Интервью с и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, доктором технических наук, профессором Ильей Воротынцевым
РХТУ им. Д. И. Менделеева считается опорным вузом химической промышленности. Что это значит на практике? Каких специалистов готовит университет?
Если говорить о химической промышленности, действительно РХТУ им. Д.И. Менделеева можно назвать опорным для отрасли. Университет – флагман российского высшего химико-технологического образования, ответственный, в том числе, и за подготовку стандартов обучения для химической промышленности. Наша задача – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров химических предприятий не только в России, но и в странах СНГ.
Нашу роль в науке и образовании в атомной отрасли подчеркивает членство в консорциуме опорных вузов «Росатома».
Что касается подготовки специалистов, то, во-первых, выпускники РХТУ становятся востребованными химиками-технологами, в основном, в химической, а также нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой, металлургической промышленности, на производствах косметических средств, строительных и отделочных материалов. Во-вторых, часть наших выпускников успешно работает и в научно-исследовательских институтах, лабораториях, занимается преподавательской деятельностью. Уровень исследований подтверждается публикациями в специализированных изданиях и патентами.
Что касается личных качеств подготовленных нами специалистов, то я бы описал их как скрупулезных и любознательных профессионалов, которые постоянно совершенствуются, исследуют, пробуют, придумывают новые идеи и создают технологии, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Нашу роль в науке и образовании в атомной отрасли подчеркивает членство в консорциуме опорных вузов «Росатома».
Что касается подготовки специалистов, то, во-первых, выпускники РХТУ становятся востребованными химиками-технологами, в основном, в химической, а также нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой, металлургической промышленности, на производствах косметических средств, строительных и отделочных материалов. Во-вторых, часть наших выпускников успешно работает и в научно-исследовательских институтах, лабораториях, занимается преподавательской деятельностью. Уровень исследований подтверждается публикациями в специализированных изданиях и патентами.
Что касается личных качеств подготовленных нами специалистов, то я бы описал их как скрупулезных и любознательных профессионалов, которые постоянно совершенствуются, исследуют, пробуют, придумывают новые идеи и создают технологии, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Сегодня технологии развиваются такими темпами, что знания устаревают буквально на глазах. Возможно ли выстроить образовательный процесс в технологическом вузе так, чтобы его выпускники выходили на рынок труда с актуальным набором знаний и компетенций?
На мой взгляд, современная модель высшего образования в первую очередь должна соответствовать требованиям времени. Чтобы выпускники всегда были обеспечены работой по специальности, а работодатели не испытывали кадровый голод, у университетов должна быть возможность реагировать на запросы рынка труда.
Технологическая часть химической науки развивается очень быстро, причем порой не в научных лабораториях, а непосредственно в рамках бизнес-процессов. Мы сейчас разрабатываем новые стандарты, которые позволят сделать образовательные программы достаточно гибкими, чтобы подготовка студентов и выпускников максимально соответствовала требованиям рынка и ожиданиям наших индустриальных партнеров, которые мы регулярно фиксируем.
Также РХТУ вошел в число образовательных организаций, участвующих в программе «Приоритет 2030». Так, благодаря дополнительному финансированию мы наладили кооперацию с компаниями реального сектора экономики, вместе с которыми наши сотрудники и студенты апробируют новые технологии.
Технологическая часть химической науки развивается очень быстро, причем порой не в научных лабораториях, а непосредственно в рамках бизнес-процессов. Мы сейчас разрабатываем новые стандарты, которые позволят сделать образовательные программы достаточно гибкими, чтобы подготовка студентов и выпускников максимально соответствовала требованиям рынка и ожиданиям наших индустриальных партнеров, которые мы регулярно фиксируем.
Также РХТУ вошел в число образовательных организаций, участвующих в программе «Приоритет 2030». Так, благодаря дополнительному финансированию мы наладили кооперацию с компаниями реального сектора экономики, вместе с которыми наши сотрудники и студенты апробируют новые технологии.
Университет работает над несколькими стратегическими проектами. Особо отметить я бы хотел разработку технологий производства новых продуктов, включая мультимасштабное моделирование для предсказания характеристик этих новых продуктов, материалов и процессов. Наша отдельная гордость – проведение научных исследований и внедрение их результатов в малых населенных пунктах Арктической зоны. По сути, усилиями специалистов и студентов РХТУ осуществляется переход от исследования самой северной части планеты к ее непрерывному экономическому развитию. Как символ серьезности наших намерений надо льдами развевается флаг РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Химия не входит в число популярных предметов ЕГЭ, которые выбирают школьники. На ваш взгляд, как можно заинтересовать подрастающее поколение этим направлением? Ведь квалифицированные химики объективно необходимы.
Надо популяризировать химию. Я в этом уверен. Химия – это не просто предмет школьной программы, химия – это что-то, что окружает нас, с чем мы постоянно взаимодействуем.
Университет ищет способы вовлечения детей в изучение химии. Самым юным из них в журнале «Химия в школе» мы доступным языком рассказываем занимательные факты из неорганической и органической химии.
Для детей постарше в российских школах при поддержке РХТУ и индустриальных партнеров открылись «Менделеевские классы» – это новый подход к преподаванию химии в школе, включающий модульное обучение, проектную и исследовательскую деятельность, а также синергия школ с предприятиями региона. Сейчас в проекте участвует 31 класс в 23 школах – то есть, более 700 учеников из Нижегородской и Иркутской областей, Удмуртской и Чеченской Республик. В общей сложности 13 субъектов страны. Для всех регионов-участников был разработан комплект «Mendeleev Box». Это наборы лабораторной посуды и реактивов. Университет также предоставляет методическое сопровождение по химии, математике и другим дисциплинам.
Кроме того, в некоторых школах преподаватели РХТУ им. Менделеева лично проводят занятия с учащимися.
О чем чаще всего спрашивают абитуриенты, которые рассматривают возможность поступления в РХТУ?
Не считая частных вопросов вроде «На сколько функций нужен инженерный калькулятор?», обращения абитуриентов и их родных можно разделить на три категории.
Первая: группа вопросов «Кем я стану, когда вырасту?». Нередко, имея ребенка, способного к химии, и увидев в названии вуза сразу несколько важных для себя слов – «Россия», «химия», «университет» и «Менделеев» – родители рвутся «поступать» к нам, не обращая внимания на то, что вуз имеет технологический уклон. То есть, мы даем и инженерное образование тоже. Наша задача – обозначить специфику заранее.
Первая: группа вопросов «Кем я стану, когда вырасту?». Нередко, имея ребенка, способного к химии, и увидев в названии вуза сразу несколько важных для себя слов – «Россия», «химия», «университет» и «Менделеев» – родители рвутся «поступать» к нам, не обращая внимания на то, что вуз имеет технологический уклон. То есть, мы даем и инженерное образование тоже. Наша задача – обозначить специфику заранее.
Вторая категория вопросов касается быта обучающихся. Университет делает все возможное, чтобы проживание в самом дорогом городе страны не омрачало жизнь студентов.
И третий блок – о творческой самореализации. И здесь РХТУ есть, что предложить. В вузе более десяти различных клубов по интересам: от театра и танцев до спортивных секций и медиа-клуба, который занял первое место в конкурсе студенческих СМИ в рамках всероссийского медиапроекта "Креативная лига".
РХТУ довольно активно и направленно сотрудничает с другими университетами, хотя в период приемной кампании это скорее ваши конкуренты. В чем цель такого сотрудничества?
Я не уверен, что другие университеты даже во время приемной кампании являются нашими конкурентами. Мы все-таки коллеги, и аудитория чаще всего у нас разная – ведь выпускники РХТУ химики-технологи с акцентом на слово «технологи». За наполняемость аудиторий мы не переживаем. Абитуриенты с очень высокими баллами ЕГЭ, имеющие возможность выбрать практически любой российский вуз, останавливают свой выбор на РХТУ им. Менделеева, потому что четко знают, чего хотят.
Сотрудничая с другими университетами в рамках сетевых программ, мы предоставляем возможность ребятам из разных уголков страны, получить образование и в РХТУ.
Подобного подхода мы придерживаемся и в части международного сотрудничества, которое считаем очень перспективным. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, у российской науки есть множество направлений развития. В мире много стран и направлений взаимодействия, свет не сошелся клином на «Западе». Можно ли сказать, что открытие филиала РХТУ в столице Узбекистана – это пример международного сотрудничества? Можно. Вот другой пример: университет развивает отношения с Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром, с рядом крупных китайских вузов, традиционно у нас учатся студенты из Мьянмы.
В Казахстане вопрос кадров для химической промышленности стоит очень остро, РХТУ планирует обеспечить необходимой квалификацией и будущих сотрудников предприятий Республики. В разработке – не только с точки зрения отечественной науки за рубежом, но и с позиции экономических отношений России с партнерами – совместная работа с государствами Африки. Помощь будет касаться не только развития химических технологий, но и вопросов построения эффективных бизнес-процессов.
Сотрудничая с другими университетами в рамках сетевых программ, мы предоставляем возможность ребятам из разных уголков страны, получить образование и в РХТУ.
Подобного подхода мы придерживаемся и в части международного сотрудничества, которое считаем очень перспективным. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, у российской науки есть множество направлений развития. В мире много стран и направлений взаимодействия, свет не сошелся клином на «Западе». Можно ли сказать, что открытие филиала РХТУ в столице Узбекистана – это пример международного сотрудничества? Можно. Вот другой пример: университет развивает отношения с Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром, с рядом крупных китайских вузов, традиционно у нас учатся студенты из Мьянмы.
В Казахстане вопрос кадров для химической промышленности стоит очень остро, РХТУ планирует обеспечить необходимой квалификацией и будущих сотрудников предприятий Республики. В разработке – не только с точки зрения отечественной науки за рубежом, но и с позиции экономических отношений России с партнерами – совместная работа с государствами Африки. Помощь будет касаться не только развития химических технологий, но и вопросов построения эффективных бизнес-процессов.