Интервью с и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, доктором технических наук, профессором Ильей Воротынцевым
![Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева](https://static.tildacdn.com/tild3431-6461-4635-b938-646635633335/photo.png)
РХТУ им. Д. И. Менделеева считается опорным вузом химической промышленности. Что это значит на практике? Каких специалистов готовит университет?
Если говорить о химической промышленности, действительно РХТУ им. Д.И. Менделеева можно назвать опорным для отрасли. Университет – флагман российского высшего химико-технологического образования, ответственный, в том числе, и за подготовку стандартов обучения для химической промышленности. Наша задача – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров химических предприятий не только в России, но и в странах СНГ.
Нашу роль в науке и образовании в атомной отрасли подчеркивает членство в консорциуме опорных вузов «Росатома».
Что касается подготовки специалистов, то, во-первых, выпускники РХТУ становятся востребованными химиками-технологами, в основном, в химической, а также нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой, металлургической промышленности, на производствах косметических средств, строительных и отделочных материалов. Во-вторых, часть наших выпускников успешно работает и в научно-исследовательских институтах, лабораториях, занимается преподавательской деятельностью. Уровень исследований подтверждается публикациями в специализированных изданиях и патентами.
Что касается личных качеств подготовленных нами специалистов, то я бы описал их как скрупулезных и любознательных профессионалов, которые постоянно совершенствуются, исследуют, пробуют, придумывают новые идеи и создают технологии, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Нашу роль в науке и образовании в атомной отрасли подчеркивает членство в консорциуме опорных вузов «Росатома».
Что касается подготовки специалистов, то, во-первых, выпускники РХТУ становятся востребованными химиками-технологами, в основном, в химической, а также нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой, металлургической промышленности, на производствах косметических средств, строительных и отделочных материалов. Во-вторых, часть наших выпускников успешно работает и в научно-исследовательских институтах, лабораториях, занимается преподавательской деятельностью. Уровень исследований подтверждается публикациями в специализированных изданиях и патентами.
Что касается личных качеств подготовленных нами специалистов, то я бы описал их как скрупулезных и любознательных профессионалов, которые постоянно совершенствуются, исследуют, пробуют, придумывают новые идеи и создают технологии, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Сегодня технологии развиваются такими темпами, что знания устаревают буквально на глазах. Возможно ли выстроить образовательный процесс в технологическом вузе так, чтобы его выпускники выходили на рынок труда с актуальным набором знаний и компетенций?
На мой взгляд, современная модель высшего образования в первую очередь должна соответствовать требованиям времени. Чтобы выпускники всегда были обеспечены работой по специальности, а работодатели не испытывали кадровый голод, у университетов должна быть возможность реагировать на запросы рынка труда.
Технологическая часть химической науки развивается очень быстро, причем порой не в научных лабораториях, а непосредственно в рамках бизнес-процессов. Мы сейчас разрабатываем новые стандарты, которые позволят сделать образовательные программы достаточно гибкими, чтобы подготовка студентов и выпускников максимально соответствовала требованиям рынка и ожиданиям наших индустриальных партнеров, которые мы регулярно фиксируем.
Также РХТУ вошел в число образовательных организаций, участвующих в программе «Приоритет 2030». Так, благодаря дополнительному финансированию мы наладили кооперацию с компаниями реального сектора экономики, вместе с которыми наши сотрудники и студенты апробируют новые технологии.
Технологическая часть химической науки развивается очень быстро, причем порой не в научных лабораториях, а непосредственно в рамках бизнес-процессов. Мы сейчас разрабатываем новые стандарты, которые позволят сделать образовательные программы достаточно гибкими, чтобы подготовка студентов и выпускников максимально соответствовала требованиям рынка и ожиданиям наших индустриальных партнеров, которые мы регулярно фиксируем.
Также РХТУ вошел в число образовательных организаций, участвующих в программе «Приоритет 2030». Так, благодаря дополнительному финансированию мы наладили кооперацию с компаниями реального сектора экономики, вместе с которыми наши сотрудники и студенты апробируют новые технологии.
Университет работает над несколькими стратегическими проектами. Особо отметить я бы хотел разработку технологий производства новых продуктов, включая мультимасштабное моделирование для предсказания характеристик этих новых продуктов, материалов и процессов. Наша отдельная гордость – проведение научных исследований и внедрение их результатов в малых населенных пунктах Арктической зоны. По сути, усилиями специалистов и студентов РХТУ осуществляется переход от исследования самой северной части планеты к ее непрерывному экономическому развитию. Как символ серьезности наших намерений надо льдами развевается флаг РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Химия не входит в число популярных предметов ЕГЭ, которые выбирают школьники. На ваш взгляд, как можно заинтересовать подрастающее поколение этим направлением? Ведь квалифицированные химики объективно необходимы.
Надо популяризировать химию. Я в этом уверен. Химия – это не просто предмет школьной программы, химия – это что-то, что окружает нас, с чем мы постоянно взаимодействуем.
Университет ищет способы вовлечения детей в изучение химии. Самым юным из них в журнале «Химия в школе» мы доступным языком рассказываем занимательные факты из неорганической и органической химии.
Для детей постарше в российских школах при поддержке РХТУ и индустриальных партнеров открылись «Менделеевские классы» – это новый подход к преподаванию химии в школе, включающий модульное обучение, проектную и исследовательскую деятельность, а также синергия школ с предприятиями региона. Сейчас в проекте участвует 31 класс в 23 школах – то есть, более 700 учеников из Нижегородской и Иркутской областей, Удмуртской и Чеченской Республик. В общей сложности 13 субъектов страны. Для всех регионов-участников был разработан комплект «Mendeleev Box». Это наборы лабораторной посуды и реактивов. Университет также предоставляет методическое сопровождение по химии, математике и другим дисциплинам.
Кроме того, в некоторых школах преподаватели РХТУ им. Менделеева лично проводят занятия с учащимися.
О чем чаще всего спрашивают абитуриенты, которые рассматривают возможность поступления в РХТУ?
Не считая частных вопросов вроде «На сколько функций нужен инженерный калькулятор?», обращения абитуриентов и их родных можно разделить на три категории.
Первая: группа вопросов «Кем я стану, когда вырасту?». Нередко, имея ребенка, способного к химии, и увидев в названии вуза сразу несколько важных для себя слов – «Россия», «химия», «университет» и «Менделеев» – родители рвутся «поступать» к нам, не обращая внимания на то, что вуз имеет технологический уклон. То есть, мы даем и инженерное образование тоже. Наша задача – обозначить специфику заранее.
Первая: группа вопросов «Кем я стану, когда вырасту?». Нередко, имея ребенка, способного к химии, и увидев в названии вуза сразу несколько важных для себя слов – «Россия», «химия», «университет» и «Менделеев» – родители рвутся «поступать» к нам, не обращая внимания на то, что вуз имеет технологический уклон. То есть, мы даем и инженерное образование тоже. Наша задача – обозначить специфику заранее.
Вторая категория вопросов касается быта обучающихся. Университет делает все возможное, чтобы проживание в самом дорогом городе страны не омрачало жизнь студентов.
И третий блок – о творческой самореализации. И здесь РХТУ есть, что предложить. В вузе более десяти различных клубов по интересам: от театра и танцев до спортивных секций и медиа-клуба, который занял первое место в конкурсе студенческих СМИ в рамках всероссийского медиапроекта "Креативная лига".
РХТУ довольно активно и направленно сотрудничает с другими университетами, хотя в период приемной кампании это скорее ваши конкуренты. В чем цель такого сотрудничества?
Я не уверен, что другие университеты даже во время приемной кампании являются нашими конкурентами. Мы все-таки коллеги, и аудитория чаще всего у нас разная – ведь выпускники РХТУ химики-технологи с акцентом на слово «технологи». За наполняемость аудиторий мы не переживаем. Абитуриенты с очень высокими баллами ЕГЭ, имеющие возможность выбрать практически любой российский вуз, останавливают свой выбор на РХТУ им. Менделеева, потому что четко знают, чего хотят.
Сотрудничая с другими университетами в рамках сетевых программ, мы предоставляем возможность ребятам из разных уголков страны, получить образование и в РХТУ.
Подобного подхода мы придерживаемся и в части международного сотрудничества, которое считаем очень перспективным. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, у российской науки есть множество направлений развития. В мире много стран и направлений взаимодействия, свет не сошелся клином на «Западе». Можно ли сказать, что открытие филиала РХТУ в столице Узбекистана – это пример международного сотрудничества? Можно. Вот другой пример: университет развивает отношения с Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром, с рядом крупных китайских вузов, традиционно у нас учатся студенты из Мьянмы.
В Казахстане вопрос кадров для химической промышленности стоит очень остро, РХТУ планирует обеспечить необходимой квалификацией и будущих сотрудников предприятий Республики. В разработке – не только с точки зрения отечественной науки за рубежом, но и с позиции экономических отношений России с партнерами – совместная работа с государствами Африки. Помощь будет касаться не только развития химических технологий, но и вопросов построения эффективных бизнес-процессов.
Сотрудничая с другими университетами в рамках сетевых программ, мы предоставляем возможность ребятам из разных уголков страны, получить образование и в РХТУ.
Подобного подхода мы придерживаемся и в части международного сотрудничества, которое считаем очень перспективным. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, у российской науки есть множество направлений развития. В мире много стран и направлений взаимодействия, свет не сошелся клином на «Западе». Можно ли сказать, что открытие филиала РХТУ в столице Узбекистана – это пример международного сотрудничества? Можно. Вот другой пример: университет развивает отношения с Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром, с рядом крупных китайских вузов, традиционно у нас учатся студенты из Мьянмы.
В Казахстане вопрос кадров для химической промышленности стоит очень остро, РХТУ планирует обеспечить необходимой квалификацией и будущих сотрудников предприятий Республики. В разработке – не только с точки зрения отечественной науки за рубежом, но и с позиции экономических отношений России с партнерами – совместная работа с государствами Африки. Помощь будет касаться не только развития химических технологий, но и вопросов построения эффективных бизнес-процессов.