Точка зрения | Forbes Education

Вовлеченность и управление школьным бюджетом: как вернуть ребенку интерес к ученической жизни


Одна из ключевых проблем нашего времени — это отчуждение человека от общества. Раньше люди были привязаны к семье, общине, к организациям, в которых учились или работали. Сейчас каждый предпочитает существовать в собственном, личном мире, довольствуясь формальными связями в трудовом коллективе, оставляя небольшое место для общения с самыми близкими. Похожие процессы происходят и в школе. Современные ученики из полноценных участников школьной жизни нередко превращаются в «потребителей образовательных услуг», теряют причастность к происходящему в образовательном учреждении (школьную вовлеченность). Яркий пример: приезжая в детский лагерь, ребенок ждет, что вожатые будут его развлекать и удивлять. А когда оказывается, что от него требуется активное участие в мероприятиях, на которые нужно тратить время и силы, он теряет интерес и утыкается в смартфон.

Для школы такое отношение достаточно опасно. Умению жить в обществе, считаться с другими, можно научиться лишь на личном опыте, проживая ситуации конкуренции, партнерства, достижения компромисса, развивая способности к саморегуляции. Можно сколько угодно рассказывать ребенку о правиле нравственности: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Но никаких выводов он не сделает, пока сам не почувствует, что его эгоистическое поведение отторгается окружающими, а проявления токсичности в отношениях — просто неприличны. Отчужденность от сообщества сверстников и взрослых порождает риски одиночества, утраты эмоционального благополучия, полноты существования, создает предпосылки для травли наиболее беззащитных. Так что наполненная событиями школьная жизнь — необходимое условие для освоения учащимися норм поведения, нравственных ценностей, источник субъективной удовлетворенности ребенка и важная часть качества его существования.

Исследование школьной вовлеченности совпало у меня со знакомством с практикой инициативного (партисипаторного) бюджетирования. Коллеги из Научно-исследовательского финансового института Минфина России пригласили меня к сотрудничеству, и наша команда по запросу Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа в 2022–2023 годах реализовывала проект по внедрению инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях региона. Результаты этого эксперимента позволили сделать вывод: активное участие в финансовой сфере образовательной организации повышает вовлеченность ребят в школьную жизнь и позитивно влияет на их самооценку, а также на восприятие своих возможностей.

Считаем школьные деньги вместе

Практика инициативного бюджетирования, когда участники какого-либо сообщества, например, горожане, сами распределяют часть общественных финансов, впервые появилась в конце 1980-х годов в Бразилии. Впоследствии эту новацию переняли другие страны. Во Франции партисипаторная система стала использоваться в школах: ученикам позволяли участвовать в распределении части бюджета учебного заведения. Еще дальше пошли в Португалии, сделав подобную практику частью жизни каждой школы: в стране одновременно и повсеместно празднуется День школьника, когда все учащиеся голосуют за актуальные проекты, выбирая те, которые будут профинансированы.

В России школьное инициативное бюджетирование практикуется в 19 регионах, в том числе на Алтае, в ЯНАО, ХМАО, Ярославле, Калининграде, Костроме, Самаре и Санкт-Петербурге. В рамках этого проекта ученики средних и старших классов участвуют в обсуждении и принятии решения, как распределять «бюджет участия» — часть школьных финансов, выделяемых на эти цели. Это могут быть разные суммы, от 150 тыс. до 3 млн руб. Ребята предлагают свои идеи по совершенствованию школьной среды и жизни детско-взрослого сообщества, а победивший в общешкольном голосовании проект получает финансирование.

Вовлеченность как предмет исследования

В 2022 году в семи школах ХМАО, в которых применяется инициативное бюджетирование, мы изучали влияние данной практики на психоэмоциональное состояние и социальную активность школьников. Нам хотелось понять, как участие в распределении школьного бюджета влияет на вовлеченность детей в учебу и школьную жизнь. В исследовании приняли участие 182 ученика. С помощью авторской методики были измерены 11 параметров школьной вовлеченности учащихся.

По нашим наблюдениям, основной дефицит современной школы — это пространство, в котором ученики могут просто общаться. Поэтому большинство детских идей касаются того, как обустроить эти локации: где поставить мягкие пуфики, как расписать стены и оборудовать уголок для настольных игр, в каких местах установить больше розеток для зарядки мобильных телефонов.

Когда же школьники чувствуют, что предложения могут быть воплощены в жизнь, рождаются неожиданные и продуктивные идеи. Так, в одной из школ ХМАО шестиклассник предложил в каждый стул вкрутить дополнительные болты, чтобы они перестали скрипеть. Расходы на реализацию его инициативы составили всего 300 рублей в расчете на одно классное помещение.

Это и есть проявление школьной вовлеченности на уровне конкретного социального действия. Конечно, такое было бы невозможно без соответствующей атмосферы в школьном сообществе. Ребенок видит, что сверстники выдвигают идеи улучшения школьной жизни, обсуждают их актуальность, превращают инициативы в проекты, публично защищают свои разработки. Так создаются новые тренды школьной жизни, и появляются такие шестиклассники с живыми идеями.

Школьную вовлеченность можно охарактеризовать как состояние, когда ученики осознанно и целенаправленно тратят свое время и энергию на общие дела, активно коммуницируют и взаимодействуют с другими участниками образовательных отношений — педагогами, учащимися. Вовлеченные ребята чувствуют и транслируют свою связь со школой, поддерживают ее миссию, показывают удовлетворенность процессом и результатами деятельности, межличностными отношениями, которые возникают в процессе.

В рамках исследования мы с коллегами из НИФИ не просто оценили, как школьники относятся к инициативному бюджетированию, но и классифицировали их по уровню активности участия в процессе распределения бюджетных средств. Было выделено три ключевых типа: «энтузиасты», «ассистенты», «публика». Определение этих категорий не только показывает структуру школьного сообщества, но и предоставляет ценную информацию о том, как инициативное бюджетирование может служить инструментом для улучшения психоэмоционального состояния и успеваемости.

«Энтузиасты» выступают двигателями проектов, предлагая идеи и принимая на себя роль лидеров. Что еще более важно, их активное участие коррелирует с высоким уровнем самооценки. С одной стороны, это логично: активная социальная позиция часто сопровождается уверенностью в себе. С другой стороны, здесь видна взаимосвязь: участие в инициативном бюджетировании не просто является следствием высокой самооценки, но и активно ее поддерживает.

Представители второй группы — «ассистентов» — хотя и не являются инициаторами, но активно участвуют в процессе и часто принимают на себя вспомогательные функции. Интересно, что их уровень самооценки и восприятие своих возможностей близки к показателям «энтузиастов». Это говорит о том, что не обязательно быть лидером, чтобы чувствовать себя уверенным и компетентным. Возможность внести свой вклад, быть услышанным и принять участие в чем-то значимом сама по себе — мощный стимул для роста самооценки.

«Публика» же — это те, кто, в основном, остается в стороне от активного участия, но их присутствие важно для формирования общественного мнения. У «публики» восприятие своих возможностей и уровень самооценки ниже, чем у «энтузиастов» и «ассистентов», что подчеркивает важность их привлечения в школьное инициативное бюджетирование.

Наше исследование также показало, что участие в партисипаторном бюджетировании позитивно влияет на отношения учеников друг с другом, с педагогами и управляющей командой. И в этом аспекте «энтузиасты» также в лидерах. Они не только лучше взаимодействуют с учителями и одноклассниками, но и чаще инициируют различные события и изменения в школе.

Как повысить вовлеченность детей в школьную жизнь?

Но не все так просто. Чтобы повысить сопричастность учеников к жизни школы, необходимы три основных момента.

Первое: готовность администрации и, прежде всего, директора, к изменениям. Руководство должно осознать, что без школьной вовлеченности все, что оно делает, будет приниматься и детьми, и родителями «в штыки».

Второе: желание педагогов общаться, разговаривать с детьми про содержательные вещи, в том числе про организацию школьной жизни, воспринимать критику. Нужно быть готовыми к тому, что это будут непростые разговоры, потому что в них будет выявляться все то, чем недовольны дети.

Третье: организация настоящего, работающего ученического самоуправления. Это может быть школьное инициативное бюджетирование, соучаствующее проектирование или что-то другое. Главное, чтобы самоуправление не было номинальным, а действительно работало. Когда ребенок чувствует, что он является субъектом изменений, от него что-то зависит, его спрашивают, он принимает решения, которые влияет на жизнь школы, он, как бы это пафосно ни звучало, становится патриотом своей школы.

Фото: Anna Samoylova, Unsplash
Точка зрения