Точка зрения | Forbes Education

ChatGPT: эволюция или деградация сферы образования?


ChatGPT – мощная языковая модель, разработанная компанией OpenAI, способная генерировать человекоподобные ответы на заданные вопросы. Выражение «ChatGPT в образовании» стало мемом практически сразу. Чуть ли не с первых дней появления такой программы в общем доступе студенты и школьники старших классов начали использовать ее для написания рефератов. В этой статье попробуем разобраться, чем грозит сфере образования повсеместное распространение данной технологии.

Преимущества для образовательной среды

Уже высказываются идеи, что технологию GPT в образовании следует запретить. Но прогресс в любом случае не остановишь. Тем более, у ChatGPT в сфере образования есть очевидные преимущества и перспективы.

Мгновенный ответ на вопрос. ChatGPT может использоваться для создания учебных чат-ботов и интерактивных обучающих модулей: учащиеся задают вопросы в любое удобное время и получают мгновенные ответы, что позволяет глубже понять материал и получить объяснения по темам, которые вызывают затруднения, без участия «живого» преподавателя. В результате знания становятся близки и доступны, как никогда.

Технически это реализуется так: наставник провел лекцию, после которой у студентов могут возникать вопросы. Их адресуют в чат, принадлежащий учебному заведению. К нему с помощью открытого API-ключа «прикручен» ChatGPT. Он будет давать наводящие ответы на вопросы студентов, а преподаватель сможет узнать, какие вопросы чаще всего задавали и более подробно осветить проблемные темы на следующем занятии.

Проверка работ. ChatGPT способен оценивать письменные работы, предлагать исправления и советы по улучшению. Так студенты могут получать быструю обратную связь и развиваться на основе конструктивной критики.

Помощь в составлении учебников и пособий. Учебные материалы не успевают вовремя актуализироваться, что является одной из основных проблем профессионального образования. Пока пишутся учебники, информация устаревает. ChatGPT способен решить данный вопрос. Можно загрузить информацию и попросить систему актуализировать ее. Такой подход сократит время на подготовку материала в два-три раза.

Менторство и наставничество. В конечном итоге сфера образования будет использовать ChatGPT как помощника в период отсутствия живого преподавателя.

Многое другое. Если пофантазировать, то технология вполне может написать книгу, создать учебный материал по какому-то предмету. Естественно, с ChatGPT при этом должен поработать профессионал, который будет задавать правильные вопросы и работать с ответами. Не «копировать и вставлять», а проверять всю информацию на соответствие действительности.

Барьеры на пути использования ChatGPT в образовании

ChatGPT, как и любой «искусственный помощник», – это сервис, созданный людьми. Они собрали базу знаний и обучили на ней искусственный интеллект. Конечно, он будет «выдавать» только то, что заложено в базе. Поэтому слепо доверять ChatGPT нельзя. Недостатки его вполне очевидны.

Искажение фактов. На текущем этапе развития сервиса это нередкое явление. Например, мы задали ChatGPT вопрос: «Как применяется ChatGPT в дошкольном образовании?» Он ответил: «В дошкольном образовании GPT может играть важную роль в обучении и развитии маленьких детей. Дети могут задавать вопросы и получать наглядные и простые объяснения от GPT, что способствует их интеллектуальному росту и любознательности». Но это не так! Дошкольники еще не могут хорошо формулировать свои мысли, пожелания, чтобы взаимодействовать с искусственным интеллектом.

Несуществующие ссылки. На данный момент ChatGPT нередко проявляет в поиске информации человеческую по своим масштабам лень. В подтверждение своей «позиции» он выдает фальшивые ссылки, которые никуда не ведут.

Неактуальная информация. Последняя версия ChatGPT 3.5 Турбо обучена на данных конца 2021 года, поэтому информация «на выходе» не всегда актуальная. Но мы понимаем: сейчас ChatGPT – это, по сути, прототип, минимальная жизнеспособная версия продукта. Систему, безусловно, научат обновляться и выдавать актуальные данные.

Снижение способности к анализу и критическому мышлению. ChatGPT выдает не несколько вариантов, а один готовый ответ. Пользователи, не умеющие критически мыслить, будут воспринимать его на веру. А ведь всю информацию необходимо проверять и анализировать. Если мы воспользуемся обычными поисковиками, они выдадут, как минимум, несколько материалов на заданную тему. Нередко у авторов противоположное мнение – нужно сопоставить информацию и сделать выводы на ее основе. А ChatGPT может скомбинировать несколько источников и выдать странные «средние» варианты из противоречивых мнений.

Меньшая вовлеченность. «Традиционный» поиск информации в интернете – анализ разных материалов с отличающимися точками зрения. Процесс требует вовлеченности. В случае с ChatGPT человек получает уже готовую «отфильтрованную» информацию, ему не требуется настолько глубоко погружаться в вопрос, что может негативно сказаться на результате изысканий.

Возможные перспективы

Главное, что дает новая технология образованию при всех ее недостатках – экономия времени. Студенты при вдумчивом использовании сервиса могут быстрее находить нужную информацию, а учебные заведения – гораздо быстрее составлять и актуализировать свои материалы.

Ярких примеров использования ChatGPT в образовательной сфере пока нет. Но вполне возможно, что технологию встроят в онлайн-платформы образовательных систем. EdTech более адаптивен и быстро внедряет новинки. К примеру, GeekBrains уже активно применяет ChatGPT. Мы используем его для рассылки материалов студентам, ведения аналитики, и даже составления текстов.

Высшее и среднее образование тоже будут перестраиваться, скорее всего, в течение нескольких лет, но изменения неизбежны. В школьном образовании ChatGPT тоже вполне применим при корректном и вдумчивом использовании. Задача взрослого – показать, зачем нужен этот инструмент, как с ним можно работать, что он делает правильно, а что нет.

Еще один вариант шпаргалки

Конечно, всегда найдутся люди, которые будут использовать ChatGPT для написания работ. С его помощью уже создаются курсовые и дипломные работы. Многие учебные заведения мира уже борются с этим явлением – например, не принимают такие работы и просят студентов защитить их, рассказать своими словами то, что написано в работе, а затем еще и ответить на возникающие у проверяющих вопросы.

Но решение любой проблемы нужно начинать с глубинных причин. Почему студенты жульничают? Им просто неинтересно тратить свое время на предмет. Если человек хочет просто сдать экзамен или получить диплом, он все равно будет стараться «обмануть систему». Другой вопрос, когда студенту или школьнику искренне интересен учебный курс или предмет. В этом случае он будет использовать ChatGPT как инструмент для поиска информации и решения возникшей задачи.

Формат контрольных, курсовых и дипломных работ будет меняться. Нынешний «написал и сдал» уже мало чем помогает в оценке знаний. Студент может задавать вопрос ChatGPT, а потом копировать ответ в свою работу или даже напрямую встраивать ChatGPT в текстовые редакторы и уже с помощью них писать курсовую или диплом. Поэтому нужно давать такие задания, где от ученика требуется больше, чем владение теорией, – он должен защитить свою позицию, привести примеры, показать случаи из практики. Так «списанные», но не проанализированные знания не смогут повлиять на оценку.

«Преподавателя заменит робот»?

Значение преподавателя с развитием ChatGPT в любом случае сохранится. Но его роль заключается не просто в том, чтобы выдать сухой материал и научить человека что-то делать исходя из полученных теоретических знаний. Миссия гораздо шире: необходимо заинтересовать своим предметом. Многое зависит от того, насколько преподаватель зарядил ученика энергией, как преподнес материал.

Человек завязан на эмоции, а сухой материал, выдаваемый ChatGPT, не способен увлечь. Я уверен, что только преподаватель может пробудить у студентов настоящий интерес к выбранной ими сфере. Или даже к какой-то иной сфере, о которой они раньше даже и не думали – в моей практике такое случается часто.

ChatGPT – всего лишь инструмент, выдающий сухую информацию, не способный делиться жизненным опытом и учить на личных примерах.

Для работы с ChatGPT требуется умение правильно задавать вопросы системе. Чем четче и корректнее сформулирована задача, тем выше вероятность правильных и полезных ответов. На техническом языке такие запросы называются «промты». Иногда, чтобы найти решение, нужно задавать вопросы в более профессиональной форме. В будущем уровень специалистов будут оценивать в том числе и по владению этим навыком. Уже сейчас мы видим, что при подборе персонала в некоторых сферах требуется навык работы с нейросетями.

Фото: Sigmund, Unsplash
Точка зрения