Расскажи подробнее про программу MIT Sloan Fellows MBA, почему ты выбрала именно ее? У меня было требование, чтобы программа была очная по нескольким причинам. Во-первых, в силу визовых ограничений я не могла работать в США и, соответственно, делать вечерний или Executive MBA не имело смысла. Во-вторых, для меня были важны полное погружение в процесс и нетворкинг как со студентами, так и с преподавателями. А выбор таких программ очень невелик - по сути, их предлагают только MIT, LBS* и Stanford. Я хотела учиться именно в США, поэтому выбирала между MIT и Stanford. Программа Sloan Fellows бизнес-школы MIT Sloan, на мой взгляд, сильнее, ведь из нее вышли такие топы, как Кофи Аннан (ООН), Алан Малалли (Google Inc, Boeing, Ford Motors) и многие другие.
Какие этапы поступления тебе показались самыми сложными? Ко всему нужно серьезно готовиться, но самое сложное – это, наверное, эссе. В ограниченном количестве знаков нужно суметь правильно подать информацию так, чтобы содержание было интересным и выделяло тебя среди тысяч других не менее сильных претендентов. Первый драфт у меня был готов всего за полчаса, но потом ушло несколько месяцев на то, чтобы его отполировать.
Существует ли какая-то специфика в дисциплинах и преподавании на годовой программе, если сравнивать с обычными 2-годичными MBA?
Специфики две:
1. Интенсивность обучения. За год ты проходишь тот же объем классов, что студенты стандартных программ MBA проходят за 2 года.
2. Отсутствие обязательной стажировки. Для меня стажировка была крайне важна, так как я не работала до программы на рынке США. Я взяла класс, который давал возможность короткой трехнедельной стажировки и поработала в IKEA. Пройти за год двухгодичный объем классов очень тяжело.
По старой MBA-поговорке, нужно выбирать между сном, учебой и нетворкингом. Из-за того, что хотелось взять максимум от этого года, мне удавалось спать не более 3-4 часов в день.
Тема женского лидерства очень популярна сейчас. Были ли на программе специальные тренинги или классы на эту тему?
В MIT есть специальный Sloan Women in Management (
SWIM) клуб, который постоянно устраивает нетворкинги, ивенты по женскому лидерству. Но даже в регулярных классах эти темы неоднократно обсуждались и поднимались. Так как на программе учились студенты со всего мира, у нас была возможность сравнить, с какими проблемами сталкиваются женщины в разных странах. Я, например, думала, что в США все прекрасно с равными возможностями для женщин, но, к сожалению, это не совсем так. Есть компании, где ситуация хорошая, есть, где дела с равноправием обстоят хуже, но в целом в США до сих пор женщины получают 60 центов на 1 доллар, заработанный мужчинами. Ситуация у женщин из меньшинств еще хуже. В общем, страны бывшего Союза в этом плане гораздо более продвинутые (это уже не только из статистики, но и из личного опыта).
Любопытно, какой процент женщин обучается на этой программе?
Женщин на программе около 25%, и дело здесь не в опыте, а, скорее, в жизненном этапе - крайне тяжело пройти подобную программу с маленькими детьми. Большинство женщин на курсе либо не имели детей, как я, либо имели уже взрослых детей. Но нет ничего невозможного - в моем классе была девушка, которая во время программы родила 4-го ребенка.
Что больше всего понравилось на программе? Понравилось все! Это был целостный опыт обучения, общения и личностного роста - именно поэтому я ни разу не пожалела, что взяла фул-тайм программу, только она может дать такой опыт. Приведу пример: когда на классах обсуждались кейсы, очень часто мои сокурсники рассказывали про личный опыт и мы узнавали гораздо больше, чем было описано в стандартном кейсе. У меня в классе было несколько человек из Сингапура, которые работали в правительстве и даже лично знали Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew), поэтому обсуждать с ними кейсы об экономических реформах страны было невероятно интересно.
Также особенно запомнились культурные мероприятия: это были не обычные вечеринки и встречи, а погружение в культуру и обычаи разных стран. Например, мы отмечали индийский фестиваль света – Дивали (фестиваль огней), у нас были вечера японской, латиноамериканской, арабской и других культур.
После программы каждый выбрал свой путь, и эти пути очень разные: кто-то создал бизнес, кто-то вернулся в свои компании, кто-то начал новую карьеру, однако мы постоянно поддерживаем отношения - у нас есть невероятный круг взаимопомощи и поддержки, нам всегда есть к кому обратиться за советом.
Каковы реальные перспективы трудоустройства после обучения на программе? Тут все сложнее, чем у регулярных MBA. Нет единого результата, так как на этом этапе карьеры (10-20 лет опыта) у всех очень разные перспективы трудоустройства. Многие, кто пришел на программу, вообще не ищут работу – либо их спонсируют текущие работодатели, либо у них свой бизнес, который они планируют развивать после программы.
Американцам работу найти проще всего - нет проблем с визой и есть релевантный опыт. Иностранцам, которые все-таки хотят найти работу в США, приходится крайне сложно. Во-первых, у них большой опыт, но он получен не в США, поэтому на топовые позиции таких людей не возьмут, а для стартовых позиций они overqualified**. Вот и получается замкнутый круг. К тому же, с ужесточением визовой ситуации все меньше и меньше компаний хотят брать на работу иностранцев. Так, в приватном разговоре одна из рекрутеров сказала, что у меня очень сильное резюме, и будь у меня гражданство или грин-карта, я была бы интересна около 90% ее клиентов, но из-за визовой ситуации заинтересуются только 10%. И даже эти 10%, при прочих равных, возьмут на работу американца. Тем не менее, мне удалось найти работу, так как был очень системный опыт в маркетинге международных компаний, таких как Procter&Gamble и Mars, а я как раз искала работу в маркетинге CPG***. Думаю, сменить сферу было бы невероятно сложно. Но в моем случае, я хотела продолжать работу в маркетинге именно в CPG, поэтому приняла предложение от KraftHeinz. Но нужно быть готовым на уступки с точки зрения должности при смене географии.
Кому ты рекомендуешь учиться именно на этой программе? Рекомендую, прежде всего, тем, у кого есть свой бизнес или сформулированная идея, которую хочется воплотить в жизнь. В MIT для этого создана прекрасная инфраструктура: есть даже занятия, которые помогают развить идею, найти кофаундеров и потенциальных инвесторов. Много конкурсов для идей стартапов, где можно выиграть живые деньги на развитие бизнеса. В подобных конкурсах можно выиграть $100К и получить прекрасный нетворкинг (
https://www.mit100k.org/).
Также данную программу можно порекомендовать тем, кто находится еще не на пике своей карьеры и хочет продолжить ее, не меняя сферы деятельности.
Однозначно НЕ рекомендую иностранным студентам, у которых в бэкграунде 15 и более лет опыта работы (не в США), планирующим сменить одновременно и географию, и индустрию - это будет чрезвычайно сложно, лучше менять что-то одно.
Чем ты занимаешься сейчас? Последние 4 года я проработала в KraftHeinz, а пару недель назад приняла оффер от стартапа, который занимается экологичными очистителями и дезинфекторами. Стартап только выходит на американский рынок - для меня это прекрасная возможность применить умение строить бренды с нуля и принять более широкие обязанности не только в маркетинге, но и в стратегическом менеджменте.