Подкаст «Go учиться!» | Forbes Education

Полное погружение: кто и как создает дополненную и виртуальную реальность

Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Марианна Алпатова, преподаватель кафедры Информатики и информационных технологий, руководитель профильных образовательных программ Московского политеха

В этом выпуске говорим о сферах и профессиях будущего. Обсуждаем VR- и AR-технологии: кто их создает, как там проектируются целые миры и какие навыки нужны, чтобы стать архитектором виртуальных вселенных.

Технологии виртуальной и дополненной реальности перестали быть диковинной новинкой: их уже несколько лет применяют в образовании, медицине, строительстве. Более того, специалисты уже не разделяют VR и AR, а вместе со смешанной реальностью называют всю сферу XR из-за их тесного переплетения.

Более того, уже появляются образовательные программы, которые готовят XR-специалистов. Среди необходимых навыков прежде всего программирование: пока работа с виртуальной реальностью мало чем отличается, например, от разработки видеоигр.

Вместе с тем, развитие XR тормозится дороговизной технической части — необходимые шлемы и очки стоят дорого даже для бизнеса, а большинство простых пользователей могут только мечтать о них, и им остается только следить за выходом новинок и развитием индустрии. Хотя есть и энтузиасты, которых ничто не остановит.

И часто именно они выступают в роли тех, кто в итоге двигает сферу вперед. Чтобы инициативы таких людей не остались незамеченными, в X5 Group совместно с ФРИИ создали программу X5 Idea Challenge. Она позволяет сотрудникам реализовывать глобальные идеи и программы, которые раньше внедряли только топ-менеджеры. Подробнее об этом говорим в выпуске.

А также отвечаем на вопросы: когда XR-технологии придут в каждый дом, действительно ли человечество рано или поздно полностью погрузится в виртуальную реальность, о чем пишут фантасты и как будет выглядеть мир, когда мы сможем посмотреть на него через AR-очки?

Обсуждаем это с преподавателем кафедры Информатики и информационных технологий, руководитель профильных образовательных программ Московского политеха Марианной Алпатовой.

Что такое VR? Есть очки, шлемы, но на этом познания большинства заканчиваются. Насколько они далеки от истины?

Мы в профессиональной среде привыкли объяснять разницу между виртуальной и дополненной реальностью следующим образом. Виртуальная реальность – это когда мы берем человека и полностью погружаем его в отрисованный виртуальный мир. В дополненной реальности мы, наоборот, оставляем человека в том мире, в котором он привык существовать, и просто дополняем его какими-то виртуальными объектами и цифровым контентом.

Сколько бы мы ни пытались объяснить эту разницу, обычные пользователи все равно продолжают путаться. Если раньше это вызывало некоторую улыбку, то сейчас уже кажется, что надо посмотреть на эти технологии совершенно с другой стороны, с концепции, что действительно в них общего, почему людям так трудно понимать разницу.

Как ни удивительно, оказалось, что эти две технологии с точки зрения программного обеспечения абсолютно идентичны. Сейчас мы перешли на единый стандарт по разработке и виртуальной, и дополненной реальности. Разница осталась только в том, как много мы хотим сохранить от физического мира, и как много мы хотим привнести туда виртуального. В целом, разницы, пожалуй, уже никакой.

Мы даже назвали это отдельной аббревиатурой, которая все чаще звучит в СМИ и профессиональной среде – XR. Раньше у нас был и AR, VR, к нему подмешивался еще MR – mixed reality (смешанная реальность). Когда стало понятно, что этих реальностей накопилось слишком много, мы решили придумать аббревиатуру XR, где X – не какое-то конкретное слово, а как переменная в математике, куда можно подставить совершенно любую реальность, и получится то же самое. Стандарт, про который я говорю, называется Open XR, поэтому сейчас все делается идентично.

Раз все идет рука об руку и друг друга дополняет, куда это тогда движется, насколько однонаправленно развивается? Я чуть-чуть переформулирую. Одинаковые ли задачи решают разные реальности внутри X-реальности?

Кажется, что одинаковые. Мы все еще привыкли это разделять. Но это разделение скорее вызвано hardware-ной составляющей, «железом», аппаратурой, потому что сейчас она разная: одна – для VR, и совершенно другая – для AR. Хотя тоже можно заметить, что в шлемы виртуальной реальности добавляют видеопоток с камеры, и вроде бы получается опять дополненная реальность. Аналогично телефоны, которые сейчас у нас используются как инструмент дополненной реальности, вроде бы могут и в VR. Оно тоже начинает как-то пересекаться.

Но зоны ответственности пока разные. Не зря изначально все студии делились, что одни больше занимаются этим, а другие занимаются другим. VR больше всего захватил игровую индустрию. Еще она используется в различного рода тренажерах, когда человека нужно целиком погрузить в другую атмосферу и убедиться, что он сможет там, в первую очередь, безопасно чему-то обучаться, без вреда для здоровья, но при этом в абсолютно полном погружении.

Например, если это водитель какого-то транспорта, который должен ездить по взлетной полосе в аэропорту, чтобы он сначала отработал, выучил маршруты, безопаснее его сначала погрузить в виртуальную реальность, там все показать, чтобы он привык, и дальше все будет хорошо.

Дополненная реальность захватывает образовательную сферу, но немного в другом контексте. Это в меньшей степени игровая форма и в большей степени альтернативный способ подачи информации. Человек внезапно начинает все видеть трехмерным. Это захватывает его мозг, вызывает очень сильные эмоции, и восприимчивость действительно сильно увеличивается. То, что он не мог воспринять двухмерно с презентации или из текста в книжке, вдруг внезапно его осеняет, и когда начинают проверять тестами остаточные знания, они составляют почти 90% или даже 100%, настолько этот человек себя погружает и так легко усваивает. Это, можно сказать, как безлактозное молоко.

Почему так происходит?

Судя по результатам исследований, трехмерный контент активирует такие участки нашего мозга, которые не активируются привычным двухмерным. Трехмерное мышление нам не так привычно.

Вроде мы взаимодействуем с трехмерными объектами – такими же, как мы сами, но информацию воспринимаем плоско. Этот момент особенно очевиден, когда ты даешь человеку приложение с дополненной реальностью. Вроде бы он остался в своей среде, но у него на столе теперь стоит виртуальный стакан. Так как человек видит его все еще через плоский экран телефона, он не понимает, что может теперь приблизиться к этому стакану, рассмотреть его с разных сторон. Человек замирает в ступоре и не знает, что ему дальше делать, хотя перед ним сейчас весь виртуальный мир, и с ним можно точно так же взаимодействовать. Хочется преодолеть, в первую очередь, этот барьер в сознании людей.

В вопросе «железа» очков и шлема виртуальной реальности есть ощущение, что овчинка не стоит выделки. Цена у них высокая, а контента внутри мало. Насколько заградительным еще остается вопрос «железа»?

Это фундаментальный вопрос, который нам как человечеству осталось решить, потому что дальше проблема развивается по цепочке. Если нет достойного «железа», которое может нам все это показывать так, чтобы человеку было комфортно, и это был не маленький экранчик, которого хватает на 30 минут, а потом разряжается, а что-то нормальное, то без этого невозможно сделать тот контент, который мы бы хотели.

Около месяца назад появился трейлер фильма «Аватар-2», который должен скоро выйти. Я помню, что Кэмерон очень долго откладывал выход даже первого «Аватара», потому что у него была конкретная задумка, и без 3D-технологии кинотеатров он не мог ее реализовать. Это было бы не то. Здесь есть похожий момент. Вроде бы в плане задумки и программного обеспечения понятно, что нужно сделать, чтобы было хорошо, а физических и технологических возможностей не существует.

То, что уже получилось сделать, сложно в производстве, поэтому оно дорого. А раз так, значит, не каждый может купить и воспользоваться им. Раз целевая аудитория не настолько обширна, значит, не может быть в большом количестве студий, которые могли бы создавать контент. Так оно и идет по замкнутому кругу, поэтому получается такая сложная ситуация.

Более того, из-за технологического несовершенства постоянно сталкиваешься либо с вопросом «А зачем вообще все это?», либо «Блин, это же неудобно. Я не стал бы этим пользоваться каждый день, потому что я устал, я держу руки уже 10 минут, вожу телефоном. Мне так не нравится. Я так не буду». Барьер, который невозможно преодолеть, пока мы не получим хорошее «железо», которое все это решит.

Мы сами очень хотим очки. Может быть, мы хотим это даже больше, чем сами пользователи, потому что мы фонтанируем идеями, прямо хочется покорить и изменить весь мир. Но увы, пока ждем.

Что эти технологии могут нам дать, помимо развлечений, чтобы мы могли это потрогать?

Про тренировки прикладных навыков обсудили. Что это может быть для школ и университетов? Могут быть какие-то виртуальные экспонаты, начиная с банальных опытов по химии с интересными последствиями, и заканчивая чем-то уже более серьезным.

Например, если это университет и какая-то сложная профессия, связанная с очень умными, дорогими машинами, – скажем, полиграфическими, они действительно очень большие и емкие, – как подготовить человека к производству, к работе на заводе с этими машинами, если их нет физически? Насколько было бы проще создать виртуальную модель и показать на ней, какие кнопочки нажимаются, как происходят все процессы, и тогда человек чувствовал бы себя увереннее.

Также у меня был такой пример из профессиональной сферы. К нам обратились ребята, который продавали школам большие глобусы, но было непонятно, что с ними делать, поэтому они шли плохо. Тут нам пришла в голову идея поверх глобусов отрисовывать реальное расположение спутников в текущий момент времени, все их орбиты, как они строятся, как меняются, если начать переставлять какие-то их параметры. Также там были магнитные поля Земли и прочий образовательный контент.

И все это через планшет. Пока у нас нет очков дополненной реальности. Но и через планшет можно видеть, как это все работает в трехмерном виде. Отображается все один в один: если спутник сейчас летит над Москвой, значит, он и здесь на глобусе будет лететь над Москвой. Я знаю, что в школах занимаются запуском собственных спутников, сейчас это не такая запредельная тема. Маленькие спутнички, но все же. Школьникам может быть важно отслеживать, когда будет следующий сеанс связи с их детищем.

Музеи очень интересуются этим делом. Можно дополнить их контент разные вещами, в том числе образовательными. Как правило, мы хотим заинтересовать детей. Именно образование детей – самая насущная тема. Нельзя, чтобы им было скучно. Им надо как-то через хитрые пути вложить знания.

У нас был музей, который попросил создать им собственного музейного персонажа Домовенка. Он водит детей по разным местам этого музея, рассказывает, что там происходит, а потом сам ведет викторину, которую они проходят, используя полученные знания. Можно вспомнить много подобных примеров. Это действительно уже используется и правда помогает.

Движемся ли мы в сторону тотального трехмерного образования? Если информация в таком виде легче и правильнее усваивается, значит, ее всю надо давать подобным образом, или здесь есть свои ограничения?

Я не могу придумать ограничения, почему нам нужно было бы где-то снижать эту мерность. Более того, есть еще один тонкий момент, который мне кажется очень важным. Если говорить в плоскости цифровой трансформации, которая сейчас является еще одной популярной темой, в том числе и в России, эксперты ожидают, что приблизительно к 2050-2060 году скорость распространения информации достигнет своего пика.

Что это означает? Если где-то что-то произошло, то буквально в течение одной секунды весь мир уже будет в курсе. Если мы действительно, рано или поздно, столкнемся с таким потоком информации, мало того, что ее будет много, она к тому же будет мгновенной, и нам ничего не остается, как увеличивать мерность своего восприятия, чтобы оставаться в этом контексте. Иначе нас снесет этими информационными потоками, если мы не будем ментально к этому готовы. Это как увеличить собственную пропускную способность, чтобы не свихнуться.

Как человечеству надо к этому готовиться?

Я об этом размышляла: что делать, если эти очки так и не получится создать? Ведь это действительно очень сложный технологический процесс. Они должны быть легкие, должны подходить анатомически к любому лицу. А у всех разное расстояние между глазами. Люди, которые носят очки, знают, что это всегда очень индивидуальная история.

Более того, они должны быть высокопроизводительными. Там должен быть аккумулятор, который бы работал, как минимум, восемь часов, чтобы покрывать наш рабочий день, а желательно, и больше. При этом они не должны накрываться, иначе мы останемся без лица.

Это серьезная проблема. Сейчас даже если телефон начинает работать с AR и VR приложением, он нагревается до состояния, когда на нем можно жарить яичницу. Это происходит за первые минуты пользования и очень напрягает, особенно если устройство надо надевать на себя.

Так как это действительно очень сложно, я предполагала, что, может быть, мы переступим этот этап и, простите за страшный пример с «Черным зеркалом», нам будет проще вставить имплант, который будет генерировать изображение и отправлять его сразу в мозг, чем пытаться решить эту проблему какими-то аксессуарами.

Как чипы Neuralink. Они хотят попробовать помочь обездвиженным людям взаимодействовать с другими людьми вести какую-то социальную жизнь. Даже если эти люди не могут печатать, щелкать мышкой, еще что-то, чтобы они могли подавать импульсы мозгом компьютеру, и тот понимал, что от него хотят.

В целом, я как программист сама все время мечтаю, как бы мне лежать на диване и просто подавать компьютеру идею: «Так, напиши мне, пожалуйста, чтобы этот объект пошел туда», «Пожалуйста, передай мне сюда», «Вон то запрограммируй сюда», «Тут вставь такой алгоритм». Было бы шикарно.

Но пока это невозможно?

Есть разработка от GitHub, которая называется Copilot. Она не про нейропрограммирование, но построена по принципу, когда ты у себя в программе, где делаешь другие программы, пишешь словами какую-то идею: «Я хочу, чтобы объект подвинулся на 10 м вперед». Copilot где-то у себя шуршит, находит образец кода, который выполняет эту операцию, и сразу вставляет его тебе в программу. Это пример более высокоуровневого программирования, на уровне идей, а не конкретных алгоритмических действий.

В течение какого времени станет понятно, идем мы в XR через аксессуары или через чипы? Или придется придумать что-то другое?

Хороший вопрос. Мне трудно на него ответить. Сейчас ждем, что покажет Apple. Они уже несколько лет держат интригу, говорят: «Мы у себя что-то такое в подвале изобрели, но пока никому не покажем».

У нас есть предположение, что все айфоны, которые они создавали последние годы и позиционировали для режиссеров – мол, смотрите, можно снимать фильмы, и почти не будет отличаться от профессиональной камеры, – это на самом деле прикрытие. Они разрабатывают очень мощный аппарат, который может рендерить картинку в высоком разрешении, он достаточно производительный для этого. Это и будет основным мозгом для подобного аксессуара, чтобы показывать дополненную виртуальную реальность.

Как было с первыми Apple Watch. Они сейчас сами по себе компьютер, а первая версия, есть не ошибаюсь, работала именно как дополнение к телефону. Телефон обо всем думал, а на часы только выдавал результат. К тому же, это должно было решить проблему с легковесностью и нагревом. Если у тебя на голове не происходит никаких вычислительных операций, тогда и рисков тоже нет.

Как вкатиться в XR-сферу, когда она станет доступнее? Что делать, если у тебя есть идеи? Есть ли какая-то траектория? Где учиться?

Если учиться, то бакалаврская программа для всех есть только у нас, в Московском Политехе. Я каждый раз перепроверяю эту информацию, но пока, к сожалению, ни у кого больше не нашла. Есть еще магистерская программа в Казани, в их главном университете.

Все остальное – это коммерческие вузы. Там будет негосударственное образование. Также можно пройти курсы, их сейчас предлагают различные онлайн образовательные площадки. Если уже есть базовое образование программиста, то можно получить дополнительную компетенцию. Скорее всего, вы справитесь без проблем.

По поводу разработки. Если есть желание внедрить что-то в образовательный или производственный процесс, в маркетинг, то тогда здесь путь решения точно такой же, как если бы вы решали любую другую IT-задачу – нужно найти студию, которая этим занимается, описать свою проблему, и дальше вместе придумать, как ее решить.

Как называются профессии в сфере XR-технологий? Кем можно работать? Как называются эти направления деятельности?

Как ни странно, никакого особенного названия у них нет. Все еще есть разработчик (программист), и у него есть дополнительная компетенция или профиль, связанный именно с работой с AR/VR. Но это все равно программист.

Так или иначе, над итоговым продуктом работает множество людей. Не только программисты. Это художники, дизайнеры, те же самые проджект-менеджеры. IT-команда вся та же самая. Просто у нее есть знания, как работать именно с этой особенной технологией, которая есть не у всех.

Это больше техническая история? Гуманитариям там пока особо делать нечего, только если рисовать как художники-дизайнеры?

Чем гуманитарии обычно занимаются в IT-компаниях? Все равно есть юристы, прожект-менеджеры, просто менеджеры, HR. Это все те же самые люди, просто со своей спецификой. Поэтому я бы не ставила тут высоких планок и барьеров, что это знания только для избранных. Нет, все то же самое. Главное, чтобы вам нравилась сама предметная область. Если вы себя в ней видите, вам хочется в это вкладываться и продвигать это, пожалуйста, для любого найдется место.

Какими навыками, кроме знаний, надо обладать? Креативное мышление, эмпатия, умение работать в команде?

Я бы акцентировала внимание на пространственном мышлении. Дело в том, что очень многое приходится делать и программировать интуитивно. Я объясню, почему. Когда я создаю трехмерный контент, располагаю его в виртуальном пространстве на компьютере, я не могу до конца знать, как это будет отыгрываться непосредственно на шлеме или на телефоне. Мне надо сначала собрать и посмотреть, оно работает так, как я задумала, или нет.

Пока я пишу, сидя за компьютером, за тремя мониторами, я, к сожалению, не все могу предугадать, и основываюсь исключительно на опыте. Поэтому, если я не совсем хорошо понимаю векторную математику, у меня плохо работает пространственное мышление, то могут быть сложности.

Недавно был проект. У нас был заказчик из Челябинска. Им нужно было в парке, посвященном Второй мировой войне, развернуть целый марш – солдаты, танки, все в реальном размере. Здорово. Только они в Челябинске, а я нахожусь в Москве. Мне на расстоянии, без личного тестирования очень сложно учесть геометрию пространства и все правильно расположить, чтобы выглядело реалистично.

Тут как в геймдеве, в игровой индустрии. Когда ты – большая студия, которая разрабатывает так называемые triple-A, у тебя очень большой состав команды. Там есть отдельные люди, отвечающие за звук, за логику, за скриптинг, и так далее. Но если мы возьмем большинство студий маленького и среднего размера, там, как правило, это один и тот же человек. Здесь то же самое. Если мы берем очень большую компанию, которая занимается множеством проектов или очень крупными проектами, скорее всего, там выделится отдельная профессия.

Хотя в моем представлении архитектор виртуальной реальности – это, скорее, продвинутый дизайнер. Он все еще специалист по UX, по пользовательскому взаимодействию, только уже работает с трехмерным контентом и думает, как правильно его расположить, чтобы этим удобно было пользоваться и можно было естественным образом взаимодействовать.

С точки зрения процесса разработки, эта сфера наиболее близка геймдеву. Но не всегда это именно игра. Это может быть и серьезное бизнес-приложение без развлекательного характера. Так как ты все равно имеешь дело с трехмерными объектами, взаимодействуешь с ними, у тебя интерактив, получается, что с программой точки зрения это все одно и то же.

Каким образом защитить себя и своих детей от неправильного, некорректного контента внутри XR? Если эти технологии приходят в образование, кто и как тестирует то, что происходит внутри, и каким образом это воздействует на психику ребенка?

В отличие от пресловутого 25-го кадра, в XR все видно. Это реальность, которая существуют. Она ничем не отличается от нашей, только качеством картинки и широтой воображения того, что ты видишь и того, что там может оказаться. Но в остальном это все видимые вещи. Их можно проверить. Ты можешь надеть очки и посмотреть, во что человек играет, сама походить. Поэтому я здесь не вижу такой опасности. Все на виду.

Эти опасения понятны, и им уделяется пристальное внимание. Но тут надо сделать разделение. Во-первых, что 2D-контент, который нам уже привычен, что 3D-контент – они здесь ничем не отличаются. И там, и здесь можно заложить какие-то деструктивные программы.

Сейчас это решается через юридические вещи. Я как разработчик перед тем, как опубликовать свое приложение, обязательно прохожу очень длинный опросник. И в нем отвечаю на две основные вещи. Во-первых, какие данные я собираю у пользователя, что я с ними делаю. Если я их отправляю, то куда и зачем. Это если вкратце.

Вторая часть: что за контент есть в моем приложении. Есть ли там насилие, азартные игры, алкоголь, табак, еще какие-то страшные вещи. Если все это есть, то как много? Может ли пользователь сам создавать какой-то контент в моем приложении, как в песочнице?

Все эти ответы формируют итоговый возрастной рейтинг. Когда человек скачивает это приложение, он видит маркировку: 12+, 16+, 18+. Для каждой страны своя раскладка. Если родитель переживает за своего маленького ребенка, то всегда надо помнить, что сейчас в современных операционных системах есть родительский контроль.

У нас доходило до того, что чуть ли не в нативный код влезали, смотрели, какие сетевые запросы отправляются, и потом разворачивали: «Нет, мы видим, что кто-то что-то шлет. Детское приложение, так нельзя». Ты сидишь и бьешься, думаешь – да кто же там все это шлет? Я ведь сам этого не делал. Мы как разработчики, бывает, даже сами не в курсе, что там может что-то такое происходить. Мы добавили библиотеку, которая решает некоторые вопросы, а она, оказывается, вон какими страстями занимается. Поэтому родительский контроль должен работать. Тогда ребенок не будет видеть приложения, которые старше, чем его возраст, и ему не будут показывать контент, который пока не предназначен для него. Все должно быть достаточно мило и с розовыми пони. Если человек постарше, то тут он сам принимает решение, что для него хорошо, а что плохо. Но это естественный процесс.

Каким вам видится будущее XR? Если оно будет дальше мощно развиваться, появятся гаджеты, грозит ли нам полное погружение в иной, созданный рукотворно мир и отказ от чего-то здесь?

Лично мне не хотелось бы, чтобы все шло по такому сценарию. Для меня это очень похоже на алкоголизм, когда не нравится все, что происходит в физическом мире, поэтому я сбегу и больше не буду здесь присутствовать. Какая-то антиутопия.

Точно скажу, что это не то, ради чего я сама стараюсь в профессиональной деятельности и продвигаю тему дополненной виртуальной реальности, разрабатываю какие-то приложения. Я пытаюсь продвигать такую идею, как я ее называю на иностранный лад, data-providing. Это когда у нас есть определенные информационные слои, которые накладываются на физическую реальность, и таким образом помогают нам быстрее решать какие-то проблемы.

Например, я подхожу к остановке, и мне очки сразу показывают расписание автобусов. Я обратил внимание на интересующую меня вещь, и мне сразу показали, где ее купить и почем. Я не успел еще задуматься о каком-то вопросе, мне сразу рассказали, как его решить, что это такое, с чем это едят, куда мне идти.

Все эти информационные слои будут делиться по категориям. Захотел развлекательный контент – включил развлекательный слой, захотел навигацию – включил навигационный слой. Таким образом, ты это все мешаешь в зависимости от своих текущих задач.

Я верю в то, что мобильные операторы сменятся на таких дата-провайдеров. Если очки и гарнитуры заменят телефоны, то они просто будут обеспечивать информационный поток под наш контекст, который у нас происходит.

Какая страна самая передовая с точки зрения XR-технологий? Где они внедрены в большое количество учреждений, сфер жизни?

Скорее всего, США, потому что там бóльшая часть всех вакансий, самые высокие зарплаты, люди психологически больше всего готовы к внедрению этих технологий. Все, кто этим занимаются, смотрят на рынок США, потому что там сейчас можно начать раскручивать это дело.

Хотела еще добавить к слову об антиутопиях. Не знаю, согласитесь со мной или нет, но у меня есть ощущение, что современный человек почему-то сам очень любит больше нагнетать драмы. Если раньше была стандартная история – happy end, у всех все хорошо, то сейчас людям нужно больше эмоций. Поэтому, когда происходят какие-то трагедии, драмы, внезапно умирает кто-то из приглянувшихся, уже привычных героев или еще что-то, нас это определенным образом заряжает. Если сейчас и пишутся какие-то мрачные произведения, то, может быть, просто потому что они лучше продаются и заходят, а не потому что мы все к этому идем.

Блиц

Легко ли работать с ХR?
Нелегко, но очень интересно. Нелегко, потому что, как я уже ранее сказала, не могу заранее знать конечный результат того, что я создаю. Нужно постоянно смотреть на практике, встал контент, куда надо, или не встал, и что с ним происходит. Интересно, потому что задачи, которые приходят, никогда не повторяются. Я погрузилась уже во столько предметных областей, создавая ХR-приложения то для одних, то для других, что реально не приходится скучать.

В каком графике и режиме проходит работа с ХR? Это может быть стандартная пятидневка с 9 до 6 или это полное погружение 24/7?
Так же, как и в любой другой IT-студии, как у других программистов. Здесь никакой разницы. Кранчи тоже бывают.

Как стать специалистом по ХR в 2023 году?
Получать базовое IT-образование и начать знакомиться с самими технологиями, пробовать. Если вам действительно это нравится, вас это захватывает, тогда получать дополнительные компетенции и профили любым понравившимся вам способом или сразу пойти учиться в Политех, если совсем уверены. И делать, как всегда. Никаких других способов, особенно в программировании, не существует. У нас теория – это очень зыбкая вещь. Пока не начинаешь создавать ручками, ничего особо не выйдет.

Можно ли стать миллионером, работая с ХR?
Почему нет? Зарплаты, наверное, даже выше, чем у обычного программиста, потому что это дополнительная компетенция, которую ты доучил, и можешь решать большее количество задач. Плюс дополненная виртуальная реальность будет плотно связана с машинным обучением и искусственным интеллектом – как мозг и глаза. Какие зарплаты сейчас в машинном обучении, многие знают. Они на порядок выше, чем у обычных программистов. Поэтому, если это все сольется в экстазе, должно быть очень вкусно.
Сезон 2