Итоги и прогнозы: что ждут от нового учебного года руководители российских вузов
Редакция Forbes Russia Education
Закончилась первая неделя нового учебного года. Суета сменяется рутиной, студенты настраиваются на учебу, а управляющие команды вузов приготовились к новым вызовам. Чем особенно запомнился прошлый, 2022-2023 учебный год, и каких сюрпризов ждут от нового учебного года руководители российских университетов, узнал Forbes Education.
Мы попросили Анатолия Торкунова, ректора МГИМО, Сергея Юрова, ректора Института бизнеса и дизайна B&D, и Дмитрия Аграната, проректора МГПУ, ответить на три вопроса: «С какими новыми сложностями вы столкнулись?», «Главный урок, который вы вынесли из 2022-23 учебного года?» и «Ваш прогноз на следующий учебный год: новые возможности, риски и проблемы?». Публикуем ответы.
С какими новыми сложностями вы столкнулись?
“
Нам пришлось компенсировать потерю трех десятков партнерских магистратур, преимущественно из Западной Европы, столь же качественными собственными программами, новыми партнерствами. Трудности логистики в сочетании с большим числом бюджетных мест создали дополнительную притягательность региональным вузам, соответственно возросла конкурентная борьба за хорошего абитуриента среди вузов московских. МГИМО не остался в стороне».
— ректор МГИМО А.Торкунов
“
Прекращение контактов с европейскими университетами и сокращение международных научных связей (публикаций, участие в конференциях и других мероприятиях), снижение индекса цитирования отечественных работ за рубежом.
Сокращение возможности внедрять и капитализировать созданные студентами и преподавателями проекты за рубежом, потеря европейских заказчиков на студенческие разработки, а также сокращение международных конкурсов и мероприятий, в которых могут участвовать наши студенты.
Релокация отдельных специалистов, которые являются значимыми экспертами в своей области, и помогали вузу в практической подготовке студентов.
Подорожание импортного учебного оборудования и материалов, лицензионные ограничения на использование передовых зарубежных программных продуктов.
Конкуренция со стороны инфобизнеса, которая может только восприниматься как безобидная, но, по сути, если тренд продолжится, он начнет влиять и на высшее образование. Инфобизнес в лице его лидеров подрывает доверие к серьезному образованию, пусть и не у всех людей. Принижается ценность диплома о высшем образовании, а вместе с ним и значимость полученных компетенций и навыков, которые стоят за серьезным образованием наших студентов и выпускников»
— ректор Института бизнеса и дизайна B&DС.Юров
“
Наверное, если вспоминать учебный год, то главной трудностью стала организация приема абитуриентов 2023 года по обновленным правилам. Трудностью и приятным вызовом одновременно. Сейчас уже можно сказать, что МГПУ справился с этой задачей».
— проректор МГПУ Д.Агранат
Главный урок, который вы вынесли из 2022-23 учебного года?
“
Главный урок состоит в том, что не нужно полагаться на тенденции, которые долго кажутся устойчивыми и приносят свои плоды. В образовательной сфере от «поворота на Восток», диверсификации связей российское образовательное сообщество удерживало только… успех, и комфорт отношений, сложившихся на западном направлении».
— ректор МГИМО А.Торкунов
“
Не бояться внешних перемен, создавать резервы, необходимые для продолжения развития Института и его образовательной деятельности. Оперативно реагировать и настраивать учебный процесс с учетом технологических и политических вызовов современности».
— ректор Института бизнеса и дизайна B&D С.Юров
“
Нужно и дальше развивать информационные технологии в образовательном процессе, чтобы студентам ничего не мешало осваивать образовательные программы, прежде всего, речь идет о всяческих административных барьерах, когда студент погружается в рутинные процессы, бегая из кабинета в кабинет за справками. Мы решили этот вопрос личным кабинетом студента и созданием Многофункционального студенческого центра».
— проректор МГПУ Д.Агранат
Ваш прогноз на следующий учебный год: новые возможности, риски и проблемы?
“
Завершившийся учебный год зафиксировал и определил тенденции 2023/2024 учебного года. Я не ожидаю коренных изменений. Определенные коррекции продолжатся в вопросах поиска новых страновых рынков для российского образования, создания зарубежных филиалов как компенсаторного механизма потери старых университетских партнерств… Драйвером изменений на предстоящий год вижу, прежде всего, государство и его образовательную политику».
— ректор МГИМО А.Торкунов
“
Широкое внедрение искусственного интеллекта, появление новых сервисов, связанных или основанных на искусственном интеллекте, в том числе адаптированных под образовательные задачи. Увеличение научных и творческих связей с университетами и институтами арабских государств, Индии и Китая. Увеличение научных и творческих мероприятий федерального уровня».
— ректор Института бизнеса и дизайна B&D С.Юров
“
Открываются большие возможности в рамках молодежной политики университета. Мы видим, что нашим студентам интересно не только осваивать образовательные программы, но и приобретать дополнительные навыки в рамках внеучебной деятельности, занимаясь волонтерском, кураторством, организацией мероприятий и другими делами. В новом учебном году в МГПУ откроется студенческий коворкинг — двухэтажное пространство, доступное для каждого студента, в котором можно воплощать свои проекты и инициативы».