350). Таким образом, студенты сразу получают не только теоретические, но и практические навыки, и большинство ребят уже на 3-4 курсе знают, где они будут работать. Как говорят наши деканы – иногда студентов выпускного курса приходится удерживать, чтобы они не ушли совсем с головой в работу и не забросили учебу.
Как Вы относитесь к рейтингам вузов (российским и международным)? Для российских студентов при поступлении имеет значение место вуза в рейтинге и если да, то что больше влияет на выбор: место в общем рейтинге или по специализации, например?
К рейтингам я отношусь достаточно спокойно и считаю, что они должны являться отражением успехов, которых достиг вуз. Главная задача – не увлечься просто показателями, а работать над качеством. Студенты, безусловно, смотрят на рейтинги, но они смотрят и на содержание. И здесь поговорка «Встречают по одежке, провожают по уму» очень точно отражает ситуацию – рейтинги рейтингами, а вуз, прежде всего, должен давать своим студентам качественное образование, благодаря которому они смогут состояться в выбранной профессии.
На Ваш взгляд, каковы основные критерии, по которым современный российский абитуриент выбирает альма-матер?
Знаете, сейчас ситуация изменилась – мнения родителей, бабушек-дедушек уже не играет такой большой роли, как это было, например, в моей юности. А основной критерий, по которым ребята выбирают вуз, думаю, один: насколько обучение в том или ином университете поможет человеку реализовать его мечту. Наша же главная задача – помочь абитуриенту, студенту понять, чего он хочет, и вместе с ним это реализовать.
Московский политехнический университет (Московский Политех) – основан в 1865 году, в нем обучается более 20000 студентов, из них более 2000 иностранцев из 62 стран.
Своей миссией университет считает формирование компетенций развития техники, технологий, технологического предпринимательства, цифровой экономики и профессий будущего на основе полидисциплинарности, проектной деятельности, международного сотрудничества, тесного взаимодействия с государством и бизнесом.
Университет занимает 23 место в рейтинге лучших вузов России по версии Forbes.
Стоимость очного обучения для студентов из России:
Бакалавриат/специалитет – от 202 000 рублей
Магистратура – от 217 000 рублей
Своей миссией университет считает формирование компетенций развития техники, технологий, технологического предпринимательства, цифровой экономики и профессий будущего на основе полидисциплинарности, проектной деятельности, международного сотрудничества, тесного взаимодействия с государством и бизнесом.
Университет занимает 23 место в рейтинге лучших вузов России по версии Forbes.
Стоимость очного обучения для студентов из России:
Бакалавриат/специалитет – от 202 000 рублей
Магистратура – от 217 000 рублей