Тестируем мир будущего.
Как изменится образование после онлайна.

Онлайн обучение - тест российской системы образования?
Готовы ли преподаватели и студенты российских вузов к новой реальности?
Что ждет консервативных преподавателей и учащихся с низкой мотивацией?

В профессиональном сообществе ведется дискуссия насколько переход в онлайн является оправданной и эффективной мерой в массовом формате и как переводить в онлайн обучение в условиях низкой технической оснащенности учебных заведений и низкой цифровой грамотности преподавателей.

Надежда Хорт, руководитель лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» и куратор международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» НИУ ВШЭ, рассуждает о вынужденном переходе образования в онлайн.

Автор Forbes Russia Education

Руководитель лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» и куратор международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» НИУ ВШЭ
За последнюю неделю большинство университетов и школы страны перешли на дистанционное обучение. Очевидно, что вынужденный переход в онлайн продлится еще долго и мы столкнемся со множеством вызовов. В тоже время реальные эффекты от этого перехода мы будем наблюдать гораздо позднее. Что это за эффекты и что останется от образования, когда мы вернемся обратно в классы и аудитории?
Перемен требуют наши мозги

Еще в 2018 году ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов объявил, что лекции в Вышке будут переводиться в онлайн формат. Это всколыхнуло преподавательское сообщество и вызвало волну критики. Для большинства преподавателей университетов лекции - это ключевой формат проведения занятий. Потоковые лекции на 100 и более студентов - это то, что всем привычно и было актуально со времен создания университетов в XI веке. Однако доступность информации за последние 10 лет выросла настолько, что университеты и школы потеряли монополию на знания. Передача знаний от преподавателя к студенту и «запоминание» как ключевой метод обучения становятся неактуальными.

Одновременно с этим, современные технологии уничтожают профессии, где требуется «процедурное мышление» и жесткая дисциплина. Образование должно следовать этим трендам, предлагая образовательную среду, которая формирует компетенции и навыки будущего - осознанность и умение самостоятельно поддерживать мотивацию, умение управлять своим обучением, гибкость и способность применять свои компетенции в неизвестных для себя условиях.

Вынужденный переход в онлайн дает нам возможность протестировать себя и своих учеников «на прочность» и степень осознанности в обучении. Поэкспериментировать и примерить на себя мир будущего, где образование будет строиться не на дисциплине и культе знаний, а на гибких методологиях и осознанном подходе к обучению.


Осознанный обучающий

Онлайн формат заставляет задуматься о том, как поддержать мотивацию учащихся и заставить их слушать вас и выполнять задания в отсутствии реального физического контроля. Онлайн формат оставляет вас наедине с вашим методом обучения. Методология, а не физический контроль и дисциплина, выходит на первый план. Педагоги, владеющие различными методиками и практикующие вовлекающие форматы, будут наиболее успешными.

Эксперименты, проведенные американскими психологами, показывают, что смещение фокуса с поведенческой регуляции (регулировании эмоций и девиантного поведения) и академических успехов учеников на то, как ученики планируют свой учебный процесс и насколько они способны самостоятельно оценивать свои достижения и результаты (не сравнивать с другими, а сравнивать с собой) приводит к тому, что больший процент учеников успешно справляется с заданием и вовлекается в процесс. В итоге остается меньше аутсайдеров.


Диджитализация всех поколений

Переход в онлайн вынуждает знакомиться с современными технологиями преподавателей всех поколений. Уже нельзя просто отмахнуться от гугл-таблиц или видеоконференций. Необходимо переводить свои занятия полностью или частично в онлайн. Даже первое знакомство с технологиями среди старших поколений педагогов позволит преодолеть страх перед технологиями и использовать их в образовательном процессе в будущем. В перспективе это повысит качество образовательного контента.


Мы поймем истинную ценность офлайна

Переход на онлайн обучение позволит нам понять истинную ценность очного обучения. Так ли важно классу из 30 учеников или потоку студентов из 100 человек находиться одновременно в классе или аудитории, чтобы слушать выступление преподавателя? Как эффективнее использовать возможность находиться вместе в одном пространстве?

Истинная ценность офлайна в современном обучении - это не поддержание дисциплины и иллюзии мотивации у обучающихся, а живое общение и передача живого опыта от преподавателя ученикам. Передача того, что называется «диким знанием» - особенностей коммуникации, схем мышления, это рефлексия и обмен мнениями, которые возникают здесь и сейчас в момент живой коммуникации, это трансформация взглядов, ценностей и установок. Это не взаимодействие педагог - ученики, а горизонтальное взаимодействие между учениками и преподавателем, где преподаватель играет роль мотиватора, фасилитатора, коннектора, медиатора, а не единственного источника знаний.
25 марта / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ