Точка зрения | Forbes Education

Технологии в образовании

Тема технологий в образовании звучит в публичном поле все чаще, поэтому трудно пройти мимо нее, но для начала важно обозначить, что мы понимаем под технологиями. Если мы говорим про теоретическую рамку, то это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.

Технологии в школе я обычно разделяю на три больших блока: педагогические технологии, управленческие технологии, информационные технологии.

Педагогические технологии

Педагогические технологии сейчас очень востребованы на разных спектрах рынка образовательных услуг. В эту категорию входят актуальные сейчас элементы развивающего обучения, смешанное обучение (blended learning), актуальность которого возросла в последние годы, особенно в период пандемии, и ТРИЗ-педагогика.

Пандемийные ограничения показали, что в онлайне теперь должны уметь работать тысячи людей разных профессий, в том числе миллионы учителей по всему миру. И благодаря этим обстоятельствам возник такой конструкт, как гибридное обучение, которое базируется на смешанном обучении. Последствием пандемии стало более широкое распространение project based learning (PBL) – обучения через проект, и phenomenon based learning (PhBL) – феноменологического подхода.

Однако не всегда можно определить результативность новых педтехнологий. И это во многом останавливает от их повсеместной реализации. У нас было совместное исследование с педагогическими вузами на эту тему. И надо сказать, что каких-то репрезентативных данных по эффективности смешанного обучения у нас не получалось, результаты оказались совершенно разными. Поэтому нельзя говорить о стандартизации системы обучения: эффективность проекта зависит от реализации учителем технологии и, конечно, от состава детского коллектива.

Здесь, наверное, будет удачно вспомнить опыт Duolingo: приложение появилось благодаря тому, что основатель проекта пришел в школу и увидел очень низкий уровень детей, который лишь в очном формате невозможно исправить. И здесь технологии пришли ему на помощь. Но очень многие думают, что в скором времени машина (робот) заменит учителя. На самом деле, это миф. Учителя невозможно заменить. Как мы видим на примере Duolingo, оно было создано для помощи, а не как альтернатива. Система просто технологизирует рутинные процессы проверки тестовых заданий, оставляя больше времени учителю на индивидуальную работу с группой детей.

Управленческие технологии

Управленческие технологии тесно связаны с педагогическими и информационными технологиями. Если меняется система управления – значит, классическая система не работает.

Эффективность образования – консервативная сущность, надо смотреть лучшие практики в менеджменте и пытаться их адаптировать для образования, не рассчитывая на быстрый результат. Это могут быть элементы проектного управления, когда используется некий проектный офис по задачам, учителя объединяются не по методическим признакам, а под запрос: например, STEM, наука, медиа. Проектное управление требует совершенно других подходов, в том числе, можно использовать сервисы-помощники, типа Trello, гибкую методологию Agile или систему организации обучения Eduscrum, – поддерживающие управленческие технологии, помогающие быстрее реагировать на вызовы времени.

Также можно использовать современный подход управления рисками, особенно в проверках качества образования в школах. Сильно облегчает работу наличие KPI (но стоит помнить, что образовательная система, в целом, больше ориентирована на процессы, а не на результаты): надо выходить с проверкой только в школы, нарушающие условную красную линию. Так можно уменьшить количество проверяющих и бумажных отчетов.

Будущее трансформации управления системой образования – это Big Data, то есть, статистика, которая из текущей констатирующей функции перейдет в разряд прогностических. Например, в 2018 году Департамент информационных технологий Москвы со стопроцентной точностью предсказал, какие школы в феврале закроются на карантин по гриппу, на основе имеющегося массива данных (количество невакцинированных детей, вакцинированных родителей и др.).

Однако большинство школьных управленцев к такому пока еще не готовы. Их надо учить, но есть проблема, которая довольно успешно сейчас решается: в небольших городах уровень осведомленности о подобных методах гораздо ниже.

Сейчас практически все развитые страны находятся на одинаковых стартовых позициях. Очень много вещей с точки зрения цифровизации, которые делаются в России, в целом, и в Москве, в частности, – это уникальные проекты, не имеющие аналогов.

Информационные технологии

Отрицать проникновение информационных технологий и цифровую трансформацию в образовании мы уже тоже не можем. Это такая базовая грамотность, которая не сделала из нас программистов.

В этой категории я бы выделил подход, назревший в новой цифровой дидактике, и новые подходы, которые из педагогических технологий должны и могут перейти в информационные. Это новое, пока развивающееся направление – я не могу назвать ни одну страну мира, которая пришла или идет к полному переходу на цифру.

У нас в стране есть проекты, наподобие того, что сделала Российская электронная школа (РЭШ), с верифицированным контентом: дети из любой сельской школы могут посмотреть видеоролик на интересующую тему и получить дополнительные знания без помощи учителя. Наши EdTech-стартапы захватывают международные рынки достаточно успешно, что может свидетельствовать о правильном развитии данной индустрии.

Внедряя информационные технологии, мы сталкиваемся с проблемой информационной безопасности, связанной с поиском и обработкой информации, активностью в социальных сетях и, так называемой, цифровой гигиеной. Важно помнить, что технология сама по себе нейтральна. Дополнительные угрозы создаются из-за слабой осведомленности пользователей.

Фото: Dan Cristian Pădureț, Unsplash
Точка зрения