Подкаст «Go учиться!» | Forbes Education

«Это прежде всего — создатель»: что значит быть бизнесменом

Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Александр Мутовин, основатель «Много лосося»
В этом выпуске третьего, совместного с X5 Group, сезона подкаста «Go учиться!» говорим о том, что значит быть предпринимателем. Каждый бизнесмен отвечает на этот вопрос по-своему, но большинство сходится в том, что это люди, создающие нечто новое. Можно ли научиться этому и подготовить себя к предпринимательству?

Если выделить что-то общее в том, как крупные предприниматели описывают свою деятельность, то в основном они говорят о том, что предприниматель — это визионер, готовый брать на себя риск. Часто звучит мысль, что научиться этому невозможно. Нужно либо быть, либо не быть.

В то же время, судя по статистике, число желающих начать бизнес уменьшается: осенью прошлого года число зарегистрированных в стране ИП и фермерских хозяйств снизилось впервые за полтора года, опустившись до минимума с января 2021 года.

Крупный бизнес столкнулся со сложностями: нарушение цепочек поставок, уход западных контрагентов, необходимость быстро переходить на новые технологии и системы преимущественно отечественной разработки и так далее.

Александр Мутовин, основатель «Много лосося», рассказывает, что только недавно начал ощущать себя предпринимателем, так как до запуска бизнеса работал в крупных компаниях и был, как он сам говорит, «корпоратом». Хотя свое дело начал пять лет назад. Сейчас бизнес вырос до оборота 4 млрд рублей, резкий подъем начался после того, как в 2021 году X5 Group выкупила 100%-ную долю «Много лосося».

Кто такой предприниматель, бизнесмен? Как ты сам себя определяешь?

На этой стадии я воспринимаю себя как предпринимателя. До этого у меня был путь корпоративного сотрудника. Я хорошо чувствую контрасты. И вот уже пять лет, как существует «Много Лосося», я чувствую себя предпринимателем.

Предприниматель для меня, прежде всего, создатель. Он создает новый бизнес. Помимо того, что появляется новая сущность на рынке, создается команда, культура, нечто, увязывающее очень много людей, работающих вместе на результат. Для меня во многом предприниматель – это проект. И вот «Лосось» стал как раз таким проектом, где из ничего, из маленькой точки в 14 метров, родилась большая компания.

Как тебе пришла идея создания бизнеса? Как вообще это приходит в голову, как рождается?

Перебирали идеи мы, наверное, с самого студенчества. Это не первый бизнес, который мы пытались сделать. Мы – это я и Яша Менделеев, мой партнер, с которым мы сделали «Много лосося».

Мы знакомы со школы и в 2008 году вместе с моим братом Ильей Мутовиным открывали тренинг-центр. Тогда мы назвали его «М3», потому что у всех фамилия начиналась на М. Прикольно, что мы стали первым клиентом купонного сервиса в России. Это был «Дарбери». Первым из сервисов, кто вообще воспользовался купонной историей, был наш тренинг-центр. Продажи взлетели, мы забили себе весь зал клиентами, было очень круто. Тогда эта тема работала. Но достаточно быстро стало понятно, что она не масштабируемая, ничего особо не сделаешь, денег не заработаешь. Мы ее продали с убытками – небольшими, но тем не менее. Продали одному из тренеров и пошли обратно заниматься корпоративной работой.

Я вернулся в консалтинг, Яша вернулся, насколько помню, в телеком. Илья вернулся в «Правмедиа», где он до этого работал. И вот нам с Яшей понадобилось порядка 10 лет корпоративной работы, перебирания идей, их обсуждения. Мы запускали какие-то MVP (минимально жизнеспособные продукты – прим. ред.). За стаканчиком очень много чего обсуждалось, что-то доходило и до тестирования. Это очень важно, чтобы все не останавливалось только на разговорах, нужно что-то брать и тестировать.

Мой брат как раз смог, он ушел из «Правмедии» году в 2011-2012. Он ушел, сделал свой бизнес, это был стартап-проект Zoon, где можно подбирать себе сервис, будь то салон красоты или медцентры. Хороший, успешный проект. Во многом опыт Ильи нас вдохновлял, что вообще можно уйти из корпорации и сделать свой проект.

Мы с Яшей тоже в какой-то момент созрели, потому что мы сильно устали от корпоративной работы, стало неинтересно.

А до этого было интересно?

Было. На самом деле, я очень благодарен этому корпоративному опыту, который остался за спиной. Было круто, успешная карьера. Я делал интересные, классные вещи. Но постепенно становилось неинтересно, произошло выгорание: в пятницу ты радуешься, а в воскресенье обламываешься – это классический цикл, который, я думаю, очень многим понятен.

При этом жаловаться не на что. У тебя большая зарплата, хорошие условия, есть даже карьерные перспективы, просто не прикольно. Совещания становятся не очень интересными, потому что ты понимаешь, что они не про результат, а про взаимодействие корпоратов, вице-президентов, еще про что-то. Очень много своеобразной бюрократии. Я время от времени смотрел, что происходит у Ильи в офисе, и как этот офис выглядит. Офис стартаперов колоссально отличается от офисов корпоратов.

В чем вот главное отличие?

Как люди представляют себе офис Google: уютное пространство, в котором хочется остаться, взаимодействовать с другими. А в офисе, несмотря на то, что мы сидели в Сити, в хорошей башне, где было дорого и красиво, не то. Можно, конечно, спуститься в «Афимолл», там поесть, что-то посмотреть. Так происходило у нас обоих – и у меня, и у Яши, хотя он работал в более «веселых» компаниях – в Uber, а потом в «Яндексе». Там поживее, но это все равно не свой стартап.

Здесь мы созрели, появилась тема. Когда мы начинали делать «темную кухню», рынок доставки очень бы тро рос. Назревала война «Яндекса» и Delivery, это означало, что они будут вкладывать деньги как в свое время в такси – там польется река, и нужно встать как на серф. Рестораны на них смотрели криво, не хотели к ним подключаться, потому что, что 35% за доставку было слишком. А мы, наоборот, пришли в «Яндекс» и Delivery и сказали: «Мы для вас будем делать все, будем вашими поставщиками. Мы, наоборот, хотим к вам, будем все делать». Они говорят: «Отлично, вставайте, развивайтесь».

К тому же, был инвестиционный хайп, потому что Кованник (00:10:43) который был в Uber, сформировал абсолютно новую отрасль, изменял такси. Все думали, что он будет делать следующим? За этим и будет будущее. А он пошел делать «темную кухню». Под презентацию поднял, по-моему, 400 миллионов долларов. Это означало, что по всему миру «темная кухня» еще поднимает деньги.

Так мы понимали, что инвестиции еще можно привлечь. Плюс, еще стоимость входа очень низкая. Мы просто купили цех на «Авито», он стоил 200 тысяч рублей, Яша выторговал его за 100 тысяч. Мы купили его в разделе «готовый бизнес», потому что надо было быстро найти точку, но чтобы рядом других суши-мест не было. Это было умирающее место в торце пятиэтажки рядом с магазином «Много цветов», по иронии. Буквально 14 квадратных метров, облицованных страшным кафелем, поэтому стоимость входа была очень низкая, просто чтобы протестировать эту идею. А раз рынок растущий, стоимость входа низкая, то масштабирование очень быстрое – это все, что нужно для венчурного проекта. Ты можешь показать экспоненциальный рост. И, как известно, друзья-инвесторы приходят на выручку, и мы росли очень быстро.

У вас был прямо предпринимательский «зуд»? Можно ли его считать профессиональным признаком?

Да, то есть ты постоянно смотришь, ты гуляешь или скроллишь «Авито» и думаешь: «Эти ребята сделали такой крутой бизнес. Это же просто гениально». «Авито» — вообще один из крутейших бизнесов в России. У нас просто сошлись все звезды, и так, собственно говоря, появился «Лосось».

Зачем делать бизнес?

Говоря в целом о предпринимательстве, важно понимать, чем оно отличается от корпоративной работы. Ты играешь совершенно на других ставках. Здесь, может быть, много дано, но, как Библии, за много дано много спрашивается. У тебя огромная ответственность, огромная поляна выбора решений. И надо быть готовым и облажаться, и остаться ни с чем. Большая амплитуда: как в очень хорошую сторону, так и в очень плохую.

Была ли у вас подушка безопасности? Как вы страховались с точки зрения обеспечения себя, своей семьи и всего остального?

Мы оба были успешные корпораты, поэтому, во-первых, наработали определенную подушку. Во-вторых, мы немножко разделили историю. В первый год мы договорились, что Яша выйдет из «Яндекса», я еще дорабатаю в «Никеле», а все свободное время буду посвящать «Лососю» — в выходные, после работы. Бывало, сядешь в машину, приедешь все еще в костюмчике, где-то даже заказ отвезешь, если нужно. То есть я участвовал очень плотно, и это позволило сгладить переход. С семьями тоже договорились, и надо отдать должное женам, что они нас поддержали. Не было такого: «Как же так, ты столько строил карьеру, в смысле ты уйдешь?» Это был очень большой дроп, потому что ты вместо 25-го этажа «Меркурия» обнаруживаешь себя в подвале гостиницы на Ленинградском рынке — без окон, без всего — в каком-то чулане, на старом грязном диване, и ты сидишь там с ноутом, что-то делаешь. Контраст был колоссальный. И понятно, что первое время никакой зарплаты мы себе не начисляли. Бизнес был с большой верой в будущее.

Что было круче: запускаться или продолжать? Нет ли выгорания, или тот предпринимательский зуд еще сохраняется?

Хороший вопрос. Это точно две разные стадии по ощущениям. И все сильно зависит от того, насколько у тебя успешный бизнес на второй стадии. Вот сейчас я максимально кайфую и от текущей стадии, и, конечно, с удовольствием вспоминаю первые времена, когда было сложнее и страшнее. Сейчас, несмотря на то, что этот бизнес больше не наш, все 100% мы продали X5 Retail Group, предпринимательское отношение, ощущение осталось. У нас есть полная свобода в том, что мы делаем, и ты постоянно хочешь в этом зуде, думаешь, что еще можно было бы сделать. Каждый день мы обсуждаем гипотезы, что сделать, чтобы вырасти и стать лучше. Может, бахнем оффлайн ресторан «Много лосося», где подается лосось, а люди пьют саке.

Я сейчас был в Японии, посмотрел, как там все это происходит. И это же так круто. Я теперь фанат саке, просто очень хочется его привезти в Москву и позволить людям открыть его для себя. Многие иностранные вещи мы делаем их по-русски. Японец не поймет, что это японская кухня, у них свои особенности. Они вообще мало едят роллов. Лосось у них – вторичная рыба. Основная же — это тунец, блюфин [тихоокеанский голубой тунец — прим. ред.], и это безумно вкусная штука. Блюфина очень мало в Москве. У нас вот еллоуфин [желтоперый тунец — прим. ред.] — это обычный тунец. Он неплохой, но все-таки сильно другой. Другой рис. У нас рис делают всегда заметно слаще, чем у них. Вот в таких деталях все сильно отличается.

Возвращаясь к вариантам. Ты постоянно ходишь в поиске, думаешь, что еще прикольного можно сделать. Может, виртуальный бренд открыть. И это круто, зуд у нас остался. Мы постоянно смотрим по сторонам, что можно сделать, что ляжет на эти рельсы, по которым сегодня едет «Лосось». Именно как бизнес.

Маленький стартап — это как лодочка. Она суперманевренная, везде разворачивается. Ты становишься больше, как корабль, и угол поворота у тебя сильно увеличивается. Сейчас я уже это чувствую. Поэтому что-то поменять порой становится сложно. Иногда возникает уже толстовское отношение к вещам. Помните, как у Толстого в «Войне и мире», когда он описывал отношение к Кутузову? Что все, война уже пошла, битва происходит, сейчас просто ждем.

То есть ты уже понимаешь, что какие-то вещи поменять будет трудно, но сверху добавить новые проекты, пилоты можно. Этим заниматься очень интересно, и это то, что продолжает драйвить.

Почему лосось? Откуда появилась эта идея?

Просто на кухне просто родилась, как водится, идея. С бизнес-моделью «темной кухни» все было понятно. Можно было просто выбрать, какой бренд на ней делать. Тут сложились два обстоятельства. Первое: я сам очень большой фанат лосося, всегда заказываю в ресторанах еду с лососем. И я подозревал, что я не один такой, а на самом деле таких людей много. Люди часто заказывают блюда и визуально оценивают, сколько в нем лосося. Например, берешь сэндвич с лососем и думаешь: «Ну, понятно, пожалели». И мне хотелось как раз сделать такой продукт, чтобы лосось был хорошего качества.

Это пришло от космоса, изнутри, от сердца. Теперь от ума: нужен хороший баланс, лососевая еда чаще всего холодная, что очень удобно в доставке. Бургеры — суперкапризная еда, чтобы ее возить. Ирония судьбы заключается в том, что бургеры и картошка фри все равно занимают максимум в доставке, потому что никто не может победить KFC и «Макдак», несмотря на то что они самые капризные именно для доставки. Пицца тоже остывает. Короче, роллы, поке, и другие подобные штуки для доставки подходят идеально. Зима, лето — ты все довезешь, все будет огонь, не порушится структура.

Плюс, у лосося еще очень узкая матрица продуктов — это то, из чего ты делаешь. Авокадо, киноа, огурец, рис, лосось, бобы — я всего десяток продуктов назову, их которых могу сделать просто огромное количество блюд. Такая узкая матрица позволяет обеспечить быструю проходимость и свежесть продукта. Взяв аргументы от сердца и от ума, получилось, что все идеально складывается.

Насколько сложно вам работать вместе с Яшей? Как у вас складывается взаимодействие? Кто из вас генератор идей? Кто исполнитель? Какие у вас роли?

Пока сюда ехал, думал об истории про вашу «Тандемократию», про наш тандем. Надо сказать, что вопрос непростой оказался. Я видел классические тандемы у других ребят, где сразу видно, вот этот — космонавт, а этот — операционист, он приземляет первого. Один без другого просто не сможет.

У нас не могу сказать, что такое есть, потому что нам очень нравится пообсуждать идеи вместе. Чаще всего мы играем в роли. Один взлетает, другой его приземляет. Бывает, что наоборот. Мы такие любители друг друга покритиковать в хорошем смысле. Отсюда рождается интересный совместный продукт. Я благодарен судьбе, что Яша есть, что мы с ним вместе делали этот проект. Я думаю, что он не последний. И вообще, мне кажется, здорово начинать бизнес именно с партнером. Сильно проще.

Вы взяли эти роли и друг друга мотивируете. Когда ты делаешь один, начинаешь сам с собой договариваться, что ты устал, или еще что-то, а когда видишь, что второй тоже пашет, то это мотивирует вместе сделать что-то классное.

Есть ли какие-то способы узнать, подходит тебе человек как партнер по бизнесу или нет?

Хороший вопрос. У меня готовой теории нет. Это скорее ощущение, насколько на одном языке вы говорите. Я с другими партнерами бизнес не делал, но даже с точки зрения сотрудников ясно: если ты говоришь с ними на одном языке, то чаще всего все нормально получается. Это не значит, что вы должны одинаково думать об одних и тех же вещах. Речь про общую структуру мышления, про подход к мышлению. Если вы на одной волне, то все будет нормально получаться. Если нет, то практика показывает, что ничего хорошего не срастется.

То есть это такие условия, когда вам не нужно искать компромисс, он находится сам собой?

Именно, вы обязательно будете находить компромиссы, но тебе должно нравиться, как человек мыслит. Это вовсе не значит, что он должен думать так же, как ты.

Одновременно его способность услышать, аргументировать свои мысли — это чертовски важно, с такими людьми у нас получается работать, именно таких руководителей мы себе выбираем.

Вы сами собеседуете людей в команду?

Обязательно. У нас такой подход, что себе в команду руководители, конечно, выбирают сами, мы туда не лезем, потому что это его ответственность, его команда. Если нужно посоветоваться, или человек просто хочет, чтобы мы посмотрели на кандидата, дали свое мнение, тогда мы оба собеседуем. Но мы не говорим: «Этого нанимай, этого не нанимай», то есть мы полностью делегируем эту задач непосредственным руководителям.

Что у вас с выгоранием? Как ты мотивируешь себя двигаться дальше?

Мне кажется, когда у тебя кайфовая работа, ты несильно устаешь. Работа должна быть такой, чтобы ты как будто бы никогда не работал. У меня она такая.

А жена что говорит?

Она очень рада за меня. У меня нет такого, что я пропадаю на работе все время. Это очень плохой признак, если ты упахиваешься на работе, это означает, что что-то построено не так, либо бизнес идет не так. Когда дело идет не так, все становится все сильно иначе.

С Яшей вы могли бы в разные стороны пойти?

Да. Если бы бизнес шел не так, мы бы пошли в разные стороны. Мы много уже проходили сложных этапов, «Лосось» попадал в разные ситуации, и порой бывало грустно. Вот здесь мы прошли проверку нашего тандема.

Снова про выгорание. Если ты делаешь кайфовую работу, тебе все нравится, она тебя будет заряжать. Это не значит, что не надо отдыхать. Я езжу отдыхать, занимаюсь спортом, еще какими-то вещами. Но все в балансе. Общая форма звучит так: для всего, что тебе не нравится, ты находишь тех, кто это будет делать, и желательно, чтобы им это нравилось. Не просто на кого-то сваливаешь, а находишь людей, которым нравится с бумажками сидеть. Я, честно говоря, ненавижу бюрократию. Меня просто от нее трясет, а есть люди, которым это нравится. И это идеально. Мне нравится мой свободный график. Я могу выделить себе деньги, вообще убрать все встречи, просто посвятить себя чтению книг и обдумыванию чего-нибудь.

Должен ли предприниматель быть лидером? Насколько это важно? Какими качествами или навыками необходимо обладать для того, чтобы надеяться на успех?

Лидерство — суперважная штука. В успешную организацию без лидера я верю слабо, точнее верю, что с лидером она была бы еще сильнее. Руководитель должен быть лидером. И основная здесь задача — это зажигать команду, направлять, задавать ей основные принципы, а дальше выращивать лидеров под собой. Вот это то, что делает хороший лидер. В идевле у него должно быть не много последователей, а много лидеров под ним. Нельзя угнетать других людей, их надо взращивать.

Меня это очень радует, когда человек под нами растет как лидер, у него есть своя команда, для нее он является основным руководителем. Мы с Яшей сами эти же пути проходили — желания все контролировать, все знать и так далее, до полного делегирования.

Как вы сами учились? Методом проб и ошибок?

Это такая осознанность. Ты замечаешь: «Так, сейчас я что-то делаю не то». Ты все время пытаешься идти к формуле, как Генри Форд говорил, что ты нанимаешь людей, чтобы они тебе говорили, что делать, а не наоборот. Ты больше слушаешь, бьешь себя по рукам, порой даешь право на ошибку.

Это самое больное, что может быть, когда ты видишь, что руководитель в каком-то направлении очень хочет что-то сделать, верит в это, а ты понимаешь, что так делать неправильно. Бывало такое, и я понимал, что пусть лучше он это сделает. Возможно, и я ошибаюсь, кто знает. По факту, проходит месяц-полтора, он признает, что все-таки зря мы это делали. Урок усвоен, иы этого делать больше не будем. Но это больно, ведь ты понимаешь, что это был поворот не туда, сколько денег потеряли.. Но это, по факту, стоимость обучения того человека, ты ему как бы оплатили тренинг.

Ведению бизнеса можно научить? Как ты относишься к бизнес-образованию?

Я думаю, оно не повредит. Но не то, чтобы это было точно: ты пошел, научился и и сразу залез в списки Forbes. Или написал бизнес-план с помощью ChatGPT. С MBA общая рекомендация: всегда идти туда уже после того, как ты что-то попытался сделать, когда приобрел какой-то опыт. Все должно быть в связке с практикой. Точно на чужих ошибках можно чему-то научиться. Но я сомневаюсь, что образование радикально что-то изменит.

Насколько на вас с Яшей повлиял тот факт, что вы теперь — часть X5 Retail Group? Насколько X5 Retail Group влияет на «Много лосося»? Как такая сделка вообще могла прийти в голову

Это была выигрышная для обеих сторон ситуация. И корпорация решала свои задачи, и мы изначально были нацелены на то, что рано или поздно нас приобретет стратегический инвестор. Так строятся венчурные проекты — рано или поздно они уходят под стратегического инвестора. И так как здесь во многом X5 Retail Group приобретала не просто «темную кухню», а команду, которая будет реализовывать проект, у нее всегда оставалась альтернатива. Можно нанять людей и делать то же самое, только это долго. Можно нанять команду, у которой уже хорошо получается, и гораздо быстрее зайти в эту гонку. Вот они пошли по второму пути. Чтобы все работало, команда должна сохраниться в правильном уровне автономности. У нас остался свой офис, но вот учет, например, X5 Retail Group интегрировал свой. Но это во благо, иначе бы обоз начал отставать. То был трудоемкий 2021 год, когда состоялась сделка. Дальше все поехало красиво. Мы с ними обсудили цели: если мы движемся в верном направлении, в наши внутренние процессы никто не залезает. Мы не нарушаем общие принципы — бизнес, этические, конкурентные. В таких условиях нам дают возможность творить, созидать, развиваться. Это суперкомфортно.

Вы с Яшей учились вместе? Где вы учились? Где ты добирал необходимые знания и навыки, когда открыл собственный бизнес?

Мы с Яшей учились не вместе, хоть мы и знакомы со школы. Он учился в десятой, а я в четвертой. Он учился в Красноярске. Разница в возрасте у нас всего пара лет. Школы рядом стояли. Он потом еще учился в университете в Красноярске, я не помню точно в каком. Я же уехал после школы в Москву, в Высшую школу экономики. Я тот редкий человек, который работает по профилю, потому что я учился на менеджменте.

То есть «корочка» помогла?

Хороший вопрос. Вообще про Вышку забавно: ты встречаешь много людей оттуда, говоришь, что с менеджмента, а они такие: «А, с менеджмента, понятно». Я уже к этому привык. Но уверен, что за 20 лет, что прошли с момента моего поступления, там много чего поменялось. Там готовили специалистов широкого профиля, но узких возможностей. Мы всему учились понемногу: немножко про финансовый менеджмент знали, немножко про эконометрику, немножко про социологию, немножко про психологию.

Я был подкованный. Знаете, как дворян раньше учили, что про все могу рассказать, любую тему в разговоре поддержать. Поэтому, когда я вышел из Вышки и пошел в консалтинг, в первые же дни мне объяснили, что я ничего не знаю. Надо было очень быстро учиться. Я занимался этим в боевых условиях. Просто работал с утра до ночи, зачастую без выходных. Это про выгорание. Но это была колоссальная школа. Год за три. И оно того стоило. Вообще ни капли не жалею. Очень полезный опыт.

В итоге, на мой широкий кругозор наложились нужные функции. Там же я освоил финмоделирование, что надолго стало моим кредо. В финмоделировании я достиг, нескромно прозвучит, но больших высот. Потом я пришел в «Росатом» и моделировал им все: я полностью отвечал за финансовую модель всей корпорации — добыча урана, захоронение ядерного топлива. Моделировал, что будет.

Потом я перешел в «Норникель» и занимался тем же самым. Отвечал за всю его модель. Отстроил, с нуля собрал. Когда ты привыкаешь, что у тебя в Excel все время миллиарды долларов, а тут, в «Лососе» всего лишь тысячи рублей, смешно становится.

Ты уже заработал миллион?

«Лосось» ушел за 400 миллионов. Это был хороший опыт, и в корпорации он мне потом пригодился. Было много взаимодействия. Прямо начинаешь понимать, как они работают. Это все в том числе помогало потом в переговорах с людьми с разным бэкграундом.

Ты учился финансам, инвестициям?

В консалтинге, можно сказать, что да.

Какие сейчас есть направления подготовки, набор дисциплин, которыми обязательно надо овладеть во время учебы в вузе, чтобы потом проще было становиться предпринимателем?

С точки зрения заведения, руку на пульсе я не держу, но думаю, что МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ, РЭШ наверняка все еще лучшие в своей категории.

Часть факультетов – менеджмент, бизнес-информатика — связаны так или иначе с IT, программированием, дизайном. Это то, что позволяет влиться в современные тренды. Проектное управление, кстати, как направление обучения, тоже очень хорошая штука — там тебе ставят голову, объясняют, как что работает. Это для тех, кто заканчивает школу или учиться в университете и только начинает.

Тем, кто уже работает и хочет что-то свое делать, важно поменять свою работу на приближенную к бизнесу. Например, в «Авито», «Яндекск», Mail, «ВКонтакте» есть много классной проектной работы, которая сделает вас ближе к бизнесу, к пониманию того, как что работает, потому что они трудятся небольшими командами над разными задачами. Ты можешь, например, пойти в «Яндекс.Еду» и поднять там какую-нибудь отдельную категорию, а по пути много чему научишься.

Плюс, это выводит тебя в другое сообщество по общению. Если ты работаешь в условной «Мост-Рест», ты вряд ли там будешь приближен к стартаперам. У меня когда я вышел из «Норникеля», сеть социальных контактов расширилась колоссально.

Твой прошлый, наработанный нетворкинг сработал на тебя, или пришлось его пересобирать?

Прошлый сработал только в части поиска инвестиций. Но в части компетенций, которые были нужны, практически все заново пересобирали. Я смотрю на коллег из «Яндекса», «Авито» и прочих — они во всей этой истории варятся, им гораздо ближе. «Профи», кстати, тоже классное место, куда можно пойти. Я вижу, что они делают там с молодыми ребятами, как взращивают их, какие возможности им дают. И такие работы служат отличныс мостиком.

В X5 Retail Group тоже очень много разных возможностей подразделений — тот же «Чижик», который сейчас растет, колоссальный проект, который может просто взорвать . Мне кажется, в плане опыта там очень круто. В плане обучения могу посоветовать: не знаете, что делать после универа, — идите в консалтинг. Это очень правильная таблетка, она подставит голову.

Как попасть в консалтинг?

Садитесь, все лето решаете бизнес-кейсы, из интернета, нанимаете себе тренера, который поможет поступить в консалтинг, решать задачки, они говорят, какие кейсы спрашивают, начиная с классики: почему канализационный люк круглый? — это легендарная задачка консалтинга. Я понял, что я никогда об этом не задумывался, вопрос из разряда: «Почему небо синее?». Или, например, сколько шпал в России?

Так вот люк круглый, например, потому что квадратный может упасть по диагонали, если вы ее неаккуратно поднимете, а круглый в себя провалиться не может. Сейчас уже, на самом деле, задачки давать не модно, но все может быть Чаще дают бизнес-кейсы и задачи, например, рассказать, что можно сделать из коровы — вплоть до того, что можно сделать со шкурой, с хвостом, копытами. Так они просто пытаются понять, насколько широко ты можешь мыслить. Ты скажешь: мясо, молоко, что еще? Надо шире.

Какие топ-3 совета ты бы дал тем, кто хочет делать бизнес?

Во-первых, обязательно делайте. Мне кажется, даже в рамках того, что происходит, все равно есть много возможностей. «Чижик» сейчас хорошо растет, «Подружка», другие проекты. Коллеги в Екатеринбурге делают что-то типа «Вкусвилла» — «Жизньмарт» называется магазин, он тоже классно растет. Проектов до сих пор много, они могут ориентироваться на определенные тренды.

Я думаю, если вы пытаетесь найти оправдание, почему не делать,наверное, тогда лучше не делайте. Не надо выжимать из себя это. Идея должна вас драйвить, должна быть интересной. Совсем не обязательно делать проект, который изменит мир. На Таганке я познакомился с девчонками, которые делают «Пироги номер один» — это тоже супербизнес, очень довольны, все хорошо. И они прошли через огонь, воду и медные трубы, и сейчас все классно, зарабатывают. Тоже начинали с ничего.

Значит, нужно не бояться ошибаться, не боятся потерять что-то?

Если вам на уровне сердца и ума показалось, что идея классная, есть ряд бесплатных способов ее потестить, начиная с CustDev [Customer Development, то есть исследования потребностей клиента с помощью глубинных интервью — прим. ред.]. Вот вы думаете, что у людей есть такая-то боль, придумали, как ее решить, дальше вы идете, разговариваете с людьми. И они такие говорят: «Да, прикольная штука была бы». Дальше MVP (Minimal Viable Product, минимально жизнеспособный продукт), то есть ты пытаешься минимальными средствами запустить свой продукт. Зачастую даже иногда с фейком — когда ты создаешь сайт с определенной услугой, а на самом деле ее нет. То есть люди оставляют заявку, ты говоришь спасибо, она скоро появится. Прямо проверяешь, сколько людей ее кликнет, например. Таким образом ты тестируешь, нужно это вообще или нет.

Будет очень большой ошибой думать, что их продукт по-любому и прямо сейчас всем нужен. В колоссально малом проценте что-то получается сразу из такого подхода.

Блиц

Легко ли быть предпринимателем?
Нет, но приятно. Как будто у тебя есть крылья.

Какой график у предпринимателя? Стараешься ли ты придерживаться режима 5/2? Какой у тебя work-life balance?
Когда ты начинаешь, никаких 5/2 у тебя нет. У предпринимателей есть шутка, что это способ работать не 40 часов, а 80. Вначале ты просто работаешь все время, и у тебя постоянный конфликт, что в любой час, когда ты отдыхаешь, ты мог бы сделать еще это и вот это. Это очень трудный период.

Сейчас я в формате все-таки 5/2, сбалансированный график, когда все равно бывают встречи на выходных, могут быть созвоны, даже я сам иногда инициирую, потому что хочется какие-то вещи обсудить и не откладывать на понедельник. Общий принцип таков, что со всеми руководителями подо мной у меня всегда есть еженедельные встречи один на один, где ты просто синхронизируешься по тому, что происходит, по их задачам, даешь и берешь обратную связь. Это обязательно, и такие встречи занимают примерно 50% времени.

Вторые 50% времени я занимаюсь чем хочу: могу углубиться в какую-то проблему, задачу, могу провести дополнительные встречи. Если я ничего не хочу, могу ничего не делать. Потому что бывает, что проще себе позволить ничего не делать в этот день, но зато точно классно провести следующий день, заряжено, чем из себя выжимать: раз мы сидим на работе, должны поработать. Потом неизбежно приходит это желание, и ты сидишь до ночи и что-то прикольное делаешь.

Бывает такое, что ты сам на доставку, например, выходишь, чтобы что-то протестировать?
Обязательно, раз в квартал я беру сумку, случайным образом выбираю точку, приезжаю туда, доставляю, или могу поработать сборщиком, чтобы, опять же, внутри почувствовать процессы, поговорить с командой на месте, получить обратную связь. Кстати, колоссально крутая штука, я всегда возвращаюсь с озарением. Еще ни разу не было такого, чтобы я пришел обратно и ничего нового не узнал. Мы называем это «спускаться в трюм». И команду тоже просим этим заниматься, называем это «осень в полях», или другой сезон «в полях». Сейчас будет «весна в полях».

Сколько миллионов можно заработать, если ты предприниматель?
Коллеги, ну, вы же из Forbes, вы все знаете. Очень много.

Бизнес – это про деньги?
Не только. Если бизнес только про деньги, то что-то не так. Тогда, скорее всего, ты будешь уставать или еще что-то не то делать. Хотя есть люди, которых мотивируют именно деньги. Мне ближе и понятнее подход баланса, когда это и про деньги, и про удовольствие, когда ты создаешь что-то классное, получаешь удовольствие от самого процесса созидания, если оно получается.
Сезон 3