Точка зрения | Forbes Education

Зачем учителю сдавать ЕГЭ

Не помню, кто первым из моих друзей начал этот флешмоб, но лет пять назад в нашем учительском сообществе все начали сдавать ЕГЭ. Ведь подобный опыт помогает преподавателю лучше понимать, как готовить учеников к экзамену. Я тоже присоединилась к тренду и с тех пор сдаю ЕГЭ по обществознанию ― своему основному предмету ― каждый год.

Первый раз я сдавала ЕГЭ как ученик много лет назад. Конечно, тогда все было иначе. В тот год случился масштабный слив КИМов (контрольно-измерительных материалов. — Прим. ред.). Многие ребята получили возможность заранее прорешать задания и сдали экзамен очень хорошо, поэтому и баллы для поступления в вуз были завышены. А я хотела поступить в университет и уехать в другой город. Всерьез переживала, но, как оказалось, зря: сдала ЕГЭ на 88 баллов и все получилось.

Когда я попробовала сдать экзамен уже в качестве преподавателя, сразу увидела, насколько он изменился. С каждым годом ЕГЭ становится намного труднее и продуманнее. Мне часто приходится слышать от людей, сдавших его в каком-нибудь 2008-м, что этот экзамен ничего не проверяет, что он просто «угадайка», где можно выбрать один из вариантов ответа. Так вот, это уже давно не так!

Например, в обществознании не существует заданий, где нужно выбрать один ответ, а формулировки очень сложные. На одном везении ЕГЭ теперь точно не сдать.

Впервые проходя тест как учитель, я снова набрала 88 баллов. Но это не те же 88 баллов, что в мои школьные годы. Тогда ЕГЭ действительно был проще. Еще 10 лет назад тест состоял из 3 частей: А, В и С. И часть А предполагала выбор одного варианта ответа. Она и называлась «угадайкой». Но теперь ее уже нет и верно ответить методом тыка нельзя.

Сейчас я уверенно набираю 98 баллов, но даже мне, преподавателю с опытом, непросто дотянуть до 100.

Однажды я допустила ошибки во второй части, что дало мне возможность подать апелляцию. Тоже полезный опыт: теперь я знаю, как она проходит, и могу рассказать своим ученикам, к чему готовиться. Например, важно знать, что нельзя принести в качестве аргумента любой сборник по подготовке к ЕГЭ: комиссия будет рассматривать только учебники из федерального перечня. То есть, если ваш ответ соответствует учебнику, а вам его засчитали как неверный, то можно поспорить, а если ответ взят из пособия — вряд ли.

Зачем репетитору каждый год сдавать экзамен

Когда я только начала работать учителем истории и обществознания в обычной общеобразовательной школе, мне дали средние классы, а выпускников обучала моя коллега постарше. В то время я параллельно готовила ребят к экзаменам в частном образовательном центре. Однажды мы с коллегой обсуждали ОГЭ и она пожаловалась на одно сложное задание, с которым не справляется большинство учеников. Но я точно знала, что это задание давно убрали! Оказывается, она даже не следила за изменениями в экзамене.

Это не исключительная ситуация. Я не раз встречала учителей, которые готовили выпускников к ЕГЭ, не зная, что на самом деле происходит на экзамене.

Когда ты сам ходишь на экзамен, то понимаешь, какие задания ждут ребят и как будут оценивать ответы. Особенно актуален такой опыт, если задание новое. Получив за какую-то часть максимум баллов, можно объяснить ученикам, как правильно сформулировать ответ, чтобы его оценили так же. Ведь на ЕГЭ форма ответа не менее важна, чем его содержание. Приведу простой пример: если ученик впишет в ответ правильное слово, но ошибется в его падеже или числе, то потеряет балл. Казалось бы, ну какая разница: «форма государства» или «формы государства»? Однако на таких мелочах школьники и спотыкаются.

Кроме того, во время экзамена можно рассчитать, сколько времени на самом деле уходит на решение и переписывание из черновика. Я заметила, что черновик действительно замедляет работу над решением. И теперь всем своим ученикам рассказываю, как формулировать черновые заметки так, чтобы не терять драгоценные минуты.

Многих ребят тревожит и сама обстановка на экзамене: как с ними будут разговаривать, слишком ли строги проверяющие? Могу сказать, что со мной всегда говорили очень доброжелательно и сочувственно, желали удачи и старались подбодрить. Я весьма молодо выгляжу, и меня часто принимают за выпускницу. Иногда проверяющие удивляются, что я так быстро справилась с заданием, и советуют не спешить.

Важный момент ― тонкости самой процедуры экзамена. Часто страх перед экзаменом ― это страх неизвестности. Я много раз была в экзаменационном классе и могу рассказать, как все устроено: где сидят проверяющие, кто у них главный, сколько времени отводится на решение заданий, можно ли выйти в туалет или принести с собой перекус. Дети часто ничего не знают о своих правах. Например, если в классе шумно и не получается сосредоточиться, ученик может заявить об этом и потребовать назначить пересдачу, а если станет нехорошо, он имеет право пойти в медпункт. Все эти моменты совершенно неочевидны для большинства. И учитель, не сдававший ЕГЭ, тоже может о них не знать.

Сдавать ЕГЭ ― настолько полезная практика, что мы в Skysmart даже хотели сделать ее обязательной для наших преподавателей. Правда, оказалось, что в массовом порядке внедрить не получается: не у всех есть возможность ходить на экзамен. Но многие наши репетиторы по своей инициативе сдают ЕГЭ.

Можно ли сдать ЕГЭ без подготовки

Я практически не готовлюсь к экзамену ― разве что повторяю пару раз темы, которые успела подзабыть. А вот ученикам готовиться нужно обязательно.

Каждый год меняются и задания, и критерии оценки. Даже эталонный ответ на одно и то же задание может измениться. Например, в ЕГЭ по русскому языку в этом году в задании 8 первой части снизили максимальное количество баллов с 5 до 3. А в ЕГЭ по обществознанию максимальный балл за задание 25, наоборот, увеличили ― с 4 до 6. Все изменения публикуются на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений. — Прим. ред.), ежегодно их счет идет на десятки.

В теории любой выпускник, который прошел школьную программу, может сдать ЕГЭ. Но на практике все иначе.

Во-первых, мало кто действительно хорошо усваивает абсолютно все темы за несколько лет изучения. Учителя не всегда идут по программе, иногда дети пропускают некоторые темы из-за болезни или просто просматривают их поверхностно.

Во-вторых, знания предмета недостаточно: нужно знать еще и правила оформления ответов на ЕГЭ. Неверно оформленный ответ засчитывается как ошибка, даже если, по сути, все правильно.

Как сдать ЕГЭ, если вы давно закончили школу

Сдать ЕГЭ может любой человек — не нужно быть ни выпускником этого года, ни преподавателем. Никто не будет спрашивать, зачем вы сдаете экзамен.

Зайдите на сайт министерства образования вашего региона ― там всегда есть информация для сдающих экзамены. В частности, адрес школы, в которой сидит комиссия, принимающая заявки на сдачу ЕГЭ. Вам потребуется только заявление, паспорт и оригинал или нотариально заверенная копия аттестата.

Главное ― подать заявление до 1 февраля. Я делаю это в декабре или начале января. Кстати, в последние дни января в комиссии почти всегда бывает огромная очередь. Вы точно не будете единственным взрослым, желающим сдать ЕГЭ. Заявки подают не только учителя, которым хочется получить опыт сдачи экзамена, но и те, кто пошел учиться в колледж после 9-го класса, а теперь собирается поступать в вуз. Есть и такие, кто окончил школу еще до введения ЕГЭ, а теперь снова намерен пойти учиться, ― им тоже нужно сдать этот экзамен, без него в университет не поступить (речь идет о первичном поступлении; если у абитуриента уже есть диплом вуза, предоставлять результаты ЕГЭ не требуется. — Прим. ред.).

В отличие от школьников, взрослые могут сдать ЕГЭ и в основные даты, и досрочно ― в марте-апреле. Лайфхак для репетиторов и учителей: если сдать экзамен досрочно, можно заранее посмотреть, как выглядят задания, и поделиться опытом с учениками.

Фото: Kelly Sikkema, Unsplash
Точка зрения