Журналистское образование невозможно без практики, и именно о ней чаще всего ведутся споры в российских профессиональных кругах. Несмотря на то, что в вузах на практическую подготовку выделяется около половины учебного времени, профессиональное и педагогическое сообщества разделились на два лагеря, не считая нигилистический, отрицающий необходимость профильной университетской подготовки. Первый лагерь убежден, что фундаментальное (теоретическое) образование должно доминировать над практической подготовкой, поскольку влиться в профессию широко подготовленному специалисту не составит проблемы, а получить достаточные знания, например, в филологическом направлении, — задача непростая (оставим за скобками вопрос о необходимости филологического блока предметов в журналистской подготовке). Второй лагерь считает, что выпускники не приспособлены к реальной работе и им недостает практического опыта и понимания редакционных процессов. Их картина идеального журналистского образования состоит из разбора кейсов, трудовой практики и редких теоретических семинаров.
Если открыть два рейтинговых списка RAEX,
топ-100 лучших университетов России и лучшие вузы по профилю
«Филология и журналистика», то на высших строчках мы обнаружим МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ (они также входят в
топ-3 вузов по уровню востребованности выпускников работодателями по версии RAEX и занимают две верхние строки в рейтинге топ-100 и в списке самых востребованных вузов у работодателей
по версии Forbes). Такая расстановка сил наглядно демонстрирует то самое разделение журналистского образования на два лагеря: если профессиональную подготовку в МГУ считают более фундаментальной, то в НИУ ВШЭ — практической. При этом в учебных планах доля именно журналистских дисциплин составляет от 55 до 57%, так что объем профессиональных знаний, который может получить студент, в процентном соотношении примерно одинаков, а работодатели нередко жалуются на недостаточную практическую подготовку недавних студентов независимо от места учебы.