Подкаст «Go учиться!» | Forbes Education

На 180 градусов: как бывший госслужащий после онлайн-курсов возглавил IT-проект

Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Тимур Марокко, руководитель проекта в «Газпромбанк Лизинг»

В этой серии подкаста «Go учиться!» говорим о личном опыте поиска работы и смене специальности. На этот раз мы нашли человека, который, закончив академию МЧС, а затем работая в сфере ЖКХ, решил уйти в IT, — и у него получилось.

В этом выпуске продолжим говорить о наболевшем — о смене профессии. Как говорят исследования «Работы.ру», за последние пять лет половина россиян хотя бы раз меняла свою профессиональную деятельность, каждый четвертый человек сменил сферу несколько раз.

Однако не все готовятся к таким перемещениям заранее. Большинство респондентов, перешедших на новую работу, получили необходимые навыки уже на месте, без предварительной подготовки.

Интересно, что почти половина людей, планирующих сменить сферу деятельности в ближайшее время, не уверены в необходимости прохождения специальных курсов. Тем не менее большинство тех, кто решил подготовиться к новой профессии, выбирают курсы повышения квалификации. Треть опрошенных предпочитают онлайн-университеты или чтение профессиональной литературы.

Однако есть и те, кто использует более нестандартные методы обучения, такие как просмотр обучающих видео в TikTok или на YouTube. А к онлайн-курсам в обществе в целом неоднозначное отношение: многие считают, что они неэффективны и получить место после них невозможно, тем более если ты менял специальность и попытался с нуля зайти в IT-сферу.

Возникает вопрос: кто здесь прав, какие знания действительно необходимы и где их можно получить?

Мы решили поговорить с тем, кто смог успешно сменить профессию и «вкатиться в IT». Тимур Марокко прошел курс «Яндекс Практикума». Это сервис онлайн-образования, который помогает получить профессию в IT-сфере, например в области анализа данных, дизайна и программирования.

Тимуру удалось после обучения занять высокую должность — руководителя проекта отдела развития информационных систем Управления экономической безопасности «Газпромбанк Лизинг». И он лишь один из 8500 выпускников «Практикума». Узнать о доступных программах подробнее можно по ссылке.

С чего все начиналось, где вы работали, какое у вас базовое образование?

В 2013 году я окончил Академию МЧС России. Я еще спасатель, но без профессионального опыта, поэтому по данной стезе я не выбрал свой путь развития. Учился я по специальности «государственное муниципальное управление», поэтому я менеджер. После выпуска пошел работать в одну из управ района Москвы. Поработав в управе 3,5 года, я начал искать дальнейшие точки роста в других организациях. Все эти организации были связаны с темой жилищно-коммунального хозяйства. В мои обязанности входила подготовка ответов на обращения граждан – это работа с жалобами, с недовольными жителями.

Сейчас, конечно, это кажется уже таким далеким, нереальным. Но на тот момент я горел идеей навести порядок в ЖКХ. Вернусь немного назад, расскажу, как у меня зарождалась идея о том, что IT – это мое призвание, та сфера, в которой я хочу реализоваться. Когда я учился в институте, у нас были курсы по высшей математике. Мне не нравилось решать всякие матрицы, транспортные задачи, они требовали много писать от руки, показывать варианты решения. Тогда я решил этот процесс автоматизировать. В интернете не было подходящих вариантов, все сайты выдавали какие-то готовые результаты, а нужно было показывать пошагово, как решается задача. Поэтому я в Excel создал небольшие шаблоны под разные варианты этих задач, и по шагам их расписал. Оставалось только подставлять цифры, и Excel сама все рассчитывала. Тогда я понял, что автоматизация процессов мне интересна.

Когда я знакомился с сайтами, меня стали привлекать сами сайты – как они устроены, как работают. Я начал читать. В итоге, к концу курса я уже прочитал достаточно литературы, имел представление о том, как они создаются, работают внутри, даже практиковался немного. Но это уже был выпускной, я писал диплом, и понимал, что мне нужно после института либо идти на работу, получать опыт по новой специальности, либо менять специальность. В итоге, я не решился сделать такой шаг, пошел по своей специальности, устроился на государственную гражданскую службу.

Когда я работал, эта мысль меня не отпускала. Думаю, всем знакомо такое навязчивое чувство, которая сидит [в голове]. Хочется реализовать, что-то сделать, и вроде как находятся какие-то оправдания. У меня такое чувство было, я с ним жил. Когда я работал, я получал опыт, и в свободное время еще пытался дальше изучить, как устроены сайты, даже стали появляться первые заказы на них.

Поясню, что сделать обычный сайт достаточно легко. Достаточно изучить верстку, разместить это в интернете, и текст, красиво оформленный специальными тегами, будет выглядеть красиво и смотреться как сайт. Но появляется вопрос, когда пользователю на сайте нужно нажать на кнопку, заполнить какую-то форму, то есть когда появляется какая-то интерактивность, нужно взаимодействовать с этим контентом, информацией. Здесь уже начинается то программирование в классическом понимании, которое мы привыкли видеть.

Когда я понял, что здесь я упираюсь в некий барьер, потому что навыки самого программирования мне неизвестны. Я начал читать литературу и понял, что этому нужно уделять больше времени, чем требуется. Я старался тратить на это свое свободное время, но оно тоже заканчивалось. Опять встал выбор, уже во второй раз: либо мне нужно как-то в ущерб работе, карьере, заниматься больше делом, которое мне нравится, но которое еще не будет приносить мне доход, либо продолжать свои устремления в сфере ЖКХ.

Там вы не автоматизировали работу в сфере обращения граждан?

Эта сфера достаточно специфичная, монолитная, неповоротливая. В рамках своих компетенций я пытался это сделать. Моя работа была автоматизирована, я все время старался использовать какие-то эффективные приемы, методы. Я думаю, меня там оценили как ценного сотрудника. Но раскрыть полностью свой потенциал я там не мог. Я это чувствовал, и эта мысль не давала мне покоя.

Что же вы делали? Как решили: оставаться в ЖКХ, идти в спасатели, или в разработчики?

Все строилось на терпении, я работал и терпел. Но я думаю, многие с таким сталкиваются. Я был еще молодой, амбициозный. Мои родители, как и все старшее поколение, конечно же, рекомендовали стабильную оплачиваемую работу,с возможностью роста. Но почему-то скорость этого роста меня не совсем устраивала. Поэтому, спустя 7,5 лет такого терпения, побывав на разных должностях, и даже имея на некоторых позициях людей в подчинении, наступила пандемия. Удаленка, я понял все прелести, о которых рассказывают про программистов – по крайней мере, есть такое стереотипное представление – когда имеется возможность работать из любой точки мира. Я понял, что с удаленки я не хочу возвращаться обратно к жалобам, что если не сейчас, то, наверное, никогда я уже не смогу решиться на смену профессии.

Я пошел в интернет, начал смотреть, как я могу переквалифицироваться. Попробовал сначала проверить теорию о том, что самостоятельно смогу это сделать, но с момента выпуска до пандемии прошло уже практически восемь лет, за это время технологии шагнули далеко вперед. Я понял, что самостоятельное изучение займет у меня достаточно долгий промежуток времени, и не будет гарантии, что все получится, приведет к какому-то результату, к смене профессии. А самоучкой мне не хотелось быть. Мне хотелось получить квалификацию и работать по-новому. Поэтому я начал искать, прежде всего, вузы, которые преподают, но здесь я упирался в долгосрочные программы по заочному обучению. Тогда мне попались рекламы онлайн-школ на 2020 год. На тот момент они еще не были на такой трендовой волне. В 2021-м все школы начали…

Сравнивая программы, сроки, цены, я выбрал «Яндекс.Практикум». Их программа показалась достаточно фундаментальной, по продолжительности – не короткой, но и не длинной, по цене тоже все устраивало. Привлек их базовый тренажер. Можно было сначала пройти небольшое тестирование, понять для себя, в какое направление разработки [лучше пойти]. Это про поиск в глубину, внутрь себя. Тогда я решился, выбрал курс по веб-разработке длительностью 10 месяцев, полностью онлайн.

Был ли у вас азарт, что вы делаете что-то новое, какое-то вдохновение?

Да, и в то же время было волнительно. Такое, не страшное, а именно волнующее состояние внутреннее, открытость к чему-то новому, интерес. С такими чувствами я начал проходить курсы. Первые модули, в основном, касались того, о чем я уже говорил, – это верстка, поэтому они мне давались довольно легко. Я думал, как классно, я знаю треть программы, я практически программист.

И вдруг реальность вас настигла?

Да. У «Яндекс» даже есть отдельный модуль на тему «асфальтореальности», когда начинается блок программирования, где они рассказывают, что на самом деле все не так радостно, но реально. Программирование мне давалось достаточно трудно. У меня гуманитарный склад ума. На данный момент я не могу однозначно сказать, какой у меня склад ума, но на тот момент я имел гуманитарное образование – русский язык, история, литература, и работа менеджером все-таки оставляет отпечаток.

Что было самым сложным в освоении технической специальности? Какие моменты, навыки, области знания давались тяжелее всего?

Тяжелее всего, на самом деле, давалось все. Недаром это называется «язык программирования». Я сейчас сравниваю их с обычными иностранными языками. Это полноценный язык общения с компьютером. Они бывают разные. Но этот язык строго формализированный, типизированный. Пришлось сознание свое менять. Новая информация, новые вещи, о которых ты раньше не имел никакого представления, а теперь тебе рассказывают, что это какая-то переменная функция, различные типы, массивы.

Математика вас догнала?

На самом деле, удивительно, что в программировании не так уж много этой математики. Возможно, в прикладной. Я выбрал курс по веб-разработке сайтов, поэтому математики там не было много. Она достаточно базового уровня, который дается в школе и вузах по любым специальностям. Поэтому математика здесь не сыграла существенной роли. А вот само понимание языка действительно усложнило жизнь студента.

Насколько сложно было учиться дома?

Сам курс называется «потоком», на моем потоке было 200 студентов. Нас разделили на четыре группы, создали в различных мессенджерах чаты, представили наставников. Здесь, благодаря поддержке «Яндекса» и активного вовлечения студента в учебный процесс, я не чувствовал себя одиночкой, который учится, читая статьи, или еще что-то еще. У «Яндекса» достаточно интерактивный тренажер.

Читаешь сначала теорию, потом закрепляешь на практике, и после прохождения какого-то модуля – это кусочек темы, который проходят студенты – студентам назначается проектная работа по типу курсовой, небольшое практическое задание, которое они выполняют – верстают сайт, потом программируют. Эти работы проверяются так называемыми code review – это специальные люди, которые уже имеют опыт в программировании, обладают экспертными навыками, и способны оценить качество кода.

За счет этого я бы не сказал, что программа абстрактная. Я чувствовал себя действительно в классе так же, как на уроках, у нас были вебинары, на любые вопросы дается поддержка. При этом, нас учат правильно задавать вопрос, что немаловажно, озвучивать проблему, как я ее пытался решить, какие, на мой взгляд, возможные решения имеются. Студенты и кураторы не давали прямого ответа, но всегда подсказывали, куда мне посмотреть, в какую сторону, такие наводящие ответы. Это еще больше углубляет знания, которые дает «Практикум».

Какой у вас был язык программирования?

JavaScript. Полностью веб-разработка.

Как вам удалось после обучения найти работу? Какие подходы вы использовали? С какой реакцией работодателей столкнулись?

Я столкнулся с двумя вариантами стереотипного мышления. Сам «Яндекс.Практикум» достаточно плавно начинает подводить студента к тому, чтобы искать новую работу по новой специальности. Ближе к концу обучения студенту, выполняющему дипломную работу, становится доступен блок «Карьерный трек».

Туда приходит HR от «Яндекс.Практикум», учит студентов правильно составлять резюме. Там прорабатываются вопросы, что говорить о причинах смены профессии, как указывать предыдущий опыт работы. Это немаловажные вопросы. Таким образом, мы составляем резюме, отвечаем, там дается тестирование, моделируется собеседование. Я помню, как было необходимо записывать небольшую самопрезентацию на видео, то есть, была проработка каких-то страхов, закрытостей.

И уже к выпуску, имея диплом на руках, можно размещать резюме, откликаться на открытые вакансии. Некоторые студенты находили работу и во время обучения. Начинали искать, наверное, уже после экватора, то есть середины программы, когда основная, фундаментальная, базовая часть была усвоена. Но таких единицы, основной поток – все-таки уже после выпуска.

Какие обычно ищут позиции? Джуниорские, совсем младшие? Или есть амбиции попробовать куда-то в мидлы пробраться? Есть ли какие-то тестирования со стороны компаний?

Наверное, необходимо устраиваться по тому направлению разработки, на который учился. Языков программирования достаточно много, они разнообразны, обширны, поэтому нужно искать так называемый соответствующий стек.

Как это было со мной – если кратко, то приведу воронку. Я откликнулся на 228 вакансий. Из них я получил 37 прямых отказов, что они готовы рассмотреть мое резюме позже. Остальные проигнорировали. Всего восемь были готовы со мной пообщаться. Значит, восемь тестовых заданий, которые я решил. Из восьми всего два собеседования. Из этих двух я получил один офер.

Это очень распространенная практика – считать свою статистику, чтобы потом, может быть, ею хвастаться. Но весьма интересно было, а еще очень волнительно. Я понимал, что, если не найду работу, мне придется что-то придумывать, потому что я не хотел возвращаться обратно в старую сферу, так как считал, что достиг потолка и не имел возможности развиваться. Были бы возможности – может быть, все сложилось бы по-другому.

Я помню, как на первом собеседовании – это был созвон по Skype – было очень волнительно. Мне задавали вопросы, касаемые разработки. Сейчас я вспоминаю, что на большинство вопросов я не ответил. Когда мой будущий начальник чуть со стула не падал от моих ответов, я тогда не понимал, а сейчас я его прекрасно понимаю. Но спасибо ему, что дал мне шанс. После собеседования мне дали еще одно тестовое.

Здесь я, наверное, поделюсь советом будущим соискателям по моей специальности. Я спросил, сколько у меня есть времени на выполнение тестового задания, на что мой начальник ответил, что вот представьте: вы приходите в магазин, и там продаются кроссовки по акции, по супернизкой цене. Вы подойдете спрашивать, сколько у вас есть времени подумать выкупить эти кроссовки? Ответ был очевиден.

Обращаюсь к студентам-соискателям: чем быстрее вы будет выполнять тестовое задание, тем выше шанс, что вы первый будете оценены, и вам будет предложен офер. Поэтому ничего не ждите, берите инициативу в свои руки, выполняйте тестовое задание.

Насколько легко вам дались тестовые задания?

Тестовые давались достаточно трудно. В самом «Яндекс.Практикуме» продолжительное время ведется большая работа над одним проектом, потом выполняется дипломная работа, и два месяца выполняется одна работа. А когда мне предлагали выполнить восемь тестовых, они были на разную тематику. Где-то нужно было составить документацию, где-то – написать тесты, разработать модули, где-то – логические задачи.

Именно обширность вопросов немного приводит к растерянности. Все-таки после десяти месяцев есть знания, но они не такие обширные, они не дают большого кругозора на предметную область. Поэтому нужно непривычно быстро переключать свое внимание, искать в интернете информацию о том, как делается на практике какой-то модуль, блок, или еще что-то. К последним двум тестовым я уже понимал, что нужно быстро ориентироваться в Google. Но сам процесс написания кода тоже требует механической выработки, когда нужно одно дело делать несколько раз подряд, чтобы это отложилось и довелось хотя бы до полуавтоматизма.

Что показалось самым сложным этапом на курсах? Есть ли общие проблемные моменты?

Самым сложным периодом обучения мне показалась середина, экватор. В «Яндекс.Практикуме» это объектно-ориентированное программирование, и очень много студентов либо переходят на поток старше, берут академический отпуск, потому что не справляются с нагрузкой, которая на тот момент возлагается на студента. Он тяжел не только теоретической частью, но и психологической. На моем примере расскажу, что я многого на тот момент не понимал, и по группе я видел, что у многих сокурсников было очень много непонимания, в целом, всего происходящего.

Очень важно не сорваться, не сдаться, всеми силами перейти, перешагнуть через этот экватор. По моим ощущениям, тогда у меня и у моих одногруппников начало складываться понимание того, что все начинает получаться, дверца в новую профессию, в новую специальность начинает открываться. Поэтому советую всем доходить до конца, даже если кажется, что это не ваше. Такие мысли меня очень часто посещали в экватор. Здесь мотивация заканчивается, и, по большому счету, нужно просто следовать своей цели.

Чем вы занимаетесь на новой работе? Какие задачи перед вами стоят? Как коллеги к вам относятся, тем более что вы руководитель?

Уточню, что я работаю в «Газпромбанк Лизинг», это отдельная организация, на позиции руководителя проекта отдела развития информационных систем и правления экономической безопасности. Отмечу, что это не совсем обычный отдел IT, в привычном понимании слова.

На наш отдел возложена весьма нетривиальная задача по автоматизации бизнес-процессов, которые выполняют сотрудники службы безопасности. Наша организация входит в группу компаний.
Раньше в компании специалисту по безопасности приходилось тратить много времени на сбор и обработки информации вручную. Мы готовим этот проект, чтобы автоматизировать процесс сбора и анализа информации, благодаря чему на данный момент у нас разработана MVP-версия, и время на решение одной задачи сократилось на 70%.

То есть на вашем текущем месте весь предыдущий опыт, по сути, сошелся: МЧС, госуправление, работа с информацией и автоматизация всего, что плохо работает и занимает много времени. И, конечно же, разработка.

Да, именно так. Я на текущем месте работы занимаюсь не только разработкой, но еще и администрированием.

Нанимаете ли вы людей из «Практикума»?

Нет, я такими полномочиями не обладаю. Но отмечу, что работодатель открыт к вопросу о повышении квалификации, поэтому можно пройти курсы от того же «Яндекс.Практикума», повысить свою квалификацию, пройти курсы по менеджменту проекта, например.

Сферу деятельности менять больше не собираетесь?

На данный момент нет, сферу деятельности менять не планирую. Сейчас я ощущаю, что полностью раскрываю свой потенциал и получаю удовольствие от каждого рабочего дня. Это действительно искренне. Я вспоминаю те дни, которые я проживал до этого, и понимаю, что не зря было потрачено время, не зря столько усилий я приложил к тому, чтобы это свершилось.

Но очень важна поддержка окружающих, поэтому мои родители меня очень сильно поддержали в этом вопросе, супруга поддерживает. Не нужно искать одобрения, но надо, чтобы окружение поддерживало.

Во сколько лет вы начали переобучаться, и сколько вам сейчас?

На данный момент мне 31 год. Начал я с 28 лет. Возраст играет существенную роль. В процессе обучения в «Яндексе» я стал понимать, что время все-таки упущено. Реальность такова, что время идет, и повернуть вспять его нельзя. На протяжении всех этих лет я каждый день изучаю новое, каждый день тренируюсь, программирую, и этот процесс, я так понимаю, продлится еще достаточно долго.

Отмечу, что для того, чтобы появилось профессиональное понимание разработки, нужно года три, и это только начальное понимание. И надо еще очень много практиковаться. Помимо учебников, теории, нужно программировать, программировать, и снова программировать. На первой работе времени было побольше, и я параллельно с другими ребятами кооперировался, мы делали различные коммерческие проекты. Бывало, что по 14-15 часов в день необходимо программировать.

И еще из рубрики советов. Не нужно размышлять, нужно брать и делать, программировать. Я являюсь старшим студентом в «Яндекс.Практикуме», помогаю обучающимся с ответами на вопросы. Очень много студентов задаются вопросом, что делать. Я всегда говорю, что берите и делайте хоть что-то. Очень важно именно набивать руку на своих личных проектах, так называемых pet-проектах. Во-первых, кругозор расширяется, во-вторых, это ускоряет получение навыков разработки.

Многие студенты подолгу думают, какой де проект им выбрать, на какую тему, а что из этого будет. Берите маленькие проекты, программируйте, доводите их до конца, и приступайте к следующим. Так, шаг за шагом, освоите все технологии, которые требует рынок.

Поделюсь историей о том, как меня взяли. На предыдущих местах работы я параллельно делал свое приложение, которое мне удалось коммерциализировать. На данный момент оно на поддержке, потому что я не занимаюсь его развитием. Это приложение для кондитеров. Проблема заключается в том, что много кондитеров являются самозанятыми, им негде вести учет своих ингредиентов, рецептов, доходов. Многие пишут на бумажках, в Excel ведут, в таблицах каких-то. Но минусы в том, что бумажку можно потерять, минус таблицы – привязка к компьютеру. Сейчас все-таки век мобильной разработки, поэтому я решил, что нужно оптимизировать и автоматизировать процесс, разработал сайт.

Сейчас это принято называть приложением. Приложение доступно и на планшетах, и на ноутбуках, и на телефонах, где кондитер может подсчитывать себестоимость рецептов, ингредиентов, все это анализировать. Выводится статистика, доходы-расходы, исходя из того, какие заказы были приняты.

Я указал это в своем резюме, как проект, который я смог сделать от начала до конца. На текущем месте работы отметили, что очень много кто указывает в своих резюме какие-то учебные проекты, но они либо недоступны в интернете, либо там надо что-то доделывать, а мое оказалось законченным, выполненным, которое можно посмотреть, пощупать. Поэтому совет: доводите дело до конца.

Блиц

Легко ли быть разработчиком?
Легко, если душа лежит.

Разработка – это труд 5/2, с девяти до шести? Или нечто иное?
Разработка – это образ мышления.

Можно ли стать миллионером, будучи разработчиком?
Стану – узнаю.

Легко ли быть разработчиком?
Легко, если душа лежит.

Разработка – это труд 5/2, с девяти до шести? Или нечто иное?
Разработка – это образ мышления.

Можно ли стать миллионером, будучи разработчиком?
Стану – узнаю.
Сезон 2