Подкаст «Go учиться!» | Forbes Education

«Минимум 25 000 шагов в день»: как живет курьер, работающий пожарным

Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Ярослав Девятый, пожарный, курьер «X5 Доставка»
В этом выпуске третьего (совместного с X5 Group) сезона подкаста «Go учиться!» обсуждаем работу курьеров. Почему их зарплаты часто выше средних по городу, в каких условиях приходится трудиться, а также почему даже пожарным приходится искать себе второе место работы.

Работа курьером до активного развития рынка доставки еды и товаров из маркетплейсов считалась чем-то подходящим по большей части студентам. В последние годы ситуация поменялась. Вместе с ростом рынка рос и спрос на курьеров, и в какой-то момент особое внимание стали привлекать их зарплаты: в некоторых регионах у курьеров они достигают трехзначных сумм, и автокурьер, например, может зарабатывать до 200 000 рублей.

Особый резонанс вызывали и забастовки: курьеры требовали, среди прочего, оформления трудовых договоров, а не договоров подряда, и вообще прозрачных условий работы. Это привело даже к появлению профильного профсоюза и судебным процессам.

В этом выпуске говорим с пожарным одной из частей Подмосковья — Ярославом Девятым. В свободное от службы время он работает курьером «X5 Доставки». И именно эта занятость приносит ему основной доход.

Какие условия труда сейчас у курьеров? Действительно ли они могут зарабатывать трехзначные суммы? И как со временем растет престиж этой работы?

Ты пожарный и курьер — как так вышло?

Я отслужил свою срочную службу, пришел с армии. Молодой, мне 19 лет — что делать, куда идти? Я пошел работать на завод кладовщиком. Отработал, наверное, месяца три, и весь цех закрыли со словами: «Все, ребята, вы нам не нужны». Хорошо, хоть зарплату за последние месяцы выплатили, но я остался на улице, никому не нужен. Куда идти?

Тогда же я заочно учился в институте, и мне были необходимы учебные отпуска. То есть два раза в год по месяцу или по три недели мне нужно было очно ездить на учебу. Оплачивают такие отпуска в нашей стране только государственные структуры — обычный работодатель их тебе не даст, ведь помимо обычного отпуска тебе надо еще учебный давать — в сумме в год ты три месяца не работаешь.

Я понимал, что, к сожалению, зарплата у пожарных очень маленькая. Двадцать восемь тысяч я зарабатываю на должности командира отделения. Бойцы зарабатывают где-то двадцать пять тысяч рублей. Но я все равно решил идти работать пожарным. Физически и морально я был готов. К тому же это интересная профессия. В процессе я убедился десятки раз, что мне это подходит, мне это нужно.

Я отучился, закончил курсы, все хорошо. Но так как зарплата небольшая, нужно было где-то еще подрабатывать. Идти опять на склад — тяжело. Я выбрал профессию курьера, потому что график ты сам себе можешь подобрать. Курьера проще заменить, чем любого другого сотрудника.

На кого и где ты учился, когда работал на складе? И закончил ли ты учебное заведение?

Я учился на инженера — эксплуатация транспортно-технологических средств и комплексов. В Балашихе на заочной. Это был Российский государственный заочный университет. Закончил, отучившись четыре года. Я поступал по специальности из ПТУ, как бы на повышение. Поэтому у меня заочно четыре года, а так бы пять лет учился.

Где надо учиться, чтобы стать пожарным?

Если вы претендуете на офицерские должности, то в академии МЧС. Если вы планируете работать пожарным, то можно дорасти, насколько я знаю, до командира отделения, либо до помощника, начальника караула. Это федеральная составляющая. Проходишь все медкомиссии, психологические отборы. Если все с тобой хорошо, идешь на стажировку, которая длится до полугода — в зависимости от человека. Если ты покажешь себя достойным кандидатом, она будет длиться всего три месяца.

Я учился в Подольске. Там тебя отправляют на трехмесячные курсы. У меня должность командира отделения, я еще повышал свою квалификацию, ездил туда на два месяца. Это не академия, а скорее курсы повышения квалификации. Там все есть: оборудование, специалисты, которые проводят занятия. Сама пожарная структура тебя отправляет на обучение.

Какой график у тебя? Как получается совмещать с работой пожарным?

Пожарные работают по графику сутки-трое. Получается, я заступил на смену на сутки, отдежурил, сменился на следующий день. У меня выходной. На следующий день и после него я работаю курьером. Через день у меня опять сутки. Сутки-выходной-два дня курьером.

Ты непосредственно на пожары выезжаешь?

Конечно, да. Серьезные пожары не очень часто происходят. Но, как правило, приходится выезжать каждые сутки на разные ситуации — замыкание, кошку достать, еще что-то. Но крупных пожаров, когда баня, дом, квартира загораются — такое раз в месяц примерно выпадает.

Как на работе относятся к тому, что ты работаешь курьером? Знают ли там? Как к этому относятся друзья и близкие?

Все, конечно, знают. Практически все пожарные еще где-то работают, не я один такой: кто-то на складе, у кого-то самозанятость, кто-то пилит, кто-то лепит, еще что-то. Только совсем взрослые люди, ближе к пенсии, они отдыхают. И то, скорее всего, у них дом, хозяйство, огород. Все знают, что я подрабатываю курьером и нормально к этому относятся. Все в порядке, все отлично. Нет такого, чтобы говорили об этом снисходительно.

Сколько тебе сейчас лет?

26 будет в мае.

Сколько ты работаешь пожарным?

Я отработал три с половиной года. Потом, так скажем, устал от низких зарплат. Полтора года я работал в «Сбербанке» в Москве на Кутузовском проспекте, но понял, что это не мое и вернулся обратно. Пятый год я работаю пожарным.

А курьером?

А курьером уже лет шесть.

Изменилось ли отношение людей к тебе за это время? Есть ли трансформация?

Меняется в лучшую сторону, потому что шесть лет назад курьерская служба не была так развита, как сейчас. Но во многом это еще зависит от человека, от того, как ты сам будешь вести себя с клиентом. Я всегда отношусь позитивно. В принципе, курьеров не за что ругать, винить, злиться на них. Они тебе приносят радость. Я до этого работал в пиццерии. Ты везешь людям пиццу, они голодные, ты открываешь сумку, а там пар. Они такие: «Вау, она такая горячая, как же круто». Это позитив. Сейчас я работаю в X5, продукты доставляю. Люди сидят голодные, ты привозишь им, особенно когда это быстро, они радуются. От твоего собственного отношения зависит зарплата, грубо говоря. Чем позитивнее ты будешь относиться к клиенту, тем больше вероятность, что тебе дадут чаевые, с тобой будут вежливо общаться, в следующий раз попросят именно тебя.

А так бывает?

Бывает.

Есть ли у тебя определенные адреса, по которым ты ездишь, любимые клиенты, или это каждый раз новое?

Да, появляются постоянные клиенты. Я не в darkstore, а в магазине работаю. У меня небольшой город, население чуть больше 30 тысяч. И мне уже не нужен навигатор, я знаю свой город вдоль и поперек, где припарковаться, как встать, куда подъехать. Я работал в Москве курьером, и это совсем не то, тяжело. И в Москве люди разные попадаются. А у себя ты местный, все знаешь. Поэтому есть постоянные клиенты. В Х5 не было пока такого, чтобы определенного курьера просили прислать, а вот в пиццерии было.

Как у тебя сейчас строится курьерский рабочий день? Сколько смена длится?

Я работаю по 12 часов, с восьми утра до восьми вечера. Просыпаюсь в 7:20-7:30, завтракаю, умываюсь, чищу зубы, бреюсь, в 8:00 выхожу на смену. То есть я захожу в приложение, открываю смену, еду в магазин по первому заказу, потому что мой дом от магазина находится в километре.

Ты на машине?

Да, я на машине работаю. Зимой я еще грел машину, но сейчас это не требуется.

Вот я еду по первому заказу. Если это будний день, как правило, он появляется где-то ближе к половине десятого, хотя бывают исключения: бывает, в 8:01 ты вышел на смену, а в 8:03 уже первый заказ. У меня последние две смены так было. Как правило, в выходные я прямо с утра начинаю, приезжаю, беру заказ, отвожу. Если один заказ выпал с утра, сразу за ним последует второй, третий. Поэтому два-три заказа ты с утра делаешь, потом небольшой перерыв — можешь позавтракать пойти. Я любитель каши по утрам, поэтому обычно ее беру с собой. Я могу свободно прийти в магазин, в помещение для сотрудников, зайти в столовую, покушать — меня все знают, потому что я единственный постоянный курьер там. А когда меня нет, возят через «Яндекс», где каждый раз разные люди.

Я всех знаю — директора, зама, администратора, всех кассиров. Пришел, покушал. И вот так в течение дня потихоньку работаешь. Загрузка зависит от дня. Бывает много. Самая большая у меня была перед Новым годом: 40 заказов за 12 часов. Нет, вру — тогда я на целый день выходил, то есть где-то за 14 часов 40 заказов отвез. Минимально 12 заказов, то есть меньше десятки в день я точно не возил. В среднем 20 заказов в день стабильно имеется.

Сколько за это платят? Как считается, за количество?

Да, зарплата курьера зависит от выполненных заказов. Но есть минимальный выход, так скажем. Ты должен отработать минимальное время в X5 — это 11 часов.

С учетом обеда?

Нет. Я ем тогда, когда нет заказов, не беру обед.

Нет какого-то регулятора, который оповещает, что ты на обеде?

Можно и так делать: спокойно выходишь из смены, идешь обедать. Но тогда время продлится, будешь работать не до семи, а это твое личное время.

Минимальную оплату тебе дают за 11 часов. Платят за 20 заказов. То есть, если я отвезу меньше 20 заказов за 11 часов, я все равно как за 20 зарплату получу. Если я отвезу 25, соответственно, я заработаю больше. Моя основная работа — пожарный, но курьером я зарабатываю больше.

Какие истории с тобой случались во время работы курьером?

Расскажу про свою самую страшную доставку. Я возил шины по Москве — был у меня такой период. У меня машина «Ларгус», на ней я ездил по самому центру города. В среднем было пять адресов в день. Две-три доставки я уже отвез, везу еще одну. Товара у меня на 80 тысяч. Подъезжаю по адресу, а там частный сектор. Звоню, говорю, что подъехал. Открываются отельные ворота, я заезжаю, а там такие старые здания, красный кирпич, брусчатка уложена, подземный паркинг — как будто в ложе масонов. Серьезно. Стоит черный «Порш» в конце площадки, дяденьки суровые. Я думаю, что все, сейчас меня тут хлопнут с этими шинами, деньги не отдадут. Реально страшно. Выхожу из машины. Слава богу, это все нормальные люди оказались. Все им отдал и спокойно уехал. Но было реально страшно.

Не нравятся в работе СНТ различные. Сейчас же у нас мода пошла на шлагбаумы — у каждого СНТ он есть. Если клиент не слышит твой звонок, поставил телефон на «без звука» — все, ты просто встал у этого шлагбаума и будешь ждать, пока кто-то не поедет, и быстренько прошмыгнешь внутрь, либо пока клиент не выйдет на связь. Это раздражает, потому что ты теряешь много времени.

Еще бывает такая сложность в работе: у нас максимальный вес заказа — 30 килограммов. Когда X5 только начинал возить, люди заказывали как в последний раз. Они, наверное, думали, что больше заказывать доставку будет нельзя. А у нас много пятиэтажек без лифта в городе. И вот эти 30 килограммов ты на пятый этаж прешь. У тебя два-три пакета в сумке, еще два в руках, и ты как терминатор. Не скажу, что мне это сложно давалось, но все равно. Пакеты режут руки еще. Это было самое неприятное.

Какие были необычные места, куда тебе приходилось доставлять?

Я один раз почти доставил заказ в Звездный городок. От моего города он в четырех километрах находится. Когда я в пиццерии работал, возил туда много раз, но только до шлагбаума.

Какую пиццу они там больше всего любят? Ананасы с курицей?

Вообще охотничью. Маргариту заказывали часто. И ты везешь ее до шлагбаума, потому что город закрыт. Туда ни на автомобиле, ни пешком нельзя заходить — закрытая зона. И вот как-то я подъезжаю к КПП с заказом, звоню, говорю, что я на месте, забирайте. «А вы что, — мне говорят, — не заедете?» Я отвечаю: «А как я заеду? Это же закрытый город». А человек думал, у меня пропуск есть. Вот такая была история. Они в итоге отказались от заказа.

Из веселых историй еще было такое, что я на карьеры возил, опять же, пиццу. Приезжаешь, лето, жара, бегаешь с этой сумкой и спрашиваешь: «Кому пицца?»

Еще была такая история. Сотрудники водоканала у нас в городе постоянно что-то строят, меняют трубы где-то. И вот был у них сотрудник, который, если во время обеда в городе происходят аварии, обязательно заказывал пиццу. Для меня каждый раз это была новая геолокация. Если ты сегодня работаешь, запоминай, где вырыта яма, а где стоит экскаватор, — туда ты сегодня и поедешь.

Я вам так скажу: все начинается с денег. Молодежь не идет работать в пожарную охрану, потому что за тридцатку они не будут работать, а вот такие, как я, которым в кайф ехать с мигалками по встречке, лететь, тушить квартиру, — будут. Я адреналиновый наркоман, мне нравится это, интересно. Я как-то полтора года не работал и понял, что скука неимоверная. Если бы подняли зарплату, хотя бы полтинник платили, пришла бы молодежь. Вот я не с погонами служу, вольнонаемный пожарный. Специфика работы с МЧС у нас одна и та же. Они тушат пожары, и мы тушим пожары. Это все одно и то же.

А условия разные?

Да, у нас нет пенсии, у них же — 45 тысяч.

Есть ли у тебя какие-то идеи, как можно было бы улучшить работу курьера для того, чтобы она стала еще эффективнее, интереснее, полезнее?

Да. Вообще, как и любая система, приложение, через которое мы работаем, несовершенно. Безусловно, у него постоянно выходят обновления. Но есть такие моменты, когда хочется, так сказать, дать больше свободы курьерам. Вот смотрите. Мне приходит уведомление на телефон: «У вас появился заказ». Пять минут мне дается на то, чтобы я его принял. Я это делаю, приезжаю к магазину. Когда я нажимаю, что я у магазина, тогда только я вижу сам заказ, куда его везти, какой вес и так далее. Пока этот заказ собирается, может поступить другой. И он тоже тебе падает. И все, ты первый не можешь увезти, пока не заберешь второй.

Буквально позавчера была история. Прилетает заказ, наша сборщица его собрала. Я только доношу его до машины, хочу нажать, что забрал заказ, мне падает второй. Все, я не могу. А везти первый заказ мне всего за полтора километра. Второй же, как я вижу, имеет 30 с чем-то позиций. То есть я понимаю, что пока сборщица его соберет, я уже первый отвезу. Но система не дает мне этого сделать. Я прожаренный парень, поэтому везу его без приложения. Но проблема еще в том, что система отслеживает твою геолокацию и не дает закрыть заказ. То есть, когда я второй забираю и хочу нажать, что доставил первый, приложение не дает мне этого сделать. Так что мне все равно пришлось мимо того адреса проехать и нажать, что я его отдал.

Я понимаю, что есть недобросовестные курьеры, очередность. И система еще некорректна. Есть маршрут заказов. Вообще можно до четырех, по-моему, заказов за раз забирать. И система сама тебе строит маршрут. К сожалению, она не знает каждый город, каждый населенный пункт. А когда я работаю в одном городе три-четыре года курьером, я знаю все улочки, как мне построить маршрут, чтобы доставить заказ максимально быстро и эффективно. Система же мне этого не даст сделать. Я буду ехать так, как она скажет. Так что было бы хорошо с целью экономии времени, бензина, нервов дать немного свободы курьеру.

Какие плюсы и минусы профессии курьеры ты мог бы назвать?

Первый плюс: у тебя нет начальника. Мне это очень нравится. Второй плюс: в свободное время, пока нет заказов, ты можешь делать, что тебе хочется. Можешь читать, смотреть, болтать, учиться, проходить тесты, пойти на площадку, позаниматься на турниках, пойти покушать. Ты предоставлен сам себе, и ни один начальник к тебе не подойдет и не скажет: «Что, нет работы? Иди тем занимайся». Это тоже плюс, что есть свободное время. И третий плюс: график. По крайней мере, в X5 я сам себе строю график, как мне удобно. В среднем я работаю 2/2. Если мне нужно дополнительные смены, я еще возьму. Если мне нужен выходной, я написал заявление, мне сняли смену. В пожарной охране ты не просто сутки-трое работаешь, у тебя есть еще занятия, медкомиссии, еще какие-то дела, по которым ты должен съездить. Либо тебя могут в другую смену вызвать, если человек заболел, на замену.

Минусы — это дорога. Под вечер ты устаешь. Темно, пробки, то есть опасно на дороге, а ты несешь материальную ответственность — и за заказ, и за машину, и за других людей, и вообще за себя. Второй — это машина. Ты сам ее обслуживаешь. Например, у меня помпа потекла сейчас. Мне должны были ее вчера сделать, а мой механик не смог. Ему придется начать сегодня, а закончить завтра, поэтому завтра я не пойду на смену. То есть помимо того, что я сейчас тысяч на 17 влетел с ремонтом, я еще и не выйду на работу. Третий минус: у курьеров нет карьерного роста.

Блиц

Легко ли быть курьером?
Я думаю, да. Курьером быть легко, если ты внимательный, быстрый, оперативный, улыбаешься. В Москве любая профессия, в которой ты коммуницируешь с людьми, требует таких навыков. Поэтому в целом несложно быть курьером.

Можно ли стать миллионером, работая курьером?
Нет, к сожалению, не стать миллионером.

Кем ты видишь себя через пять лет? К чему ты стремишься?
Мне много направлений нравятся в жизни, например медиа. Меня звали в ролики сниматься, и получилось классно. Оператор, режиссер — это мне интересно. Но я не хочу бросать пока профессию. Хотелось бы найти себя где-то. Мне нравится общаться с людьми, взаимодействовать, рассказывать, показывать. В этом направлении я хотел бы развиваться.

Доставка заказов способствует поддержанию спортивной формы или наоборот?
Я думаю, это помогает. Я бы многим посоветовал подработку курьером, особенно тем, кто много сидит. Чисто на два часа вечером. Это просто прекрасно. Ты идешь с пакетами по четыре-пять киллограмов по городу, солнце светит, все хорошо, прогулка, свежий воздух. Это ли не плюсы. Опять же, по лестнице поднялся на пятый этаж, взбодрился. Мы ведь так редко сейчас даем достаточную нагрузку своему организму, а это важно. Особенно, когда ты курьер и пожарный — у тебя ноги всегда должны быть в тонусе. Так что это позитивно влияет на самочувствие. Минимум 25 тысяч шагов в день у меня. Аппетит есть. Вес лишний уходит. Когда ты двигаешься, ты более позитивный, жизнерадостный — это плюс.
Сезон 3