За последние годы AI (artificial intelligence, искусственный интеллект) заметно поумнел и может выполнять некоторые задачи не хуже человека. Несколько месяцев назад мы развлекались, заказывая искусственному интеллекту (ИИ) художественные аватарки, а теперь некоторые СМИ в порядке эксперимента позволяют ему писать небольшие заметки и вести соцсети ― и почти никто не видит подвоха. Но особенно часто ИИ применяется в обучении. Причем роботы проникали в эту сферу так постепенно и незаметно, что мало кто обратил на это внимание. Но может ли ИИ обеспечить вход в профессию учителя любому человеку без специального образования?
Как искусственный интеллект может изменить обучение
Роботы с искусственным интеллектом, программы для адаптивного обучения, виртуальная реальность ― совсем скоро машины существенно трансформируют процесс обучения. Впрочем, вряд ли стоит воображать себе робота-учителя, стоящего перед интерактивной доской с лазерной указкой. Перемены затронут сам подход к учебе. Вот, как ИИ уже используется в образовании.
Планы уроков на основе данных об успеваемости
Каждый ученик занимается в своем темпе ― кто-то схватывает все на лету, кому-то нужно решить с десяток заданий, чтобы понять тему. Но в обычном классе учителю сложно проанализировать успехи конкретных студентов и составить каждому отдельную программу. А вот ИИ справляется с этим за долю секунды ― он анализирует успеваемость в режиме реального времени, создает профили учащихся и выдает каждому собственный план обучения. Он может подбирать домашние задания, рекомендовать сторонние ресурсы и советовать оптимальный график занятий. Например, в «Московской электронной школе» внедрили адаптивный фейдинг — систему, ведущую ученика по образовательной траектории, которая постепенно отступает назад и дает возможность развиваться самостоятельно. Онлайн-школа английского Skyeng также разработала платформу с интерактивными материалами. ИИ собирает данные об успехах учеников, чтобы составлять для них персональный образовательный трек и давать задания на отработку тем, которые идут не очень хорошо. Недавно школа запустила Кешу ― виртуального собеседника, созданного на основе GPT-4, с которым можно отрабатывать навык общения на английском языке.
Дополненная реальность
Augmented reality (AR, дополненная реальность) ― один из самых многообещающих инструментов образования будущего, способный полностью изменить представление о наглядных пособиях. Например, Microsoft HoloLens разработала для студентов-медиков программу, визуализирующую органы и системы человеческого организма. Пользователи могут «перемещаться» по кровотоку, увеличивать фрагменты органов и рассматривать со всех сторон дендриты. А Blippar, компания из Нью-Йорка, использует AR-технологии для производства интерактивных учебных пособий по биологии, географии и физике ― вместо чтения об извержении вулканов дети в классе надевают специальные очки и видят, как вулкан извергается прямо посреди класса.
Контроль вовлеченности
Дети скучают, отвлекаются, теряют нить рассуждений, а учитель не всегда вовремя это замечает. AI более внимателен. Уже существуют технологии, анализирующие выражение лица и реакцию учеников на определенные действия или информацию. Как часто дети зевают, смотрят в окно или проверяют свои телефоны? Эти данные можно использовать, чтобы управлять вовлеченностью учеников и адаптировать план урока.
С помощью искусственного интеллекта можно создавать уникальные задания под запрос ученика, автоматически проверять их и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в целом. При таком подходе учитель не просто объясняет материал, а становится тьютором, помогающим ставить цели и двигаться к ним.
Планы уроков на основе данных об успеваемости
Каждый ученик занимается в своем темпе ― кто-то схватывает все на лету, кому-то нужно решить с десяток заданий, чтобы понять тему. Но в обычном классе учителю сложно проанализировать успехи конкретных студентов и составить каждому отдельную программу. А вот ИИ справляется с этим за долю секунды ― он анализирует успеваемость в режиме реального времени, создает профили учащихся и выдает каждому собственный план обучения. Он может подбирать домашние задания, рекомендовать сторонние ресурсы и советовать оптимальный график занятий. Например, в «Московской электронной школе» внедрили адаптивный фейдинг — систему, ведущую ученика по образовательной траектории, которая постепенно отступает назад и дает возможность развиваться самостоятельно. Онлайн-школа английского Skyeng также разработала платформу с интерактивными материалами. ИИ собирает данные об успехах учеников, чтобы составлять для них персональный образовательный трек и давать задания на отработку тем, которые идут не очень хорошо. Недавно школа запустила Кешу ― виртуального собеседника, созданного на основе GPT-4, с которым можно отрабатывать навык общения на английском языке.
Дополненная реальность
Augmented reality (AR, дополненная реальность) ― один из самых многообещающих инструментов образования будущего, способный полностью изменить представление о наглядных пособиях. Например, Microsoft HoloLens разработала для студентов-медиков программу, визуализирующую органы и системы человеческого организма. Пользователи могут «перемещаться» по кровотоку, увеличивать фрагменты органов и рассматривать со всех сторон дендриты. А Blippar, компания из Нью-Йорка, использует AR-технологии для производства интерактивных учебных пособий по биологии, географии и физике ― вместо чтения об извержении вулканов дети в классе надевают специальные очки и видят, как вулкан извергается прямо посреди класса.
Контроль вовлеченности
Дети скучают, отвлекаются, теряют нить рассуждений, а учитель не всегда вовремя это замечает. AI более внимателен. Уже существуют технологии, анализирующие выражение лица и реакцию учеников на определенные действия или информацию. Как часто дети зевают, смотрят в окно или проверяют свои телефоны? Эти данные можно использовать, чтобы управлять вовлеченностью учеников и адаптировать план урока.
С помощью искусственного интеллекта можно создавать уникальные задания под запрос ученика, автоматически проверять их и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в целом. При таком подходе учитель не просто объясняет материал, а становится тьютором, помогающим ставить цели и двигаться к ним.
Роль преподавателя в учебном процессе с применением ИИ
Подбор и создание материалов для обучения действительно можно автоматизировать — все к этому идет. Пока нейросети справляются с подобными задачами не идеально, и контроль эксперта в предметной области и методике все равно нужен. Но даже когда с помощью машинного обучения получится привести нейросети к безукоризненным результатам, одного этого для построения учебного процесса будет недостаточно.
Роль педагога не сводится только к созданию и подбору образовательного контента. Вот с чем по-прежнему может справиться только человек:
Роль педагога не сводится только к созданию и подбору образовательного контента. Вот с чем по-прежнему может справиться только человек:
- целеполагание (помощь с формулированием целей и задач образовательного процесса, действительно релевантных потребностям обучающегося);
- эмпатия (понимание настроя и психологического состояния ученика, определение изменений в его поведении, поддержка в сложные моменты для сохранения мотивации к обучению);
- креативность (подбор контента не просто по шаблонам, а по нестандартным запросам ученика, внесение разнообразия в учебный процесс, своевременное определение необходимости отклонения от стандартного плана; сюда в том числе относится и создание «ситуаций успеха», при которых преподаватель моделирует урок так, чтобы ученик мог справиться с возникшей сложностью).
Риски и возможности для профессии учителя
Множество функций, с которыми уже сейчас может справляться искусственный интеллект, ставит под вопрос существование профессии педагога с точки зрения единственного владельца экспертизы. Такого мнения зачастую придерживаются люди, считающие преподавателя лишь ретранслятором информации. Такое видение способствует наметившейся тенденции привлечения к преподаванию непрофессионалов: предоставляются готовые материалы или инструменты по их созданию, а роль преподавателя фактически заключается только в том, чтобы прочитать и пересказать, дать задание и сверить ответы с правильными (но и это можно делать с помощью ИИ).
Но автоматизация касается лишь технической стороны процесса: если остановиться на организации учебной программы только как на подборе индивидуально созданных материалов, то мы получим не что иное как тренажер, с помощью которого создавать учебную программу может любой пользователь, в том числе «человек с улицы» или даже сам ученик. И такие тренажеры появляются. Например, компания «Антиплагиат» создала искусственный интеллект, который меньше чем за минуту выявляет фактические и смысловые ошибки в эссе. Skysmart запустил AI ЕГЭ Эксперт, который позволяет ученику самостоятельно готовиться к заданиям из устной и письменной части ЕГЭ по английскому языку, выделяет ошибки и предлагает правильные решения.
Задачи же профессионального педагога гораздо шире. И в связи с тем, что из его роли выводится все то, что связано с экспертизой, на первый план выходят мягкие навыки, в том числе и тьюторство, проявляющееся в сопровождение студента в его индивидуальной траектории. И таких преподавателей в десятки раз меньше, чем просто носителей знаний.
Итак, может ли ИИ в перспективе заменить профессиональных педагогов? Чтобы полностью передать взаимодействие с учеником искусственному интеллекту, необходимо обучить нейросеть навыкам, с которыми сейчас может справляться только человек: считывание эмоций, мимики и жестов, их интерпретация, многоуровневый анализ сообщений ученика — текстовых и голосовых — и подбор соответствующих реакций на них, распознавание культурологических отсылок (прецедентных текстов, мемов, цитат и их производных), способность использовать предыдущий опыт взаимодействия с учеником и т.д. Для этого необходим выход на гигантские массивы данных и задействование огромных мощностей серверов. Опираясь на текущий уровень развития технологий, можно сказать, что обучить ИИ «человеческим» навыкам получится еще нескоро (если, конечно, не произойдет скачок, который позволит обучать его принципиально новым способом).
Но автоматизация касается лишь технической стороны процесса: если остановиться на организации учебной программы только как на подборе индивидуально созданных материалов, то мы получим не что иное как тренажер, с помощью которого создавать учебную программу может любой пользователь, в том числе «человек с улицы» или даже сам ученик. И такие тренажеры появляются. Например, компания «Антиплагиат» создала искусственный интеллект, который меньше чем за минуту выявляет фактические и смысловые ошибки в эссе. Skysmart запустил AI ЕГЭ Эксперт, который позволяет ученику самостоятельно готовиться к заданиям из устной и письменной части ЕГЭ по английскому языку, выделяет ошибки и предлагает правильные решения.
Задачи же профессионального педагога гораздо шире. И в связи с тем, что из его роли выводится все то, что связано с экспертизой, на первый план выходят мягкие навыки, в том числе и тьюторство, проявляющееся в сопровождение студента в его индивидуальной траектории. И таких преподавателей в десятки раз меньше, чем просто носителей знаний.
Итак, может ли ИИ в перспективе заменить профессиональных педагогов? Чтобы полностью передать взаимодействие с учеником искусственному интеллекту, необходимо обучить нейросеть навыкам, с которыми сейчас может справляться только человек: считывание эмоций, мимики и жестов, их интерпретация, многоуровневый анализ сообщений ученика — текстовых и голосовых — и подбор соответствующих реакций на них, распознавание культурологических отсылок (прецедентных текстов, мемов, цитат и их производных), способность использовать предыдущий опыт взаимодействия с учеником и т.д. Для этого необходим выход на гигантские массивы данных и задействование огромных мощностей серверов. Опираясь на текущий уровень развития технологий, можно сказать, что обучить ИИ «человеческим» навыкам получится еще нескоро (если, конечно, не произойдет скачок, который позволит обучать его принципиально новым способом).
Современный педагог — какой он?
С развитием технологических возможностей и повышением требований к образованию со стороны учеников растут и требования к преподавателям. Одного диплома и даже опыта работы с конкретной категорией учащихся мало. Педагогу необходимо обладать навыками в разных областях, поэтому крупные школы, применяющие новейшие технологии в образовании, проводят отбор в несколько этапов.
У кандидата по-прежнему должно быть достойное резюме, демонстрирующее хорошее образование и опыт, владение необходимыми профессиональными навыками. При этом учебное заведение, которое дорожит своей репутацией, проверяет их наличие.
Например, для преподавателей иностранных языков может проводиться тестирование на лексику и грамматику, отдельно может проверяться произношение и так далее. Помимо самостоятельного владения предметом, разумеется, очень важно уметь передавать свои знания, выстраивать программу, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами и многое другое, — все это тоже проверяется на отдельных этапах отбора, в том числе с помощью моделирования реальных уроков, когда кандидат проводит занятия с несколькими преподавателями в роли учеников разных типов. Так проверяется умение находить общий язык с любыми людьми, импровизировать, реагировать на внештатные ситуации и сохранять позитивный настрой на занятии. Если школа использует свою собственную онлайн-платформу, обучает по своей методике, имеет образовательную модель, то успешному кандидату все это предстоит освоить и отработать до начала преподавания. И это тоже своего рода проверка: на подготовительном этапе он должен показать гибкость ума и готовность учиться новому — это важно, чтобы поспевать за технологическими нововведениями и изменениями в теории и методике преподаваемого предмета, находить и давать ученикам актуальную информацию.
У кандидата по-прежнему должно быть достойное резюме, демонстрирующее хорошее образование и опыт, владение необходимыми профессиональными навыками. При этом учебное заведение, которое дорожит своей репутацией, проверяет их наличие.
Например, для преподавателей иностранных языков может проводиться тестирование на лексику и грамматику, отдельно может проверяться произношение и так далее. Помимо самостоятельного владения предметом, разумеется, очень важно уметь передавать свои знания, выстраивать программу, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами и многое другое, — все это тоже проверяется на отдельных этапах отбора, в том числе с помощью моделирования реальных уроков, когда кандидат проводит занятия с несколькими преподавателями в роли учеников разных типов. Так проверяется умение находить общий язык с любыми людьми, импровизировать, реагировать на внештатные ситуации и сохранять позитивный настрой на занятии. Если школа использует свою собственную онлайн-платформу, обучает по своей методике, имеет образовательную модель, то успешному кандидату все это предстоит освоить и отработать до начала преподавания. И это тоже своего рода проверка: на подготовительном этапе он должен показать гибкость ума и готовность учиться новому — это важно, чтобы поспевать за технологическими нововведениями и изменениями в теории и методике преподаваемого предмета, находить и давать ученикам актуальную информацию.
Если рассматривать учителя только как ретранслятора материала, ИИ вполне может справиться с его задачей, в ближайшем будущем даже лучше человека. Однако более глубинные сути, такие как работа с мотивацией, человеческий контакт, которые остаются ключевыми в педагогике, пока заменить невозможно. ИИ вполне может быть ассистентом педагога, позволяя сократить время на рутинные задачи и уделять больше внимания саморазвитию и совершенствованию навыков, которые по-прежнему остаются преимуществами человека-профессионала.
Фото: Clarisse Croset, Unsplash