
Возможно, не каждый родитель с тревогой воспринимает желание ребенка изучать в университете «что-нибудь креативное». Однако во мне появились резкий протест и растерянность, когда дочь заявила об «уходе в творчество».
Реакция была связана с тем, что к конкурсу в российских творческих вузах необходимо готовиться с детства через серьезную работу в художественных и музыкальных школах. Такого опыта у дочери не было — время упущено, базы для «ухода в творчество» нет. Зато есть любовь к английскому языку и хорошие результаты в его изучении.
Мы решили рассмотреть возможности зарубежного образования. На руку сыграл мой двадцатилетний опыт работы консультантом по вопросам образования в США, в том числе творческого. Я помогла нескольким студентам поступить на специальности в области живописи и театрального искусства. Сейчас я понимаю, что особой ценностью было регулярное общение с родителями творческих абитуриентов. У них (а теперь и у меня) всегда присутствовала общая составляющая — некая нервозность по поводу зыбкого будущего детей.
По данным нашей внутренней статистики, каждый третий студент, обращающийся за консультацией в EducationUSA Russia, интересуется творческими направлениями. При этом мой опыт говорит, что если в человеке есть родник творческой энергии, то он не исчезнет с течением лет и не перекроется другим опытом. Каждый год я встречаю людей, решивших после бакалавриата землепользования или десяти лет практического опыта в бизнесе вернуться к творческой мечте своей юности — рисованию или архитектуре. И в каждом из них есть уверенность в своем решении, и это упорство не сковырнешь никаким скепсисом и рассказами о несложившихся творческих судьбах.
Тем не менее реализация в профессии по большому счету начнется уже после выпуска из вуза, и мы говорим с родителями о том, что перед началом учебы стоят задачи выбора конкретной специальности и места обучения. Это те самые основополагающие моменты, на которые можно оказать влияние, предложив ребенку информацию для размышления.
Выбор специальности
Фокус на прикладной компонент вузовского образования в США играет на руку тревожным родителям, потому что и при обучении творчеству много внимания уделяют дальнейшему использованию полученных знаний в реальной жизни. В системе высшего образования США творческие специальности объединены в большую группу образовательных программ — Arts and Humanities Majors (специальности в области искусства и гуманитарных наук). Название говорит само за себя. Какую бы арт-специализацию ни выбрал студент, в процессе учебы его развитие в области искусств будет тесно переплетено с изучением гуманитарных наук, таких как история, иностранные языки, политология, литература и многое другое. Поэтому программы по «Искусству и гуманитарным наукам» — идеальный вариант для тех, кто креативен и социально активен.
Очевидно, творческие специальности — это не только то, что называют Performance, исполнительское мастерство, связанное с музыкой и театром. Гораздо более широкий перечень творческих профессий находится в производственном секторе и пересекается с управлением. Именно поэтому популярные программы включают в себя развитие навыков написания и редактирования текстов, курсы по маркетингу и связям с общественностью, разработке стратегии бренда, преподаванию, управлению проектами и человеческими ресурсами. Также растет и индустрия развлечений, и уже более 60 колледжей* США предлагают программы «Управления развлекательными мероприятиями».
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы интерьеры в кафе, музеях и библиотеках постоянно обновлялись, удивляли и радовали, и образование подстраивается под этот запрос. «Дизайну интерьеров» обучают около 300 высших учебных заведений* США, а выпускники программ «Промышленного дизайна» — самые высокооплачиваемые специалисты среди коллег-дизайнеров из других направлений. Это, конечно же, неслучайно: кроме развитого чувства прекрасного и таланта создания форм будущего таким профессионалам необходимо иметь навыки черчения, математики и изучать материаловедение.
Творческое образование, связанное с цифровыми технологиями, вообще отдельный мир. Два основных направления — «Графический дизайн» и «Цифровое искусство» — подразумевают подготовку разносторонне развитых профессионалов. Графический дизайнер — человек с талантом визуализации, творческий, организованный и разбирающийся в компьютерных науках специалист, которому необходимо умение взаимодействовать с другими людьми. Автор цифрового искусства — хороший «многозадачник». Существует множество электронных форм искусства, для создания которых придется работать совместно с другими художниками и одновременно с несколькими разными форматами, такими как звук, видео, графика или, например, фото в режиме замедленной съемки. Именно в области цифрового искусства находится популярная специальность «Игровой интерактивный медиадизайн», или, как ее кратко называют, геймеризация. Таким образом, изучение цифрового искусства напрямую связано с развитием смежных с творчеством навыков, и они могут быть применены в разных сферах.
Родительское желание дать ребенку профессию, сформировать практическую направленность образования можно реализовать даже в областях, на первый взгляд этого не предусматривающих. На помощь приходят программы, предлагающие параллельное развитие творчества и изучение управления в искусстве. В университетах Невады, к примеру, вы найдете не одну программу бакалавриата изящных искусств в области танца со специализацией в продюсировании и менеджменте. Такой подход к обучению дает танцору функциональное понимание постановки. Эти студенты смогут стать менеджерами трупп, дизайнерами по свету, костюмерами, сценографами, владельцами танцевальных студий и менеджерами компаний.
Можно не сомневаться, что в американских вузах студенты будут вовлечены в прикладное использование своих знаний уже с первого семестра. Будущим графическим дизайнерам и цифровым художникам поручено оформление и реклама университетских мероприятий, а театральные и музыкальные постановки управляются будущими продюсерами и художественными руководителями.
Очевидно, творческие специальности — это не только то, что называют Performance, исполнительское мастерство, связанное с музыкой и театром. Гораздо более широкий перечень творческих профессий находится в производственном секторе и пересекается с управлением. Именно поэтому популярные программы включают в себя развитие навыков написания и редактирования текстов, курсы по маркетингу и связям с общественностью, разработке стратегии бренда, преподаванию, управлению проектами и человеческими ресурсами. Также растет и индустрия развлечений, и уже более 60 колледжей* США предлагают программы «Управления развлекательными мероприятиями».
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы интерьеры в кафе, музеях и библиотеках постоянно обновлялись, удивляли и радовали, и образование подстраивается под этот запрос. «Дизайну интерьеров» обучают около 300 высших учебных заведений* США, а выпускники программ «Промышленного дизайна» — самые высокооплачиваемые специалисты среди коллег-дизайнеров из других направлений. Это, конечно же, неслучайно: кроме развитого чувства прекрасного и таланта создания форм будущего таким профессионалам необходимо иметь навыки черчения, математики и изучать материаловедение.
Творческое образование, связанное с цифровыми технологиями, вообще отдельный мир. Два основных направления — «Графический дизайн» и «Цифровое искусство» — подразумевают подготовку разносторонне развитых профессионалов. Графический дизайнер — человек с талантом визуализации, творческий, организованный и разбирающийся в компьютерных науках специалист, которому необходимо умение взаимодействовать с другими людьми. Автор цифрового искусства — хороший «многозадачник». Существует множество электронных форм искусства, для создания которых придется работать совместно с другими художниками и одновременно с несколькими разными форматами, такими как звук, видео, графика или, например, фото в режиме замедленной съемки. Именно в области цифрового искусства находится популярная специальность «Игровой интерактивный медиадизайн», или, как ее кратко называют, геймеризация. Таким образом, изучение цифрового искусства напрямую связано с развитием смежных с творчеством навыков, и они могут быть применены в разных сферах.
Родительское желание дать ребенку профессию, сформировать практическую направленность образования можно реализовать даже в областях, на первый взгляд этого не предусматривающих. На помощь приходят программы, предлагающие параллельное развитие творчества и изучение управления в искусстве. В университетах Невады, к примеру, вы найдете не одну программу бакалавриата изящных искусств в области танца со специализацией в продюсировании и менеджменте. Такой подход к обучению дает танцору функциональное понимание постановки. Эти студенты смогут стать менеджерами трупп, дизайнерами по свету, костюмерами, сценографами, владельцами танцевальных студий и менеджерами компаний.
Можно не сомневаться, что в американских вузах студенты будут вовлечены в прикладное использование своих знаний уже с первого семестра. Будущим графическим дизайнерам и цифровым художникам поручено оформление и реклама университетских мероприятий, а театральные и музыкальные постановки управляются будущими продюсерами и художественными руководителями.
Выбор учебного заведения
При многообразии учебных заведений в США выбор вуза для абитуриентов творческих специальностей может оказаться квестом. Но все станет проще, если выделить ключевые критерии и определить личные приоритеты. Опыт студентов EducationUSA Russia однозначно говорит о том, что идеальный вариант — учеба в вузах творческой направленности. Если же такой возможности нет, то разумно отдать предпочтение тем университетам, в которых создано крепкое творческое сообщество, а именно:
Вузы часто выкладывают на своих сайтах краткие биографии преподавателей и менеджмента университета. Не пожалейте времени на ознакомление с ними — так вы сможете сформировать представление о том, какой будет программа.
Стоит обратить внимание и на место расположения вуза. Правильная локация поможет быстрее присоединиться к реальным проектам. Так, Лас-Вегас вместе со своей громадной индустрией зрелищных шоу предлагает партнерство вузов с танцевальными коллективами и конкретные места стажировок. Абитуриенты театрального искусства стремятся поступить в вузы Нью-Йорка, чтобы быть поближе к главным сценам страны. И конечно, все знают, что за работой в кино нужно ехать в Голливуд.
- несколько программ разных или смежных областей искусства;
- разнообразный состав известных в интересующей области искусства преподавателей;
- большое количество студентов, обучающихся на творческих специальностях;
- творческие лаборатории и студии, специализированные под каждый вид искусства.
Вузы часто выкладывают на своих сайтах краткие биографии преподавателей и менеджмента университета. Не пожалейте времени на ознакомление с ними — так вы сможете сформировать представление о том, какой будет программа.
Стоит обратить внимание и на место расположения вуза. Правильная локация поможет быстрее присоединиться к реальным проектам. Так, Лас-Вегас вместе со своей громадной индустрией зрелищных шоу предлагает партнерство вузов с танцевальными коллективами и конкретные места стажировок. Абитуриенты театрального искусства стремятся поступить в вузы Нью-Йорка, чтобы быть поближе к главным сценам страны. И конечно, все знают, что за работой в кино нужно ехать в Голливуд.
Портфолио
Портфолио — это то, что в первую очередь волнует и родителей, и будущего студента, как только встает вопрос творческого образования. Где его взять? Что показать? Достаточен ли уровень? Что в вузе вообще хотят увидеть?
Требования по количеству работ и технические ограничения описаны на сайтах университетов, и даже можно найти ответ на вопрос «что они хотят увидеть?» : вузы выкладывают работы студентов, проводят вебинары для абитуриентов и предлагают получить комментарии и советы по имеющимся работам. Цель этих мероприятий — не предварительный отбор, а предоставление возможности абитуриентам почувствовать дух и стиль вуза. Важно, чтобы творческая направленность студента и места учебы совпадали: только так обе стороны будут довольны.
Подходы в оценке портфолио отличаются от привычного для нас «творческого конкурса». Приемные комиссии не считают приоритетной оценку уже имеющихся навыков. Пристальное внимание направлено на выявление потенциала кандидата, простора в его образах и идеях. Для этого используют разные способы, и портфолио, скорее всего, будет состоять не только из архива абитуриента, но и из новых неожиданных творческих заданий с ограниченным сроком исполнения. И, конечно, помощь профессионалов в подготовке портфолио никогда не будет лишней.
Однако не всегда портфолио — необходимость: вы легко найдете большое количество прекрасных, сильных программ и университетов, которые не требуют его при поступлении. Присмотритесь, например, к вузам в штатах Огайо, Индиана, Иллинойс, Миссури, Луизиана и Теннесси. Отсутствие требования портфолио может показаться странным, но это скорее говорит об ином подходе, и именно это привлекает российских студентов. Такие вузы заявляют, что они не ставят перед собой задачу отбора одаренных личностей, а помогают каждому студенту найти его талант и дают профессиональные навыки.
Требования по количеству работ и технические ограничения описаны на сайтах университетов, и даже можно найти ответ на вопрос «что они хотят увидеть?» : вузы выкладывают работы студентов, проводят вебинары для абитуриентов и предлагают получить комментарии и советы по имеющимся работам. Цель этих мероприятий — не предварительный отбор, а предоставление возможности абитуриентам почувствовать дух и стиль вуза. Важно, чтобы творческая направленность студента и места учебы совпадали: только так обе стороны будут довольны.
Подходы в оценке портфолио отличаются от привычного для нас «творческого конкурса». Приемные комиссии не считают приоритетной оценку уже имеющихся навыков. Пристальное внимание направлено на выявление потенциала кандидата, простора в его образах и идеях. Для этого используют разные способы, и портфолио, скорее всего, будет состоять не только из архива абитуриента, но и из новых неожиданных творческих заданий с ограниченным сроком исполнения. И, конечно, помощь профессионалов в подготовке портфолио никогда не будет лишней.
Однако не всегда портфолио — необходимость: вы легко найдете большое количество прекрасных, сильных программ и университетов, которые не требуют его при поступлении. Присмотритесь, например, к вузам в штатах Огайо, Индиана, Иллинойс, Миссури, Луизиана и Теннесси. Отсутствие требования портфолио может показаться странным, но это скорее говорит об ином подходе, и именно это привлекает российских студентов. Такие вузы заявляют, что они не ставят перед собой задачу отбора одаренных личностей, а помогают каждому студенту найти его талант и дают профессиональные навыки.
Оплата обучения и финансовая поддержка
В подавляющем большинстве случаев обучение на творческих специальностях будет полностью платным или с небольшой финансовой поддержкой со стороны вуза. Представители творческих учебных заведений про финансирование говорят так: «Наша формула — 30/30». Это означает, что в среднем 30% студентов творческих направлений получают финансовую поддержку от вуза или других источников, и средний размер такой помощи составляет 30% от полной стоимости обучения. Но это касается американцев, а иностранным студентам к стоимости обучения надо добавить еще проживание, и тогда вторые 30% понизятся, потому что скидка не распространяется на расходы, связанные с проживанием.
Если оплатить творческое образование в полном объеме не получается, то можно найти подходящую программу в частных университетах, где есть возможности полного финансирования, доступного иностранным студентам. Многие из таких вузов при наборе нового потока бакалавров выбирают кандидатов на полное финансирование, оценивая каждого абитуриента холистически, невзирая на выбранную им специальность. Например, в одном из вузов в штате Вирджиния преподают театральное искусство и предлагают студентам в том числе этого направления полное финансирование, но приоритет на финансирование будет у ребят с опытом научной работы.
В общем, стипендии от университетов — очень сложная тема. Их поиск и подбор требуют времени и понимания того, как работает система финансирования. На самом деле в этом и заключается основной труд консультантов EducationUSA Russia.
Каким же будет родительское благословение ребенку, который хочет «уйти в творчество»? Думаю, что с моей стороны должен быть предложен список специальностей с сильным практическим наполнением. Дочь уже заинтересовалась направлением Film Studies («киношные науки», как она сказала).
Каждый родитель сам находит ответ на творческие планы детей. Тем, с кем я общалась, было непросто, но они захотели услышать своих детей, смогли убедиться, что творческие порывы — не блажь, а основа личности.
Знаете, какие студенты в американских вузах самые счастливые? Да, студенты творческих специальностей. Им дали то, что они хотели, — студии, материалы, доверие и искренний интерес к тому, что они создают.
Если оплатить творческое образование в полном объеме не получается, то можно найти подходящую программу в частных университетах, где есть возможности полного финансирования, доступного иностранным студентам. Многие из таких вузов при наборе нового потока бакалавров выбирают кандидатов на полное финансирование, оценивая каждого абитуриента холистически, невзирая на выбранную им специальность. Например, в одном из вузов в штате Вирджиния преподают театральное искусство и предлагают студентам в том числе этого направления полное финансирование, но приоритет на финансирование будет у ребят с опытом научной работы.
В общем, стипендии от университетов — очень сложная тема. Их поиск и подбор требуют времени и понимания того, как работает система финансирования. На самом деле в этом и заключается основной труд консультантов EducationUSA Russia.
Каким же будет родительское благословение ребенку, который хочет «уйти в творчество»? Думаю, что с моей стороны должен быть предложен список специальностей с сильным практическим наполнением. Дочь уже заинтересовалась направлением Film Studies («киношные науки», как она сказала).
Каждый родитель сам находит ответ на творческие планы детей. Тем, с кем я общалась, было непросто, но они захотели услышать своих детей, смогли убедиться, что творческие порывы — не блажь, а основа личности.
Знаете, какие студенты в американских вузах самые счастливые? Да, студенты творческих специальностей. Им дали то, что они хотели, — студии, материалы, доверие и искренний интерес к тому, что они создают.
* По данным Collegeboard.org
Фото: russn_fckr, Unsplash