Стать четвертой властью: как и чему учат будущих журналистов в России и США

Из чего состоит журналистское образование?
Журналистское образование можно разделить на две линии обучения: информационно-аналитическую и технико-технологическую. Первая линия дает студентам представление о том, какими интеллектуальными средствами производится контент. Иначе говоря, это компетенции, которые необходимы для создания материала: критическое мышление, умение искать и собирать информацию, систематизировать, оценивать и интерпретировать ее. Вторая же линия связана с самим производством контента, его упаковкой по форматам и жанрам, а также с особыми техниками, которые помогают создать медиапродукт (например, техника речи, грамотное письмо, умение писать и верстать лонгриды, монтировать видео и т.д.). Такое деление учебной программы можно назвать хотя и условным, но основным. Во многом именно пропорции двух линий обучения делают программы ориентированными либо на практику, либо на теоретическую подготовку будущих профессионалов.
Другое деление во многом связано с предыдущим, но помогает более точно представить, к какой именно трудовой активности готовят студентов. Это разделение тематическое и профессиональное. Первая группа определяет то, в какую сферу погружается обучающийся. Как правило, она связана с тематическим разнообразием СМИ или рубриками: политическая, социальная, экономическая (она же деловая), культурная журналистика и другие. Вторая же группа — профессиональная — позволяет выбрать конкретную нишу, например, телевидение, радио, пресса или интернет-журналистика. Выбор различных дисциплин из двух групп позволяет студентам самостоятельно формировать свой будущий профессиональный портрет, подготовиться к работе на политической радиостанции или в журнале об экономике.
Новости и не-новости: подход в России и США
В широком смысле журналистское образование в России и США различается подходами к работе с информацией. В России упор во многом делается на аналитичность и широкий кругозор. Например, если студент выбирает деловую журналистику, то, скорее всего, ему прочитают курс лекций об экономике в преломлении журналистской практики (как работает инфляция или процентная ставка и как об этом писать), но могут не рассказать про OSINT-навыки (Open source intelligence — разведка по открытым источникам), с помощью которых информация добывается и систематизируется. Американская же школа, как принято считать, направлена на развитие первичных журналистских навыков: то, как найти, собрать, объединить и изложить информацию, стоит во главе угла.
В практическом преломлении эту разницу можно заметить, если пользоваться разделением журналистики на новостную и не-новостную. Новостная журналистика является приоритетной для зарубежных программ, а не-новостная — для российских. Конечно, это не значит, что после российского вуза студенты не умеют писать новости, а американские выпускники не в состоянии создать большую статью — отнюдь нет. Выпускники умеют делать и то и то. Такое разделение помогает определить, с чего начинается учеба и на какие навыки образовательные подходы делают упор.
Теория и практика в России
Журналистское образование невозможно без практики, и именно о ней чаще всего ведутся споры в российских профессиональных кругах. Несмотря на то, что в вузах на практическую подготовку выделяется около половины учебного времени, профессиональное и педагогическое сообщества разделились на два лагеря, не считая нигилистический, отрицающий необходимость профильной университетской подготовки. Первый лагерь убежден, что фундаментальное (теоретическое) образование должно доминировать над практической подготовкой, поскольку влиться в профессию широко подготовленному специалисту не составит проблемы, а получить достаточные знания, например, в филологическом направлении, — задача непростая (оставим за скобками вопрос о необходимости филологического блока предметов в журналистской подготовке). Второй лагерь считает, что выпускники не приспособлены к реальной работе и им недостает практического опыта и понимания редакционных процессов. Их картина идеального журналистского образования состоит из разбора кейсов, трудовой практики и редких теоретических семинаров.
Если открыть два рейтинговых списка RAEX, топ-100 лучших университетов России и лучшие вузы по профилю «Филология и журналистика», то на высших строчках мы обнаружим МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ (они также входят в топ-3 вузов по уровню востребованности выпускников работодателями по версии RAEX и занимают две верхние строки в рейтинге топ-100 и в списке самых востребованных вузов у работодателей по версии Forbes). Такая расстановка сил наглядно демонстрирует то самое разделение журналистского образования на два лагеря: если профессиональную подготовку в МГУ считают более фундаментальной, то в НИУ ВШЭ — практической. При этом в учебных планах доля именно журналистских дисциплин составляет от 55 до 57%, так что объем профессиональных знаний, который может получить студент, в процентном соотношении примерно одинаков, а работодатели нередко жалуются на недостаточную практическую подготовку недавних студентов независимо от места учебы.
ТОП-10 российских вузов по профилю «Филология и журналистика» по версии RAEX 2022:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Российский университет дружбы народов
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- МГИМО МИД России
- Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
- Московский городской педагогический университет
Есть и еще один нюанс в российском журналистском образовании — профильное деление внутри направлений. Некоторые вузы предлагают поступать сразу на спортивный или политический профиль. Например, в РЭУ им. Г.В. Плеханова представлен только один вариант — деловая журналистика. В РАНХиГС готовят специалистов по спортивной, культурной, политической и экономической направленности. В то же время есть вузы, которые предлагают специализироваться после 2 курса бакалавриата. В МГУ, например, после второго курса студент может конкретизировать свои интересы и в тематическом блоке (сейчас существуют 6 направлений: международная, политическая, деловая, культурная, спортивная, социально-политическая и журналистика стиля жизни) и индустриальном (ТВ, радио, новые медиа, реклама, дизайн, а также медиабизнес и другие).
Американский подход: между бакалавриатом и магистратурой
В американском журналистском образовании такой оживленной дискуссии о теории и практике нет. С одной стороны, программы больше ориентированы на практическую подготовку, чем в России, а с другой — иногда обучение вообще невозможно без профессионального опыта. К примеру, для успешного освоения обучения и получения степени бакалавра в Princeton University (Принстонском университете) необходимо на протяжении 6 месяцев работать в реальном издании и выполнять именно журналистскую работу, приоритетно новостную. На практику также ориентирована и бакалаврская программа в New York University (Университете Нью-Йорка). Однако учеба здесь нацелена на подготовку специалистов, работающих не с новостями, а с расследованиями, большими аналитическими материалами, которые нужно будет писать во время обучения.
Но стоит оговориться, что многие, в том числе топовые американские вузы не предлагают бакалаврские программы по журналистскому направлению. В Harvard University (Гарвардском университете), Stanford University (Стэнфордском университете) и MIT (Массачусетском технологическом институте) представлены либо магистратуры, либо программы дополнительного образования. Чтобы поступить, необходимо уже обладать практическим опытом и публикациями в передовых СМИ или иметь хорошее представление о журналистике. Для поступления в магистратуру Гарварда, например, необходимо пройти курсы по написанию статей или новостей, а только потом подавать документы (есть возможность пройти это предобучение онлайн). А для поступления на программу The Knight Science Journalism от MIT следует предоставить внушительное портфолио с публикациями в крупных медиа (BBC, Bloomberg, The Wall Street Journal и т.п.). Подобные программы имеют узкую специализацию. MIT и Stanford University в соответствии с научным профилем университетов больше ориентированы на научную и ИТ-журналистику. Однако узкая специализация чаще встречается именно в магистратурах или дополнительных образовательных программах, для американского журналистского бакалавриата это менее характерно. И сам он по сравнению с предложениями в России — явление редкое.
ТОП-10 зарубежных вузов по профилю «Communication & Media Studies»
- University of Oxford
- Harvard University
- Stanford University
- Massachusetts Institute of Technology (MIT)
- Princeton University
- University of California, Berkeley
- London School of Economics and Political Science
- University of Michigan-Ann Arbor
- Yale University
- University of California, Los Angeles
The QS World University Ranking
- University of Amsterdam
- University of Southern California
- The London School of Economics and Political Science (LSE)
- University of Texas at Austin
- Nanyang Technological University, Singapore (NTU)
- Stanford University
- University of Pennsylvania
- University of Wisconsin-Madison
- Michigan State University
- New York University (NYU)
Как познакомиться с университетом и профессией?
Сейчас многие вузы, особенно зарубежные, создают онлайн-курсы по журналистике. В основном они носят ознакомительный характер. Их цель — коротко рассказать слушателям о профессии или об отдельной области журналистики. Для многих курсы будут полезны тем, что на них объясняют базовую теорию и передают начальные журналистские навыки, однако главная ценность таких университетских инициатив — возможность увидеть специфику преподавания в выбранном вузе. Бесплатные курсы, как правило, размещены на сайтах университетов или на популярных онлайн-площадках. Например, на Coursera можно найти лекции о журналистском писательстве и редактуре от University of Michigan (Мичиганского университета), а University of Illinois (Иллинойсский университет) на той же площадке познакомит вас с data-журналистикой и визуализацией данных. Российские вузы тоже освещают журналистику в рамках бесплатных курсов. На «Открытом образовании» есть возможность прослушать лекции преподавателей МГУ и ВШЭ, которые расскажут об истории и теории медиа, специфике социальных сетей или научат создавать журналистские проекты о стиле жизни.
Как выбрать образовательную программу?
Уместнее начать с того, чего делать не стоит. Во-первых, не следует акцентировать внимание на новостной и не-новостной журналистике. Перейти из одной области в другую нетрудно, а изначально оценить личностную пригодность для того или иного вида журналистской деятельности проблематично — для этого нужна реальная рабочая практика. Во-вторых, не имеет смысла проводить подсчеты состоявшихся в профессии выпускников. Знаменитые журналисты-выпускники — гордость университетов, но не объективный показатель. В-третьих, не стоит считать, что образование, полученное не в России, может сильно улучшить позиции на российском журналистском рынке труда. Скорее, эта зависимость косвенная, а редакции главным образом смотрят на профессиональный портрет, практические навыки будущего сотрудника. Вместе с тем необходимо учесть, что журналистская работа в одной стране будет отличаться от профессиональной практики в другой — вернувшегося или переехавшего студента ждет переучивание или хотя бы адаптация к новым условиям.
В остальном же студенты выбирают именно точку отсчета, с которой начинается их профессиональная деятельность. Журналистика — гибкая область, в которой возможно горизонтальное и вертикальное движение по карьерной лестнице из самых разных позиций. Такая открытость профессии спасала молодых специалистов: например, нередко студенты хотят работать в культурной сфере, но когда дело доходит до того, что нужно слушать не только ту музыку, которая нравится, неминуемо начинается корректировка профессиональных интересов — это абсолютно нормально. В связи с этим, вероятно, стоит присмотреться к тем программам, которые либо не специализируются вовсе (как в Princeton University), либо предлагают специализации спустя какое-то время учебы (как МГУ или ВШЭ).