Интервью Forbes Education c Александром Тормасовым, ректором Университета Иннополис
Чем Университет Иннополис принципиально отличается от других российских технических вузов?
В мире было много попыток повторить Кремниевую долину. Выглядели они обычно, как девелоперские проекты – с идеей построить в чистом поле дома и сказать: «Приезжайте сюда, тут вам будет хорошо». И девять из десяти были неуспешны.
Проект Иннополис изначально был назван IT-деревней и только потом развился в полномасштабный, состоящий из трех компонентов: город как среда обитания, особая экономическая зона, и самое важное, с моей точки зрения, – собственно, университет.
С самого начала работы университета мы решили, что надо преподавание делать полностью англоязычное. Это было, конечно, смелый шаг. Но таким образом можно было компенсировать нехватку профессиональных преподавателей в области IT и технологий в России и приглашать преподавателей со всего мира.
Мы поставили себе цель: не конкурировать с самыми сильными вузами на их «полянах». Ведь бессмысленно выходить боксеру-перворазряднику против того же Тайсона на ринг. Поэтому осознанно выбрали те направления, которые были на тот момент или слабо представлены, или вообще не представлены в России, например, Software Engineering — Управление разработкой программного обеспечения.
Мы привлекали, особенно поначалу, много преподавателей, у которых были свои идеи по тому, каким образом можно преподавать, какие вещи нужно изменить в текущих схемах, давали им возможность свободно реализовывать задуманное. А сейчас как раз пытаемся совместить академическую свободу и свободу маневра, чтобы иметь возможность быстро реагировать на новые вызовы, которые постоянно появляются в IT-отрасли.
И интеграция с индустриальными компаниями и следование их требованиям — ключевой фактор выживания нашего вуза. Это отличает нас не только от российских, но и от зарубежных университетов, где многие вещи делаются по-другому.
Для того, чтобы студенты как можно больше посвящали себя учебе, мы в университете создали систему повышенных стипендий, которые позволяют обучающимся не думать о пропитании (обычно параллельно с учебой работать), а учиться. Более того, благодаря системе грантов на обучение, у выпускников появляется обязательство проработать 1—2 года в любой компании-партнере сразу после выпуска, в Иннополисе. Таким образом на выходе мы получаем высококвалифицированных специалистов с опытом работы в индустрии.
Проект Иннополис изначально был назван IT-деревней и только потом развился в полномасштабный, состоящий из трех компонентов: город как среда обитания, особая экономическая зона, и самое важное, с моей точки зрения, – собственно, университет.
С самого начала работы университета мы решили, что надо преподавание делать полностью англоязычное. Это было, конечно, смелый шаг. Но таким образом можно было компенсировать нехватку профессиональных преподавателей в области IT и технологий в России и приглашать преподавателей со всего мира.
Мы поставили себе цель: не конкурировать с самыми сильными вузами на их «полянах». Ведь бессмысленно выходить боксеру-перворазряднику против того же Тайсона на ринг. Поэтому осознанно выбрали те направления, которые были на тот момент или слабо представлены, или вообще не представлены в России, например, Software Engineering — Управление разработкой программного обеспечения.
Мы привлекали, особенно поначалу, много преподавателей, у которых были свои идеи по тому, каким образом можно преподавать, какие вещи нужно изменить в текущих схемах, давали им возможность свободно реализовывать задуманное. А сейчас как раз пытаемся совместить академическую свободу и свободу маневра, чтобы иметь возможность быстро реагировать на новые вызовы, которые постоянно появляются в IT-отрасли.
И интеграция с индустриальными компаниями и следование их требованиям — ключевой фактор выживания нашего вуза. Это отличает нас не только от российских, но и от зарубежных университетов, где многие вещи делаются по-другому.
Для того, чтобы студенты как можно больше посвящали себя учебе, мы в университете создали систему повышенных стипендий, которые позволяют обучающимся не думать о пропитании (обычно параллельно с учебой работать), а учиться. Более того, благодаря системе грантов на обучение, у выпускников появляется обязательство проработать 1—2 года в любой компании-партнере сразу после выпуска, в Иннополисе. Таким образом на выходе мы получаем высококвалифицированных специалистов с опытом работы в индустрии.
Какие в Университете Иннополис требования к абитуриентам? Как проходит отборочный процесс?
В первую очередь университету нужны мотивированные молодые люди, которые имеют некий базовый набор навыков и могут продемонстрировать, что в состоянии завершить образование у нас.
В среднем, в последние годы мы набираем примерно 300 человек, плюс-минус: 180 бакалавров, в районе сотни магистров, и в районе 20 аспирантов.
У нас довольно сложная система отбора. Начинаем с отбора онлайн. Абитуриенты проходят некоторое количество тестов, в том числе и по английскому языку. Тех, кто прошел успешно, мы приглашаем на очный этап. Или, если это иностранцы, проводим дистанционный вариант отбора.
На месте мы не только тестируем абитуриентов с точки зрения их умений и знаний в области IT, склонности к деятельности в этом направлении, но и анализируем персональные качества, пытаемся найти тех, кто склонен к лидерству, предпринимательству, работе в коллективе. Именно таких ребят мы и приглашаем к себе, предлагаем гранты. Процесс отбора происходит в течение 10 месяцев — с сентября по май. То есть, мы не набираем студентов в течение месяца сразу после окончания школы. Поскольку мы еще не знаем результатов ЕГЭ, то даем условное предложение, что означает: вуз готов вас взять, но после того, как вы справитесь с ЕГЭ.
У нас очень много олимпиадников. По ЕГЭ у нас 16 стобалльников было в прошлом году и 57 финалистов олимпиад. Олимпиады не только по информатике, но и по профильным смежным предметам: математике, робототехнике, физике, химии и др.
В Университете Иннополис учится много иностранных студентов — до 30% обучающихся, причем мы берем обычно по 1–2 человека из каждой страны, которые тоже участвуют в олимпиадах.
Практически все студенты получают гранты или финансовую помощь. У нас очень небольшое количество, – по-моему, в прошлом году 25 человек, – получают неполное покрытие, или сами полностью оплачивают обучение. Все остальные получают гранты. Это стратегия университета. В принципе, для нас платные студенты, так же, как и для большинства ведущих вузов, не являются основным источником дохода, поэтому манипуляция платностью явно не входит в планы на ближайшие годы.
В среднем, в последние годы мы набираем примерно 300 человек, плюс-минус: 180 бакалавров, в районе сотни магистров, и в районе 20 аспирантов.
У нас довольно сложная система отбора. Начинаем с отбора онлайн. Абитуриенты проходят некоторое количество тестов, в том числе и по английскому языку. Тех, кто прошел успешно, мы приглашаем на очный этап. Или, если это иностранцы, проводим дистанционный вариант отбора.
На месте мы не только тестируем абитуриентов с точки зрения их умений и знаний в области IT, склонности к деятельности в этом направлении, но и анализируем персональные качества, пытаемся найти тех, кто склонен к лидерству, предпринимательству, работе в коллективе. Именно таких ребят мы и приглашаем к себе, предлагаем гранты. Процесс отбора происходит в течение 10 месяцев — с сентября по май. То есть, мы не набираем студентов в течение месяца сразу после окончания школы. Поскольку мы еще не знаем результатов ЕГЭ, то даем условное предложение, что означает: вуз готов вас взять, но после того, как вы справитесь с ЕГЭ.
У нас очень много олимпиадников. По ЕГЭ у нас 16 стобалльников было в прошлом году и 57 финалистов олимпиад. Олимпиады не только по информатике, но и по профильным смежным предметам: математике, робототехнике, физике, химии и др.
В Университете Иннополис учится много иностранных студентов — до 30% обучающихся, причем мы берем обычно по 1–2 человека из каждой страны, которые тоже участвуют в олимпиадах.
Практически все студенты получают гранты или финансовую помощь. У нас очень небольшое количество, – по-моему, в прошлом году 25 человек, – получают неполное покрытие, или сами полностью оплачивают обучение. Все остальные получают гранты. Это стратегия университета. В принципе, для нас платные студенты, так же, как и для большинства ведущих вузов, не являются основным источником дохода, поэтому манипуляция платностью явно не входит в планы на ближайшие годы.
Расскажите, пожалуйста, как Университет сотрудничает с зарубежными вузами?
Мы начали с того, что лицензировали программу Университета Карнеги — Меллон (Carnegie Mellon University) по управлению производством программного обеспечения (то, что называется Software Engineering). Они фактически создали эту индустрию. И для нас такое сотрудничество было, что называется, jump start. Иначе мы бы очень долго разгонялись и сами все вытягивали на высокий уровень, что очень сложно. С Университетом Амстердама (University of Amsterdam) мы разработали программу по сетям и сетевой безопасности.
Многих наших преподавателей, особенно первое время, мы отправляли на стажировки в ведущие зарубежные вузы – например, ETH (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich), Politecnico di Milano, KAIST (Korea Advanced Institute of Science and Technology), NUS (National University of Singapore) и так далее.
Список зарубежных университетов, с которыми мы реально работаем, с которыми у нас есть совместные публикации, научные программы, довольно большой — 52 академических партнёров из 26 стран. Среди них такие лидеры мировых рейтингов по компьютерным наукам, как Национальный Университет Сингапура (Сингапур), Корейский Институт Передовых Технологий (Южная Корея), Сеульский Национальный Университет (Южная Корея), Люксембургский Университет (Люксембург), Боннский Университет (Германия) и другие университеты мира. И они, конечно, в курсе того, что качество образования в Университете Иннополис на очень высоком уровне. И те студенты, которые от нас приезжают к ним на практику, а таких достаточно много, его доказывают.
В рамках сотрудничества с академическими партнерами Университет Иннополис не только реализует программы обмена для студентов и научно-педагогических работников, но и развивает масштабное международное научное сотрудничество. На данный момент у нашего университета две международные совместные лаборатории, одна из которых с Университетом Тулузы (Франция), а вторая с Юго-западным Университетом (Китай).
Одним из главных достижений в данной области можно отметить тот факт, что с 2020 года Университет Иннополис входит в топ-25 вузов мира в категории «Международные совместные научные публикации» рейтинга U-Multirank (официально поддерживается Еврокомиссией). Причем мы — первый российский вуз, который попал в эту категорию данного рейтинга. В топ вошли только университеты, у которых не менее 75 % публикаций в базе Web of Science с иностранными соавторами — такой высокий процент отражает высокую степень вовлеченности в мировое научное сообщество.
Многих наших преподавателей, особенно первое время, мы отправляли на стажировки в ведущие зарубежные вузы – например, ETH (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich), Politecnico di Milano, KAIST (Korea Advanced Institute of Science and Technology), NUS (National University of Singapore) и так далее.
Список зарубежных университетов, с которыми мы реально работаем, с которыми у нас есть совместные публикации, научные программы, довольно большой — 52 академических партнёров из 26 стран. Среди них такие лидеры мировых рейтингов по компьютерным наукам, как Национальный Университет Сингапура (Сингапур), Корейский Институт Передовых Технологий (Южная Корея), Сеульский Национальный Университет (Южная Корея), Люксембургский Университет (Люксембург), Боннский Университет (Германия) и другие университеты мира. И они, конечно, в курсе того, что качество образования в Университете Иннополис на очень высоком уровне. И те студенты, которые от нас приезжают к ним на практику, а таких достаточно много, его доказывают.
В рамках сотрудничества с академическими партнерами Университет Иннополис не только реализует программы обмена для студентов и научно-педагогических работников, но и развивает масштабное международное научное сотрудничество. На данный момент у нашего университета две международные совместные лаборатории, одна из которых с Университетом Тулузы (Франция), а вторая с Юго-западным Университетом (Китай).
Одним из главных достижений в данной области можно отметить тот факт, что с 2020 года Университет Иннополис входит в топ-25 вузов мира в категории «Международные совместные научные публикации» рейтинга U-Multirank (официально поддерживается Еврокомиссией). Причем мы — первый российский вуз, который попал в эту категорию данного рейтинга. В топ вошли только университеты, у которых не менее 75 % публикаций в базе Web of Science с иностранными соавторами — такой высокий процент отражает высокую степень вовлеченности в мировое научное сообщество.
Можете привести примеры передовых областей, которыми вуз занимается?
Сколько вы знаете в мире компаний, которые производят собственные полностью автономные беспилотники, которые ездят по улицам? Буквально на пальцах двух рук можно пересчитать. А у нас есть собственный проект: несколько полностью беспилотных автономных машин, беспилотный «КамАЗ», дроны, которые летают. Это только часть направлений, связанных с робототехникой.
Лаборатория Александра Храмова занимается нейрокогнитивными технологиями – вопросами, связанными с активностью мозга, искусственным интеллектом. Они успешно публикуются в Nature Scientific Reports и имеют неплохие достижения.
Также мы очень активно работаем с медиками и используем возможности искусственного интеллекта для решения разнообразных медицинских задач. Причем это не только теория. На том софте, который делается в университете, на оборудовании, скажем, виртуальной реальности, было проведено порядка 50 реальных операций в московских клиниках, в основном онкологических. Я уже не говорю про технологии автоматического распознавания не только рака, но и COVID-19.
Сейчас кроме традиционной науки, традиционного полноразмерного образования вуз делает большой крен и большой фокус в область того, что называется «дополнительное образование и переобучение». Мы обнаружили, что далеко не всегда преподаватели вузов могут качественно добавить современные цифровые технологии в свои курсы, не связанные напрямую с IT-сферой. И даже многие айтишные преподаватели преподают не самые современные вещи. При этом преподаватель в идеале должен быть на шаг впереди своего студента, в том числе и по направлению цифровых отраслевых и сквозных технологий. Поэтому вместе с Правительством РФ мы запустили проект ООЦ и ЕМЦ: опорный образовательный центр и единый методологический центр, где переподготовим к 2024 году порядка 80 тысяч преподавателей вузов. Из них 50 тысяч — непрофильные, точнее отраслевые преподаватели, а 30 тысяч — именно из IT. Наша задача сделать так, чтобы курсы, которые они читают своим студентам, соответствовали самым высоким международным требованиям.
Есть большой консорциум. Сейчас в него входят 304 вуза, 120 ссузов из 76 регионов России. Такой очень массовый проект, цель которого — нести просвещение в массы, чтобы те люди, которые выходят из российских учебных заведений, обладали соответствующими компетенциями.
В общем, много интересных вещей. Думаю, что мы можем повлиять на ситуацию с кадрами в стране.
Лаборатория Александра Храмова занимается нейрокогнитивными технологиями – вопросами, связанными с активностью мозга, искусственным интеллектом. Они успешно публикуются в Nature Scientific Reports и имеют неплохие достижения.
Также мы очень активно работаем с медиками и используем возможности искусственного интеллекта для решения разнообразных медицинских задач. Причем это не только теория. На том софте, который делается в университете, на оборудовании, скажем, виртуальной реальности, было проведено порядка 50 реальных операций в московских клиниках, в основном онкологических. Я уже не говорю про технологии автоматического распознавания не только рака, но и COVID-19.
Сейчас кроме традиционной науки, традиционного полноразмерного образования вуз делает большой крен и большой фокус в область того, что называется «дополнительное образование и переобучение». Мы обнаружили, что далеко не всегда преподаватели вузов могут качественно добавить современные цифровые технологии в свои курсы, не связанные напрямую с IT-сферой. И даже многие айтишные преподаватели преподают не самые современные вещи. При этом преподаватель в идеале должен быть на шаг впереди своего студента, в том числе и по направлению цифровых отраслевых и сквозных технологий. Поэтому вместе с Правительством РФ мы запустили проект ООЦ и ЕМЦ: опорный образовательный центр и единый методологический центр, где переподготовим к 2024 году порядка 80 тысяч преподавателей вузов. Из них 50 тысяч — непрофильные, точнее отраслевые преподаватели, а 30 тысяч — именно из IT. Наша задача сделать так, чтобы курсы, которые они читают своим студентам, соответствовали самым высоким международным требованиям.
Есть большой консорциум. Сейчас в него входят 304 вуза, 120 ссузов из 76 регионов России. Такой очень массовый проект, цель которого — нести просвещение в массы, чтобы те люди, которые выходят из российских учебных заведений, обладали соответствующими компетенциями.
В общем, много интересных вещей. Думаю, что мы можем повлиять на ситуацию с кадрами в стране.
Какие задачи стоят перед Университетом на ближайшие 5 лет?
Во-первых, мы собираемся увеличить примерно вдвое количество студентов. Также планируем по теме ООЦ запустить образование за четыре года, обучить эти самые 80 тысяч человек.
Планируем погрузиться в область тем, связанных с наукой, потому что фундаментальная и прикладная науки в IT очень близки друг к другу. Сейчас будет вестись большая работа в области искусственного интеллекта — Университет Иннополис выиграл грант на создание исследовательского центра по искусственному интеллекту. Еще полтора года назад мы открыли на базе вуза Институт искусственного интеллекта, который объединил в себе не только телемедицину, робототехнику и связанные с ними направления, но и тему искусственного интеллекта в физике.
Кстати, в октябре в состав наблюдательного совета вошёл нобелевский лауреат по физике Константин Новоселов. Учёный поможет с определением наиболее перспективных направлений в научно-исследовательской деятельности, что позволит университету расширить фокус фундаментальных и прикладных исследований в различных междисциплинарных проектах таких, как изучение новых материалов с использованием искусственного интеллекта. Для нас это направление развития является одним из приоритетных.
Также в университете есть Лидирующий исследовательский центр цифровой экономики в области блокчейна, который успешно реализует свой потенциал, запущен проект совместно с «Аэрофлотом» по наземной заправке. Развиваются Центр компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники», Центр нефтегазовых технологий и Центр геоинформационных систем.
Планируем погрузиться в область тем, связанных с наукой, потому что фундаментальная и прикладная науки в IT очень близки друг к другу. Сейчас будет вестись большая работа в области искусственного интеллекта — Университет Иннополис выиграл грант на создание исследовательского центра по искусственному интеллекту. Еще полтора года назад мы открыли на базе вуза Институт искусственного интеллекта, который объединил в себе не только телемедицину, робототехнику и связанные с ними направления, но и тему искусственного интеллекта в физике.
Кстати, в октябре в состав наблюдательного совета вошёл нобелевский лауреат по физике Константин Новоселов. Учёный поможет с определением наиболее перспективных направлений в научно-исследовательской деятельности, что позволит университету расширить фокус фундаментальных и прикладных исследований в различных междисциплинарных проектах таких, как изучение новых материалов с использованием искусственного интеллекта. Для нас это направление развития является одним из приоритетных.
Также в университете есть Лидирующий исследовательский центр цифровой экономики в области блокчейна, который успешно реализует свой потенциал, запущен проект совместно с «Аэрофлотом» по наземной заправке. Развиваются Центр компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники», Центр нефтегазовых технологий и Центр геоинформационных систем.
Университет Иннополис специализируется на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники. Российский ИТ-вуз сотрудничает с 52 академическим партнёрами из 26 стран и со 194 индустриальными партнёрам. В портфеле университета — 71 научно-исследовательский проект для компаний Газпром, Аэрофлот, Камаз, Норникель, Россети, РусГидро, Северсталь и др. В Университете Иннополис учатся 882 студента из 44 стран, занимаются исследованиями и преподают 263 научно-педагогических сотрудника из 24 стран с опытом работы в ведущих зарубежных вузах и компаниях мировой ИТ-индустрии: Samsung Research, Intel, Magna International, ООН. При поддержке вуза выпускники и студенты создали 20 стартапов.
На базе Университета Иннополис создана единая площадка для повышения квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования России — Опорный образовательный центр (ООЦ). Центр занимается формированием и развитием цифровых компетенций у специалистов из приоритетных отраслей экономики: здравоохранение, добывающая и обрабатывающая промышленность, образование, сельское хозяйство, ИТ и других. Для объединения методологических ресурсов в рамках ООЦ создан консорциум образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, к которому присоединились более 400 партнёров — российских вузов и ссузов из 78 регионов РФ. За 4 года консорциум обучит цифровым компетенциям 80 тысяч российских преподавателей и методистов — в 2021 году число слушателей достигнет 16 тысяч человек.
На базе Университета Иннополис создана единая площадка для повышения квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования России — Опорный образовательный центр (ООЦ). Центр занимается формированием и развитием цифровых компетенций у специалистов из приоритетных отраслей экономики: здравоохранение, добывающая и обрабатывающая промышленность, образование, сельское хозяйство, ИТ и других. Для объединения методологических ресурсов в рамках ООЦ создан консорциум образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, к которому присоединились более 400 партнёров — российских вузов и ссузов из 78 регионов РФ. За 4 года консорциум обучит цифровым компетенциям 80 тысяч российских преподавателей и методистов — в 2021 году число слушателей достигнет 16 тысяч человек.