Стать четвертой властью: как и чему учат будущих журналистов в России и США

Никита Малашенко
автор Forbes Russia Education

Журналистика — одна из самых разнообразных учебных сфер, поэтому в каждой стране есть своя специфика подготовки будущих сотрудников СМИ. Иногда различия проявляются даже в рамках вузов одного государства. Рассказываем о том, как и чему учат журналистов, чем отличается российское и американское журналистское образование и как выбрать программу, которая подготовит к работе в СМИ.
    Из чего состоит журналистское образование?
    Журналистское образование можно разделить на две линии обучения: информационно-аналитическую и технико-технологическую. Первая линия дает студентам представление о том, какими интеллектуальными средствами производится контент. Иначе говоря, это компетенции, которые необходимы для создания материала: критическое мышление, умение искать и собирать информацию, систематизировать, оценивать и интерпретировать ее. Вторая же линия связана с самим производством контента, его упаковкой по форматам и жанрам, а также с особыми техниками, которые помогают создать медиапродукт (например, техника речи, грамотное письмо, умение писать и верстать лонгриды, монтировать видео и т.д.). Такое деление учебной программы можно назвать хотя и условным, но основным. Во многом именно пропорции двух линий обучения делают программы ориентированными либо на практику, либо на теоретическую подготовку будущих профессионалов.

    Другое деление во многом связано с предыдущим, но помогает более точно представить, к какой именно трудовой активности готовят студентов. Это разделение тематическое и профессиональное. Первая группа определяет то, в какую сферу погружается обучающийся. Как правило, она связана с тематическим разнообразием СМИ или рубриками: политическая, социальная, экономическая (она же деловая), культурная журналистика и другие. Вторая же группа — профессиональная — позволяет выбрать конкретную нишу, например, телевидение, радио, пресса или интернет-журналистика. Выбор различных дисциплин из двух групп позволяет студентам самостоятельно формировать свой будущий профессиональный портрет, подготовиться к работе на политической радиостанции или в журнале об экономике.
      Новости и не-новости: подход в России и США
      В широком смысле журналистское образование в России и США различается подходами к работе с информацией. В России упор во многом делается на аналитичность и широкий кругозор. Например, если студент выбирает деловую журналистику, то, скорее всего, ему прочитают курс лекций об экономике в преломлении журналистской практики (как работает инфляция или процентная ставка и как об этом писать), но могут не рассказать про OSINT-навыки (Open source intelligence — разведка по открытым источникам), с помощью которых информация добывается и систематизируется. Американская же школа, как принято считать, направлена на развитие первичных журналистских навыков: то, как найти, собрать, объединить и изложить информацию, стоит во главе угла.

      В практическом преломлении эту разницу можно заметить, если пользоваться разделением журналистики на новостную и не-новостную. Новостная журналистика является приоритетной для зарубежных программ, а не-новостная — для российских. Конечно, это не значит, что после российского вуза студенты не умеют писать новости, а американские выпускники не в состоянии создать большую статью — отнюдь нет. Выпускники умеют делать и то и то. Такое разделение помогает определить, с чего начинается учеба и на какие навыки образовательные подходы делают упор.
        Теория и практика в России
        Журналистское образование невозможно без практики, и именно о ней чаще всего ведутся споры в российских профессиональных кругах. Несмотря на то, что в вузах на практическую подготовку выделяется около половины учебного времени, профессиональное и педагогическое сообщества разделились на два лагеря, не считая нигилистический, отрицающий необходимость профильной университетской подготовки. Первый лагерь убежден, что фундаментальное (теоретическое) образование должно доминировать над практической подготовкой, поскольку влиться в профессию широко подготовленному специалисту не составит проблемы, а получить достаточные знания, например, в филологическом направлении, — задача непростая (оставим за скобками вопрос о необходимости филологического блока предметов в журналистской подготовке). Второй лагерь считает, что выпускники не приспособлены к реальной работе и им недостает практического опыта и понимания редакционных процессов. Их картина идеального журналистского образования состоит из разбора кейсов, трудовой практики и редких теоретических семинаров.

        Если открыть два рейтинговых списка RAEX, топ-100 лучших университетов России и лучшие вузы по профилю «Филология и журналистика», то на высших строчках мы обнаружим МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ (они также входят в топ-3 вузов по уровню востребованности выпускников работодателями по версии RAEX и занимают две верхние строки в рейтинге топ-100 и в списке самых востребованных вузов у работодателей по версии Forbes). Такая расстановка сил наглядно демонстрирует то самое разделение журналистского образования на два лагеря: если профессиональную подготовку в МГУ считают более фундаментальной, то в НИУ ВШЭ — практической. При этом в учебных планах доля именно журналистских дисциплин составляет от 55 до 57%, так что объем профессиональных знаний, который может получить студент, в процентном соотношении примерно одинаков, а работодатели нередко жалуются на недостаточную практическую подготовку недавних студентов независимо от места учебы.
          ТОП-10 российских вузов по профилю «Филология и журналистика» по версии RAEX 2022:

          1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
          2. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
          3. Санкт-Петербургский государственный университет
          4. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
          5. Российский университет дружбы народов
          6. Казанский (Приволжский) федеральный университет
          7. Национальный исследовательский Томский государственный университет
          8. МГИМО МИД России
          9. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
          10. Московский городской педагогический университет
            ТОП-10 российских вузов по профилю «Филология и журналистика» по версии RAEX 2022:

            1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
            2. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
            3. Санкт-Петербургский государственный университет
            4. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
            5. Российский университет дружбы народов
            6. Казанский (Приволжский) федеральный университет
            7. Национальный исследовательский Томский государственный университет
            8. МГИМО МИД России
            9. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
            10. Московский городской педагогический университет
            Есть и еще один нюанс в российском журналистском образовании — профильное деление внутри направлений. Некоторые вузы предлагают поступать сразу на спортивный или политический профиль. Например, в РЭУ им. Г.В. Плеханова представлен только один вариант — деловая журналистика. В РАНХиГС готовят специалистов по спортивной, культурной, политической и экономической направленности. В то же время есть вузы, которые предлагают специализироваться после 2 курса бакалавриата. В МГУ, например, после второго курса студент может конкретизировать свои интересы и в тематическом блоке (сейчас существуют 6 направлений: международная, политическая, деловая, культурная, спортивная, социально-политическая и журналистика стиля жизни) и индустриальном (ТВ, радио, новые медиа, реклама, дизайн, а также медиабизнес и другие).
            Американский подход: между бакалавриатом и магистратурой
            В американском журналистском образовании такой оживленной дискуссии о теории и практике нет. С одной стороны, программы больше ориентированы на практическую подготовку, чем в России, а с другой — иногда обучение вообще невозможно без профессионального опыта. К примеру, для успешного освоения обучения и получения степени бакалавра в Princeton University (Принстонском университете) необходимо на протяжении 6 месяцев работать в реальном издании и выполнять именно журналистскую работу, приоритетно новостную. На практику также ориентирована и бакалаврская программа в New York University (Университете Нью-Йорка). Однако учеба здесь нацелена на подготовку специалистов, работающих не с новостями, а с расследованиями, большими аналитическими материалами, которые нужно будет писать во время обучения.

            Но стоит оговориться, что многие, в том числе топовые американские вузы не предлагают бакалаврские программы по журналистскому направлению. В Harvard University (Гарвардском университете), Stanford University (Стэнфордском университете) и MIT (Массачусетском технологическом институте) представлены либо магистратуры, либо программы дополнительного образования. Чтобы поступить, необходимо уже обладать практическим опытом и публикациями в передовых СМИ или иметь хорошее представление о журналистике. Для поступления в магистратуру Гарварда, например, необходимо пройти курсы по написанию статей или новостей, а только потом подавать документы (есть возможность пройти это предобучение онлайн). А для поступления на программу The Knight Science Journalism от MIT следует предоставить внушительное портфолио с публикациями в крупных медиа (BBC, Bloomberg, The Wall Street Journal и т.п.). Подобные программы имеют узкую специализацию. MIT и Stanford University в соответствии с научным профилем университетов больше ориентированы на научную и ИТ-журналистику. Однако узкая специализация чаще встречается именно в магистратурах или дополнительных образовательных программах, для американского журналистского бакалавриата это менее характерно. И сам он по сравнению с предложениями в России — явление редкое.
            ТОП-10 зарубежных вузов по профилю «Communication & Media Studies»

            The Higher Education Ranking

            1. University of Oxford
            2. Harvard University
            3. Stanford University
            4. Massachusetts Institute of Technology (MIT)
            5. Princeton University
            6. University of California, Berkeley
            7. London School of Economics and Political Science
            8. University of Michigan-Ann Arbor
            9. Yale University
            10. University of California, Los Angeles


            The QS World University Ranking

            1. University of Amsterdam
            2. University of Southern California
            3. The London School of Economics and Political Science (LSE)
            4. University of Texas at Austin
            5. Nanyang Technological University, Singapore (NTU)
            6. Stanford University
            7. University of Pennsylvania
            8. University of Wisconsin-Madison
            9. Michigan State University
            10. New York University (NYU)
            ТОП-10 зарубежных вузов по профилю «Communication & Media Studies»

            The Higher Education Ranking

            1. University of Oxford
            2. Harvard University
            3. Stanford University
            4. Massachusetts Institute of Technology (MIT)
            5. Princeton University
            6. University of California, Berkeley
            7. London School of Economics and Political Science
            8. University of Michigan-Ann Arbor
            9. Yale University
            10. University of California, Los Angeles


            The QS World University Ranking

            1. University of Amsterdam
            2. University of Southern California
            3. The London School of Economics and Political Science (LSE)
            4. University of Texas at Austin
            5. Nanyang Technological University, Singapore (NTU)
            6. Stanford University
            7. University of Pennsylvania
            8. University of Wisconsin-Madison
            9. Michigan State University
            10. New York University (NYU)
            Как познакомиться с университетом и профессией?
            Сейчас многие вузы, особенно зарубежные, создают онлайн-курсы по журналистике. В основном они носят ознакомительный характер. Их цель — коротко рассказать слушателям о профессии или об отдельной области журналистики. Для многих курсы будут полезны тем, что на них объясняют базовую теорию и передают начальные журналистские навыки, однако главная ценность таких университетских инициатив — возможность увидеть специфику преподавания в выбранном вузе. Бесплатные курсы, как правило, размещены на сайтах университетов или на популярных онлайн-площадках. Например, на Coursera можно найти лекции о журналистском писательстве и редактуре от University of Michigan (Мичиганского университета), а University of Illinois (Иллинойсский университет) на той же площадке познакомит вас с data-журналистикой и визуализацией данных. Российские вузы тоже освещают журналистику в рамках бесплатных курсов. На «Открытом образовании» есть возможность прослушать лекции преподавателей МГУ и ВШЭ, которые расскажут об истории и теории медиа, специфике социальных сетей или научат создавать журналистские проекты о стиле жизни.
            Как выбрать образовательную программу?
            Уместнее начать с того, чего делать не стоит. Во-первых, не следует акцентировать внимание на новостной и не-новостной журналистике. Перейти из одной области в другую нетрудно, а изначально оценить личностную пригодность для того или иного вида журналистской деятельности проблематично — для этого нужна реальная рабочая практика. Во-вторых, не имеет смысла проводить подсчеты состоявшихся в профессии выпускников. Знаменитые журналисты-выпускники — гордость университетов, но не объективный показатель. В-третьих, не стоит считать, что образование, полученное не в России, может сильно улучшить позиции на российском журналистском рынке труда. Скорее, эта зависимость косвенная, а редакции главным образом смотрят на профессиональный портрет, практические навыки будущего сотрудника. Вместе с тем необходимо учесть, что журналистская работа в одной стране будет отличаться от профессиональной практики в другой — вернувшегося или переехавшего студента ждет переучивание или хотя бы адаптация к новым условиям.

            В остальном же студенты выбирают именно точку отсчета, с которой начинается их профессиональная деятельность. Журналистика — гибкая область, в которой возможно горизонтальное и вертикальное движение по карьерной лестнице из самых разных позиций. Такая открытость профессии спасала молодых специалистов: например, нередко студенты хотят работать в культурной сфере, но когда дело доходит до того, что нужно слушать не только ту музыку, которая нравится, неминуемо начинается корректировка профессиональных интересов — это абсолютно нормально. В связи с этим, вероятно, стоит присмотреться к тем программам, которые либо не специализируются вовсе (как в Princeton University), либо предлагают специализации спустя какое-то время учебы (как МГУ или ВШЭ).
            МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ