Точка зрения | Forbes Education

Университет – не предел: зачем нужно дополнительное образование

С начала-середины 1990-х годов до наших дней рынок образовательных услуг прошел большой путь трансформаций, которые до сих пор не завершены. На этом фоне все чаще звучит не то недоумение, не то упрек: университеты не поспевают за требованиями времени. Оставив оценки за скобками, зафиксируем, что вузы год от года отстают от реальных потребностей рынка труда и жизни вообще. И именно поэтому появилось множество предложений дополнительного образования в самых разных сферах, которые призваны закрыть пробелы, оставленные вузами.

Два слома – две трансформации

Еще в 1970-1980-х годах прошлого века ключевой задачей образовательных институций являлось обеспечение рынка труда необходимыми экономике кадрами. В те времена связь человека и образования в целом чаще всего обрывалась после завершения вуза, поскольку потребность в смене профессии не была повсеместной, а необходимое предприятию доучивание специалистов (как на старте карьеры, так и для повышения квалификации) обычно осуществлялось на местах. Но с 1990-х годов государственная сфера образования на наших глазах трансформировалось в глобальный рынок услуг с различными предложениями. С одной стороны, рыночная экономика заставила работников постоянно находиться в поиске новых компетенций и оттачивании старых, чтобы оставаться конкурентоспособными. С другой – интерес к дополнительному образованию возник и из-за постоянных и бурных изменений мира в целом, подгоняемых и технологическим, и социальным развитием. На этом фоне в России успешно прижилась концепция lifelong learning – непрерывного образования. Оно стало естественной частью нашей повседневной жизни, требующей все больших изменений от самого человека. Иначе говоря, хочешь быть успешным – успевай изменяться под новые требования. Такой переворот можно считать содержательной реформой: оставив прежние образовательные структуры, он предложил им новые цели.

Вузы начали адаптироваться под новые требования, но не всегда изменения проходили гладко и своевременно. В этом нет ничего удивительного: вуз – сложная структура, оттого зачастую инертная. Из-за этого университеты вынуждены поспевать за рынком труда, а не идти с ним в ногу, и абитуриенты не могут однозначно ответить, какую работу они будут выполнять после выпуска (как известно, большинство молодых специалистов сегодня трудятся не по своей специальности). Так, в стремлении догнать ожидания работодателей, фокус образования сместился с общего унифицированного знания на личность обучающегося. Приоритетной стала работа не только со знаниями, но и с сильными сторонами студентов – в центре оказался личностный рост. Справедливости ради заметим, что в университетах тренд на личность наблюдается, но развит он пока слабо, в то время как более гибкая и адаптивная сфера дополнительного образования уже поймала эту волну, тем самым увеличив свою значимость в системе образования. Проявление этого мы можем видеть даже в профессиональном составе учебных заведений: пока тьютор в вузе – большая редкость, практически каждая онлайн-школа предлагает личного куратора. И в этот момент произошла не содержательная, а уже структурная реформа: дополнительные курсы кажутся нынешним студентам чем-то необходимым для личного и профессионального развития и естественным для скорого освоения.

Не только профессия

Как мы установили, для образовательных институций важно концентрироваться на новом поколении запросов от работодателей и новых витках технологического развития. Так создается система, в которой рядовым сотрудникам важно постоянно самосовершенствоваться. Соответственно, и работодатели ожидают от сотрудников нестандартных подходов и решений: за последние три года произошли значимые изменения в видении рабочих процессов. Например, появились широкие возможности удаленной работы, которые требуют от нас не столь актуальных прежде навыков самоорганизации и эффективного распределения времени. В команде Masters мы, находясь в постоянном контакте с работодателями, сами наблюдаем изменения запросов рынка труда и создаем гибкие и адаптивные программы и форматы – это нужно как отдельным профессионалам, так и самим компаниям. Обучение воспринимается теперь не только как способ получить профессию, но и как путь личного роста.

Это работает и в обратную сторону: следуя своим интересам и обогащая себя знаниями, специалист становится более конкурентоспособным. Здесь можно возразить: как интерес к, например, искусству Ренессанса поможет в IT-отрасли? Действительно, эта связь не кажется вполне очевидной, однако изучение другой сферы знаний поможет развить те самые личностные навыки, которые не были прежде в центре образовательного внимания, будь то креативное и критическое мышление, эмпатия или общая эрудиция. И благодаря возникновению такой системы, в которой образование не воспринимается больше только лишь как способ профессионализации, расцвел рынок дополнительного образования, который и повторяет вузовские предложения учебных программ, и опережает университеты в соответствии с требованиями рынка.

Применяя на практике

Мы с командой уже больше восьми лет наблюдаем за сферой образования. В Masters мы отталкиваемся от того, что должны предлагать студентам больше, чем это может сделать обычный вуз. К примеру, уже больше семи лет у нас существует формат образовательных поездок по всему миру — на арт-ярмарки, биеннале, театральные фестивали, после пандемии фокус сместился на поездки в регионы. С одной стороны, они удовлетворяют потребности наших студентов в интеллектуальном досуге и развитии личностных навыков, с другой – предоставляют возможности, закрытые для учащихся университетов. Так, даже студент искусствоведческого направления сможет пополнить свой академический багаж и почерпнуть те знания и навыки, которые пока не в состоянии предложить его учебное заведение.

Кроме того, вузы пока не могут предложить абитуриентам, желающим сменить профессию, низкий порог входа и краткосрочное обучение. Обычно в таких случаях подразумевается магистерская программа, длительность которой – два года. Существуют и программы переподготовки, которые, однако, не выделяются глубиной изучения темы и интенсивностью учебы. Мы же сделали программу полноценного погружения в профессиональную жизнь длительностью всего девять месяцев, которая не предполагает прохождения конкурсного отбора.

Наконец, для широкого круга интересующихся искусством мы разработали короткие курсы по самым разным темам: от истории определенных этапов развития живописи до принципов работы арт-менеджеров и мировых выставок. Такие локальные предложения позволяют закрыть потребности, например, студентов технических вузов в гуманитарном образовании и развить личные конкурентные преимущества.

Фото: Element5 Digital, Unsplash
Точка зрения