Подкаст «Go учиться!» | Forbes Education

Вся жизнь – игра: профессии и зарплаты в геймдеве

Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Александр Михеев, директор по продукту VK Play

В этой серии второго сезона подкаста «Go учиться!» говорим о геймдеве: какие направления есть внутри индустрии, обязательно ли быть айтишником и какое образование понадобится, чтобы создавать игры.

28% россиян хотели бы начать карьеру в сфере разработки игр, выяснили в сервисе VK Play. При этом 5% опрошенных уже имеют опыт в индустрии, а 6% участников осваивают профессии в этой сфере. Среди причин такого выбора почти половина респондентов отметили возможность работать удаленно и создавать то, чем нравится пользоваться. Но не только это привлекает людей: каждый второй желающий начать карьеру в геймдеве рассчитывает на доход от 100 000 до 300 000 рублей.

Какие зарплаты в действительности ждут соискателей? Какие вообще направления работы существуют в геймдеве? И можно ли попасть в индустрию, если тебе уже за 30?

Обсуждаем с директором по продукту VK Play Александром Михеевым.

Что такое геймдев на самом деле? Так ли легок путь в него?

Геймдев не слишком сильно отличается от любого другого контентного бизнеса. Путь достаточно сложный. Но есть лайфхаки, которые позволяют легко в него войти. Мы чуть позже об этом поговорим.

Как любой бизнес, он делится на несколько основных частей, в рамках которых вы можете себя реализовывать как специалист, начиная от стандартных бэк-офис профессий (бухгалтера, юристы, менеджмент и все остальные), заканчивая узкоспециализированными профессиями, как нарративные дизайнеры, гейм-дизайнеры, левел-дизайнеры, программисты, звукорежиссеры и многие другие.

Как много этих технических специалистов? Какой уровень подготовки требуется?

Здесь тоже можно разделить на несколько составляющих. Любая игра, как любой технологический продукт, состоит из двух основных частей. Это так называемый back-end – та часть, которую не видит пользователь, но которая отвечает за всю логику хранения и передачи данных, взаимодействие игроков друг с другом внутри игры и многие другие аспекты.

И так называемый front-end контент – это то, что вы видите у себя в телефоне, или на компьютере, или в браузере, сверстанный продукт, «лицо» игры. Здесь уже более узкоспециализированная история. Разработчики программируют на двух основных самых популярных на сегодняшний день движках. Это очень узкая специализация, которой у нас не обучают ни в общеобразовательных, ни в высших заведениях. Поэтому помимо основного образования необходимо также получать дополнительное.

Нарративные дизайнеры, звукорежиссеры, просто дизайнеры – для них путь такой же тяжелый или есть какие-то варианты попроще, потому что сами профессии уже развиты в смежных областях?

Если мы возьмем нарративный дизайн, здесь очень близки по духу классические сценаристы в кино. Ребята должны придумывать историю, красиво расписывать диалоги, придумывать целые миры, конфликты в этих мирах, характер каждого персонажа. Это требует классического образования, в которое можно добавить игровую специфику.

Если мы берем художников, то даже для тех, кто занимается производством игр, необходимо классическое художественное образование. У нас есть 2D и 3D дизайн, и их основы одинаковы. Но после этого необходимо изучение специализированного программного обеспечения. Помогают либо курсы, либо дополнительное образование.

Как потом искать работу? Много ли ее? Насколько сейчас широк рынок?

Если мы говорим про рынок сейчас, то он чуть-чуть сложнее, чем был год назад, потому что 98% денег, которые генерирует игровая индустрия, формируются за пределами Российской Федерации.

Был тренд на то, что студии в большей степени производили игры локально здесь и фактически экспортировали их на весь мир. Благодаря крупнейшим платформам Apple и Google это было возможно сделать. Любой небольшой коллектив в маленьком городе в России мог без проблем привлекать игроков, например, из штата Аризона. Границы были достаточно прозрачны.

Сейчас в связи с текущей ситуацией все стало намного сложнее. Но в любом случае, GameDev развивается, в России достаточно много инвестируется в эту отрасль. Способы монетизации тоже сохранились, можно выходить на азиатские рынки. Мир очень большой. Востребованность тоже достаточно хорошая и на кадры, и на образовательную историю.

Какие специальности сейчас самые востребованные в индустрии? Кого не хватает? На кого стоит сейчас учиться, чтобы быть востребованными?

Хорошие IT-специалисты всегда будут востребованы. Это и классические программисты, и узкоспециализированные программисты на игровых движках. Очень востребованы гейм-дизайнеры. Это достаточно слабое звено, качественных и хороших мало. Но от них зависит, какой продукт в конечном итоге выйдет.

В целом все остальные позиции достаточно распространены. Потенциальных кандидатов много. Если идти, то в гейм-дизайн, в левел-дизайн, нарративный дизайн, в эту сторону, плюс программирование.

Как вы видите образовательную траекторию IT-специалистов, которые необходимы индустрии дизайнеров игр?

На старте необходимо получать базовое образование. Я сейчас выскажу свое субъективное мнение. Есть разные подходы. У нас есть бакалавриат и магистратура в некоторых ВУЗах страны, которые обучают полным курсом. Но я считаю, что необходимо получить базис, и после четвертого курса или на четвертом курсе получать дополнительное образование с более узкой специализацией, исходя из того, на чем этот самый базис для того, чтобы к пятому курсу можно было идти, если мы говорим про программистов, пробовать себя junior-программистами.

Сейчас достаточно много программ от крупных компаний-разработчиков, которые предоставляют возможность проходить практику. Джун-специалисты сейчас тоже необходимы. Чтобы после пятого курса на вас посмотрели, вы себя показали, вы увидели, что способны сделать на практике и в будущем трудоустраиваться в компанию.

Получается, в GameDev легче всего выстраивать образовательную траекторию по так называемой Т-образной модели?

Да. Есть программы, есть курсы, и их количество растет. Число бюджетных мест год от года тоже вырастает. На сегодняшний день у нас сформировано порядка 1300 бюджетных мест в различных ВУЗах, которые предлагают то или иное узкоспециализированное обучение в сфере GameDev. Но в любом случае, это не такой большой масштаб. Количество необходимых специалистов больше. Поэтому здесь лучше выстраивать историю, когда вы получаете базис, а потом сверху накладываете действительно профессиональное дополнительное образование.

Кто такой «хороший айтишник»? Какими навыками и компетенциями он обладает? Что знает? Что умеет? Может быть даже, какой у него склад характера, насколько он должен быть гибким?

У нас очень модно под одну гребенку всех называть айтишниками. Это и ребята, которые занимаются условно прокладкой оптоволоконной сети и магистрали, и люди из data science, ученые, которые пишут интересные статьи, разрабатывают новые крутые инструменты, облегчающие нашу жизнь сегодня.

Спектр очень большой. Важно, чтобы вы любили то, что делаете. Если мы возьмем нашу сферу программирования, она достаточно рутинная. Если вы не любите свою работу, через какое-то время вам будет недостаточно внутренней мотивации для того, чтобы качественно делать свою работу.

Вторая часть. Вы должны любить ту область, в которую приходите. В нашем случае классный лайфхак – это игры, все любят играть, и это облегчает дело. Вы вроде бы исполняете свою рутинную работу в сфере, которая вам приятна, вам нравится об этом разговаривать, вы на кухне обсуждаете, какой классный патч в игре вчера вышел, как вы где-то развалили соперников. Это крутое ощущение.

Третий аспект очень хорошего специалиста – постоянно учиться. К сожалению, чаще всего того образования, которое мы получаем, недостаточно. Мир развивается, технологии идут быстрее, чем мы успеваем замечать. Если у вас в голове стоит небольшая зарубка, которая говорит вам о том, что вы постоянно должны узнавать что-то новое и разбираться в чем-то, о чем мы вчера еще не знали, тогда у вас есть большой шанс быстро превратиться из Junior’а в Middle, а потом в Senior, а потом в еще большего руководителя, владельца студии и делать свои собственные игры.

Насколько реально войти в GameDev после 30 лет? Может ли человек переквалифицироваться из другой специальности?

Зависит от позиции. Писатель-сценарист – легко. Программист – тоже. Самая большая сложность, которую я вижу, заключается в том, что менять сферу деятельности в таком возрасте – это психологический барьер.

В этом возрасте вы достигаете определенного уровня профессионализма в том, что вы делаете, вложили туда, допустим, 10 лет, а тут вы фактически приходите конкурировать с молодыми двадцатилетними пацанами и девчонками. Вы должны осознать и принять этот факт. Если у вас не будет морального дискомфорта, то вы очень быстро вольетесь и обгоните 20-летних, потому что у вас есть необходимый десятилетний бэкграунд за спиной по тем же по софт-скиллам и коммуникациям с коллегами, которые даст вам преимущество перед молодыми. Поэтому возможности есть. Можно переходить в эту сферу и в 50 лет, просто в этом возрасте уже тяжелее искать работу. Но ограничений нет.

Как вы относитесь к онлайн-курсам? Насколько они могут помочь в переквалификации? Если да, то на что обращать внимание? Как искать?

Это как любая информация, которую вы потребляете в сети. Вам необходимо научиться ее фильтровать. К сожалению, критически подходить к анализу той информации, которую вы изучаете, собирать большое количество сторонних мнений о том или ином курсе, не вестись на яркую рекламу, заманивание и низкие цены – всему этому тоже надо учиться. Этот процесс должен быть менее эмоциональным и достаточно осознанным.

Нужно провести небольшое исследование перед тем, как выбрать тот или иной курс, потому что, как везде, есть хорошие курсы, а есть те, которые притворяются хорошими. Единственный рецепт только такой.

Я не буду сейчас перечислять, какие конкретно курсы я считаю хорошими или плохими. Это дело каждого. Тот курс, который мне не понравился, другому хорошо зайдет, исходя из его текущих навыков и знаний. Но это единственный посыл. Читайте, узнавайте о тех курсах, на которые вы хотите пойти, тогда вероятность того, что он будет хороший и нужный для вас, будет выше.

Учитывая конкуренцию с 20-летними, как людям с опытом искать работу? Отличается ли как-то этот процесс?

Все зависит от предыдущего опыта. Если вы прошли психологический барьер и можете любому нанимателю объяснить, почему вы это делаете, с чем связан ваш резкий переход в ту или иную сферу, то вы будете восприняты адекватно. У вас даже будет больше бонусов, чем у 20-летних ребят, если вас будут сравнивать.

Я не вижу тут проблем. GameDev гораздо шире, чем производство игр. Есть огромное количество околоигрового софта. А еще много околоигрового медиа. Например, киберспорт или стриминг. Прикоснуться к играм и найти то, что тебе нравится, достаточно легко, потому что сфера очень разнообразная.

Какие есть зарплатные вилки? Насколько они различаются в зависимости от направления и уровня?

GameDev имеет небольшой бонус. Это как экспорт нефти, когда у вас основные расходы в рублях, а доходы — в конвертируемой валюте. В GameDev зарплатные возможности чуть выше, чем средние возможности в любом другом IT-направлении.

Вилка по junior-позициям в среднем начинается от 70 до 120 000 рублей на сегодняшний день. Зависит от позиции. Чем более узкоспециализированная, востребованная позиция, тем вилка может быть выше.

При этом у меня был frontend-разработчик, который учился на третьем курсе института, затмил своими возможностями и количеством работы всех сеньоров, и за полгода в 2018 году вышел с зарплаты с 60 000 до 300 000 рублей. Здесь есть свобода и возможность очень хорошо заработать. Если у тебя хорошо получается, то результат виден в деньгах.

Middle – это диапазон 120-200 000 рублей и выше, а Senior идут от 300 000 рублей и дальше. Все зависит от того, насколько вы Senior, вилка может доходить до миллиона и выше.

Есть какое-то различие по направлениям?

Есть. Чем более узкая специализация, тем выше сумма.

Гейм-дизайнеры обычно получают побольше, хотя некоторые Senior-программисты получают примерно так же, как гейм-дизайнеры. Нарративщики могут чуть поменьше. Левел-дизайнеры находятся в среднем диапазоне. Все дальнейшие направления, которые дополняют игру, на среднем уровне заработка. В топе – те, кто занимаются проектами, руководители направлений, кто программирует back- и front-часть. Они получают больше всех.

Как индустрия контролирует качество тех игр, которые она создает? Есть ли какой-то – гласный или негласный – кодекс?

Всегда была негласная договоренность, что за качество игры голосует игрок. Существуют рейтинговые агентства, которые оценивают возрастной ценз, исходя из контента игры, какого возраста ребенок может получать доступ к той или иной единице контента, в этом случае к игре.

Но с точки зрения качества человек голосует рублем. Производство игр – это достаточно дорогостоящий процесс. Когда меня знакомые нефтяные миллионеры спрашивали, как им попасть в GameDev (в смысле проинвестировать), я говорю: «Честно? Лучше идите в казино, потому что там шанс выиграть гораздо выше, чем с первого раза сделать игру, которая у вас окупит те затраты, понесенные на ее производстве».

Геймеры очень требовательны и избалованы фактом того, что игр много. За активную фазу развития GameDev (последние 20-25 лет) все, что можно придумать, уже придумали, и мы видели все.

Это как с фильмами. Мы очень требовательны к тому, что потребляем. Поэтому делать плохо – значит заведомо проиграть и не заработать. Такое негласное правило существует. Каких-то государственных требований или регламентов на сегодняшний день не существует, кроме рейтинговой системы.

Геймификация образования - это тоже GameDev индустрия или это параллельная отрасль, которая занимается только своими задачами?

GameDev помогает с геймификацией образования, но неохотно идет на это, потому что в конечном итоге получается не игра, это не то, о чем они мечтали. Это первая причина. Вторая причина заключается в том, что это очень сложный процесс. Гораздо сложнее, чем сделать игру. Надо ведь сохранить баланс тех игровых элементов, которые вызывают максимальный уровень дофамина и удовольствия, которое испытывает игрок от игрового процесса. Весь смысл геймификации образования заключается в том, чтобы в более легкой форме на уровне максимального всплеска дофамина вы запоминали сложную рутинную информацию, которую обычно вам достаточно сложно запомнить. Этот баланс сохранить сложно, и надо, чтобы ребенок не путал среду, в которой он находится, а воспринимал это, в первую очередь, как образование, во вторую же очередь, как игру, и не наоборот. Если он воспринимает это как игру, то никакого образования там практически не будет. Оно будет идти очень медленно и малыми темпами. У меня был опыт работы с такими проектами. Неблагодарная работа и очень тяжелая.

Насколько GameDev действительно тяжелый труд? Какие мечты или иллюзии будут разбиты?

Давайте разделим GameDev на две части. Есть GameDev для души, и есть GameDev для бизнеса. Сейчас все говорят про новую GPT-3 модель [третье поколение алгоритма обработки языка от OpenAI – прим. ред.], натренированная на текстах, которая сейчас чуть ли не код пишет, ищет ошибки. Была новость, что 11-летний ребенок с помощью этого продукта смог создать игру. Это вот для души.

Там, где нет дедлайнов, там ничего нет. Он делал это не для заработка, а потому что хотел прикоснуться к GameDev. Мы такое называем инди-играми, созданными маленькими командами энтузиастов, которые ищут новые подходы, новые механики, пытаются что-то переизобрести.

Они это делают, потому что любят процесс и им хочется сделать что-то крутое, чтобы о них заговорили десятки миллионов пользователей. Но это очень маленькие команды. Там деньги вторичны. Все они мечтают стать миллионерами, но успех меньше процента. Пользователи даже не видят 99% таких игр, потому что поток очень большой, и качество оставляет желать лучшего, ведь хорошие игры – это уже про бизнес, там бюджеты сопоставимы с кино. Топовые игры по бюджету на производство доходят до полумиллиарда долларов.

Здесь включаются все аспекты любого крупного бизнеса с дедлайнами, с работой 24 на 7, с падением серверов на запуске, с токсичными игроками. Ты пять лет делал всю игру, а у тебя вылез кривой пиксель в ненужный момент или что-то не сработало, и ты не смог это заметить, потому что продукт огромный, тестировщики это пропустили, и ты в итоге словил волну негатива.

Яркий пример – когда запускался Cyberpunk 2077. Он выходил под сильным давлением от топ-менеджеров. При этом разработчики говорили о том, что игра не готова, она сырая, и нужно дорабатывать. Но все равно было принято решение о том, чтобы выпускать. На некоторых платформах она банально не работала. Это большой бизнес, большие деньги. Здесь без этого никак.

Кажется, что прежде чем пытаться идти в GameDev и серьезно на это настраиваться, стоит что-то поделать в нем для души, написать свою небольшую игру?

Если есть запас денег, если вы не доедаете, как мы любим шутить, последний бич-пакет на четверых в маленькой двухкомнатной квартирке, тогда действительно лучше пройти небольшой путь на этапе инди-разработчика. Но не факт, что этот опыт будет полезный.

Чаще всего, если вы подаете в действительно хорошую структуру, в профессиональную команду разработчиков игр, вы гораздо быстрее получаете нужные навыки и знания на более сложных задачах, на крупных масштабах, прогрессируете как специалист.

Кто выстреливает лучше в создании игр: те, кто играл мало и не очень в курсе всего, что существует, открыт для того, чтобы придумать что-то новое, или наоборот, те, кто играл много, знают все и пытаются найти свою нишу и придумывать то, чего еще не было?

В рамках предыдущих проектов у нас было требование – мы не брали на работу даже бухгалтера, если он не играет.

Чаще всего люди, которые создают игры, это геймеры-гики, у которых статуэтки стоят, которые одеваются в одежду своих любимых персонажей, ведут разговоры на кухне на 90% только об играх. Если вы не любите игры, вам будет некомфортно в этом коллективе. Вы будете чувствовать себя чужим. Не о чем поговорить с людьми. Вы не будете понимать больше половины их сленга. Это первый момент.

Второй момент. Наигранность очень важна. У меня есть такое правило: даже если я не прохожу конкретную игру для конца, я обязательно покупаю ее и смотрю с позиции: а) куда движутся технологии, б) отбираю для себя новые гейм-дизайнерские и гейм-левел решения для того, чтобы увидеть, хорошо это работает или плохо. У вас есть только один шанс произвести хорошее впечатление. Чем больше опыта даже с точки зрения игрока, тем выше вероятность того, что вы сделаете что-то хорошее.

Как давно вы играете?

Первую свою игру я написал в 1989 году. Я динозавр геймдева. Я не суммировал, но у меня не менее 35-40 000 часов. В одной из игр – Dota 2 – у меня 11 000 часов и 12 лет. Это мое хобби. Мне повезло, что я работаю в той сфере, которую люблю. Но играть все равно надо.

Блиц

Легко ли работать в GameDev?
Приятно.

GameDev – это труд 5/2 с 9 до 6 или как?
24/7. Вы работаете, что-то производите, а потом приходите домой и садитесь играть. У меня играют все – я, супруга, все мои дети, и это хорошо. Ты плавно перетекаешь с рабочего процесса, где ты созидаешь, в процесс, где ты потребляешь, что помогает тебе дальше созидать. Поэтому 24/7, но не так, как будто стоишь у станка 24/7.

Как войти в GameDev в 2023 году?
Искать возможность сделать мини-команды, предварительно определив для себя, кем ты хочешь быть в этой команде, получить базовое образование, и приходить в перспективе в 2023 году к нам, на наши площадки, и пробовать себя.

Можно ли стать миллионером, работая в GameDev?
Можно и миллиардером. Я всем привожу в пример вологодских братьев Игоря и Дмитрия Бухманов, которые сделали одну из крупнейших компаний в мобильных играх Playrix – она оценивалась в миллиарды долларов.

Но это долгий путь. Он шли к нему не один год, а больше 10 лет. Тут как и в любом контентном бизнесе, ваш успех зависит от настроения пользователей и стечения определенных обстоятельств, на которые вы просто не можете повлиять.
Сезон 2