Интервью c Виктором Гришиным | РЭУ им. Г.В. Плеханова
Интервью Forbes Education c Виктором Гришиным, ректором Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Предпринимательство выбрано как ориентир для дальнейшего развития университета. Что именно подразумевается под предпринимательством в таком контексте?
Все верно, в стратегии до 2030 года, реализация которой начнется через год, мы решили, что предпринимательство станет стержневым элементом философии развития вуза.
Для нас предпринимательство сегодня – это и установка, и настрой, и практический опыт, и знания, умения, навыки, – в общем, все, что позволит человеку быть успешным в экономике будущего, основанной на знаниях и цифровых технологиях. Это особый способ освоения действительности, который тесно связан с тем, что называется креативностью, неординарным подходом, позволяющим извлекать из возможностей максимум, не ограничиваясь лишь техническими или экономическими инструментами.
Предпринимательство как «образ жизни и мышления» в Плехановке будет культивироваться через три аспекта образовательного процесса:
1) предпринимательство как дисциплина будет преподаваться на всех образовательных программах, поскольку предпринимательство – это подход к хозяйственной деятельности в любом секторе экономики, основанный на выявлении возможностей развития, разработке бизнес-идеи и вариантов ее ресурсного обеспечения. Это касается всех видов и форм предпринимательской деятельности – от государственного предпринимательства до особенностей малого и среднего бизнеса;
2) предпринимательство как метод обучения выражается в выборе наиболее подходящей технологии для достижения планируемого результата обучения с учетом особенностей целевой аудитории. Преподаватели имеют свободу выбора методов и технологий, креативный творческий подход всячески поддерживается и стимулируется. Студенты имеют возможность получить навыки предпринимательства через учебные задания, проекты и практики;
3) предпринимательская культура означает, что университет продвигает и поддерживает корпоративную культуру, характеризующуюся инновационностью, социальной ответственностью, лидерством, готовностью принять на себя риск новых видов деятельности.
Любое развитие и изменение чреваты трудностями, расскажите, пожалуйста, про основные из них.
Наш университет стремительно развивается, поэтому мы сталкиваемся с теми же сложностями, с которыми сталкивается любая организация, находящаяся в процессе стратегических изменений.
Необходимо определять стратегические приоритетные научные направления, готовить новые учебные программы по перспективным профессиям, увеличивать востребованность научных исследований, а для всего этого нужно и существующие кадры готовить, и новые подбирать, причем уже не только на отечественном рынке, но и постепенно выходить на мировой рынок ведущих исследователей. Нужно внедрять проектные формы работы администрации университета, стимулировать финансовую ответственность и самостоятельность структурных подразделений, определять методы оценки и стимулирования труда преподавателей, ученых и сотрудников, привлекать наиболее талантливых абитуриентов, и все это делать в быстром темпе, поскольку конкуренция на рынке образовательных услуг год от года возрастает.
Как абитуриенту выбрать, где учиться – в России или за рубежом?
Сильная сторона любого образования – востребованность выпускников. Именно этим определяются преимущества российского образования в мире по ряду технических, естественно-научных и творческих специальностей. Но на региональных рынках (Восточная Европа, СНГ) также востребовано российское экономическое и управленческое образование, что объясняется большим числом компаний, ориентированных на работу с Россией или в России, а также присутствием российских компаний и представительств.
Если абитуриент планирует работать в России, то, конечно, российское образование дает очень высокие шансы на трудоустройство за счет того, что практика студентов проходит в российских компаниях, на занятиях разбираются не только кейсы ведущих мировых брендов, но и крупнейших отечественных бизнесов, в числе приглашенных практиков – менеджеры российских организаций, выпускные работы посвящены решению насущных проблем российского бизнеса как крупного, так и малого и среднего. Таким образом, выпускники оказываются лучше подготовлены к реалиям российских условий ведения бизнеса.
Если же абитуриент предполагает работать в совместной или зарубежной компании в России или в другой стране, то тогда имеет смысл задуматься либо об иностранном образовании, либо о получении двух дипломов: российского и зарубежного вуза-партнера.
Предлагает ли Ваш университет подобные программы двойных дипломов?
Программы двойного диплома – наша отдельная гордость. Сейчас у нас более 20 соглашений с европейскими и азиатскими университетами о двойном дипломе по программам бакалавриата и магистратуры по экономике, менеджменту, маркетингу, финансам, международному бизнесу и др. По программам двойного диплома наши студенты в России обучаются в смешанных с иностранными гражданами группах и сами на семестр или год уезжают на обучение и практику за границу. Наиболее популярные направления сейчас – Франция, Германия и Нидерланды.
Новым для нас направлением является открытие в этом году трех программ параллельного диплома с Университетом Лондона (University of London): по менеджменту, логистике и информационным технологиям. Являясь сертифицированным центром Университета Лондона, мы предоставляем своим студентам возможность получить дополнительно к российскому диплому престижное британское образование. Квалификация наших преподавателей позволяет это сделать.
Какова роль современного вуза? Что, по Вашему мнению, он должен давать своим выпускникам?
Наверное, роль во все времена одна – максимально подготовить молодого человека к будущей профессиональной жизни. А для этого нужны знания, личные и командные компетенции. Специфика нашего времени состоит в том, что мир быстро меняется, и выпускникам нужно быть готовым чаще, чем ранее, совершенствовать себя в профессиональном плане и относиться к смене вида деятельности как к нормальному явлению.
Конечно, мы сейчас развиваем в своих студентах навыки работы в цифровых средах: умение отбирать и фильтровать информацию, принимать решения на основе анализа больших данных, хранить и защищать данные. Но сложность решаемых задач все чаще требует коллективных усилий, и потому навыки коммуникации, в том числе кросс-культурной, навыки менеджмента и самоменеджмента, командной работы также очень важны. Кроме того, понимая, что возрастает роль "общих" ресурсов, мы учим студентов работать с использованием таких технологий и явлений, как волонтерство, крауд-сорсинг, облачные вычисления.
Вуз должен быть основой для построения социальных сетей для специалистов. Здесь особо важна работа с выпускниками по примеру передовых бизнес-школ, которые научились создавать в ходе образовательного процесса профессиональные сообщества выпускников, поддерживающих друг друга в бизнесе и управленческой деятельности.
Самым же главным навыком, которое может дать образование, остается способность к самосовершенствованию и нахождению своего достойного места в обществе.
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - один из ведущих и крупнейших экономических вузов нашей страны. Непрерывно ведет свою научно-образовательную деятельность с основания в 1907 году.
Стоимость очного обучения для студентов из России: Бакалавриат/специалитет – от 250 000 рублей Магистратура – от 245 000 рублей