Точка зрения | Forbes Education

Новые вызовы: как найти общий язык с ребенком


Работая в частной школе, я часто сталкиваюсь с необычным запросом от родителей. С одной стороны, они ожидают современного, гуманистического, индивидуального подхода к образованию своего ребенка, приветствуют наличие иностранных языков, внедрение современных технологий, а с другой — хотят, чтобы было «как в школе нашего детства», то есть представляют себе урок, проходящий в полной тишине, строгую дисциплину и большой объем заданий на дом. Это понятно и объяснимо: каждый человек так или иначе ориентируется на свой жизненный опыт. Но для образования подобная инертность оказывается основным тормозом развития. Между детством родителей и их детей проходит, как правило, несколько десятков лет, за которые ценность непосредственного прошлого детского опыта если не обнуляется, то нивелируется. Именно поэтому при взаимодействии с ребенком вдумчивый родитель должен ориентироваться не столько на свой личный опыт, сколько на рекомендации современных педагогов, психологов и даже других более опытных родителей.

Есть темы, с которыми современные родители не сталкивались в собственном детстве (например, личные границы, смартфоны, образовательная траектория, психология, доступность информации и др.). Предлагаю попробовать разобраться, как адаптироваться к некоторым из них.

Личные границы

«Личные границы» — словосочетание, которого в детстве рожденных в 1970-х или 1980-х годах не было. В Советском Союзе обычно личное подменялось общественным, а в 1990-х границы только начали выстраиваться. Современные дети в гораздо большей степени, чем их родители, чувствительны к вопросу собственных границ. Если раньше простая просьба убраться в комнате казалась совершенно легитимным требованием родителя, то теперь можно столкнуться с упреком в нарушении личного пространства. Как к этому относиться?

Нужно понимать, что попытка отстоять беспорядок в комнате — это, в конце концов, просто более раннее проявление субъектности вашего ребенка. И если мы живем в мире, где тинейджеры повсеместно основывают IT-компании, то субъектность необходимо принять. При этом ребенку важно дать понять, что есть вещи, которые он вправе решать самостоятельно, и другие — в которых необходим общественный договор. К примеру, не имеет смысла ссориться из-за желания детей покрасить волосы в тот или иной цвет. Вы можете высказать свое мнение, но решение стоит оставить за ними. Уборка же в доме может попадать в сферу общих интересов и требовать договоренностей (но не приказов).

Гаджеты

Смартфоны — неотъемлемая часть жизни ребенка и одновременно основная головная боль современных родителей. Как сделать так, чтобы ребенок не проводил все свое свободное время с гаджетами и при этом не превратить смартфон в источник вечных конфликтов и ссор? При поиске ответов на этот вопрос важно опять же признать субъектность ребенка. Закрепить за ним право на, во-первых, «экранное время», во-вторых, на то, чтобы следовать не указаниям, а договоренностям. Да, современные дети, скорее всего, проведут большую часть жизни онлайн, но, если вы хотите, чтобы взаимодействие было продуктивным, договоритесь с ребенком о разумных ограничениях. Такие ограничения, согласно рекомендациям психологов и врачей, могут касаться возраста, в который ребенок получит свой первый телефон, суммарного времени, проведенного в гаджетах, а главное — отказа от их использования за два часа до отхода ко сну. Такие правила просты и понятны, и если они установлены совместно, то ими легко будет пользоваться, а при их нарушении можно апеллировать не к авторитету родителей или их власти, а к обещаниям ребенка, данным самому себе.

Психологи

Современные родители, будучи детьми, почти никогда не общались с психологами, и им, как правило, трудно принять тот факт, что ребенку может понадобиться помощь специалиста. Причем это касается родителей детей всех возрастов. В дошкольном и младшем школьном возрасте рекомендация заниматься с нейропсихологом, которую часто дает наша школа, вызывает порой очень агрессивную реакцию, как будто с ребенком «что-то не так». В действительности подобные рекомендации могут иметь больше общего с предложением заниматься гимнастикой или растяжкой. Родителю может быть неприятна мысль, что его сыну или дочери необходимо довериться «чужому» взрослому, особенно если речь идет о подростках, когда результат сессий будет конфиденциальным.

Так или иначе, психологи сегодня играют значительно большую роль в жизни ребенка, чем это было тридцать лет назад. На мой взгляд, любая уважающая себя школа должна иметь в штате не одного, а как минимум трех-четырех психологов, работающих скорее проактивно, чем реактивно: необходимо предотвращать возникновение проблемы (например, буллинг), а не ждать их и только потом разрешать.

Однако ни одна даже самая хорошая школа не может позволить себе оказывать весь спектр психологической помощи, поэтому родители должны быть готовы при необходимости искать ее вне учебного заведения.

Образовательная траектория

За последние десятилетия представления о том, что такое удачная образовательная траектория, существенно изменились. Но родителям зачастую тяжело принять эти изменения. Большинство из них образовательный трек представляет довольно традиционно: хорошая школа с упором на академические знания – престижный университет – стабильная работа. Даже простая и интуитивно понятная идея gap year, то есть свободного года между окончанием школы и поступлением в университет, воспринимается многими как странная или даже неприемлемая. Однако за последние тридцать лет мировая экономика претерпела настолько существенные изменения, что традиционная образовательная траектория практически потеряла свою актуальность. Крупные технологические компании, такие как Apple или Google, давно отменили требование наличия университетского образования для кандидатов. Также на Западе высоко востребованы выпускники философских факультетов, так как они обладают универсальными навыками, полученными при обучении: легко находят работу в банках, социальном секторе и даже государственном управлении. При этом не будет преувеличением отметить, что желание ребенка учиться на философском факультете может вызвать у родителей чувство неподдельного ужаса.

***

К сожалению, не существует легкого способа преодолеть разрыв между поколениями, но все же можно дать несколько общих советов.

Во-первых, надо быть открытыми к новым идеям: быть в курсе того, что происходит не только в России, но и в мире, ведь, например, технологии, подобные искусственному интеллекту, неизбежно изменят рынок труда — от них невозможно будет отгородиться.

Во-вторых, стоит прислушиваться к своим детям и понимать, что они станут успешными в том, что полюбят всем сердцем. И если это будет непривычное 3D-моделирование или загадочная аналитическая философия, все равно стоит пойти им навстречу.

В-третьих, нужно постоянно учиться самому. Если и есть действительно важный урок, который должен понять ребенок, то он заключается в том, что обучение сегодня не ограничивается школой или университетом, а происходит на протяжении всей жизни, осознанно и повсеместно.

Фото: Aedrian, Unsplash
Точка зрения