Запись подкаста «Расписание на послезавтра». Гость – Татьяна Шалаурова, педагог дополнительного образования московской школы № 2120, автор онлайн-курсов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
В этом выпуске специального сезона подкаста «Расписание на послезавтра» обсуждаем опыт учителя, который смог эффективно преподавать онлайн. Какие плюсы и минусы дистанционного образования видят профессионалы?
Старшеклассники обращаются к онлайн-обучению, чтобы систематизированно готовиться к экзаменам. Данные опроса Skillbox показывают, что такой формат они выбирают из-за того, что им не хватает информации на школьных занятиях. Среди других причин — неинтересный подход к урокам и потребность в дополнительной мотивации.
Но есть и противники дистанционной учебы. Среди недостатков онлайн-обучения они выделяют: трудности с самоорганизацией, технические сложности, отсутствие живого общения и слишком большой объем информации.
Отчасти компенсировать недостатки можно, подготовившись технически. Так, записать этот выпуск нам помог российский сервис видеовстреч SberJazz. В нем есть функция расшифровки речи, которая позволяет получить текстовый вариант урока и составить резюме занятия. Кроме того, ученики, если они вдруг отвлеклись, смогут вернуться к тому, что пропустили, прочитав расшифровку прямо в чате, текст транслируется туда автоматически на протяжении всего урока.
Начать пользоваться SberJazz несложно — никаких специфических действий или оплаты для использования публичной версии продукта не требуется, можете протестировать его прямо сейчас.
К учителю в дистанционном формате обучения предъявляют особые требования, например, педагог должен уметь заинтересовать темой, иметь чувство юмора, идеально знать материал и любить своих учеников.
Можно ли соответствовать таким требованиям? Как найти баланс между онлайн- и очным образованием? Какие преимущества дает каждый из этих подходов?
Обсуждаем с Татьяной Шалауровой, педагогом дополнительного образования московской школы № 2120, автором онлайн-курсов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Как в вашей жизни появилось дистанционное обучение?
Сначала у меня была очная практика в качестве репетитора по русскому языку. Я начала работать с 2013 года, и в 2018–2019 годах, как раз когда началась эпоха расцвета онлайн-курсов и школ, я подумала, почему бы и мне не стать инфобизнесменом и не попробовать открыть свою собственную онлайн-школу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Идея мне эта очень понравилась, и я начала ее реализовывать: проводила вебинары, записывала уроки, проверяла домашние задания, набирала ребят. В целом, я поняла, что эта программа работает, что онлайн-школа — это интересная вещь, с которой можно не просто заработать, но и дать как можно больше возможностей ребятам не только из того же города, где я живу, но и из других городов по всей стране. Это было очень удобно.
В 2019 году я пошла работать в общеобразовательную школу №2120, и с 2020 года, когда началась пандемия, я поняла, что, оказывается, дистанционные технологии можно применять не только в рамках своей собственной онлайн-школы, то есть частного репетиторства, но и в образовательной государственной школе.
В 2019 году я пошла работать в общеобразовательную школу №2120, и с 2020 года, когда началась пандемия, я поняла, что, оказывается, дистанционные технологии можно применять не только в рамках своей собственной онлайн-школы, то есть частного репетиторства, но и в образовательной государственной школе.
То есть вы обкатали все, что можно было, к моменту полного локдауна?
Да, у меня был такой опыт. Поэтому мне, наверное, входить в процесс дистанционки было гораздо проще, чем многим моим коллегам.
То есть мотив у вас был в первую очередь развивать свой онлайн-курс, правильно?
Изначально да. Но после того, как я начала работать в школе, я поняла, что мне не хватает времени на развитие собственного онлайн-курса, поэтому все силы я бросила на работу в школе, на обучение этих детей. Мне это стало более интересно.
Вы сначала занимались онлайном и потом нашли в себе силы прийти в школу?
Я сначала занималась очно, потом начала пробовать онлайн, и, что самое интересное, из онлайна перешла работать в школу.
У вас самой был опыт дистанционного образования, когда бы вы были тем, кто принимает знания через экран? Если да, то понравился ли он вам? Поэтому ли вы решили преподавать дистанционно?
Да, конечно, я сама была в роли ученика. В то время я училась в магистратуре, у нас было очное обучение в университете, но параллельно я проходила курсы онлайн. И я поняла, что, оказывается, это очень удобно и безумно интересно, когда ты можешь, не выходя из дома, заниматься и получать знания. Собственно, это как раз меня и вдохновило на то, чтобы создать онлайн-школу.
Что для вас онлайн-обучение?
Может быть, это странно будет звучать от школьного педагога, но для меня онлайн-обучение — это своего рода свобода. Я могу провести урок откуда угодно. Это может быть как школьный кабинет, где не всегда мне комфортно и удобно заниматься, так и собственная квартира или дача. Для меня это большие возможности, больше пространства для обучения, для собственного развития. Я могу использовать гораздо большее, чем на очном уроке, количество платформ. Это интерактив. Многим ребятам он действительно нравится. Часто наши уроки совсем не похожи на обычные школьные уроки. Так что для меня онлайн-обучение — это большие возможности.
Почему тогда у этой формы обучения так много критиков, как вам кажется?
Мне кажется, потому что вокруг дистанционного образования существует очень много стереотипов, причем местами справедливых, а местами не очень. Вот мой личный пример. Каждый год в своем кружке по русскому языку для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ я предлагаю ребятам выбрать дни занятий. Причем я всегда предлагаю им два дня. Один день — очное обучение, второй — дистанционное. И каждый год происходит так, что на первое занятие приходит больше ребят, потому что и они, и родители думают, что там они получат гораздо больше знаний. Но потом, как показывает практика, спустя время, когда я предлагаю им попробовать дистанционный формат, они постепенно переходят именно на него, так как понимают, что это гораздо удобнее.
Очевидно, вокруг онлайн-образования сложился стереотип: якобы при таком обучении получаешь меньше знаний. Мне было интересно, я даже искала исследования в интернете на эту тему. К сожалению, наших, отечественных исследований я не нашла, но нашла американские — там проводили тестирование среди американских студентов. Оно показало, что у ребят, которые занимаются дистанционно, результат только на 2% хуже, чем у тех, кто занимался очно, то есть это небольшой процент. Но то были студенты, а на школьниках такие истории не проверялись.
Я думаю, что у школьников может быть по-другому, потому что там влияют и родители, от них самих очень многое зависит. Я нашла одно отечественное исследование, которое проводили в 2020 году, опросили где-то 1300 родителей с детьми 5–12 лет, и получили такой результат: 60% респондентов ответили, что физическая активность детей во время пандемии, когда началось активно продвигаться дистанционное образование, снизилась. А 25% сказали, что ухудшилось их психическое и эмоциональное здоровье. То есть такая проблема есть, и, конечно, это вызывает негатив со стороны и родителей, и детей. Это и боль в спине, и проблемы со зрением. С этим, конечно, надо что-то делать. Что делать — вопрос другой. Заниматься спортом, физической активностью, стараться ходить в кружки. То есть не надо делать так, чтобы все время ребенка было занято дистантом, и тогда, скорее всего, проблем не будет.
Еще важно понимать, что не каждому ребенку походит онлайн-образование, не все могут осиливать материалы в таком формате. Подросток в силу своей юности и эмоциональности не всегда может подойти системно к этому вопросу и настроиться на работу. Всегда есть соблазны — сериалы, сон.
Очевидно, вокруг онлайн-образования сложился стереотип: якобы при таком обучении получаешь меньше знаний. Мне было интересно, я даже искала исследования в интернете на эту тему. К сожалению, наших, отечественных исследований я не нашла, но нашла американские — там проводили тестирование среди американских студентов. Оно показало, что у ребят, которые занимаются дистанционно, результат только на 2% хуже, чем у тех, кто занимался очно, то есть это небольшой процент. Но то были студенты, а на школьниках такие истории не проверялись.
Я думаю, что у школьников может быть по-другому, потому что там влияют и родители, от них самих очень многое зависит. Я нашла одно отечественное исследование, которое проводили в 2020 году, опросили где-то 1300 родителей с детьми 5–12 лет, и получили такой результат: 60% респондентов ответили, что физическая активность детей во время пандемии, когда началось активно продвигаться дистанционное образование, снизилась. А 25% сказали, что ухудшилось их психическое и эмоциональное здоровье. То есть такая проблема есть, и, конечно, это вызывает негатив со стороны и родителей, и детей. Это и боль в спине, и проблемы со зрением. С этим, конечно, надо что-то делать. Что делать — вопрос другой. Заниматься спортом, физической активностью, стараться ходить в кружки. То есть не надо делать так, чтобы все время ребенка было занято дистантом, и тогда, скорее всего, проблем не будет.
Еще важно понимать, что не каждому ребенку походит онлайн-образование, не все могут осиливать материалы в таком формате. Подросток в силу своей юности и эмоциональности не всегда может подойти системно к этому вопросу и настроиться на работу. Всегда есть соблазны — сериалы, сон.
Какие есть очевидные плюсы и минусы онлайн-образования?
Давайте сначала про плюсы поговорим. Важно то, что физически мы не тратим время на дорогу в образовательное учреждение. В это время можно спортом заниматься, а педагогам можно лучше готовиться к своим урокам, делать интересные презентации, записывать видеоролики, продумывать материалы — есть время на то, чтобы распланировать свои дела.
Я заметила, что стеснительные ученики как раз в онлайне лучше себя раскрывают. В очном формате они, может быть, боятся поднять руку, стесняются подойти, спросить, а в онлайне это происходит гораздо чаще, потому что есть чаты, где можно написать лично педагогу, и никто из других ребят не узнает о том, что он кому-то пишет. Мне часто пишут ребята, я им так же в личных сообщениях отвечаю. Они получают свой ответ, я получаю обратную связь, и это замечательно. Во время очного обучения такого нет.
Еще один плюс — это очень удобное использование электронных досок. Мы все можем подчеркивать, писать, рисовать. Мы работаем с «Московской электронной школой», у нас у всех есть электронные доски, но, как правило, доступ к ним имеет [только] учитель, и для того, чтобы ребенок попробовал [их использовать], нужно вызвать его к доске. Здесь же каждый может попробовать сам, а учитель получает обратную связь.
Мне кажется, еще важный плюс заключается в том, что онлайн-урок проходит в тишине. Учитель, который ведет этот урок, всегда спокойный, веселый, настроенный на занятие, он уважает учеников и не тратит свое время на то, чтобы поздороваться, поговорить, дождаться, когда школьники успокоятся и будет тишина. На дистанционном обучении такого нет, никто не шумит.
Я заметила, что стеснительные ученики как раз в онлайне лучше себя раскрывают. В очном формате они, может быть, боятся поднять руку, стесняются подойти, спросить, а в онлайне это происходит гораздо чаще, потому что есть чаты, где можно написать лично педагогу, и никто из других ребят не узнает о том, что он кому-то пишет. Мне часто пишут ребята, я им так же в личных сообщениях отвечаю. Они получают свой ответ, я получаю обратную связь, и это замечательно. Во время очного обучения такого нет.
Еще один плюс — это очень удобное использование электронных досок. Мы все можем подчеркивать, писать, рисовать. Мы работаем с «Московской электронной школой», у нас у всех есть электронные доски, но, как правило, доступ к ним имеет [только] учитель, и для того, чтобы ребенок попробовал [их использовать], нужно вызвать его к доске. Здесь же каждый может попробовать сам, а учитель получает обратную связь.
Мне кажется, еще важный плюс заключается в том, что онлайн-урок проходит в тишине. Учитель, который ведет этот урок, всегда спокойный, веселый, настроенный на занятие, он уважает учеников и не тратит свое время на то, чтобы поздороваться, поговорить, дождаться, когда школьники успокоятся и будет тишина. На дистанционном обучении такого нет, никто не шумит.
То есть вы просто микрофон и камеру выключаете, и все, человека как бы нет?
Нет, камеру, конечно, не выключаю, потому что с ней можно невербально отслеживать, что происходит. Но микрофон — да, чтобы никому не мешать.
И еще, как мне кажется, большой плюс дистанционного обучения заключается в том, что технологии берут на себя рутинную неприятную работу многих педагогов. Например, есть очень много сайтов и платформ, где технологии сами проверяют домашние задания. Мне, как учителю, очень удобно, что я открываю сайт, и мне там видно все баллы ученика, все его ошибки, и моя задача — просто объяснить эти ошибки, разобрать их с учениками и пойти дальше. Так мы экономим огромное количество времени.
Еще в дистанте очень много индивидуального подхода. По крайней мере, я делаю все возможное на своих уроках, чтобы этот индивидуальный подход был. Как раз время, которое я освобождаю от проверки домашнего задания, я трачу на то, чтобы проверять сочинения индивидуально каждому ребенку. У нас есть чаты, каждому я пишу сообщение, записываю голосовые — они могут быть на пять, на десять, иногда даже на пятнадцать минут с разбором, допустим, целого сочинения. Я могу дать обратную связь, прокомментировать, сказать баллы. Так у ребенка создается ощущение, что он как будто бы занимается индивидуально, что это как будто работа с репетитором. Может быть, так не все делают, но после такой проработки у нас количество положительных оценок за задание увеличивается. Ребята действительно начинают лучше писать, они чувствуют себя увереннее, потому что понимают, что они не одни, есть педагог, который заинтересован, чтобы они хорошо писали. Это не гонка за оценками, за классными результатами, чтобы школа похвалила, а реально работа на личный результат.
И еще, как мне кажется, большой плюс дистанционного обучения заключается в том, что технологии берут на себя рутинную неприятную работу многих педагогов. Например, есть очень много сайтов и платформ, где технологии сами проверяют домашние задания. Мне, как учителю, очень удобно, что я открываю сайт, и мне там видно все баллы ученика, все его ошибки, и моя задача — просто объяснить эти ошибки, разобрать их с учениками и пойти дальше. Так мы экономим огромное количество времени.
Еще в дистанте очень много индивидуального подхода. По крайней мере, я делаю все возможное на своих уроках, чтобы этот индивидуальный подход был. Как раз время, которое я освобождаю от проверки домашнего задания, я трачу на то, чтобы проверять сочинения индивидуально каждому ребенку. У нас есть чаты, каждому я пишу сообщение, записываю голосовые — они могут быть на пять, на десять, иногда даже на пятнадцать минут с разбором, допустим, целого сочинения. Я могу дать обратную связь, прокомментировать, сказать баллы. Так у ребенка создается ощущение, что он как будто бы занимается индивидуально, что это как будто работа с репетитором. Может быть, так не все делают, но после такой проработки у нас количество положительных оценок за задание увеличивается. Ребята действительно начинают лучше писать, они чувствуют себя увереннее, потому что понимают, что они не одни, есть педагог, который заинтересован, чтобы они хорошо писали. Это не гонка за оценками, за классными результатами, чтобы школа похвалила, а реально работа на личный результат.
Всем ли ученикам подходит дистант?
Конечно же, не всем это подходит. Дистанционное обучение подойдет более ответственному, прилежному, морально, эмоционально готовому ребенку, который отдает отчет о своих действиях. Такие дети изначально стремятся к знаниям, и их родители при этом не пускают все на самотек — они всегда интересуются обучением ребенка, следят за ним, то есть им не все равно.
У моих знакомых ребенок занимался математикой, учился в обычной школе, участвовал в олимпиадах, и он понимал, что математика для него — все. Его родители приняли решение перейти на дистанционный формат обучения, и мальчик полностью погрузился в математику. Он стал выигрывать в олимпиадах, прокачал все свои знания в этой области. Но вот другие предметы сошли на нет, потому что он вообще перестал обращать на них внимание и делать домашние задания, у него пошли плохие оценки. Как итог — родителям пришлось вернуть ребенка обратно в школу. Они не ожидали, что такие неприятные сюрпризы принесет дистант, не были к этому готовы.
Главный совет родителям перед уходом на дистанционку — это оценить способности ребенка к самостоятельности. Даже если ребенок кажется максимально самостоятельным, все равно нужно держать руку на пульсе, хотя бы первый год обучения, потому что, когда они только начинают учиться на дистанте, дети (и родители) не до конца понимают процесс. Они его сравнивают с очным обучением, а тут все-таки есть глобальная разница. Вот уже через год они входят в этот процесс, понимают, как все работает, привыкают к ритму, начинают заниматься самоорганизацией, саморегуляцией, появляется мотивация, и тогда становится проще.
У моих знакомых ребенок занимался математикой, учился в обычной школе, участвовал в олимпиадах, и он понимал, что математика для него — все. Его родители приняли решение перейти на дистанционный формат обучения, и мальчик полностью погрузился в математику. Он стал выигрывать в олимпиадах, прокачал все свои знания в этой области. Но вот другие предметы сошли на нет, потому что он вообще перестал обращать на них внимание и делать домашние задания, у него пошли плохие оценки. Как итог — родителям пришлось вернуть ребенка обратно в школу. Они не ожидали, что такие неприятные сюрпризы принесет дистант, не были к этому готовы.
Главный совет родителям перед уходом на дистанционку — это оценить способности ребенка к самостоятельности. Даже если ребенок кажется максимально самостоятельным, все равно нужно держать руку на пульсе, хотя бы первый год обучения, потому что, когда они только начинают учиться на дистанте, дети (и родители) не до конца понимают процесс. Они его сравнивают с очным обучением, а тут все-таки есть глобальная разница. Вот уже через год они входят в этот процесс, понимают, как все работает, привыкают к ритму, начинают заниматься самоорганизацией, саморегуляцией, появляется мотивация, и тогда становится проще.
В чем заключается вклад учителя при таком формате? Что дает дистант не очень замотивированным детям?
Таких детей действительно много. Я педагог дополнительного образование, и, как правило, ко мне изначально приходят мотивированные дети, которые понимают, что им нужно хорошо сдать экзамены. Я мало видела ребят, которым вообще ничего не надо, ничего не хочется. Но и они приходили и занимались. Мне кажется, в этой ситуации вклад учителя заключается в том, чтобы на своем примере, на своем опыте, своими горящими глазами, своим голосом делать все для того, чтобы заинтересовать ученика, сделать ему полезные уроки. И дистант это позволяет, потому что у него столько возможностей, столько платформ. Можно проводить игры, можно устраивать квизы. Ребенок играет и не осознает, что во время игры он получает образование и запоминает материал.
Как вы решаете проблему вовлеченности, когда сложно долго удерживать внимание ребенка? Есть ли она вообще у вас?
Я стараюсь делать все возможное, чтобы никто ни на что не отвлекался. В первую очередь это размытый фон, то есть у меня сзади ничего нет, чтобы ничто не отвлекало ребят. Экран моего компьютера белый, без ярких картинок, чтобы их не рассматривать. Я проговариваю каждый свой шаг, что я делаю и для чего: «Сейчас я вам покажу вот это, мы с вами будем делать это». В начале каждого урока мы всегда обозначаем, что мы делаем, для чего, что мы узнаем, как мы это будем использовать. Мне кажется, если ребенок понимает, как он эту тему будет применять в жизни, как и где она ему пригодится, он сразу же будет более сконцентрирован на материале, будет стараться запомнить, потому что знает, что это не просто прихоть учителя, не школа составила программу и заставляет его ей следовать, а ему это нужно.
Я стараюсь, чтобы ученики всегда были в диалоге со мной и не отвлекались: в любой момент могу задать вопрос, выборочно назвать имя, попросить ответить по теме, которую мы только что проговорили, или попросить выполнить задание, повторить то, что я сказала. Поначалу, с непривычки, ребята не сразу понимают, что происходит, они удивляются, пугаются. Я понимаю, что, возможно, они невнимательно слушали. Но через какое-то время они привыкают к этому, понимают, что нужно быть внимательным, и концентрация внимания повышается. Плюс, конечно же, мы всегда работаем с камерами. Я стараюсь много жестикулировать, менять темп, громкость речи, чтобы привлекать внимание, если я понимаю, что скучновато становится.
Самое важное из всего этого — смена деятельности. Мы никогда не будем на протяжении всего урока писать что-то под диктовку либо решать только тест, потому что станет скучно. У нас теория сменяется практикой: мы то работаем индивидуально, то делимся на группы, то решаем тесты, то пишем небольшие абзацы текста. Мы стараемся разграничивать время урока, чтобы никогда не было скучно, чтобы концентрация внимания не падала. Даже если кто-то из ребят не смог прийти, я всегда уроки записываю и после отправляю в наши чаты вместе с презентацией, чтобы каждый, кто отсутствовал или хочет повторить, мог их посмотреть.
Я стараюсь, чтобы ученики всегда были в диалоге со мной и не отвлекались: в любой момент могу задать вопрос, выборочно назвать имя, попросить ответить по теме, которую мы только что проговорили, или попросить выполнить задание, повторить то, что я сказала. Поначалу, с непривычки, ребята не сразу понимают, что происходит, они удивляются, пугаются. Я понимаю, что, возможно, они невнимательно слушали. Но через какое-то время они привыкают к этому, понимают, что нужно быть внимательным, и концентрация внимания повышается. Плюс, конечно же, мы всегда работаем с камерами. Я стараюсь много жестикулировать, менять темп, громкость речи, чтобы привлекать внимание, если я понимаю, что скучновато становится.
Самое важное из всего этого — смена деятельности. Мы никогда не будем на протяжении всего урока писать что-то под диктовку либо решать только тест, потому что станет скучно. У нас теория сменяется практикой: мы то работаем индивидуально, то делимся на группы, то решаем тесты, то пишем небольшие абзацы текста. Мы стараемся разграничивать время урока, чтобы никогда не было скучно, чтобы концентрация внимания не падала. Даже если кто-то из ребят не смог прийти, я всегда уроки записываю и после отправляю в наши чаты вместе с презентацией, чтобы каждый, кто отсутствовал или хочет повторить, мог их посмотреть.
Что делать с обратной связью, которую вы собираете? Помимо ответов в чатах и записи голосовых что еще можно делать для того, чтобы обратная связь была качественной?
Я в принципе не сталкивалась с проблемой обратной связи, потому что как раз в дистанционном обучении с ней все в порядке. Я всегда стараюсь использовать общение в чатах — они у нас есть в Telegram, во «ВКонтакте», где каждый может задать интересующий его вопрос. Мы это все обсуждаем, даже во время урока. Плюс голосовые сообщения, про которые я говорила, с разбором ошибок.
Еще это обратная связь от родителей. Раз в несколько месяцев я отправляю отчет родителям с результатами их детей, чтобы они видели, что изменилось, какие улучшения произошли. Родители, в свою очередь, мне тоже отправляют обратную связь, что они заметили в поведении ребенка, что он говорит про уроки. Мы работаем как такой треугольник: педагог, родитель и ученик. Мы помогаем друг другу, взаимодействуем, и обычно проблема обратной связи решается таким образом — я собираю эту обратную связь как с родителей, так и с самих детей.
Плюс, в конце каждого урока мы делаем такую практику. Я спрашиваю: «Что вы запомнили? Что вам больше всего понравилось на уроке?», то есть «С какой полезной практикой вы ушли, какая главная мысль у вас осталась в голове?» Мы это обсуждаем, чтобы была рефлексия, чтобы что-то в голове да осталось.
Еще это обратная связь от родителей. Раз в несколько месяцев я отправляю отчет родителям с результатами их детей, чтобы они видели, что изменилось, какие улучшения произошли. Родители, в свою очередь, мне тоже отправляют обратную связь, что они заметили в поведении ребенка, что он говорит про уроки. Мы работаем как такой треугольник: педагог, родитель и ученик. Мы помогаем друг другу, взаимодействуем, и обычно проблема обратной связи решается таким образом — я собираю эту обратную связь как с родителей, так и с самих детей.
Плюс, в конце каждого урока мы делаем такую практику. Я спрашиваю: «Что вы запомнили? Что вам больше всего понравилось на уроке?», то есть «С какой полезной практикой вы ушли, какая главная мысль у вас осталась в голове?» Мы это обсуждаем, чтобы была рефлексия, чтобы что-то в голове да осталось.
Какие качества должны быть у учителей, которые решились и преподают дистанционно?
Для меня главное, что должно быть в учителе, — неважно, очно он работает или дистанционно, — это любовь к детям и к своему предмету. Без этого он далеко не уйдет, неважно, где он будет работать и какими способами. Нужны любовь к предмету, уверенность в том, что он сможет найти ответы на любые вопросы ребят, даже если он чего-то не знает. Не знать — это нормально. Всегда можно проверить информацию, посмотреть, почитать источники, дать правильный ответ ребятам потом.
Учитель должен быть всегда в поиске. Он должен всегда развиваться. Это человек, который всегда открыт чему-то новому, готов узнавать и учиться. Мне кажется, что профессия учителя заключается как раз в том, чтобы не только обучать, но еще быть готовым всегда учиться, познавать мир, узнавать новое и быть открытым, в первую очередь, к детям, относиться к ним с душой, с любовью. Только так он действительно станет их любимым учителем, которого они будут воспринимать, слушаться, с любовью и радостью приходить на его уроки.
Учитель должен быть всегда в поиске. Он должен всегда развиваться. Это человек, который всегда открыт чему-то новому, готов узнавать и учиться. Мне кажется, что профессия учителя заключается как раз в том, чтобы не только обучать, но еще быть готовым всегда учиться, познавать мир, узнавать новое и быть открытым, в первую очередь, к детям, относиться к ним с душой, с любовью. Только так он действительно станет их любимым учителем, которого они будут воспринимать, слушаться, с любовью и радостью приходить на его уроки.
Как переубедить тех преподавателей, у которых был неудачный опыт с дистантом? Как объяснить, чем вы занимаетесь, и почему это все-таки хорошо, и где найти баланс между офлайном и онлайном?
Я бы так конкретно не говорила, что нужно обязательно совмещать офлайн и онлайн. В наше время у каждого педагога, у каждого ученика есть право выбора. Если человек совсем не воспринимает онлайн, дистант, ему тяжело и не хочется этим заниматься, может быть, тогда не стоит? Понятно, что с каждым годом мы все должны потихонечку привыкать к тому, что онлайн прочно вписался в нашу жизнь. В таком случае можно смотреть на опыт коллег, консультироваться у них. Для этого человеку нужно время, чтобы он принял это, осознал, что нет ничего страшного, а наоборот, есть очень много хорошего. Понятно, что в 2020 году нас всех резко в это окунули, и мало кто понимал, что вообще происходит, что нужно делать. Нужно, наверное, обучение, которое бы педагоги массово приходили, чтобы им объясняли, как работают те или иные платформы, что с ними можно делать, как классно можно подавать урок. Когда они на примере других увидят, как здорово все можно организовать, тогда они, возможно, захотят использовать сами. Но это неточно.
В какую сторону будет развиваться дистанционное образование? Как вы видите онлайн-обучение в школах через пять-десять лет? Или его не будет, мы все вернемся за парты и будем наслаждаться общением в классах?
Я уверена, что его будущее будет светлым и счастливым. Скорее всего, к обучению начнет подключаться искусственный интеллект, хотя он и сейчас подключается активно, но просто не все учителя об этом знают, не все его применяют, даже не все дети об этом знают. Процесс станет еще более индивидуальным. Еще проще будет использовать проверку домашних заданий. Появится улучшенная обратная связь с учениками в режиме реального времени. Наверняка будет использоваться виртуальная реальность. Сейчас для нас очки виртуальной реальности — это пока что-то вроде близкое, но скорее далекое. Наверное, лет через десять, а может быть, и раньше это все будет применяться и в образовании.