Подкаст «Расписание на послезавтра» | Forbes Education

X-Y-Z: Как понять теорию поколений и применять ее для эффективного обучения

Запись подкаста «Расписание на послезавтра». Гость – Евгения Шамис, основатель и координатор исследовательского центра «RuGenerations — российская школа Теории поколений»
В первом выпуске подкаста «Расписание на послезавтра» говорим о теории поколений: как применять ее в образовании, доверять ли ей вообще и в чем отличия представителей так называемых X, Y и Z.

Теория поколений часто подвергается критике, однако все равно остается инструментом, который нельзя не учитывать. Тем более в образовании.

Исследователи делят поколения на:
  • «беби-бумеров» — люди, родившиеся между 1944 и 1963 годами;
  • «поколение X» — люди, родившиеся между 1964 и 1984 годами;
  • «поколение миллениум» (Y) — люди, родившиеся между 1985 и 2002 годами;
  • «поколение хоумлендер» (Z) — люди, родившиеся между 2003 и 2024 годами.

У каждого из них есть уникальные черты, которые влияют на поведение, отношения с людьми и миром, предпочтения в различных сферах жизни, в том числе в образовании. Считается, что представители поколения Z ориентированы на разумное потребление, обмен вещами и предметами быта, они чаще других обращают внимание на историю бренда и компании, на ее поведение в социальных сетях и в зависимости от этого принимают решения.

Это влияет и на образование, а именно на то, как разговаривать с этими людьми и доносить до них информацию. Чему их учить и на что делать упор? По мере взросления представители новых поколений сами начинают учить других. Как они это делают?

Есть ли здесь место конфликту поколений? Как понять особенности разных поколений? Нужно ли подстраивать под них учебные программы? Как вообще общаться людям из разных поколений и можно ли делать это правильно?

В выпуске ищем ответы на эти вопросы, а также разбираемся в том, как необходимо трансформировать образование, ориентируясь на особенности современных детей, подростков и молодежи, вместе с основателем и координатором исследовательского центра «RuGenerations — российская школа Теории поколений» Евгенией Шамис.

Что такое теория поколений? В чем она заключается? Есть ли у нее особенности, недостатки?

Я всегда напрягаюсь, когда мы говорим просто слово «теория», потому что это и теория, и практика. Поколение – это люди, которые родились примерно в одно и то же время. На них влияли разные экономические, политические, культурные события, а также развитие технологий. И все это в комплексе диктует определенные модели действий, характерные для больших групп. Причем они не делятся по странам – это общемировая история. В ней есть привычные сценарии действий: как знакомиться, как учиться, кто такой хороший учитель, как разрешать конфликты, как работать в команде. И есть ценности – то, чего будет очень не хватать, если почему-то в окружающем нас мире этого нет. Одно поколение может длиться от 15 до 30 лет, а полный цикл их смены – от 80 до 100 лет. Важны события, которые происходят.

В 2002 году мы организовали то, что сейчас стало исследовательским центром RuGenerations. Тогда я не могла подумать о том, настолько сильное влияние оказывают экономические и политические циклы на людей. Кажется, что мы же умные, можем выпрыгнуть из особенностей, чем-то управлять. Как оказалось, не можем. Это как у техники установленные по умолчанию программы. Так вот это наши встроенные программы, и они не будут меняться в течение всей жизни.

С одной стороны, мы будем взрослеть, у нас будут появляться возрастные интересы, ценности, приоритеты, будут меняться взгляды, пристрастия. Но ценности поколения не могут измениться, потому что они формируются всего один раз в жизни – в период от рождения и до 10 лет. Это удивительно и в то же время очень удобно, потому что ты понимаешь, как примерно будет действовать поколение и что от него ждать.

Какие поколения живут сейчас? Чем они друг от друга отличаются?

Четыре поколения образуют цикл. Нынешние школьники, дети, подростки – это поколение хоумлендеров, поколение Z. Они родились с 2003 по 2024 год. В январе прошлого года официально продлили сроки их рождения, так как ковид задержал сроки, когда формируются похожие ценности. В этом году не продляли.

Основа теории поколений – это экономика. Обычно хочется сказать психология и социология, но они не имеют отношения к этому подходу. А вот экономика влияет очень сильно. Во время ковида все остановилось, замерло, были другие задачи. И мы всем миром думали, что делать.

Молодежь постарше, 1985-2000 года рождения – это миллениумы, или поколение Y. Правильнее называть поколений «уай».

Название поколения всегда не просто так появляется. Оно дает подсказки, кто перед нами. «Хоумлендер» (Homelander) происходит от английских слов home (дом) и land (земля). Для этих ребят высока ценность дома в классическом его понимании. Это не здание, а ощущение, атмосфера дома. И эта ценность обрастает дополнительными характеристиками. Дом должен быть уютный, красивый. Это отражается в поведении. Наши дети, даже будучи маленькими, влияют на наши покупки. Например, миллениумы не говорили в детстве: «Папа, мама, купите мне эргономическую или ортопедическую кровать, красивую картину» и так далее, а хоумлендеры так говорят, потому что дом должен обладать характеристиками, которые создают ощущение, что здесь хорошо, здесь что-то твое. Они готовы его украшать, вкладываться в него. И они будут делать покупки относительно дома.

Поколение альфа – то же самое?

Нет, поколение альфа мы не видим. Чтобы они появились, у нас должны поменяться условия, в которых формируются люди, а они не меняются. Мы живем на финальном этапе мирового экономического кризиса. Это поколение все время жило в период кризисов. Они привыкли, что кризис – часть жизни. Когда ты это говоришь, все остальные поколения пугаются. Кроме поколения Х, которое по-другому воспринимает ситуации больших перемен. А дети нам говорят: «Так же всегда было».

С буквами у поколений очень интересная история. Я сказала, что есть поколение хоумлендеров, миллениума и «иксы» (поколение X). У «иксов» (это те, кто родились с 1964 по 1984 года) ценность в названии Х суперпроявлена. Это значит необыкновенный, уникальный, ни на кого не похожий. Поколение не любит, когда их категоризируют. Они – это неизвестное в уравнении, которое невозможно разгадать. И поколение от этого кайфует, оно не хочет быть обычным, стандартным.

После них сработала лингвистическая особенность, что в английском алфавите идет X, Y, Z. К поколению миллениумов букву притянули адекватно, потому что Y означает вопрос, который это поколение очень любит задавать: why? («уай?») – зачем?

С поколением Z в букве нет смысла, к тому же, детям не нравится это название. Мы делали исследование на эту тему в 2017 году. Нам казалось, они будут себя ассоциировать с Зорро. Тогда как раз вышли новые фильмы. Но они ассоциировали себя с зомби, потому что им в детстве показали много сериалов с зомби.

Поколения объединяет что-то общее на всей планете Земля, независимо от государственного строя и политики?

В России и США живут одинаковые поколения. И во времена холодной войны было то же самое – такие события идеальны для формирования одного и того же поколения. Страны-антагонисты очень похожи. Про Северную Корею исследований я не видела. Когда появился подход теории поколений в 1991 году, Уильямом Штраусом и Нейлом Хоу была опубликована первая книга Generations, и мы переписывались с ними, когда они еще были оба живы. Штраус уже ушел из жизни, а Хоу еще жив. После того, как они опубликовали книгу, первыми стали проверять страны – так называемые «азиатские тигры», с достаточно яркой культурой. Сюда попадают Южная Корея, Сингапур, Япония, которые очень удивились, что у них вдруг все то же самое сработало.

Первое мероприятие, которое я вела для аудитории японцев, было связано с бережливым производством, и я была в шоке, когда японцы побежали мне рассказывать как будто бы наши истории, которые я уже знала. У меня случился когнитивный диссонанс. Я сижу и думаю: вы же японцы. Откуда те же самые истории? А именно так работают поколения. Они и сами очень удивились.

Американские коллеги обнаружили эту закономерность при анализе экономических циклов. Они дошли аж до 1584 года. И всем казалось, что это индивидуальная история одной страны, так не может быть. А когда начинали проверять, у всех подтверждалось. В ЮАР даже подтвердилось, хоть у них была небольшая задержка во времена апартеида.

Потом мы проверяли в России и Европе. Мы тоже хотели бы сказать: «У нас все по-другому», да не вышло. И это чудо, ты удивляешься, насколько экономические циклы сильнее тебя – они диктуют определенные правила поведения.

А вот поколение бэбибумеров, например, связаны не столько с депрессией, сколько с окончанием Второй мировой войны. Или экономический примат важнее?

Поколение бэбибумеров, названных так по буму рождаемости после Второй мировой войны, начали появляться еще во время нее. Это поколение с 1944 по 1963 года. Я точно называю даты – их проверяли. Напротив, «молчаливое поколение», 1924-1943 года – это примерные цифры, потому что Хоу и Штраус определяли по экономике в целом. А наш метод исследования в RuGenerations основан на живых людях. Это более точная история. Вы удивитесь, как четко видна разница. Есть еще пограничное поколение, на стыке перехода, и его представители обладают характеристиками как предыдущего, так и следующего поколения.

Мы считали, что поколение хоумлендеров начнут появляться с 2002 года. И мы решили, что в 1998 году должно быть пограничное поколение миллениум – хоумлендеров. Это проявляется таким образом: вдруг представитель нового поколения начинает рассказывать историю, которой до этого не было. Мы провели множество исследований в разных городах – как маленьких, так и больших, – и не смогли поймать 1998 год ни разу. Мы брали специально 1991-1992 годов рождения и 1998. И первые нам либо рисовали, либо группой отвечали. И говорили одно и то же. И мы поняли, что как бы мы ни пытались их поймать, не вышло.

Тут приходит 1999 год, и все меняется. Я преподаю в РАНХиГС первокурсникам. Вот они приходят на пару, и спустя 30 минут моей лекции они вдруг начинают говорить о предательстве в дружбе. У меня же нет ни одного слова про дружбу. Мы обычно не говорим про такие вещи. Но для них это настолько важно. Чтобы миллениумы хоть раз задали вопрос про предательство в дружбе, но это совсем не их тема, их другие вопросы интересуют.

И с этого года я знаю, что 20 минут уйдут на подобные обсуждения, ребята обязательно поднимут тему «предательство в дружбе», и что делать, если вдруг ты сильно поссорился с другом, – рушится ли вся жизнь, можно ли помириться. Потому что у них появилась поколенческая ценность – ценность дружбы.

Ценность дружбы, конечно, есть у всех поколений. Но когда она восходит на пьедестал у всего поколения, начинают работать совершенно другие правила. Лучше всех проработана ценность дружбы у поколения Х (1964-1984 года), потому что это те, кто вырос на улице, поколение с ключом на шее. Им нужно было уметь дружить, потому что друзья стали второй семьей. Миллениумы этого не понимают. А хоумлендеры сейчас понимают. Но для них самая высокая ценность – не у дружбы, а у семьи, потому что семья – это дом. Во времена перемен, кризисов тебе нужна защита. Дом – защита. Семья – защита. То, что поддержит, спасет.

Есть ли особенности в том, как учатся разные поколения?

Нынешние дети, хоумлендеры, очень хотят учиться. Они вернут уважение к школе. Именно они сделают так, что школа будет опять местом, куда захочется идти. Они будут в нее вкладываться. Мы ждем такой трансформации. Договаривается каждая сторона отдельно, появляются новые правила, как учиться в начальной и средней школе. Про вузы мы более-менее договорились ранее, а со школой остались вопросы, чему и как учить.

Хоумлендеров называют «взрослые дети». В свои 6-7 лет они уже ожидают взрослого к себе отношения, что нарушает все привычные правила взаимодействия. Приходит учитель. Перед ним шестилетки. Они задают вопрос и ждут аргументированного ответа, подтвержденного наукой. И это непривычно. Они уже увидели, что у науки очень высокая ценность – она сейчас самая высокая за все время экономического цикла. И они хотят видеть, что у тебя глубокие данные. Им интересно, они пытаются копать. Но для учителей это непривычно и сложно, потому что нужно знать много и разного.

Еще одна из черт этого поколения – они хотят персонализации подхода и выбирают очень узкие темы. И это, конечно, тоже вызов для учителей. Я хочу учить не всю историю, а историю Средних веков и концентрироваться на ней. Они могут очень аргументированно объяснить свой выбор. Или говорят: «Мне нравится определенный период литературы, определенный стиль литературы».

В исследовании Сбербанка «30 фактов о современной молодежи» есть интересная цитата: «В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель». О чем это говорит?

Я не рекомендую пользоваться этим исследованием, хоть и обожаю «Сбербанк». Но это пример неверной интерпретации. У меня есть вопросы к каждому слайду этого исследования, потому что хоть факты и хорошие, интерпретации не очень – там перепутаны поколения. Это исследование, на самом деле, про миллениумов. К поколению хоумлендеров оно не имеет никакого отношения. Вообще, сейчас в каждом классе есть тот, кто что-то знает лучше преподавателя.

Поколение хоумлендеров очень хорошо воспринимает истории. Я бы посоветовала всем, кто работает с детьми, а также родителям: готовьте и рассказывайте истории, как вам помогли те или иные предметы. Сторителлинг сейчас очень важен, потому что нынешнему поколению показали шикарные сериалы, книжки, причем книги-саги, с продолжением. Поэтому они ждут хороших сценарных ходов.

Ценность времени больше проявляется у ребят постарше, у миллениумов. А хоумлендерам легко объяснять, если они понимают, зачем в больших системах, глубинно это нужно. Время – не их ценность. Их волнуют разные взгляды. И лучше даже записать серию историй от друзей, родителей, других историков, интересных людей, кому как пригодились эти знания. Таким образом, наша сейчас задача как родителей и педагогов – научиться интересно рассказывать истории.

Поколение, которое воспитывает и преподает хоумлендерам, умеет рассказывать истории? Им это надо?

Всем нужно этому учиться. Иксам вообще нравится рассказывать истории, да и миллениумам тоже. Это как байки во дворе, у костра. Но у миллениумов другая вариативность историй, потому что им продавали презентации. И мы будем очень по-разному все рассказывать. Хоумлендеру же никогда не будет слишком много историй. Им важнее человек, который рассказывает эту историю.

Я начала с того, что эти поколения хотят Учителя с большой буквы, личность. Они хотят и Родителя с большой буквы – тоже личность. И им надо показывать, что ты личность, почему тебе это важно. В этот момент они очень хорошо понимают, что, во-первых, твое мнение может с их не совпадать, что бывают другие интересы. Но если им нравится человек как личность, они это примут. У них нет задачи всем дружно занять какую-то одну позицию. Они могут скорее влюбиться в личность. В такое время начинают появляться суперучителя. Вообще иксы – самое гибкое поколение. Миллениумы гораздо более жесткие с точки зрения установок.

Дети-хоумлендеры очень легко воспринимают разные возрасты. Мы как-то делали исследование в Татарстане, и миллениумы говорили: «Можно ли сделать города, где будут жить люди до 50 лет?» Все так напряглись, стали срочно считать, кому сколько лет. Стоят одновременно ребята-хоумлендеры, школьники, и говорят: «А зачем? Интересно же, когда есть разные возраста, бабушки, дедушки, они другое расскажут». Поколению нынешних хоумлендеров хорошо, когда есть люди разного возраста. Я бы рекомендовала делать разнопоколенческие команды в школах и везде. Эти ребята умеют хорошо общаться.

Возвращаемся к школе и коллективу. Правда в том, что наши нейронные сети быстрее реагируют, когда мы молодые, а они более гибкие. А ловушка в том, что молодые ребята будут лучше общаться со следующим поколением. Соседние поколения всегда наиболее конфликтные. Лучше взаимодействие идет через поколение, так как у них похожие этапы экономического цикла.

Поэтому у бабушек и дедушек лучше получается находить подход к внукам, чем к собственным детям?

Если бабушки и дедушки через поколение. У нынешних детей-хоумлендеров дедушки и бабушки – соседнее поколение. Смотрите сами: хоумлендеры, миллениумы, иксы, а дальше бэбибумеры. После хоумлендеров появятся новые бэбибумеры. Соседнее поколение. И дети прямо сейчас поднимают вопрос: что делать с дедушками-бабушками, если они приносят более жесткие методы общения? Они не из-за возраста приносят, а потому что так было принято.

По поводу вашего исследования: какие профессии выбирает поколение Z? Что им нравится, что не нравится?

Мы исследуем профессии, которые нравятся поколениям. Мы задаем вопрос, собираем группы и делаем повторяющееся исследование в разных городах: назовите хорошие профессии, по вашему мнению. Очень многие иксы хотели стать космонавтами, потому что в их детстве сняли огромное число фильмов про космос, например, «Москва – Кассиопея», «Гостья из будущего», «Звездные войны».

У нынешних детей – по результатам лонгитюдного исследования (метод исследования, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки – прим. ред.) – мы увидели несколько групп профессий. На первом месте ученые. Им нравятся геофизики, биоинженеры, биологи. Но ученый – не значит, что ты все можешь объяснить. У ученого есть специализация. Здесь важнее, что ты хочешь глубоко разобраться, как устроены определенные процессы в определенной области. Это не про широту знаний.

Вторая область профессий, которая им нравится – создатели миров, потому что у них совмещается реальный мир, виртуальный мир, дополненная реальность. Сюда относятся режиссеры, сценаристы, писатели, композиторы, продюсеры, создатели компьютерных игр, когда это целые миры, создали сериалов и кино.

Еще в их списке есть врачи. Учителей не было, а вот врачи появились. И ковидная ситуация это обострила. Но именно с научной базой. Доказательная медицина, генетика. Стали говорить про цепочки ДНК, про сложные, редкие заболевания, про возможность с ними справляться. Так что во врачи пойдет очень много людей. И целый ряд событий активизировали эту тенденцию.

Следующая категория профессий, куда они пойдут, это люди, связанные с едой, потому что у них еда стала суперценностью, особенно хорошая еда. Это целый блок профессий. С одной стороны, шеф-повара и все, кто рядом с ними: су-шефы и т.д. С другой стороны, появляется моя любимая профессия – профессиональный дегустатор.

Долго не было профессий, связанной с блогерами. Впервые это появилось у миллениумов. Хоумлендеры держались. До момента, пока не появились стримеры и тиктокеры. Сюда же приплетается и сторителлинг. У тебя должны быть интересные истории, когда ты продумываешь взаимодействие с аудиторией. Они будут придумывать умные блоги по интересным темам. Причем неважно, какой формат это будет. Важно, что они хотят брать аудиторию на длинное время и с ней жить. Это другие знания, другие умения. Они говорят: «Быть хорошим стримером сложно. Ты продумываешь, как будешь веселить аудиторию, профессиональные решения».

На смену хоумлендерам придут бэбибумеры?

Новые, да, но они будут называться не бэбибумеры, а как-нибудь по-другому мы их назовем.

С точки зрения классической теории поколений, у нас нет альфы. Они, по идее, должны появиться, но для этого надо в данных исследованиях что-то сделать по-другому, а этого не происходит.

Что нам ждать? Стоит ли смотреть на бэбибумеров прошлого?

Конечно. Будет этап экономического роста. Появятся определенные модели поведения. У нас уже совершенно другая технологическая среда будет.

Как должна будет трансформироваться школа?

Бэбибумеры будут в ней учиться. Трансформируют школу хоумлендеры. У нас окна возможностей возникают раз в 80-100 лет. Меня это очень дисциплинировало. Когда я что-то хочу менять или в чем-то участвовать, я сразу включаюсь. Трансформация школы идет во времена кризиса. Мы сейчас закладываем фундамент. И вот что заложится, оно и будет жить дальше. Когда идет этап экономического роста, есть гораздо более интересные задачи.

Проблема отцов и детей, проблема взаимодействия поколений существует? Или она выдуманная?

Мы всячески уходим от выражения «проблемы отцов и детей», потому что отцы и дети – это семейная история. Проблема конфликта поколений – не выдуманная история. Это то, с чем мы много работаем в бизнесе, что видят все учителя. Когда учили миллениумов, были одни методы, которые они хотели, а сейчас совершенно другие. Родители сейчас очень пристрастные. Они много нервничают и требуют от школы.

Так что все трансформации в школе сделают хоумлендеры, и этот процесс нельзя ускорить. Я состою в наблюдательном совете гимназии «Сколково» при Сколтехе. И они мне задали вопрос: а можно ли сделать из нынешних детей инженеров? Я говорю: с точки зрения поколений, еще нет. Можно что угодно делать, но сейчас в обществе не звучит достаточное количество сообщений, которые бы дети услышали и массово пошли становиться инженерами. Они чуть позже появятся, во время новых бэбибумеров. И мы получим новое поколение. Мир и так кричит, что всем странам не хватает инженеров. А в будущем их будет совсем не хватать, но зато все пойдут на инженеров. И тогда все выдохнут радостно.

Мы сейчас закладываем фундамент, и дальше нужно будет прожить эту историю. Не зря даются 80-100 лет на один цикл, ведь столько возможностей, столько вещей, которые наработались. И как раз сейчас расцвет учителей. И одновременно с инженерами очень много людей пойдут учить детей. Наверное, что-то есть общее у инженера и учителя, ведь им нужно внедрить, спроектировать, получить результат. А следующие бэбибумеры будут уже совершенно другие.
Сезон 1