5 вопросов ректору | Forbes Education

«Наша задача – обозначить специфику заранее»: ректор об опорном вузе химической промышленности

Интервью с и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, доктором технических наук, профессором Ильей Воротынцевым

Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева

РХТУ им. Д. И. Менделеева считается опорным вузом химической промышленности. Что это значит на практике? Каких специалистов готовит университет?

Если говорить о химической промышленности, действительно РХТУ им. Д.И. Менделеева можно назвать опорным для отрасли. Университет – флагман российского высшего химико-технологического образования, ответственный, в том числе, и за подготовку стандартов обучения для химической промышленности. Наша задача – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров химических предприятий не только в России, но и в странах СНГ.

Нашу роль в науке и образовании в атомной отрасли подчеркивает членство в консорциуме опорных вузов «Росатома».

Что касается подготовки специалистов, то, во-первых, выпускники РХТУ становятся востребованными химиками-технологами, в основном, в химической, а также нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой, металлургической промышленности, на производствах косметических средств, строительных и отделочных материалов. Во-вторых, часть наших выпускников успешно работает и в научно-исследовательских институтах, лабораториях, занимается преподавательской деятельностью. Уровень исследований подтверждается публикациями в специализированных изданиях и патентами.

Что касается личных качеств подготовленных нами специалистов, то я бы описал их как скрупулезных и любознательных профессионалов, которые постоянно совершенствуются, исследуют, пробуют, придумывают новые идеи и создают технологии, никогда не останавливаясь на достигнутом.
«Непрерывно растущие сложность и неопределенность окружающего мира требуют от молодых специалистов гибкости и высокой адаптивности. За последние 20 лет на рынке труда произошли глобальные изменения: мы видим серьезную трансформацию рабочих мест, а бум технологий «убил» десятки профессий.

С этой точки зрения так называемые «жесткие навыки» теряют свою актуальность — с высокой долей вероятности узким специалистам придется неоднократно переучиваться и овладевать новыми профессиями.

Представьте, вы оказались без карты местности и компаса в совершенно незнакомой стране — какие навыки позволят вам быстро адаптироваться? В первую очередь, необходимо понимать и быть понятым – это коммуникативные навыки, а также научиться чувствовать и различать истинные намерения, мотивацию и желания окружающих — это эмоциональный интеллект. Адаптация проходит легче, когда вы окружены единомышленниками, а не врагами. Способность объединять людей, мотивировать их идти к общей цели — качества настоящих лидеров.

Работодатели хотят видеть в своих командах людей, способных принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому молодым специалистам еще крайне важно уже на первых этапах обучения в вузе уделять внимание навыкам системного и критического мышления, развитию аналитических способностей.»


Заместитель генерального директора по организационному развитию ОХК «Уралхим» А. Глазкова

Сегодня технологии развиваются такими темпами, что знания устаревают буквально на глазах. Возможно ли выстроить образовательный процесс в технологическом вузе так, чтобы его выпускники выходили на рынок труда с актуальным набором знаний и компетенций?

На мой взгляд, современная модель высшего образования в первую очередь должна соответствовать требованиям времени. Чтобы выпускники всегда были обеспечены работой по специальности, а работодатели не испытывали кадровый голод, у университетов должна быть возможность реагировать на запросы рынка труда.

Технологическая часть химической науки развивается очень быстро, причем порой не в научных лабораториях, а непосредственно в рамках бизнес-процессов. Мы сейчас разрабатываем новые стандарты, которые позволят сделать образовательные программы достаточно гибкими, чтобы подготовка студентов и выпускников максимально соответствовала требованиям рынка и ожиданиям наших индустриальных партнеров, которые мы регулярно фиксируем.

Также РХТУ вошел в число образовательных организаций, участвующих в программе «Приоритет 2030». Так, благодаря дополнительному финансированию мы наладили кооперацию с компаниями реального сектора экономики, вместе с которыми наши сотрудники и студенты апробируют новые технологии.
«Профессии будущего — это профессии на стыке нескольких дисциплин. Конкурентным преимуществом сегодня обладают специалисты, которые могут привнести в компании опыт и знания из смежных или кардинально различных отраслей. В AgroTech-индустрии это: биоинформатики, инженеры химических производств, менеджеры с экспертизой в биотехнологиях.

Такие кросс-функциональные эксперты способны ускорить процесс инновационных разработок и привнести существенную экономическую пользу за счет новых «нестандартных» решений и практик из смежных областей.

«Уралхим» — мировой производитель минеральных удобрений. Это мотивирует нас постоянно заниматься поиском новых решений, которые обеспечивали бы конкурентоспособность нашей продукции. Помимо системного решения кадровых вопросов, компания привлекает вузы для реализации научно-исследовательских проектов.

Внешняя кооперация позволяет нам быстрее реализовывать НИОКР. Так, с РХТУ им. Менделеева мы разрабатываем проект по новому типу удобрений, который очень востребован на рынке.

Мы активно работаем со студентами, организовываем хакатоны и конкурсы идей. С помощью инновационных предложений обучающихся компания решает ряд своих технологических задач, а если решение уже достаточно зрелое, оно интегрируется в R&D [англ. Research and development — исследования и разработки] цикл.»


Заместитель генерального директора по организационному развитию ОХК «Уралхим» А. Глазкова

Университет работает над несколькими стратегическими проектами. Особо отметить я бы хотел разработку технологий производства новых продуктов, включая мультимасштабное моделирование для предсказания характеристик этих новых продуктов, материалов и процессов. Наша отдельная гордость – проведение научных исследований и внедрение их результатов в малых населенных пунктах Арктической зоны. По сути, усилиями специалистов и студентов РХТУ осуществляется переход от исследования самой северной части планеты к ее непрерывному экономическому развитию. Как символ серьезности наших намерений надо льдами развевается флаг РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Химия не входит в число популярных предметов ЕГЭ, которые выбирают школьники. На ваш взгляд, как можно заинтересовать подрастающее поколение этим направлением? Ведь квалифицированные химики объективно необходимы.

Надо популяризировать химию. Я в этом уверен. Химия – это не просто предмет школьной программы, химия – это что-то, что окружает нас, с чем мы постоянно взаимодействуем.
«В настоящее время многие промышленные предприятия испытывают дефицит кадров, Группа «Уралхим» не исключение. Особенно остро ощущается нехватка технических специалистов и сотрудников рабочих специальностей в местах локации производственных активов компании — преимущественно, в малых городах.

По нашему мнению, дефицит персонала во многом обусловлен тем, что талантливая молодежь стремится уехать в федеральные центры. Крупнейшие работодатели в регионах частично сдерживают отток, инвестируя в развитие региональной инфраструктуры и корпоративные программы социальной поддержки сотрудников и их семей: специальные ипотечные программы, медицинское страхование, доступное образование.

«Уралхим» ведет активную работу по популяризации производственных профессий среди абитуриентов. Повышение престижа индустрии в целом и отдельных рабочих профессий — еще один большой вызов, решение которого объединяет представителей бизнеса в реальном секторе экономики. Это еще одна точка соприкосновения работодателей и вузов.»


Заместитель генерального директора по организационному развитию ОХК «Уралхим» А. Глазкова

Университет ищет способы вовлечения детей в изучение химии. Самым юным из них в журнале «Химия в школе» мы доступным языком рассказываем занимательные факты из неорганической и органической химии.

Для детей постарше в российских школах при поддержке РХТУ и индустриальных партнеров открылись «Менделеевские классы» – это новый подход к преподаванию химии в школе, включающий модульное обучение, проектную и исследовательскую деятельность, а также синергия школ с предприятиями региона. Сейчас в проекте участвует 31 класс в 23 школах – то есть, более 700 учеников из Нижегородской и Иркутской областей, Удмуртской и Чеченской Республик. В общей сложности 13 субъектов страны. Для всех регионов-участников был разработан комплект «Mendeleev Box». Это наборы лабораторной посуды и реактивов. Университет также предоставляет методическое сопровождение по химии, математике и другим дисциплинам.

Кроме того, в некоторых школах преподаватели РХТУ им. Менделеева лично проводят занятия с учащимися.

О чем чаще всего спрашивают абитуриенты, которые рассматривают возможность поступления в РХТУ?

Не считая частных вопросов вроде «На сколько функций нужен инженерный калькулятор?», обращения абитуриентов и их родных можно разделить на три категории.

Первая: группа вопросов «Кем я стану, когда вырасту?». Нередко, имея ребенка, способного к химии, и увидев в названии вуза сразу несколько важных для себя слов – «Россия», «химия», «университет» и «Менделеев» – родители рвутся «поступать» к нам, не обращая внимания на то, что вуз имеет технологический уклон. То есть, мы даем и инженерное образование тоже. Наша задача – обозначить специфику заранее.
«Химия — бесспорно наука будущего. Востребованными будут, в первую очередь, профессии и специалисты, чья деятельность будет направлена на решение глобальных вызовов. Угроза мирового голода, энергетический кризис, поиск альтернативных ресурсов для жизни, драматические изменения на рынке труда, связанные с развитием искусственного интеллекта. Эти вопросы нам предстоит решать вместе. И кто знает, научим ли мы сегодняшних абитуриентов или сами будем учиться у них.»

Заместитель генерального директора по организационному развитию ОХК «Уралхим» А. Глазкова

Вторая категория вопросов касается быта обучающихся. Университет делает все возможное, чтобы проживание в самом дорогом городе страны не омрачало жизнь студентов.

И третий блок – о творческой самореализации. И здесь РХТУ есть, что предложить. В вузе более десяти различных клубов по интересам: от театра и танцев до спортивных секций и медиа-клуба, который занял первое место в конкурсе студенческих СМИ в рамках всероссийского медиапроекта "Креативная лига".

РХТУ довольно активно и направленно сотрудничает с другими университетами, хотя в период приемной кампании это скорее ваши конкуренты. В чем цель такого сотрудничества?

Я не уверен, что другие университеты даже во время приемной кампании являются нашими конкурентами. Мы все-таки коллеги, и аудитория чаще всего у нас разная – ведь выпускники РХТУ химики-технологи с акцентом на слово «технологи». За наполняемость аудиторий мы не переживаем. Абитуриенты с очень высокими баллами ЕГЭ, имеющие возможность выбрать практически любой российский вуз, останавливают свой выбор на РХТУ им. Менделеева, потому что четко знают, чего хотят.

Сотрудничая с другими университетами в рамках сетевых программ, мы предоставляем возможность ребятам из разных уголков страны, получить образование и в РХТУ.

Подобного подхода мы придерживаемся и в части международного сотрудничества, которое считаем очень перспективным. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, у российской науки есть множество направлений развития. В мире много стран и направлений взаимодействия, свет не сошелся клином на «Западе». Можно ли сказать, что открытие филиала РХТУ в столице Узбекистана – это пример международного сотрудничества? Можно. Вот другой пример: университет развивает отношения с Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром, с рядом крупных китайских вузов, традиционно у нас учатся студенты из Мьянмы.

В Казахстане вопрос кадров для химической промышленности стоит очень остро, РХТУ планирует обеспечить необходимой квалификацией и будущих сотрудников предприятий Республики. В разработке – не только с точки зрения отечественной науки за рубежом, но и с позиции экономических отношений России с партнерами – совместная работа с государствами Африки. Помощь будет касаться не только развития химических технологий, но и вопросов построения эффективных бизнес-процессов.